Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Оценка грядущей "воздушной бури" немецкой разведкой в конце 1944 года

В последней книге А. Исаева Дорога на Берлин. "От победы к победе" на странице 8 приведено факсимиле немецкой карты, на которой показано представление немецкой разведки о распределении сил советских ВВС по фронтам на 21 декабря 1944 года.

Проверим теперь работу разведки с реальными данными на 1 января 1945 года:
Фронты                        Количество самолётов
                           По немецким  По советским
                              данным       данным

Карельский (7 ВА)              1 100       914*
Балтийский флот                  550       625 (88)

Ленинградский (13 ВА)                      447 (15)
1-й Прибалтийский (3 ВА)       4 200     1 461 (275)
2-й Прибалтийский (15 ВА)                  559 (76)

3-й Белорусский (1 ВА)         1 500     1 504 (103)
2-й Белорусский (4 ВА)         1 200     1 593 (99)

1-й Белорусский (16 ВА)                  2 490 (186)
ВВС Войска Польского (6 ВА)    5 000       393 (10)
1-й Украинский (2 ВА)                    2 636 (103)

4-й Украинский (8 ВА)            800       553 (82)

2-й Украинский (5 ВА)                      771 (148)
3-й Украинский (17 ВА)         2 250     1 125 (99)

ДБА                            1 600     1 355 (173)
ВВС ПВО                        1 600       720 (98)

ИТОГО                         19 800    17 146 (1 555)
* - Перед началом Петсамо-Киркенесской операции в октябре 1944 года.

Советские данные приведены по работе "Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах". М.,1962. В скобках - в том числе неисправные машины. По ПВО не учитывались отдельные авиасоединения тыловых объектов (2 419 (310) самолётов).

В других источниках численность воздушных армий может отличаться, местами значительно (в первую очередь это касается 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. В остальных источниках численность указывается менее 1 000 самолётов).

В первую очередь бросается в глаза переоценка воздушных сил фронтов блокировавших Курляндию: 4 200 предполагаемых против ок. 2 500 реальных (завышено почти на 70%).

Переоценёнными оказались также 4-й Украинский (+45%) и связка 2-го и 3-го Украинских фронтов (+19%).

С хорошей точностью (расхождение не превышает 10%) оценивались ВВС 3-го Белорусского, 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов.

В недооценённых из фронтов оказался только 2-й Белорусский (-25%).

Общее завышение по фронтам равно 10,5%, т.е. численность фронтовой авиации оценивалась довольно адекватно, но с точным распределением были проблемы, хотя не всегда фатальные.

Для сравнения численность немецких воздушных флотов на 10 января 1945 года:

1-й (Курляндия) - 170 истребителей и ударных, 45 транспортных;
6-й (Польша, Восточная Пруссия) - 661 истребитель и ударный, 36 транспортных;
4-й (Венгрия, Австрия, Югославия) - 546 истребителей и ударных, 70 транспортных.

Хотя немцы и старались усилить 6-й ВФ в ожидании советского наступления (ещё 6 января в его 7 ударных и 5 истребительных группах было всего 364 самолёта), но у слона всё равно было толще...
Tags: ВОВ, Справочные данные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments