Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Предложения по стратегическим бомбардировкам

№ 137сс
Не позднее 12 сентября 1942 г.

Сов. секретно

ЧЛЕНУ ГОС. КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
тов. Н.А. ВОЗНЕСЕНСКОМУ*

Копия: Р.У. Генштаба КА

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

Настоящим вносим на Ваше рассмотрение наши соображения о необходимости бомбардировки советской авиацией 2-х важнейших военно-промышленных центров Германии — МЕРЗЕБУРГА и БИТТЕРФЕЛЬДА.

1. В районе Мерзебурга расположены мощные предприятия крупнейшего в мире химического комбината «Лейна-Верк», производящего огромное количество аммиака (около 1 мил. тн. в год), азотной кислоты, аммиачной селитры и др. соединений азота, а также СИНТЕТИЧЕСКУЮ НЕФТЬ, серую и фосфорную кислоты, синтетический метанол и, надо полагать, отравляющие и взрывчатые вещества.

Весьма важными обстоятельствами являются: компактное расположение грандиозных сооружений завода и наличие огромных количеств огне- и взрывоопасных газов и веществ в производственных цехах и складских помещениях. Благодаря этим факторам облегчается нахождение и поражение комбината, а при удачной бомбардировке должны возникнуть многочисленные очаги пожаров и взрывы исключительной силы, с большим радиусом распространения.

2. Район Биттерфельда является решающим центром электротермических производств — магния, алюминия и твердых сплавов.

По выработке магния Биттерфельд занимает первое место в мире. Значение же производства твердых камней и сверхтвердых сплавов для Германии особенно велико, т. к. вследствие отсутствия месторождений природного корунда, наждака и др. абразивов Биттерфельдский завод служит почти единственным источником этой продукции. Следует полагать, что новые немецкие сплавы для противотанковых снарядов изготовляются на этом же заводе.

Биттерфельд точно также обладает рядом огне- и взрывоопасных производств.

Указанные выше районы Мерзебурга и Биттерфельда находятся всего лишь в 140-150 км юго-западнее Берлина, расположены на равнинной местности и могут быть определены по водным ориентирам, крупным городам (Лейпциг, Галле) и лежащей на запад горной возвышенности Гарца. Таким образом, эти пункты можно считать доступными для нашей авиации.

Вместе с тем, однако, нельзя не иметь в виду, что выполнение данной задачи осложняется наличием в этой внутренней части Германии больших и наиболее оборудованных центральных аэродромов и, вероятно, весьма сильной ПВО.

При этом прилагаем некоторые картографические материалы; дополнительно фотоснимки и сведения по данному вопросу могут быть нами даны в рабочем порядке.

Авторами и инициаторами настоящего предложения являются:

проф. Н.М. Жаворонков — пом. Уполномоченного Госкомитета Обороны по вопросам химии и Б.И. Коган — ст. научный сотрудник Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии Академии Наук СССР.

Приложение: Дополнительн. сведения на 1 листе и 13 фото**.

Председатель Комиссии по геолого-разведочн. обслуживанию КА (ГЕОКА)
Академик А.Е. ФЕРСМАН
И.о. Ученого секретаря Б.А. ЧЕРНЯВСКИЙ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 467. Л. 5-6. Заверенная копия.

* На первом листе вверху слева напечатана резолюция «т. Поскребышеву — для товарища Сталина. Одновременно послано тт. Молотову и Голованову. Фотографии пересланы т. Голованову. 12.IX.42 г.». Резолюция подписана Н.А. Вознесенским.

** Дополнительные сведения не публикуются, фото в архив не поступали.

Вестник Архива Президента Российской Федерации. Война: 1941-1945. Выпуск 2. М., 2015. С. 237-238.


28 июня 1943 г.
Секретно

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
товарищу СТАЛИНУ И.В.

Для подрыва боеспособности вражеской авиации весьма целесообразно подвергать бомбовому удару с воздуха некоторые предприятия германский авиапромышленности, местоположение которых нам точно известно из результатов поездки по Германии в 1939—1940 г.

Такими подходящими для бомбардировок объектами являются:

1. Основной самолетостроительный завод фирмы «Мессершмитт».

На заводе в 1940 году находились в массовом серийном производстве одномоторные истребители «Мессершмитт-109» и двухмоторные истребители «Мессершмитт-110».

На этом заводе расположена опытная конструкторская база конструктора Мессершмитт. Завод является ведущим по всем типам самолетов «Мессершмитт», находящимся в серийном производстве на целом ряде других заводов, как в Германии, Австрии, Польше, так и в других странах.

Завод находятся в г. Аугсбурге.

2. Основной самолето- и моторостроительный завод фирмы «Юнкерс», являющийся крупнейшим комбинатом германской авиапромышленности.

Заводом выпускаются авиадвигатели и дизели, бомбардировщики В-88 и Ю-87, а также высотные разведчики Ю-86.

Завод расположен в г. Дессау.

3. Самолетостроительный завод Хейнкеля.

В 1940 году завод был переведен с производства самолетов «Хейнкель-111» на производство самолетов Ю-88.

Этот новейший завод является одним из самых крупных самолетостроительных заводов.

Предположительно, что после разрушения англичанами завода Хейнкеля в Ростоке, который являлся основной ведущей базой производства всех самолетов «Хейнкель», основной базой и местом работы самого Хейнкеля и его конструкторского бюро стал этот завод.

Завод расположен в городке Ораниенбурге, в 20 клм. от Берлина.

4. Большой завод Хеншеля в Берлине, серийно выпускающий самолеты «Юнкерс-88» и «Дорнье-217».

Завод расположен в предместье Берлина — Иоганништаль.

5. Крупнейший моторостроительный завод Бенца, выпускающий моторы ДБ-60l , 603 и 605 для истребителей «Мессершмитт-109», «Мессершмитт-110» и «Хейнкель-111».

На заводе находится основная опытная база по моторам «Даймлер-Бенц».

Завод находится в г. Штутгарте.

6. Крупнейший моторостроительный завод «БМВ», выпускающий в массовом производстве моторы «БМВ-801» для бомбардировщиков «Дорнье-217» и истребителей « Фокке-Вульф-190».

Завод находится в Мюнхене.

7. Крупный моторостроительный завод «Юнкерс», выпускающий моторы «ЮМО», идущие на самолеты Ю-88 и Ю-87.

Завод расположен в г. Касселе.

Точное местоположение заводов, вплоть до расположения отдельных цехов, может быть указано нами на карте каждого из перечисленных городов.

А. ШАХУРИН
А. ЯКОВЛЕВ
В. КУЗНЕЦОВ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 416. Л. 109-110. Подлинник.

Там же. С. 317.
Tags: ВВС, ВОВ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments