Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Потери Франции в Первой мировой

Читал недавно одну интересную статью (Огородников Ф. Основные вопросы организации и тактики пехоты // Война и революция. 1929. № 12) и в разделе про Францию глаз зацепился за следующее заявление (выделено болдом):

"Никакой военный устав нельзя рассматривать без отношения к вызывавшим его политико-экономическим предпосылкам. Французский пехотный устав вызван заботой о сохранении живой силы (в цветных частях применяется менее огневая и более ударная тактика) и необходимостью подчеркнуть это положение, считаясь с растущим «пацифизмом» и с борьбой партий в парламенте в связи с проведением ежегодных бюджетов.

Составители устава не могут не считаться с фактом, что потери за два первых месяца мировой войны, когда действовала тактика «наступления во что бы то ни стало», на 100 000 превысили потери за весь 1918 г. Вот почему так стойко удерживаются традиции этого последнего рода. Проводится тактика победы наверняка подавляющим воздействием технической силы со всеми мерами «обеспечения успеха», в числе которых огонь занимает первое место. Желая упростить положения устава, чтобы приблизить его к пониманию наскоро обученных резервистов, составители устава действительно упрощают тактику всегда и всюду подавляющим огнем. Таковы основы французской доктрины, отраженные в нижеследующих отдельных вопросах организации и тактики пехоты".


Решил проверить, соответствует ли это константам. Вырисовывается следующая картина.

Потери убитыми по годам:

1914 - 301.000
1915 - 349.000
1916 - 252.000
1917 - 164.000
1918 - 235.000

Всего - 1 301 тыс.

Умершие, без вести пропавшие, пленные по годам:

1914 - 469 тыс.
1915 - 410 тыс.
1916 - 345 тыс.
1917 - 171 тыс.
1918 - 310 тыс.

Всего - 1 705 тыс.

Эвакуированные внутрь страны:

1914 - 490 тыс.
1915 - 1 019 тыс.
1916 - 551 тыс.
1917 - 375 тыс.
1918 - 675 тыс.

Всего - 3 074 тыс.

Общие потери по данным военного министерства в 1919 г.

1914 - 955 тыс.
1915 - 1 430 тыс.
1916 - 899 тыс.
1917 - 546 тыс.
1918 - 1 085 тыс.

Всего - 4 915 тыс.

Потери из предыдущей таблицы распределяются по категориям:

убитые, без вести пропавшие и пленные - 1 526 тыс.;
умершие на фронте - 179 тыс.;
эвакуированные и умершие от ран внутри страны - 121 тыс.;
прочие эвакуированные внутрь страны - 3 089 тыс.

Последние четыре таблицы из статьи подполковника Ляршэ "Статистические данные о французской армии в период 1914-1918 гг." (Военный зарубежник. 1935. № 13).

Видно, что 1914-й год выделяется как по лидерству в безвозвратных потерях, так и в общих относительных. Но всё же Фёдор Евлампиевич немного сгустил краски, сравнивая первые два месяца войны (хотя они были самыми кровавыми для французской армии за всю войну*) с целым 18-м годом.

* По данным Санитарной службы потери в августе и сентябре 1914 года составили 216 и 238 тыс. человек соответственно. В 1915-м году пики потерь пришлись на апрель (99), май (99), июнь (108) и сентябрь (180 тыс.). В 1916-м - март, июль и сентябрь (все по 90 тыс.). В 1917-м - апрель (90 тыс. написано, хотя пик в графике на уровне 110 тыс.). В 1918-м - май и июль (по 135 тыс.).
Tags: ПМВ, Справочные данные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments