ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВВС В ВОЙНЕ НА ЗАПАДЕ
Численность военно-воздушных сил воюющих стран и производственная мощь их авиационного промышленности, по данным американского журнала «Эйер Сервисес» (февраль 1940 г.), на 1 января 1940 г. составляли:
Страны Самолеты первой линии Самолеты Всего Производственная мощность в действующих резерва (выпуск боевых самолетов в месяц) соединениях Англия 5 600 4 000 9 600 900 Франция 2 800 800 3 600 300-400 Германия 9 300 7 100 16 400 1 200К началу активных операций, т. е. к апрелю 1940 г., можно предполагать, что противники располагали следующим составом ВВС:
Страны бомбардировщики истребители разведчики морские всего Англия 2700 – 3000 1500 – 2000 Около 1000 Около 500 5700 – 6500 Франция 1000 – 1500 1700 – 2000 Около 1000 Около 300 4000 – 4800 3700 – 4500 3200 – 4000 Около 2000 Около 800 9700 – 11300 Германия 4500 – 5000 3700 – 4200 1000 – 1200 Около 1200 10200 – 11600 Италия 1000 – 1500 500 – 800 400 – 500 Около 400 2300 – 3200Норвегия, Голландия и Бельгия имели вместе приблизительно 500 – 600 самолетов в строю. Таким образом, англо-французский блок и Германия к апрелю 1940 г. имели примерно равные по численности самолетов военно-воздушные силы. Но следует учесть, что значительная часть, вероятно не менее 1 000 – 1 500, самолетов союзников находилась в колониях, главным образом на средиземноморском театре военных действий, в связи с ожидавшимся, а потом и состоявшимся вступлением в войну Италии. Следовательно в численном составе самолетов первой линии Германия превосходила союзников примерно на 2 000 самолетов. Возможности же восполнения и роста ВВС у союзников были несколько большими, так как при равной производительности промышленности они имели возможность закупать самолеты и авиационное имущество в США.
Количественное превосходство в самолетах Германии выражалось, главным образом в бомбардировочной авиации, т. е. в основном наступательном виде военно-воздушных сил. Превосходство в составе истребительной авиации Германии также было значительным, если учесть, что часть англо-французских истребителей находилась в колониях и что в составе морской авиация Германии, более многочисленной, чем у союзников, было, вероятно, не менее 30% истребителей.
Успешное наступление немцев в Голландии и Бельгии, а в последующем и во Франции, а также более умелое и массированное использование германских ВВС обеспечили все более и более возрастающее в ходе боевых действий превосходство в силах германских ВВС.
К весне 1940 г. США имели в виду поставить Англии и Франции 2 100 самолетов, а к концу 1940 г. — еще 3 300. Фактически из Америки было получено самолетов, повидимому, значительно меньше.
Особенностью воздушных вооруженных сил Германии было наличие двухмоторных истребителей («Мессершмитт-110») и пикирующих бомбардировщиков («Юнкерс-87»). «Мессершмитт-110» имеет мощное пулеметно-пушечное вооружение (2 пушки и 4 пулемета), бóльшую скорость, чем одномоторный «Мессершмитт», бóльший тактический радиус действия (около 400 км) и бóльшую живучесть. Его скорость пикирования превышает скорость других типов истребителей, что позволяет ему настигать их. Он также очень скороподъемен. Его назначение (помимо обычных задач воздушного боя) – сопровождение своих бомбардировщиков, подавление ПВО и штурмовые действия по наземным целям.
Германские самолеты отличаются бóльшей живучестью, чем англо-французские, что дает им значительные преимущества в воздушном бою при выполнении задач в зоне зенитного обстрела.
По некоторым данным, германские самолеты в пожарном отношении значительно безопаснее, чем англо-французские.
Сравнительная характеристика тактико-технических данных самолетов англо-французского блока и Германии и Италии дана в таблице на стр. 36-38.



Из сопоставления качественной характеристики самолетов англо-французского блока и Германии можно сделать следующие выводы:
1. Германские истребители превосходили французские в скорости и вооружении; в сравнении с английскими они немного уступали в скорости по классу одномоторных и то только в сравнении с лучшим английским истребителем «Спитфайер».
Двухмоторные же германские истребители («Мессершмитт-110») превосходили английские истребители и в скорости и в вооружении.
Наиболее скоростные американские истребители «Локхид-38», если и были доставлены в Англию или Францию, то, без сомнения, в очень небольшом числе и, возможно, не к началу германского наступления. Следует также учитывать при этом, что двухмоторных истребителей не было на вооружении ни у англичан, ни у французов, и поэтому требовалось некоторое время на освоение этих машин французскими и английскими летчиками.
2. Наличие в составе германских ВВС двухмоторного двухместного скоростного истребителя «Мессершмитт-110», имеющего мощное пулеметно-пушечное вооружение, давало значительное преимущество германскому командованию в решения таких задач, как борьба бомбардировщиками противника, сопровождение своих бомбардировщиков, штурмовые действия по войскам, воздушные бои с истребителями, и, наконец, подавление ПВО.
3. Степень модернизации самолетного парка Германии была намного выше, чем у англо-французских ВВС. Особенно значительный процент устаревшей материальной части был во французских ВВС.
4. По классу бомбардировщиков преимущество в качественной характеристике было также за Германией, если учесть скорость полета, а также большую живучесть германских бомбардировщиков в сравнении с основной массой французской истребительной авиации, вооруженной самолетами «Моран-406».
5. Исключительно важным преимуществом германских ВВС было наличие в их составе пикирующих бомбардировщиков, которые, как показал опыт войны, являются чрезвычайно эффективным средством поражения морских судов всех классов и инженерных сооружений на сухопутном театре, включая ДОТ. Борьба с пикирующими бомбардировщиками, как известно, представляет большие трудности для зенитной артиллерии. Таких самолетов и сформированных частей пикирующих бомбардировщиков в составе ВВС Англии и Франции не было.
В дополнение к изложенному нужно еще учесть, что немцы имели крупные десантные части, в то время как у союзников воздушно-десантное дело оставалось в зачаточном состоянии.
Боевая подготовка германских ВВС была намного выше. Немцы имели боевой опыт использования ВВС в Испании, а также опыт войны в Польше.
Германская авиационная промышленность весной 1940 г. почти в полтора раза по своей производительности превышала авиационную промышленность Англии и Франции, вместе взятых.
Германское командование, готовясь к войне, успело создать мощную ПВО, у союзников же в системе ПВО было много недостатков.
БОРЬБА 3А ПРЕВОСХОДСТВО В ВОЗДУХЕ
Все указанные выше обстоятельства наряду с более умелым использованием германских ВВС обеспечили за Германией стратегическое превосходство в воздухе на западноевропейском театре войны. Это общее стратегическое превосходство германских ВВС давало им возможность в отдельных районах и на отдельные периоды войны добиваться не только превосходства, но и господства в воздухе. Так, например, было в Норвегии и в первые дни операции в Голландии и Бельгии. Наступательные действия германских ВВС и успешное развитие наступательных операций на земле в процессе войны все в большей мере усиливали превосходства воздушных сил Германии. В последний период войны во Франции французские ВВС были уже подавлены. Воздушные силы Бельгии и особенно Голландии в войне в Западной Европе не имели большого значения ввиду небольшой численности.
В борьбе за господство в воздухе в первую очередь следует подчеркнуть значение наступательных действий по аэродромному базированию ВВС противника. Немцы начали свое наступление в Голландии и Бельгии с массовых нападений на аэродромные расположения авиации союзников. Удару подверглось одновременно около 70 аэродромов, на которых сразу же было уничтожено и выведено из строя несколько сот самолетов союзников. Дальнейший широкий опыт войны в Западной Европе вновь подтвердил значение и необходимость действий по аэродромам.
В борьбе за господство в воздухе должны использоваться всевозможные средства и способы. В официальном сообщении ставки верховного главнокомандующего вооруженными силами Германии от 5 июня указывалось, что «германская авиация сбила с 10 мая по 3 июня 1 841 самолет противника, из них 1 142 — в воздушных боях, 699 — зенитной артиллерией. Кроме того, на земле было уничтожено 1 600 — 1 700 самолетов».
Как видно из этого официального сообщения, на аэродромах союзников было выведено из строя столько же самолетов, сколько было сбито в воздушных боях и зенитной артиллерией. Но из этого не следует, что нужно противопоставлять один способ поражения воздушного противника другому. Военная обстановка может быть различной. При одних условиях и задачах воздушный бой может явиться главным и основным в подавлении воздушного противника, при других — действия по аэродромам, при третьих — зенитная артиллерия. Это может иметь место и на протяжении всей войны, и в отдельные ее периоды, и, наконец, даже на отдельных этапах операции. Искусство руководить борьбой за господство в воздухе и должно заключаться, в частности, в том, чтобы своевременно избрать и осуществить в первую очередь те способы воздействия на воздушного противника, которые при данных условиях смогут дать наибольший результат.
В оценке способов подавления воздушного противника следует учитывать то обстоятельство, что поражение в воздушном бою чаще сопряжено с гибелью летного состава, которая производит более сильное моральное влияние на летный состав, чем уничтожение самолетов на аэродромах. Но в последнем случае, помимо самолетов, часто уничтожаются материальные запасы, находящиеся на аэродроме, подвергается поражению технический, а иногда также летный состав. Особое значение действий по аэродромом заключается также и в том, что авиачастям, располагавшимся на аэродромах, приходится после бомбардировки менять свое базирование, что, как правило, сопряжено с перебоями в боевой работе, со снижением ее темпов, а порой и с полной дезорганизацией и временным ее прекращением. С этой точки зрения характерна заметка английских корреспондентов от 23 нюня: «Английские базы в Шартре, Леманс, Туре и других местах подверглись систематическим бомбардировкам германской авиации; по этой причине английские самолеты были вынуждены вести «кочевой образ жизни». Они располагались на поспешно выбранных посадочных площадках где-либо в лесу или поле»(1).
Опыт войны в Западной Европе убеждает нас еще раз в том, что в борьбе за господство в воздухе несет большие потери обычно тот из противников, чьи ВВС меньше и слабее. Да иначе и не может быть.
Опыт войны в Западной Европе показывает также, что восстановление потерь в ВВС представляет большие трудности и требует значительного времени, а перед лицом значительно превосходящего в силах воздушного противника оно может стать при некоторых условиях и невозможным.
Превосходство в воздухе германских ВВС в войне в Западной Европе имело огромное значение. Трудно себе представить такое положение, чтобы германская армия могла одержать вообще победу, а не только в такой короткий срок и с такими результатами, как это было в Голландии, Бельгии и Франции, если бы превосходство в воздухе было за союзниками. В победе германского оружия одной из главнейших данных были ВВС. Последние были более сильными по своему численному составу и качествам, чем ВВС союзников. Это обеспечило германскому командованию в первую очередь и главным образом превосходство в воздухе. «Сила зависит далеко не от одного желания иметь ее, а требует для своего проявления очень реальных предварительных условий, а именно орудий, на которых более совершенные берут верх над менее совершенными. Ясно также, что эти орудия должны быть произведены и что более искусные производители орудий насилия, или попросту, оружия, победят производителей менее искусных»(2).
______________
1. «Правда» от 24 июня. «Вторая эвакуация» английских войск из Франции.
2. Ф. Энгельс. О теории насилия Дюринга.
ВВС ПРОТИВ МОРСКОГО ФЛОТА
Война Германии с англо-французским флотом вскрыла исключительную роль воздушных сил на морском театре. Она показала ошибочность мнений тех, кто сомневался в возможностях поражения морских кораблей, в том числе даже линкоров, путем воздушного бомбардирования. Германские пикирующие бомбардировщики, использующие 500-кг авиационные бомбы, явились грозным противником морских кораблей всех классов.
Подводя итоги операции в Голландии, Бельгии и Северной Франции, германское верховное командование сообщило в сводке от 5 июня, что за время этой операции «Германская авиация потопила: крейсеров — 5, эсминцев — 7, подводных лодок — 3, других военных кораблей — 9, торговых пароходов и транспортов — 66. Кроме того, были повреждены: крейсеров — 10, эсминцев — 24, миноносцев — 3, других военных кораблей — 22, торговых судов и транспортов — 117.
Германские легкие военно-морские силы потопили: эсминцев — 6, подводных лодок — 2, транспортов — 1, вспомогательных крейсеров — 1, военный корабль — 1».
Черчилль еще 8 мая, выступая в палате общин и анализируя причины неуспеха английских войск в Норвегии, между прочим, сказал: «Попытка разрушения коммуникаций противника в Скагерраке при помощи подводных кораблей была бы слишком дорогостоящей, если учесть огромные военно-воздушные силы противника, которые могли бы причинить значительный ущерб английским военным кораблям и привели бы военно-морские силы Англии к катастрофе». Так оценил роль германских ВВС в Северном море не кто другой, как Черчилль, занимавший тогда пост морского министра Англии.
Основной состав английского морского флота находился в течение всего времени сражений в Голландии, Бельгии и Франции за 1 000 км от побережья этих стран, в Скапа-Флоу, что в основном объясняется опасением нападений со стороны германских пикирующих бомбардировщиков.
На средиземноморском театре присутствие ВВС Италии также совершенно изменило стратегическую обстановку.
Все это означает не больше, не меньше, как то, что воздушные силы стали фактором достижения господства на морях. Воздушные силы не заменяют морских сил, но в господстве на море играют важную роль; значение этой роли зависит от состава ВВС и радиуса действия самолетов.
ВОЗДУШНЫЕ ДЕСАНТЫ
В западноевропейской войне впервые в широких размерах были использованы воздушные десанты. Сами по себе воздушные десанты не явились новостью. Огромное значение опыта использования воздушных десантов заключается в практике организации их доставки и их действий, а еще в большей степени в тех результатах, которых десанты оказались способными достичь.
Начав наступление на Голландию 10 мая, немцы высадили свои многочисленные воздушные десанты в различных пунктах всей территории Голландии. Воздушными десантами было захвачено несколько аэродромов и в том числе аэродром у Роттердама.
В Бельгии также были высажены отряды воздушно-десантных частей. Всего германское командование использовало в Голландии и Бельгии состав двух воздушно-десантных дивизий.
Несомненно, воздушно-десантные части понесли большие потери, но также бесспорно, что своими действиями они намного сократили потери наступавших на Голландию и Бельгию германских войск с фронта, а главное — оказали существенное содействие наземным войскам Германии в быстром разгроме союзнических войск и в овладении территорией Голландии и Бельгии.
Германское командование использовало воздушные десанты впервые в войне с Бельгией. В войне на Западе воздушные десанты были использованы в значительно большем составе. За период с октября 1939 г. (после окончания войны в Польше) и до начала активных операций на Западе (апрель, когда началось наступление в Норвегии) германское командование проделало огромную работу по расширению состава и по подготовке воздушно-десантных войск. Первые результаты этой работы сказались на действиях в Норвегии, где в больших масштабах были использованы воздушно-десантные силы и транспортная авиация для перевозки войск и вооружения.
В Норвегии германский воздушный десант высадился тотчас же после начала военных действий оз аэродроме у столицы Норвегии — г. Осло. За два часа на этом аэродроме бы то высажено 1 500 солдат, вооруженных автоматическими винтовками, пулеметами и легкими пушками. Вместе с войсками были выгружены также и мотоциклы.
На воздушные десанты, высаженные в Голландии и Бельгии, германским командованием возлагались большие задачи. Парашютные десанты захватили и удерживали аэродромы для последующей посадки самолетов с войсками. В задачу воздушных десантов входило разрушение связи, различных сооружений на дорогах, а также нападение на транспорты. Воздушно-десантные части нападали на органы административного и военного управления, разрушало склады. Наконец, им даже поручался в некоторых случаях захват и удержание важных объектов. Так, например, воздушный десант захватил и удержал до подхода своих войск, наступавших с фронта, железнодорожный мост через р. Маас. В Бельгии при атаке немцами крепости Льеж, посте неудачных попыток овладеть лобовой атакой сильнейшим фортом крепости — Эбен Эмаель, был высажен на территории форта воздушный десант, действуя главным образом ручными гранатами, десант дезорганизовал гарнизон и дал возможность овладеть фортом.
Действия германских воздушных десантов в тылу союзных войск в Бельгии и Голландии внесли серьезную дезорганизацию в работу тыла и отвлекли много сил, которые были так нужны на фронте. Не следует также упускать из виду и разведывательные функции многочисленных воздушных десантов, действующих на обширной территории.
Война в Голландии и Бельгии показали, что воздушные десанты являются грозным оружием, заставившим французское и английское военное командование и правительства этих государств провести ряд спешных, чрезвычайных мероприятий по организации обороны как в тылу действующей армии, так и на всей территории государства.