Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

По просьбам трудящихся статья о "противоядии"

Борьба с пикирующей бомбардировочной авиацией

Чтобы повысить меткость бомбометания и понизить эффективность огня зенитной артиллерии, особенно среднего и крупного калибра, в настоящее время в авиации всех армий усиленно культивируют бомбометание с пикирования и планирования.

Как бороться с пикирующей бомбардировочной авиацией и какими средствами? Этот вопрос является весьма актуальным, настоятельно требующим разрешения. Цель нашей статьи — дать хотя бы основные положения, которые можно вывести из имеющегося опыта.

Бомбометание с пикирования выполняется специальной авиацией, но кроме того такой метод бомбометания является основным и для истребительной авиации. Маневр самолета при этом разделяется на следующие этапы: горизонтальный полет, вход в пике, самое пикирование и выход из него. Перед началом входа в пике, чтобы потерять скорость, летчик иногда применяет «горку», в результате чего скорость с 360-400 километров в час доводится до 100-110, а затем самолет идет в пике.

Пикирование производится при углах, близких к 90°, и может продолжаться 3-8 секунд. При углах в 80° скорость в конце пикирования достигает 500 километров в час. Вследствие этого на выходе из пике машина продолжает терять высоту. Например, начав выход из пике на высоте 700 метров, летчик сумеет выравнять нормально нагруженный самолет лишь в 300 — 400 метрах от земли.

Бомбометание выполняют, как правило, отдельные самолеты с одного или разных направлений и реже — звенья. Подход к району бомбометания производится на больших и средних высотах, а снижение — на максимальной скорости, со стороны солнца или облаков.

Чтобы шире осветить тактику пикирующей бомбардировочной авиации, приведем примеры из опыта современных войн.

В Испании был случай, когда скоростные бомбардировщики мятежников подошли со стороны моря к Барселоне на высоте 7.200 метров, перешли в пике и, развив скорость более 500 километров в час, сбросили бомбы. После этого они немедленно поднялись на высоту 5.600 метров и потом с резким снижением ушли обратно. Самолеты находились под огнем зенитной артиллерии всего 16-20 секунд.

Японские пикирующие бомбардировщики, атакуя китайские войска, подходили к цели на высоте 1.500—2.000 метров, при углах в 60—70° делали короткое пике и с высоты 1.200—800 метров сбрасывали бомбы. Такой прием бомбометания практиковался при полном отсутствии истребительной авиации и зенитной артиллерии у противника.

Немецкие пикирующие бомбардировщике подходят к цели на высоте 2.500—3.000 метров и при углах пикирования в 60—85° сбрасывают бомбы с высоты в пределах 1.000 метров. Были также случаи, когда бомбардировщики типа Ю-87 подходили к цели на высоте 4.000—2.000 метров, а затем снижались путем двух или трехкратного пикирования до 2.000—1.500 метров и, наконец, переходили в прицельное пикирование при угле около 45°, сбрасывая бомбы с высоты 800—300 метров.

Следует еще обратить внимание и на такой прием пикирующей авиации. Группа в пять самолетов, из которых два были пикирующими, подходила к об’екту на высоте до 3.000 метров. Когда зенитная артиллерия открывала огонь, два самолета внезапно начинали пикировать на цель, имитируя поражение зенитным огнем. Огонь зенитчиков сосредоточивался на машинах, продолжающих высотный полет, а пикирующие самолеты в это время безнаказанно выполняли свою задачу.

Из примеров видно, что тактика нападения пикирующей бомбардировочной авиации не является стабильной и характеризуется разнообразными формами и приемами. Основные преимущества этого вида авиации — большая маневренность (а следовательно, способность противодействовать огню зенитной артиллерии) и повышенная точность бомбометания. Но наряду с этими качествами имеется и ряд слабых мест.

Когда производится бомбометание с больших высот, противовоздушная оборона не может ввести в действие свою малокалиберную артиллерию и зенитные пулеметы, а иногда и аэростаты заграждения. При атаке штурмовой авиации весьма малое противодействие могут оказать зенитная артиллерия среднего и крупного калибра и истребительная авиация. Зато в борьбе с пикирующей авиацией одновременно или последовательно могут действовать все средства противовоздушной обороны.

Рассредоточение пикирующих бомбардировщиков на звенья и отдельные самолеты делает их легкой добычей для истребителей. Когда самолет в процессе пикирования использует воздушные тормоза, истребители быстро нагоняют его и сбивают почти безнаказанно. Таким способом в бою под Аррасом 23 мая 1940 года было сбито девять германских пикирующих бомбардировщиков типа Ю-87.

Как же целесообразнее использовать различные средства противовоздушной обороны в борьбе с пикирующей авиацией противника?

Истребительная авиация. Основная ее задача — уничтожение противника. на дальних и ближних подступах к обороняемому об’екту. В случае превосходства противника в силах следует сначала сковать его строи угрозой атак, а затем при благоприятной обстановке (расстройство под
огнем зенитной артиллерии, расчленение для бомбометания) атаковать и уничтожать по частям.

Зенитная артиллерия среднего и крупного калибра должна уничтожать противника на ближних подступах и над обороняемым об’ектом. Выполнение этой задачи требует хорошей организации огня как в отношении его массирования, так и разделения по многим целям.

Группа пикирующих бомбардировщиков (эскадрилья в 9-12 самолетов), попав под воздействие огня зенитной артиллерии, немедленно попытается применить противозенитный маневр (изменение высоты, скорости и направления). Если отсутствует истребительная авиация обороны, то эта группа кроме того разделится на звенья и отдельные самолеты для бомбометания. Сложный противозенитный маневр понижает действительность огня артиллерии. При рассредоточении группы противозенитный маневр ее самолетов будет особенно эффективным, и зенитчикам придется разделить свои огонь на несколько целей. Следовательно, действительность этого огня будет еще меньше или же вовсе сведется к нулю и противник сможет выполнить задачу.

Мы считаем, что огонь зенитной артиллерии среднего и крупного калибра по группам пикирующих бомбардировщиков должен быть построен в такой последовательности. Если цель войдет в зону огня отдельных батарей, те не открывают огня, а лишь ведет «немую стрельбу». Как только цель войдет в зону огня нескольких батарей (трех-пяти), производится одновременный огневой налет в масштабе зенитной группы, который несомненно приведет противника к расстройству.

При обороне пунктов полезно устанавливать для борьбы с пикирующими самолетами одну или несколько батарей (в зависимости от величины пункта) внутри обороняемой территории, чтобы при атаках с пикирования ставить над об’ектами на высоте 1.000—1.200 метров заградительный огонь.

Малокалиберная зенитная артиллерия является основным наземным огневым средством в борьбе с пикирующей авиацией. Ее батареи и взводы устанавливаются вокруг обороняемого об’екта на удалении 500—1.000 метров. Расстояние между взводами — 800—1.000 метров.

Отдельные орудия или взводы надо расположить в центре обороняемой территории. Соображения тут такие. Во время пикирования самолет развивает значительную скорость и производит большие угловые перемещения в наклонной плоскости. Это создает трудности для стрельбы зенитных орудий, расположенных в стороне. Когда же малокалиберная зенитная пушка находится в центре об’екта, то пикирующий полет создает выгодные условия для ее стрельбы. Угловое перемещение цели в данном случав незначительно или совершенно отсутствует, линия прицеливания совпадет с линией пикирования самолета, и стрельба будет вестись, как говорят, «в лоб».

Особенно важной задачей в процессе борьбы с пикирующими самолетами является распределение целей. Следует стремиться к тому, чтобы ни одна цель не осталась необстрелянной. Вслед за первым эшелоном надо ожидать налета следующих и быть готовым к их отражению. Управляя огнем малокалиберной зенитной артиллерии, нужно исходить из таких положений: важнейшей является цель в своем секторе, находящаяся ближе к обороняемым об’ектам и на меньшей высоте; если в своем секторе цели отсутствуют, огонь сосредоточивается на целях соседнего сектора.

Зенитные пулеметы. Самая выгодная высота для сбрасывания бомб с пикирования в пределах 1.000 метров. Поскольку действительность огня зенитных пулеметов нормального калибра не превышает этой высоты, они способны бороться с пикирующими самолетами лишь в момент выхода их из пике и ухода от об’екта бомбометания. Поэтому часть зенитно-пулеметных установок выгодно иметь в центре обороняемого об’екта, размещая их на плоских крышах высотных зданий.

Огонь ручных пулеметов и винтовок. Для отражения авиации противника нужно мобилизовать все имеющиеся огневые средства. При соответствующей организации ружейно-пулеметного огня можно добиться хороших результатов против самолетов действующих на высоте 300 метров и ниже.

Аэростаты заграждения. Кроме морального воздействия на летчиков противника, аэростаты заграждения могут являться весьма эффективным средством борьбы против пикирующих бомбардировщиков. Аэростаты применяются главным образом ночью и в облачные дни. Однако полезно будет использовать аэростаты заграждения и в дневных условиях, поскольку аэростатные тросы невидимы для летчиков нападающей авиации, что не дает им возможности маневрировать.

Какой же можно сделать общий вывод из анализа действий пикирующей бомбардировочной авиации и борьбы с ней?

Пикирующие бомбардировщики, как новое боевое средство, сыграли большую роль в операциях немецких войск при разгроме Польши и Франции. Как правило, они легко справлялись с выполнением поставленных задач, если на поле боя отсутствовала истребительная авиация противника и огневое противодействие с земли было слабым. В тех же случаях, когда такой обстановки нет, пикирующая авиация несет большие потери или совершенно не применяется, что заметно, например, при нападениях германских самолетов на Лондон в настоящее время. Но, конечно, пикирующие бомбардировщики являются грозным оружием и при умелом использовании в массовом масштабе существенно будут влиять на исход сражения. Борьба с ними неотделима от общей системы противовоздушной обороны, но имеет свои особенности, что нужно всегда иметь в виду при организации противовоздушной обороны войск, об’ектов и пунктов внутри страны.

Подполковник А. РЕБРИЕВ.

Красная звезда. 1941. 29 апреля (№ 100).
Tags: 1918-1941, ВВС, Военная теория, Красная звезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments