Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Что у нас знали о немецких ВВС в начале 1942 года

М. А.

Авиация фашистской Германии

Девять месяцев тому назад фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, грубо и подло нарушив договор о ненападении.

22.6.41 г. около 2 000 германских самолетов было брошено против нас.

Враг рассчитывал, что после первых и внезапных ударов его авиации по советским аэродромам, городам, базам и заводам военно-воздушные силы Красной Армии будут разбиты и потеряют способность сопротивляться. Однако гитлеровская военная клика жестоко просчиталась.

Разбросав свои 2 000 самолетов по главным участкам громадного 2 500 — 3 000-км фронта, командование немецко-фашистской армии уже в период августа — октября 1941 г., в связи с большими потерями, было вынуждено вводить в бой все новые и новые силы своей авиации. С запада, севера и юга перебрасывались на советско-германский фронт части немецкой авиации и обнажались до предела все другие второстепенные театры войны.

С 22.6.41 г. по 1.1.42 г. не раз были периоды, когда из 4 600 — 5 600 боевых самолетов, имевшихся в строю, фашистская Германия могла выставить против мощного и все время растущего воздушного флота Великобритании в Норвегии, на Западе, в Средиземном море и Северной Африке только 1 900 — 2 000 самолетов.

Маневренный резерв главного командования фашистской армии внутри самой Германии уменьшался до 400 — 500 боевых и 200 транспортных самолетов.

Пользуясь моментом неожиданности и внезапности и некоторым перевесом в авиации, а также ценою погромных потерь в материальной части, в летном составе и парашютистах, немецко-фашистская авиация иногда добивалась временного перевеса в воздухе на ограниченном пространстве вдоль важнейших дорог и переправ.

Надо заметить, что при проведении этих операций немцы широко использовали в направлении главного удара наряду с новыми самолетами старые и плохо вооруженные, как, например, Юнкерс Ю-87 , Хеншель Hs- 123 и 126, Хенкель Не-111, Юнкерс Ю-86 и Ю-52 и др.

Успеху многих операций германских войск и авиации до перехода Красной Армии в контрнаступление немало способствовали тщательная подготовка их к операциям, широкое и умелое использование хорошо налаженной связи с самолетами, десантами, аэродромами и штабами и быстрое снабжение боеприпасами подвижных групп и десантов.

Немалую роль сыграло также тесное взаимодействие ВВС Германии с танковыми группами и войсками, с военно-морским флотом и ПВО и наличие натренированного и опытного командного и рядового состава, большого количества частей разведывательной авиации, а также истребителей, штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков, зенитных и авиадесантных частей и транспортных самолетов.

К числу слабых сторон ВВС Германии относятся необеспеченность горючим, смазочным, сырьем, рабочей силой и квалифицированным летным составом (последний несет большие потери).

С первых же дней войны с гитлеровской Германией и ее вассалами Красная Армия и наши военно-воздушные силы, ведя активную оборону, изматывая силы врага, наносили ему огромные потери.

«В первые месяцы войны ввиду неожиданности и внезапности немецко-фашистского нападения Красная армия оказалась вынужденной отступать, оставить часть советской территории. Но, отступая, она изматывала силы врага, наносила ему жестокие удары» (Из приказа Народного Комиссара Обороны товарища Сталина от 23.2.42 г.).

За быстрыми успехами германской армии, вызванными моментом внезапности, неизбежно наступали паузы в германском наступлении. Эти паузы наступали все чаще и все длительнее.

Момент внезапности и временный перевес были израсходованы полностью к периоду перехода Красной Армии к контрнаступлению 16 ноября 1941 г.

«И настало время, когда Красная армия получила возможность перейти в наступление на главных участках громадного фронта. В короткий срок Красная армия нанесла немецко-фашистским войскам один за другим удары под Ростовом на Дону и Тихвином, в Крыму и под Москвой…

Теперь уже нет у немцев того военного преимущества, которое они имели в первые месяцы войны в результате вероломного и внезапного нападения. Момент внезапности и неожиданности, как резерв немецко-фашистских войск, израсходован полностью… стоило исчезнуть в арсенале немцев моменту внезапности, чтобы немецко-фашистская армия оказалась перед катастрофой» (Из приказа Народного Комиссара Обороны товарища Сталина от 23.2.42 г.).

Цитируемые выше выдержки из приказа Наркома Обороны товарища Сталина также полностью относятся и к фашисткой авиации, являющейся одной из основных составных частей германской армии.

Организация ВВС Германии

Германские фашисты считаются большими мастерами лжи, провокаций и обмана.

Командование ВВС Германии имеет тенденцию скрывать и преуменьшать свои потери и преувеличивать свои силы. Оно дает громкие названия частям ВВС, часто не соответствующие их боевой мощи.

Так, например, 5-й воздушный флот генерала Штумпфа, действующий на территории Финляндии и Норвегии, по существу является авиационным корпусом (в период апрель – сентябрь 1940 г. этот флот состоял из 10-го авиакорпуса и ныне расформированной 9-й авиадивизии морской авиации). 6-й и 7-й воздушные флоты, о которых много писалось и говорилось в иностранной прессе в 1941 г., так и не были сформированы.

В начале войны 1.9.39 г. существовали только авиационные дивизии, в состав которых входили 3-4 эскадры из 300 — 400 самолетов, эскадра истребителей, эскадра бомбардировщиков, эскадра пикирующих бомбардировщиков, несколько групп разведчиков, группы самолетов связи и береговой обороны и несколько эскадрилий или отрядов транспортных самолетов.

Позднее в ходе войны авиационные дивизии были развернуты, по крайней мере на бумаге, в авиационные корпуса, но в действительности многие авиационные корпуса по своему составу продолжали оставаться авиационными дивизиями.

Процесс развертывания авиационных дивизий в авиационные корпуса происходил постепенно и тянулся примерно с марта 1940 г. по март 1941 г.

В отличие от ВВС других стран в состав ВВС Германии входят также противовоздушная оборона, части связи и авиапосадочные и парашютно-десантные войска.

Министерство авиации. В составе германского министерства авиации имеется от 15 до 20 различных инспекторатов, из которых каждый ведает специальной отраслью службы, как, например, инспектор истребительной авиации, авиации взаимодействия с армией, инспекторат зенитной артиллерии, инспекция авиапосадочных и парашютных десантов, инспекция личного состава, связи, разведки, метеорологической службы и т. п.

Во главе всех инспекторатов до 6.2.42 г. стоял генерал-фельдмаршал Мильх.

Главнокомандующий ВВС рейхсмаршал Геринг руководит:

а) генеральным штабом ВВС,
б) пятью воздушными флотами,
в) отдельными авиационными корпусами,
г) авиацией армии и морского флота,
д) ПВО страны (активная оборона) и имперским союзом ПВО (пассивные средства или пассивная оборона) страны,
е) национал-социалистическим авиационным корпусом (НСФК) и резервом личного состава авиации (ведает подготовкой летных и технических кадров ВВС).

До 1938 г. было три самостоятельных воздушных флота. 4-й воздушный флот сформирован после захвата Австрии и 5-й воздушный флот сформирован во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 г.

Состав воздушных флотов в разные периоды войны сильно менялся.

В состав воздушных флотов не входят части войсковой (корпусной) авиации, морской и береговой авиации и авиации главного командования (дальние разведчики и бомбардировщики).

5-й воздушный флот действует в Норвегии, Финляндии и Карелии.

Флот, не считая финской авиации, состоял из 3-4 бомбардировочных эскадр, эскадры пикирующих бомбардировщиков, 1-2 истребительных эскадр и 4-5 разведывательных отрядов.

1-й воздушный флот действует в северной и центральной группе немецко-фашистских армий.

В состав 1-го флота входили 1-й и 8-й авиационные корпуса и 4-5 бомбардировочных эскадр, 3-4 истребительные эскадры, 12-17 разведывательных отрядов и балтийская группа морской и береговой авиации.

4-й воздушный флот действует в южной группе немецко-фашистских армий и Крымском участке фронта.

В состав 4-го флота входили 4-й и 5-й авиационные корпуса, 4-6 бомбардировочных эскадр, 2-4 эскадры пикирующих бомбардировщиков, 2-3 истребительные эскадры и 2-3 разведывательные группы (12-15 разведывательных отрядов).

Кроме соединений 4-го воздушного флота, на юге действуют отдельные части и соединения румынской и итальянской авиации. О действиях венгерской и словацкой авиации (за исключением случайных полетов отдельных летчиков и самолетов в 1941 г.) почти ничего не слышно.

Количество самолетов союзников Германии вследствие потерь за время войны снизилось: у финнов с 270 — 300 до 150 — 175, у румын с 400 до 160 — 180, у итальянцев с 120 до 50 и у венгров и словаков вместе с 300 до 150 — 200 самолетов, а всего с 1 100 — 1 300 до 510 — 580 самолетов.

Организация и состав типичных единиц и соединений

Тактическими единицами ВВС Германии, имеющими более или менее постоянный состав, являются: звено из 3 самолетов и отряд из 9 самолетов в строю и 3 самолетов в запасе при части (считая самолеты и экипажи). Как правило, группа из 3 отрядов по 9 самолетов и 3 самолетов штабного звена насчитывает 30 самолетов в строю и 9 самолетов в запасе и эскадра из 3 групп — 90 самолетов в строю и 27 в запасе при части.

Примечание

1. Некоторые отряды имеют по 12-15 самолетов в строю, но большая часть отрядов после боев насчитывала не более 5-6 самолетов.

2. Встречаются группы из 2-4 и даже из 5-6 отрядов.

3. Эскадры обычно состоят из 2-4 групп, причем 4-я группа считается запасной и находится в тылу.

Состав крупных соединений ВВС Германии (авиационный корпус и воздушный флот) в зависимости от обстановки, потерь и пополнений и особенно в зависимости от возлагаемых на соединение боевых задач из месяца в месяц резко колеблется.

Командование ВВС Германии, начиная с весны 1941 г., старается держать некоторую часть авиации в резерве.

Осенью 1941 г. и в начале зимы 1941-1942 гг. этого маневренного резерва у немцев не было. Он был почти полностью израсходован на обширном советско-германском фронте. Это сразу же сказалось поражением и отходом войск генерала Роммеля в Ливии и заметным усилением действий английской авиации и английского военно-морского флота у берегов Норвегии, Голландии и Франции и в Средиземном море.

Отвод в тыл, переформирование, пополнение и перегруппировка ВВС Германии, выполненные в течение зимы 1941-1942 гг., и зимнее затишье в боевых действиях ВВС позволили германскому командованию значительно пополнить колоссальные потери, понесенные на советско-германском фронте за 8 месяцев войны, и вновь накопить некоторый маневренный резерв боевых самолетов. Гораздо хуже обстоит у немцев дело с накоплением резервов летного и технического состава.

Материальная часть

а) Самолеты

Основными типами самолетов ВВС Германия были: истребитель Мессершмитт Ме-109, бомбардировщик Юнкерс Ю-88 и транспортный самолет Юнкерс Ю-52.

Одноместные истребители

Одноместный истребитель Ме-109 появился в 1936 г., выпускался большими сериями с конца 1937 г. и подвергался модернизации не менее трех раз. Последней модификацией этого типа является истребитель 1940 г. Мессершмитт Ме-109Ф (иногда называемый ошибочно Ме-115) с мотором Даймлер-Бенц 603 1200/1375 л. с., скоростью на высоте 5 км 610 км/час и потолком 12 000 м. Предшественником этого типа был истребитель 1938-1939 гг. Ме-109Е с мотором Даймлер-Бенц ДБ 601 Еа, скоростью 570-580 км/час и потолком 10 500 м.

Самым новым типом одноместного истребителя является истребитель 1941 г. Фокке-Вульф Фв-190 (иногда называемый ошибочно Фв-158 и Фв-198) с мотором БМВ 802 1500/1650 л. с., скоростью 590-610 км/час и вооружением, состоящим из 2 пушек или двух 15-мм пулеметов и 2 пулеметов 7,9-мм.

Ночной истребитель конца 1939 г. Хенкель Не-113 на вооружение не принят, и на фронте с июля — августа 1940 г. были использованы лишь отдельные самолеты Не-113 из опытной серии в количестве 75-100 штук.

На основе опыта итальянского конструктора инженера Кампини немцы будто бы строят самолеты Юнкерс Ю-288 или Хенкель Не-280 с реактивным двигателем и максимальной скоростью 750-810 км/час. Можно с уверенностью сказать, что истребитель с такой скоростью появится в Германии не ранее начала 1943 г., так как доводка подобного самолета и реактивного двигателя потребует много времени.

Двухмоторные истребители

Двухмоторный истребитель Мессершмитт Ме-110 выпускался большими сериями с начала 1939 г. Вместо этого типа в 1942 г. вводится на вооружение самолет Мессершмитт Ме-210 с 2 моторами Даймлер-Бенц ДБ 1375/1600 л. с. и максимальной скоростью 580-600 км/час.

Бомбардировщики

Самолет Юнкерс Ю-88 был спроектирован в 1936-1937 гг., построен в 1938 г. и выпускался большими сериями с конца 1939 г.

С осени 1940 г. самолет Юнкерс 10-88 стал универсальным типом самолета многоцелевого назначения (средний и пикирующий бомбардировщик, дальний разведчик и штурмовик) и по мысли германского командования должен был заменить собой не менее 5 типов самолетов постройки 1935-1937 гг. — Хенкель Не-111, Дорнье До-17, Юнкерс Ю-86, Юнкерс Ю-87 и др.

Но этот двухмоторный 10-тонный самолет был все же дорог и в производстве и в эксплоатации и не смог полностью вытеснить в течение одного года все указанные выше типы самолетов. Многие из них были модернизированы и выпускались в 1941 г. малыми сериями.

Единственным новым типом двухмоторного бомбардировщика 1940-1941 гг. является самолет Дорнье До-217 с 2 моторами БМВ 802 1500/1650 л. с. или 2 моторами Даймер-Бенц ДБ 603 1375/1500 л. с., скоростью 520-540 км/час, бомбовой нагрузкой 1200-1500 кг и вооружением состоящим из двух 20-мм пушек и 5-6 пулеметов.

Выпущенный в 1939-1940 гг. четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Фоке-Вульф 200 «Курьер» не получил широкого распространения.

В 1942 г. будет выпускаться 4-моторный тяжелый бомбардировщик Хейнкель Не-177 образца 1940-1941 гг. с 4 моторами ДБ 601 EI 1300 л. с., скоростью 450-480 км/час, дальностью 2500 — 3000 км и бомбовой нагрузкой 3000 — 4000 кг.

Транспортные самолеты

Транспортный самолет 1932-1933 гг. Юнкерс Ю-52 строился большими сериями в 1935-1937 гг. и широко применялся в 1939-1941 гг. для срочной переброски войск, доставки горючего, запасных частей, продовольствия и боеприпасов, эвакуации раненых и при авиадесантных операциях.

Разведчики

Основным типом поискового разведчика был самолет Хеншель Нs-126.

В 1942 г. он будет заменен новым двухмоторным 3-5-местным самолетом 1941 г. Хеншель Hs-129.

Дальняя разведка выполнялась на разведывательных вариантах двухмоторных бомбардировщиков Юнкерс Ю-86, Дорнье До-17, Хейнкель Не-111, Дорнье До-215 и Юнкерс Ю-88.

Вывод по самолетам и моторам.

Значительная часть (от 50 до 60 %) самолетного и моторного парка ВВС Германии представлена сравнительно новыми типами постройки 1939 и 1940 гг.

Одной из слабых сторон ВВС Германии оказались особые свойства синтетического бензина и масла. Эти свойства, наравне с отсутствием самолетных лыж, а также обогреваемых одежды и кабин, исключают массовые полеты при температурах от —20° до —35°С, не говоря уже о более низких температурах.

б) Вооружение самолетов

Пулеметы

До 1941 г. немецкие самолеты вооружались синхронными пулеметами Мг -17 и подвижным и пулеметами Мг-15 калибра 7,9 мм, со скоростью стрельбы 1 100 — 1 200 выстрелов в минуту.

В 1940-1941 гг. немцы значительно усилили вооружение самолетов пулеметами (вместо 2-3 установили 4-5, а иногда и 5-7 пулеметов), но у них нет таких многопулеметных механизированных турелей и 8-12 пулеметных крыльевых установок, какие применяют с 1936-1938 гг. англичане.

В 1941 г. немцы все чаще стали применять 12,7 и особенно 15-мм пулеметы.

Данные пулемета Мг-151: калибр 15 мм, скорость стрельбы 800 выстрелов в минуту, начальная скорость пули около 800 м/сек.

Пушки

Немцы устанавливают на самолетах пушки Эрликон FF 20 и 23-мм со скоростью стрельбы 500-550 выстрелов в минуту и иногда заменяют их крупнокалиберными 15-мм пулеметами , имеющими скорость стрельбы 800 выстрелов в минуту.

Пушечное вооружение применяется главным образом на истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках.

Бронирование самолетов

В 1936-1939 гг. в войне в Испании и на Западе на истребителях, штурмовиках и пикирующих бомбардировщиках применялись бронеспинки, бронесиденья и бронеплитки толщиной 5-8 мм и протектированные баки.

Общий вес брони на одноместных истребителях вместо 16-20 кг в 1936-1937 гг. и 30-40 кг в 1938-1939 гг. дошел в 1941 г. до 50-60 кг и на двухмоторных бомбардировщиках и штурмовиках вместо 40-60 кг в 1937-1939 гг. дошел в 1941 г. до 130-150 кг, не считая веса протекторов (30-40 кг на каждый бак 250-400 л).

На самолетах 1941 г. толщина бронеспинок была увеличена сначала до 10, а затем до 13-15 мм, чтобы обеспечить от поражения пулями крупнокалиберного пулемета. Вместо бронеспинок, бронесидений и бронеплиток на таких самолетах, как Юнкерс Ю-88 стали применяться бронекабины для защиты летчика, штурмана и стрелка-радиста с четырех и даже с шести сторон.

В 1941 г. бронировались все боевые самолеты ВВС Германии.

В прилагаемой таблице (см. стр. 106-107) приведены данные германских самолетов, состоящих на вооружении к 1.2.42 г.



Многие из этих самолетов по своей скорости, скороподъемности, маневренности и вооружению уступают новым советским, английским и американским самолетам.

Преимущество германских самолетов в начале 1941 г. объяснялось их довольно мощным пушечным вооружением (1-2 пушки 20-мм), усиленным по сравнению с 1939-1940 г. бронированием летчика, баков, стрелка и некоторых механизмов и приборов, простотой массового производства многих деталей самолета и особенно количественным перевесом в отношении одномоторных и двухмоторных истребителей, пикирующих бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных самолетов.

Весной и летом 1941 г. появились новые советские, английские и американские самолеты, моторы, бомбы, снаряды, прицелы, пушки и пулеметы.

И несмотря на то, что германские конструкторы дали в 1940-1941 гг. пять-шeсть новых самолетов и шесть-семь новых моторов, эти новые немецкие самолеты и моторы по своему качеству и многим производственным, конструктивным и эксплоатационным данным заметно уступают советским, английским и американским самолетам и моторам выпуска 1940-1941 гг.

Вывод

Материальная часть ВВС Германии начинает заметно отставать по качеству от материальной части ВВС Красной Армии и ВВС Англии и США. Это отставание особенно резко должно сказаться весной и летом 1942 г.

Самая большая опасность для немцев кроется в отставании моторов и вооружения по их качеству и в невозможности увеличить производство самолетов, моторов и вооружения до уровня американских, советских и английских заводов. Перестроиться на крупносерийный выпуск новых самолетов германская авиапромышленность не смогла ни в 1941 г., ни в 1942 г.

В отношении авиации фашистской Германии на исход войны будут влиять следующие постоянно действующие факторы: прочность тыла; моральный дух авиационных частей и школ; количество и качество действующих отрядов, групп и эскадр, авиационных корпусов и воздушных флотов; количество и качество летчиков, специалистов, самолетов, моторов, вооружения и оборудования самолетов и аэродромов; вооружение самолетов и зенитных частей; организаторские способности начальствующего состава.

Прочность тыла авиационных частей определяется прежде всего общим состоянием страны, затем наличием квалифицированно рабочей силы, энергии, топлива и сырья, горючего и смазочного, производительностью авиазаводов, парков, мастерских и складов и, наконец, бесперебойной работой учреждений и организаций, школ и учебных заведений ВВС, связи и ПВО, занимающихся подготовкой резервов личного состава.

Что касается количества и качества летчиков, самолетов, моторов и вооружения, то ни одна из трех крупных стран, входящих в антифашистскую коалицию (СССР, США и Великобритания) в марте 1942 г. не уступает гитлеровской Германии в отношении масштаба и темпа подготовки летчиков и производства материальной части.

Мощная коалиция этих трех держав в ближайшие же месяцы будет готовить летчиков и выпускать самолетов в три-четыре раза больше, чем страны оси (Германия и Италия, взятые вместе).

Вестник воздушного флота. 1942. № 5 (март)*.

Если не обращать внимания на победоносную риторику, то статья приводит довольно точные сведения о количественном, качественном и организационном состоянии люфтваффе на тот момент. По общему количеству немецкой авиации, брошенной против СССР, сведения даже заниженные (в отличие от статей, посвящённых панцерваффе). По современным данным это число доходит до 3,9 тыс. (Das Deutsche Reich und Der Zweite Weltkrieg. Bd IV), хотя встречаются и более низкие оценки (по этому вопросу рекомендую статью М.И. Мельтюхова «Организационное развитие Красной Армии в 1939-1941 гг. и проблема соотношения сил сторон к началу Великой Отечественной войны»).
____________________________
* Журнал после начала войны выходил два раза в месяц. Этот номер подписан к печати 26 марта.
Tags: ВВС, ВВФ, ВОВ, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments