Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Из историографии военно-экономических показателей

В 6-м томе «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза», вышедшего в 1965 году, подводились итоги войны, в том числе и экономические. Данные с выпуском орудий, танков и самолётов приведены среднемесячными за каждый год, а вот про остальные виды вооружения написано так (С. 52):

«На протяжении последних трех лет войны в среднем в год выпускалось свыше 3 млн. винтовок, около 2 млн. автоматов, 100 тыс. минометов, 450 тыс. ручных и станковых пулеметов».

Эта цитата сейчас, кстати, имеет широкое хождение «в этих ваших интернетах». Но мало кто знает, что эти числа взяты из речи Сталина перед избирателями, сказанной в феврале 1946 года:

«Если не считать первого года войны, когда эвакуация промышленности на восток затормозила дело разворота военного производства, то в течение остальных трёх лет войны партия сумела добиться таких успехов, которые дали ей возможность не только снабжать фронт в достаточном количестве артиллерией, пулемётами, винтовками, самолётами, танками, боеприпасами, но и накоплять резервы. При этом известно, что наше вооружение по качеству не только не уступало немецкому, но в общем даже превосходило его.

Известно, что наша танковая промышленность в течение последних трёх лет войны производила ежегодно в среднем более 30 тысяч танков, самоходок и бронемашин.

Известно далее, что наша авиационная промышленность производила за тот же период ежегодно до 40 тысяч самолетов.

Известно также, что наша артиллерийская промышленность производила за тот же период ежегодно до 120 тысяч орудий всех калибров, до 450 тысяч ручных и станковых пулемётов, свыше 3-х миллионов винтовок и около 2 миллионов автоматов.

Известно, наконец, что наша миномётная промышленность за период 1942-1944 годов производила ежегодно в среднем до 100 тысяч миномётов.

Понятно, что одновременно с этим производилось соответствующее количество артиллерийских снарядов, разного рода мин, авиационных бомб, винтовочных и пулемётных патронов.

Известно, например, что в одном только 1944 году было произведено свыше 240 миллионов снарядов, бомб и мин (аплодисменты) и 7 миллиардов 400 миллионов патронов (Бурные аплодисменты).

Такова в общем картина снабжения Красной Армия вооружением и боеприпасами».


Как обычно и было в то время, эти показатели надолго вошли в военную и экономическую литературу. Причём ситуация не изменилась и после смерти первоисточника. В вышедшем в 1958 году очерке «Вторая мировая война» на стр. 827 писалось:

«Огромного размаха производство военной продукции достигло и в Советском Союзе. Только в последние три года войны производилось ежегодно: артиллеристских орудий – 120 тыс., минометов – 100 тыс., пулеметов – 450 тыс., винтовок, карабинов и пистолетов-пулемётов – 5 млн., самолетов – 40 тыс., танков, самоходных орудий и бронемашин – 30 тыс., снарядов – около 194 млн., патронов – около 7 млрд. штук».

В том же 1958 году в 1-м номере журнала «Пропагандист и агитатор» привели данные о производстве танков и самолётов в последний предвоенный год (только для танков) и первый период войны, но про остальные годы по-прежнему «по 30 тысяч» и «около 40 тысяч» в год. Но эта статья примечательна именно первыми конкретными данными по производству хотя бы этих двух видов вооружения.

Конечно, в секретных изданиях типа «Операции Советских Вооружённых Сил…» никакого секрета об уровне производстве не делали, но на то они и секретные. А вот когда (опять же в 1958-м) в грифованном (но не «секретно») журнале «Военная мысль» напечатали статью Г. Кравченко «Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны», то вместо натуральных показателей там были только проценты:

Уровень военного производства СССР в 1940-1945 гг. (в %)
                        1940   1941   1942   1943   1944   1945
                                                          (I-VI)
Танки                    100    236    886    860   1036   1075
Самолеты                  —     100    265    386    426    506
Орудия (дульная энергия
залпа полевой, танковой
и самоходной артиллерии) 100    167    317    343    473    527
Минометы                 100    133    609    184     19      7**
Реактивная артиллерия     —     100    323    333    256    155
Винтовки (разные)        100    164    279    243    171     93
Пулеметы                 100    153    567    740    692    300
Боеприпасы (производство
корпусов основных видов
снарядов и мин)           —     100*   191    263    273    288
* — В 1941 году учтено среднемесячное производство за июнь-декабрь.
** — Резкое сокращение производства объясняется большим накоплением минометов мелких и средних калибров.

Ситуация начала радикально меняться только с началом выпуска шеститомной «Истории Великой Отечественной войны». В каждом томе, начиная со второго, последовательно показывался уровень военного производства. Сначала только танков и самолётов (2-й том, причём для 41-го производство самолётов указано среднемесячное, а не общее за полугодие или год), потом уже с добавлением артиллерийских орудий, боеприпасов (снаряды, мины, авиабомбы) и патронов. А вот про миномёты и стрелковое вооружение конкретно ничего не написали, и авторы вытащили из нафталина речь Сталина.

В вышедшей в том же 1965-м году «Краткой истории Великой Отечественной войны» к Сталину уже не обращались и показали общее производство вооружения с 1.07.41 по 30.06.45:
Наименование                          Всего   В среднем
                                                за год

Винтовки и карабины, млн. шт.            12,0       3,0
Пистолеты-пулеметы, тыс. шт.            6 103	  1 525
Пулеметы ручные и станковые, тыс. шт.   954,5       238
Минометы, тыс. шт.                      347,9      86,9
Полевые орудия (76 мм и выше)          97 768    24 442
Танки и САУ                            95 099    23 774
Боевые самолеты                       108 028	 27 007
Интересный пример того, что бывает, когда опираешься на такой источник как речь Сталина и пытаешься путём всяких расчётов вычислить общее производство за время войны, можно увидеть в книге А. Лаговского «Стратегия и экономика» (2-е изд. М., 1961. С. 105):

Самолёты – ок. 150 тыс.
Танки – ок. 110 тыс.
Арт. орудия – ок. 500 тыс.
Миномёты – ок. 400 тыс.
Пулемёты – ок. 1 800 тыс.
Винтовки, карабины, ПП – 21 000 тыс.
Арт. снаряды – 590 млн.
Патроны – 28 млрд.

Лаговский также в качестве одного из источников указывает книгу Вознесенского. Там по ряду позиций производство в ВОВ сравнивается с производством в ПМВ. Но так как неизвестно, какие именно числа производства в Первую мировую имел в виду Вознесенский, то и получилось завышение.

Ну, и напоследок сравним уровень достоверности данных Сталина с действительным производством. Сравнение идёт за период 2-я пол. 1942 – 1-я пол. 1945 («последние три года войны»), за исключением миномётов, про которые указан иной период (1942-1944).
Наименование                Речь Сталина   «История ВМВ»

Танки и САУ               более 30 тысяч        27,2 тыс.*
Самолёты                     до 40 тысяч          37 тыс.
Арт. орудия                 до 120 тысяч       129,4 тыс.
Ручные и станковые
пулемёты                    до 450 тысяч       412,4 тыс.
Винтовки               свыше 3 миллионов     2 852,5 тыс.
Автоматы               около 2 миллионов     1 838,9 тыс.
Миномёты                    до 100 тысяч       102,2 тыс.
В основном Иосиф Виссарионович преувеличил достижения, хотя и не намного (в пределах 10%), а по миномётам и артиллерии даже чуть преуменьшил.

* - С учётом 9 тысяч БА-64, произведённых с середины 42 года до конца войны, получается как как раз "более 30 тысяч".
Tags: ВОВ, Историография, Справочные данные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments