Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Война идёт, аналитику пишут (II)

БОМБОМЕТАНИЕ С ПИКИРОВАНИЯ

Германские пикирующие бомбардировщики явились тем новым средством борьбы, которое оказалось чрезвычайно эффективным и сыграло большую роль в успехах немцев в Норвегии, Голландии, Бельгии и Франции.

Над типом пикирующего бомбардировщика работали давно (примерно с 1927 г.) почти во всех государствах, особенно в США, а в последние годы в Германии.

Все возрастающая мощность зенитного огни заставляет бомбардировочную авиацию повышать высоту и скорость полета. Но это сопряжено с понижением вероятности попадания бомб в цель. Бомбометание с 5 000 м и выше по целям ограниченных размеров стало мало эффективным. Выполнение же бомбардировочных задач со средних высот (2 000 — 4 000 м) сопряжено с тяжелыми потерями от зенитного огня. Действительность зенитного огня на средних высотах деморализующе сказывается на бомбардировщиках, которые под таким огнем теряют строй, порой без тщательного прицеливания сбрасывают бомбы или даже не доходят до цели. Кроме того, в такие объекты, как долговременная огневая точка, небольшой мост и др., крайне трудно попадать при бомбометании со средних высот даже при большом наряде самолетов. Бомбометание с 1 000 м и ниже крайне опасно, так как в этом случае самолеты будут находиться под зенитным пулеметным огнем.

Большим минусом бомбометания с горизонтального полета является еще то, что для прицельного сбрасывания бомб самолет должен пролететь на так называемом «боевом курсе» в течение нескольких десятков секунд, строго выдерживая высоту, скорость и направление полета, т. е. без маневра, что особенно является опасным под зенитным обстрелом.

Бомбометание с пикирования имеет большие преимущества перед бомбометанием с горизонтального полета. Пикируя на цель, самолет как бы стреляет в цель. Вероятность попадания при этом намного возрастает, и оно становится очень точным. Примерное отклонение бомб с точки прицеливания при хорошем бомбометании не превышает обычно 25-50 м. При крутом снижении (пикировании) обстрел с земли становится мало эффективным из-за большой скорости снижения самолета и больших углов его перемещения, а также из-за того, что само бомбометание выполняется одним — двумя и не более как тремя самолетами одновременно.

Тактическим недостатком действия пикирующих бомбардировщиков является то, что без обеспечения своими истребителями они могут подвергаться опасности уничтожения их истребителями противника, так как, пикируя одиночками или парами, они не могут при этом вести организованного и достаточно сильного оборонительного огня в воздушном бою.

Большая скорость пикирования предъявляет очень большие требования к прочности конструкции самолета, особенно при выходе из пикирования, а также к летному составу в отношении его подготовки и выносливости. Кроме того, слишком большая скорость пикирования затрудняет прицеливание и уменьшает и без того короткое время на прицеливание. Немцам удалось некоторыми приспособлениями, отнюдь не новыми для других стран, обеспечить постоянство и не очень высокую скорость пикирования самолетов.

В развитии пикирующих бомбардировщиков немцы упредили своих противников в том, что они, не гоняясь за идеальным типом пикирующего бомбардировщика и правильно оценивая возможную его роль в современной войне, создали специальные авиационные части пикирующих бомбардировщиков и провели соответствующую подготовку личного состава.

В Германии нет специальной штурмовой авиации. К штурмовым действиям привлекаются части, вооруженные двухмоторными двухместными истребителями, и пикирующие бомбардировщики. Последние тренировались в полетах на низких высотах. Как штурмовики пикирующие бомбардировщики действуют бомбами небольших калибров и пулеметным огнем. Для поражения особо прочных объектов германские пикирующие бомбардировщики («Ю-87», «Ю-88») в состоянии сбрасывать 500-кг бомбы. Такая бомба способна поражать ДОТ и линкор, т. е. наиболее прочные объекты. В Бельгии и во Франции германские пикирующие бомбардировщики не раз принимали участие в разрушении долговременных укреплений. В газете «Дейче Альгемейне Цейтунг» от 24 мая так описывается атака германскими пикирующими бомбардировщиками форта Ла Рошетт в Бельгии, который представлял собой «стальной холм» и первая артиллерийско-пехотная атака которого не дала результата: «О положении было сообщено эскадрильям штурмовой авиации. Артиллерийские орудия продолжали обстреливать бронированные купола форта Ла Рошетт. Разведывательный самолет кружился над городом. Через 20 минут с востока появилась первая эскадрилья штурмовых самолетов. Она совершила круг над фортом и начала сбрасывать бомбы самого тяжелого калибра. После атаки штурмовиков картина изменилась. Бетонированные блоки главного управления были сорваны с мест, наблюдательные пункты на башнях взорваны. Бомбардировка продолжалась весь день и весь вечер. Огонь и дым поднимались высоким столбом. Наконец, раздался грохот. Вскоре вслед за этим форт сдался».

Германские пикирующие бомбардировщики принимали участие в бомбардировке ДОТ и на линии Мажино.

Война в Западной Европе вскрыла еще одну крайне важную особенность использования пикирующих бомбардировщиков. Пикирующие бомбардировщики оказались способными поражать своими бомбами танки. Таким образом, танковые части союзников имели против себя не только более многочисленные и сильные германские танковые части и пушки ПТО, но и германскую авиацию — пикирующие бомбардировщики.

Опыт войны на Западе подтвердил большое значение пикирующих бомбардировщиков и приводит к выводу, что в современных военно-воздушных силах необходимо иметь части пикирующих бомбардировщиков.

АВИАЦИЯ И ТАНКИ

Ведущая роль в наступательных операциях германской армии принадлежала взаимодействующим между собою танковым соединениям и воздушным силам. Авиация была глазами бронетанковых соединений, она же являлась для них артиллерией сопровождения. В боях танков против танков авиация также принимала непосредственное участие, поражая пушечным огнем и бомбами танки противника.

Но еще более важной задачей ВВС является нарушение или запрещение сосредоточения противником резервов по железным и шоссейным дорогам, а также удержание за собой превосходства в воздухе.

В сообщении германского командования от 23 мая указывалось: «Вчера при взаимодействия наземных войск и авиации отбиты попытки бронетанковых частей противника прорвать фронт близ Камбрэ, причем противнику нанесены тяжелые потери».

Боевая авиация союзников также многократно атаковала германские танки пушечным огнем. Как показал боевой опыт, огонь 20-23-мм пушек, устанавливаемых на самолетах, вполне эффективен при обстреле танков. 7 июня парижский корреспондент английского агентства Рейтер сообщил, что «…французская авиация беспрерывно совершает нападения на германские бронетанковые колонны. Небольшие снаряды французских авиационных пушек, в высшей мере эффективных, легко пробивают верхнюю броню танка. Большинство германских танков защищено сильной броней против наземных орудий, но сверху защищено сравнительно слабой броней». В связи с этими результатами сейчас за границей, особенно в США, ставится вопрос об увеличении калибров устанавливаемых на самолеты пушек даже до 75 мм. Над установкой 37-мм пушек на самолеты в США работают уже давно.

Современная авиации, особенно истребительная, все в большей и большей мере вооружается пушками; также сейчас широко будет развиваться специальная авиация пикирующих бомбардировщиков, к выполнению задач пикирующих бомбардировщиков будут приспособляться истребители. Учитывая эти обстоятельства, следует признать, что в лице современной авиации танки имеют грозного непосредственного противника.

В то время как тяжелые германские танки оказывались неуязвимыми для почти всей противотанковой артиллерии союзников, тяжелые и средние английские и французские танки были легкой добычей германских пикирующих бомбардировщиков.

Благодаря значительному превосходству в воздухе германская авиация имела возможность выполнять свои задачи в интересах танковых соединений в непосредственном взаимодействии с ними; выполняла она и самостоятельные задачи, являвшиеся составной частью общего оперативного плана действий. Действия же авиации союзников были в этом отношении крайне ограничены.

Насколько были эффективны действия германской авиации против танков союзников, можно судить по данным германской газёты «Ангрифф» от 1 июня, которая указывала, что англо-французские танки «при первом же появлении уничтожались германской штурмовой авиацией».

Другая немецкая газета, «Кенигсбергер Альгемейне Цейтунг» от 28 мая, отмечает, что французская «9 армия ввела в дело под Лаоном танковое соединение, которое было разбито германскими воздушными атаками, причем всякая попытка наступления в северном направлении стала невозможной».

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ НА ПОЛЕ БОЯ

В зависимости от складывающейся обстановки германские ВВС действовали по различным объектам фронта и тыла противника. Не раз авиация принимала активное участие в общевойсковых боях. Германская газета «Ангрифф» так описывает в номере от 1 июня одну из атак сильной оборонительной полосы союзников на р. Маас: «В полдень в воздухе появилось 1 200 германских бомбардировщиков. В течение 4 часов они бомбардировали укрепления линии Мажино по ту сторону р. Маас. Германская штурмовая авиация бомбардировала отдельные укрепления. Налет был произведен 4 раза. После окончания этой атаки выступили германские танки; пехота захватила высоты на западном берегу р. Маас. Большинство бронированных пулеметных гнезд было подавлено, и из оставшихся бронированных ДОТ и групп укреплений, а также из надземных сооружений линии Мажино появились, размахивая белыми флажками, французские пехотинцы. Они понесли сильные потери».

Французский журнал «Бюллетен Котидьен» от 7-8 мая так описывает характер наступления немцев и, в частности, действия при этом авиации:

«Авиация производит разведку и одновременно бомбардирует и обстреливает из пулеметов расположение противника. Как только начинается сражение в настоящем смысле слова, в дело вводится моторизованная крупнокалиберная артиллерия. Затем подходят бронетанковые соединения, для того чтобы пробить путь. За ними следуют части легкой артиллерии и моторизованной пехоты. В то время как бронетанковые соединения и моторизованные войска ведут бой, авиация находится в непосредственном взаимодействии с ними на поле сражения и в более или менее близком тылу противника, разрушая его коммуникации, чтобы препятствовать маневрированию и прибытию подкреплений. Вся операция имеет массированный характер, и тыл, служащий объектом для авиации, представляет собой настоящее поле сражения.

В общем быстрый прорыв фронта противника достигается немцами благодаря сочетанию действий различных родов войск: самолеты нервируют противника и препятствуют его передвижениям на коммуникациях между различными эшелонами, моторизованная артиллерия обстреливает фронт, бронетанковые соединения подавляют в определенных пунктах сопротивление, моторизованные и возимые войска фактически очищают и занимают местность».

Германские двухмоторные истребители «Мессершмитт-110», используемые в качестве штурмовиков, благодаря своему пулеметно-пушечному вооружению (2 малокалиберные пушки и 4 пулемета) являются весьма эффективными. Они способны наносить поражение живого силе в окопах, артиллерии на позициях, легким танкам и бронемашинам. Такие самолеты с успехом могут тесно взаимодействовать в бою с наземными войсками.

Для непосредственного взаимодействия в бою у немцев использовались еще и пикирующие бомбардировщики. Большая точность и разрушительная сила их бомбового огня, а также и сильное моральное действие на противника позволяют рассматривать пикирующую бомбардировочную авиацию как особый вид артиллерии — тяжелой и сверхтяжелой летающей артиллерии. Поэтому совершенно понятно то большое значение, которое имела германская авиация, участвуя в непосредственном взаимодействии с наземными войсками.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВВС

Самостоятельные действия ВВС стратегического значения имели очень ограниченный характер в войне в Голландии, Бельгии и Франции. Германская авиация бомбардировала военные заводы, главным образом авиационные, в окрестностях Парижа. Авиация союзников, в основном английская, многократно бомбардировала военные заводы и склады горючего в западной и северо-западной Германии. Но по составу участвовавших в этих нападениях воздушных сил, по целеустремленности и длительности воздействия все эти действия ВВС сторон не перерастали в самостоятельную воздушную операцию стратегического значения. Это можно объяснить в первую очередь тем, что темп наступления немцев был большим; в короткие сроки германской армии удавалось наносить поражение противостоящим вооруженным силам противника и овладевать его территорией. Таким образом, не возникало необходимости проводить самостоятельные операции воздушных сил, так как результаты их могли бы сказаться только через значительное время.

Если бы фронт на французском театре военных действий стабилизировался, то самостоятельные действия ВВС стратегического значения, несомненно, проводились бы все в более и более широком размере.

При отсутствии непосредственного соприкосновения между наземными вооруженными силами противников самостоятельные действия ВВС приобретают исключительное значение. Это подтверждается опытом англо-германской войны.

ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ

Опыт войны в Западной Европе, как и войны в Польше и Норвегии, показал большие возможности и значение современной транспортной авиации. Транспортная авиация на войне выполняет многочисленные и очень важные функции. Она является средством доставки и самих десантов и всего им необходимого.

В качестве транспортных самолетов немцы использовали «Ю-52» и четырехмоторные «Ю-90» и «Фокке-Вульф-Кондор». Самолет «Ю-52» в состоянии поднять 14 полностью оснащенных и вооруженных парашютистов; четырехмоторные самолеты повидимому, в состоянии поднять 30-40 бойцов. Современный четырехмоторный транспортный самолет может перевозить танкетки, автомобили, 75-мм пушки, мотоциклы, пулеметы, снаряды, горючее и т. д.

Численность современной транспортной авиации в больших государствах, в частности в Германии, такова, что она в состоянии в течение одного дня перевезти 20 000-30 000 бойцов с личным вооружением.

Современная транспортная авиация крайне необходима для экстренных случаев подвоза горючего, огнеприпасов и пр. При некоторых условиях, когда возникает в этом необходимость, транспортная авиация может по своей грузоподъемности выполнить перевозку войск и боевых грузов в значительных размерах.

Особой и постоянной задачей транспортной авиации должно быть обслуживание боевой авиации. Подвоз материальных средств автотранспортом нередко ограничивает возможный размах боевой работы ВВС.

Следует еще добавить, что транспортную авиацию целесообразно привлекать также и для перевозки раненых.

ВЫВОДЫ

1. Военно-воздушные силы являются фактором стратегического значения, способным разрушать и дезорганизовать экономику противника, нарушать государственное управление и деморализовать население враждебного государства. В то же время они являются основным, решающим средством противовоздушной обороны.

2. Успешные действия наземных вооруженных сил, как правило, невозможны без превосходства в воздухе своих ВВС и без взаимодействия с сильной по своему составу авиацией. На сухопутном театре войны ВВС являются главным средством подавления глубины расположения противника и отсюда основным, ведущим средством так называемых глубоких наступательных операций. ВВС и танковые войска во взаимодействии обеспечивают современным наступательным операциям высокие темпы и «молниеносный» характер. В больших наступательных операциях на сухопутном театре военных действий ВВС выступают и как род войск, непосредственно усиливающий общевойсковые соединения, и как самостоятельное средство борьбы оперативного масштаба, когда ВВС самостоятельно решают оперативные задачи и их воздушные операции являются составной частью общего плана наступления.

Опыт современной войны показал, что ВВС являются мощным средством огневой и моральной поддержки наземных войск в бою. Штурмовики и используемые в качестве штурмовиков истребители — это летающие танки, вооруженные пулеметными батареями и малокалиберными пушками; бомбардировщики и особенно пикирующие — эта летающая артиллерия, способная вести обстрел снарядами любого калибра, включительно до таких, которые значительно превосходят самые мощные калибры наземной артиллерии.

3. На морском театре ВВС стали наряду с военно-морскими силами фактором господства на море. Из этого следует, что без превосходства в воздухе перед лицом сильного воздушного противника господствовать на море в современных условиях нельзя.

Современные морские сражения стали, как правило, воздушно-морскими сражениями.

Современная боевая авиация (особенно пикирующие бомбардировщики) способна к поражению морских судов всех типов.

4. ВВС являются самым маневренным видом вооруженных сил, способным в кратчайший срок сосредотачиваться и быстро переносить свои удары по фронту и в глубину.

Основное искусство в использовании ВВС заключается в том, чтобы в соответствии со складывающейся обстановкой и ее требованиями не распылять усилий боевых авиационных частей, а сосредотачивать всегда достаточные силы на решение важнейших задач, настойчиво добиваясь решительных результатов.

Военная мысль. 1940. № 10. С. 34-47.
Tags: ВВС, ВМВ, Военная мысль, журналы
Subscribe

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (IV)

    ШТАБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В заключение прилагаем различные формы боевых документов для частей, ведущих контрбатарейную борьбу. Большинство этих документов…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (III)

    5. БОРЬБА С АРТИЛЛЕРИЕЙ В НАСТУПЛЕНИИ Во время артиллерийской подготовки все средства наземной разведки ведут усиленное наблюдение, чтобы выявить…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (II)

    4. ПОДГОТОВКА БОРЬБЫ С АРТИЛЛЕРИЕЙ Ведение контрбатарейной борьбы слагается из подготовительного периода, пристрелки и подавления. Подавление при…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (IV)

    ШТАБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В заключение прилагаем различные формы боевых документов для частей, ведущих контрбатарейную борьбу. Большинство этих документов…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (III)

    5. БОРЬБА С АРТИЛЛЕРИЕЙ В НАСТУПЛЕНИИ Во время артиллерийской подготовки все средства наземной разведки ведут усиленное наблюдение, чтобы выявить…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (II)

    4. ПОДГОТОВКА БОРЬБЫ С АРТИЛЛЕРИЕЙ Ведение контрбатарейной борьбы слагается из подготовительного периода, пристрелки и подавления. Подавление при…