Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Когда боролись с «безродными космополитами» (I)

Подполковник Б. СИМАКОВ
Подполковник И. ШИПИЛОВ

За правдивое освещение истории отечественной авиации

Есть в науке и технике область, где технический прогресс за последнее столетие проявился с особой силой и где выдающиеся успехи достигнуты благодаря творческой мысли и трудам русских ученых и инженеров. Эта область — авиация и воздухоплавание.

Постройка первого самолета и его полет, изобретение геликоптера, управляемого аэростата, воздушного шара, парашюта, создание аэродинамики и теории реактивного движения, разработка и практическое применение высшего пилотажа на аэропланах, изобретение авиационной бомбы, авиационного стрелкового вооружения — все это русские открытия, создавшие новую эпоху в развитии авиации и воздухоплавания.

Не ученики, а учителя, дающие миру законы авиационной науки и техники, — такова подлинная роль русских ученых, изобретателей, авиаторов в героической истории завоевания человеком воздушных просторов. В этой истории русские ученые всегда выступали как вдохновенные и смелые новаторы, успешно разрабатывающие важнейшие, коренные проблемы авиации.

Совершенно очевидно, что в своем развитии русская авиация с момента своего зарождения шла самостоятельным путем, преодолевая косность и тупоумие царских чиновников, попытки иностранцев присвоить себе плоды гениальных работ русские ученых и инженеров.

Бурный рост отечественной авиации после Великой Октябрьской социалистической революции, создание могущественного Сталинского воздушного флота, осуществленные советскими летчиками дальние перелеты мирового значения, величайшие научные исследования, прославившие нашу Родину, героизм и высокое боевое мастерство, проявленные сталинскими соколами в Великой Отечественной войне, — все это наполняет сердца советских людей чувством радости и гордости за свое социалистическое отечество.

Долг нашей авиационной литературы — всемерно пропагандировать приоритет отечественной авиационной технической мысли, правдиво, с партийных позиций освещать историю развития авиации нашей Родины. Однако на полках библиотек и книжных магазинов можно еще встретить книги, в которых искажается историческая правда, принижается великая роль русского народа в создании и развитии авиации. В некоторых из этих книг откровенно звучат ноты преклонения перед заграницей.

Перед нами книга Вейгелина «Очерки по истории летного дела», изданная в 1940 г. Страницы книги пестрят иностранными именами. С превеликим тщанием автор, не скупясь на похвалы, описывает даже самые незначительные попытки иностранцев создать летательные аппараты. Эти описания щедро дополняются рисунками аппаратов и моделей, построенных за границей, в том числе и тех, которым так и не суждено было подняться в воздух.

Но когда речь заходит о русских ученых и изобретателях, Вейгелин становится поразительно скуп. Деятели русской авиационной науки не пользуются вниманием автора книги; их имена тонут в потоке иностранных фамилий, их великие творения принижены, а то и вовсе обойдены молчанием.

Так, Вейгелин дает искаженное описание судьбы самолета Можайского, совершенно умалчивает о колоссальной исследовательской работе, проведенной изобретателем первого в мире самолета. Вейгелин пишет:

«Пробы закончились, конечно, неудачно. Первое испытание не могло быть удачным, поскольку аэроплан не был обеспечен устойчивостью... поскольку крылья и винты машины были очень примитивного устройства». (стр. 254).

Насколько ошибочно такое утверждение, известно теперь всему советскому народу. Подлинные документы и свидетельства современников русского изобретателя убедительно показывают, что первый в мире самолет был построен в России гениальным русским изобретателем Александром Федоровичем Можайским. 1 августа (20 июля) 1882 г. этот самолет был испытан и, управляемый механиком Голубевым, поднялся в воздух и пролетел более 200 метров.

Известный русский воздухоплаватель Д. Печковский, присутствовавший при испытании аэроплана, писал: «Летунья Можайского катится по земле на своих колесах и затем уже взлетает, как птица».

Старожилы Красного села Наумов П. В. и Герасимов М. В., видевшие полет самолета в 1882 г., также подтверждают факт успешного испытания аппарата Можайского в воздухе.

Много лет назад в «Записках русского технического общества» профессор Е. С. Федоров отмечал:

«Нельзя обойти молчанием нашего соотечественника адмирала Можайского А. Ф. Он построил 25 лет тому назад аэроплан, способный поднимать человека. Аэроплан Можайского был первым, построенным и подвергшимся испытаниям прибором, предназначенным для поднятия людей в воздух».

Известно, что американцы братья Райт построили свой аэроплан только через двадцать лет после того, как с русской земли впервые в мире поднялся в небо летательный аппарат тяжелее воздуха, созданный гением и трудом русского человека.

Но эти исторические факты не находят отражения в книге Вейгелина. Своими измышлениями он порочит великого русского изобретателя, посягает на приоритет нашей Родины в области самолетостроения.

В ряде случаев Вейгелин изображает русских ученых и изобретателей учениками иностранцев и умалчивает о достижениях деятелей нашей отечественной науки. Так Вейгелин сводит роль выдающегося ученого нашей Родины, отца русской авиации Н. Е. Жуковского к роли популяризатора «заграничных достижений» в области авиации. На стр. 285 Вейгелин утверждает, будто Жуковский, «...внимательно следя за всем тем, что делалось в области авиации за границей... знакомил русское общество с заграничными достижениями в своих статьях, докладах и публичных выступлениях».

Труды Н. Е. Жуковского содержат теоретические в практические выводы, на которых строятся все современные аэродинамические расчеты. Жуковский впервые в мире разработал теорию крыла и методы расчета воздушных винтов. Его работы в области теории авиации открыли миру новую науку — аэродинамику.

В другом месте своей книги Вейгелин объявляет отца русской авиации Н. Е. Жуковского «последователем немецкого исследователя Лилиенталя». На самом же деле Н. Е. Жуковский неоднократно консультировал Лилиенталя по вопросам теории полета и помогал ему своими советами, что признавал и сам Лилиенталь.

Мы привели только часть примеров, со всей очевидностью показывающих, что «Очерки по истории летного дела» Вейгелина искажают историю авиации нашей Родины, принижают значение открытый и изобретений русских ученых. И все же эта книга до сих пор еще рекомендуется в библиотеках и некоторых учебных заведениях как «пособие по изучению истории авиации».

Надо сказать, что выпуск в свет книги «Очерки по истории летного дела» — далеко не единственная ошибка Главной редакции Оборонгиза.

В 1947 г. Оборонгиз выпустил в свет книгу А. Изаксона «Геликоптеры». В этой книге перед читателями так и мелькают фамилии иностранных конструкторов, о которых Изаксон пишет, захлебываясь от восторга. На стр. 36 он сообщает, что наибольший интерес представляли работы Коссю, Ван-Гекка, Д'Амекура, Альфонса Пено, Дьезда, Форланиани, Кастеля и ряда других. Изаксон безудержно расточает комплименты по адресу иностранных конструкторов, называя их «энтузиастами», подчеркивая, что они «сыграли особую роль» и т. д.

Изаксон не жалеет красок, расписывая геликоптеростроение в Америке. «Прекрасный», «хороший», «известный», «новшество», «оригинальная схема» — такими эпитетами награждает Изаксон геликоптеры американских марок.

Отечественным же конструкторам и ученым, работающим в области геликоптеростроения, в книге Изаксона явно не повезло. Автор вскользь пишет об изобретении М. В. Ломоносовым геликоптера, умалчивает о том, что великий русский ученый создал проект первой в мире рациональной конструкции этого вида летательного аппарата. Изаксон всячески принижает изобретения и открытия Рыкачева, Лодыгина, Антонова, Сорокина, Гроховского, Коновалова и многих других.

Русские ученые и изобретатели выглядят, по Изаксону, почти, как правило, неудачниками. «Не получил одобрения», «не подвергался дальнейшей разработке» — таковы штампованные оценки, которыми сопровождает Изаксон описания работ русских изобретателей.

Уместно вспомнить, что еще в 1931 г. в своей книге «Геликоптеры» Изаксон рекламировал иностранных авиационных конструкторов и фирмы, производящие геликоптеры. Статьи Изаксона, напечатанные в журнале «Техника воздушного флота» в 1931, 1934 и 1935 гг., главным образом посвящены также иностранным геликоптерам и изобилуют теми же комплиментами по адресу их конструкторов.

Невольно возникает вопрос: чем объяснить такое несерьезное, некритическое отношение Оборонгиза к издаваемой им литературе?

Заслуживает внимания и тот факт, что большинство издаваемой литературы по вопросам истории авиации посвящено почему-то только дореволюционному периоду.

Издательства не предпринимают серьезных мер к изданию книг, в которых излагалась бы героическая и славная история советской авиации, созданной советским народом под руководством большевистской партии. А в таких книгах ощущается острая нужда.

В ряде учебных заведений преподается курс истории авиации. Есть необходимость внимательно проверить качество лекций, читаемых по этому предмету. В одном из военно-учебных заведений лекции по истории авиации читает Е. Татарченко. Его лекции во многих случаях содержат ошибочные и неправильные утверждения. Татарченко утверждает в своих лекциях, что первые полеты на самолете в России были произведены только в 1909 г. О первом в мире полете Ивана Никифоровича Голубева на аэроплане Можайского Татарченко обычно умалчивает. Рассказывая об истории советской авиации, Татарченко допускает немало ошибочных утверждений.

Татарченко неправильно определяет причины и движущие силы замечательных подвигов, совершенных красными летчиками в годы гражданской войны. Героизм воинов нашей авиации он объясняет «лихостью красных воздухоплавателей и летчиков того периода». Трудно придумать более примитивное и аполитичное объяснение.

Героизм воинов Красной Армии является конкретным проявлением их советского патриотизма, ясным пониманием и сознанием правильности целей и задач гражданской войны. Это сознание укрепляло в красноармейских массах дух дисциплины и боеспособности. Отвага и доблесть советских воинов являлась и является результатом огромной политико-воспитательной работы, которую вела и ведет большевистская партия в Армии.

Владимир Ильич Ленин говорил: «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда».

Таковы истинные причины героизма и самоотверженности воинов Красной Армии, отстоявших в ожесточенных боях честь, свободу и независимость своей Советской Родины.

Оценивая действия советской авиации в гражданской войне, Татарченко голословно заявляет, что «интенсивность боевой работы Красного Воздушного Флота была низка и много ниже того уровня, который бы мог быть достигнут в тех условиях».

Татарченко, как правило, обходит молчанием огромную политико-воспитательную работу, проводимую большевистской партией в Красной Армии в годы гражданской войны.

Не лучше и печатные «труды» Татарченко. В статьях «Две книги о воздушной войне» и «Некоторые проблемы развития воздушной мощи», опубликованных в «Вестнике Воздушного Флота» в 1946 г., он явно преувеличивает роль англо-американской авиации во второй мировой войне. Он склонен ставить знак равенства между действиями английской авиации в «битве за Англию» и действиями советской авиации в боях за Москву, Кубань, в боях на Курской дуге и других сражениях, которые вели Советские Вооруженные Силы. Совершенно ясно, что боевые действия советской авиации неизмеримо превосходили по своим масштабам, оперативному мастерству и результатам боевые действия американцев и англичан. Известно, что решающую роль в разгроме гитлеровской Германии сыграли Советские Вооруженные Силы.

В течение почти всей воины Советская Армия сражалась против немецко-фашистских захватчиков один на один, без поддержки второго фронта в Европе. Наши союзники все это время сознательно медлили с открытием второго фронта. Советская Армия, осуществив десять сокрушительных сталинских ударов по врагу, продемонстрировала перед всем миром колоссальную наступательную силу. Советская Армия показала, что она способна самостоятельно, без помощи армий Англии и США, разгромить гитлеровскую Германию и освободить от фашистов Францию. И только когда это стало очевидным для союзников, они летом 1944 г. предприняли вторжение в Западную Европу.

Мощные, стремительные удары Советских Вооруженных Сил, героические усилии всего советского народа, руководимого великим Сталиным, — вот что обеспечило окончательный разгром фашистской Германии.

Ясно, что роль советской авиации в разгроме врага совершенно не сравнима со степенью и результатами участия во второй мировой войне англо-американской авиации.

История отечественной авиационной науки, героическое прошлое и настоящее вашего могущественного Военно-Воздушного Флота, созданного партией Ленина — Сталина, должны способствовать воспитанию советской национальной гордости у наших людей.

Необходимо решительно очистить литературу по вопросам истории авиации от ошибок и извращений, шире пропагандировать приоритет отечественной авиационной науки, замечательные победы и достижения советской авиации, знакомить наших читателей и, особенно, молодежь с жизнью и деятельностью великих ученых нашей Родины, труды которых составляют исключительной ценности вклад в развитие авиации.

Давно назрела необходимость издать книги и учебники, правильно, с партийных позиций освещающие историю советской авиации, ярко и содержательно рассказывающие читателю о приоритете нашей Родины в области авиации и воздухоплавания, о замечательных советских ученых, конструкторах, летчиках, совершивших величайшие подвиги в деле завоевания воздушных пространств, об огромной работе советской власти и партии Ленина — Сталина по созданию могущественного Воздушного Флота нашей страны.

В борьбе с проявлениями буржуазной идеологии сильнейший оружием в руках партии большевиков всегда были и есть ленинские и сталинские указания. Они направляли и постоянно направляют внимание всей партии на окончательное искоренение всего чуждого и враждебного нашему коммунистическому мировоззрению.

Требования ЦК ВКП(б), изложенные в постановлениях по вопросам идеологической работы, со всей четкостью определили задачи по новому подъему всей воспитательной работы среди личного состава Военно-Воздушных Сил.

Жесточайшая непримиримость ко всему чуждому, буржуазному, антипатриотическому, высокая идейность в работе, постоянное и непрерывное воспитание советского патриотизма — это непременная обязанность каждого большевика, каждого советского авиатора.

Буржуазные космополиты пытались принизить мировое значение выдающихся создании гения русского человека в области воздухоплавания, подвергали злобным нападкам прошлое и настоящее русского народа — истинного родоначальника века авиации.

Окончательный разгром буржуазных космополитов и фальсификаторов в освещении вопросов истории отечественной авиации является важнейшим условием нового подъема всей идеологической работы в частях и учебных заведениях Военно-Воздушных Сил нашей страны.

Вестник воздушного флота. 1949. № 4.
Tags: ВВС, ВВФ, Книги, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments