Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Статья "Танковая техника второй мировой войны" (часть 2)

Из приведенных характеристик танкового вооружения главных зарубежных армий могут быть сделаны следующие выводы:

1. Основными качествами в боевой характеристике танков являются броня и вооружение. Максимальная скорость танков за время войны снизилась до 35-45 км/час. Такое направление дано вооружением Красной Армии, и по этому пути пошли все армии. В течение первых трех лет войны по основным тактико-техническим данным в компоновке корпуса лучшей машиной мирового танкового парка являлся советский танк Т-34. Этот танк вызвал подражание во всех воюющих странах мира.

В связи с увеличением толщины броневых листов и калибров вооружения легкие танки имеют тенденцию к «вымиранию»; в то же время количественно вырос класс средних и тяжелых танков.

2. Бронирование применяется резко диференцированное. Наиболее надежно бронируются фронтальные поверхности, а также те, которые расположены высоко; чем ниже та или иная плоскость, тем менее вероятно ее поражение.

Бронирование кормы часто выбирается по конструктивным соображениям. Из 27 различных танков на 17 (63 проц.) применяется литая броня: литые башни и отдельные литые узлы корпуса. Широко применяется электросварка броневых листов корпуса (СССР, США, Германия).

3. Повышение надежности бронирования обеспечивается главным образом увеличением толщины броневых листов и углов наклона плоскостей. Качественное улучшение брони пока еще несущественно. Броня в 200 мм в ближайшее время будет весьма распространенной. Ограничениями дальнейшего роста толщины броневых листов являются удельное давление на грунт, допускаемая по железнодорожным условиям ширина танка. Отсюда со всей остротой для будущего встает вопрос о резком изменении качества брони. Арифметическое наращивание толщины броневых листов заводит танкостроение в тупик. Повышать броневую защиту надо не столько за счет увеличения толщины брони, сколько путем улучшения ее качества и применения конструктивной брони.

4. Эффективность пушек растет по линии увеличения как калибра, так в длины канала ствола. Пушки ставятся из расчета необходимости ведения огня на дальних дистанциях (1-2,5 км), чем и определяются их калибры, начальная скорость и что предъявляет резко повышенные требования к приборам наблюдения.

Пробивная способность танковых пушек до последнего времени повышается в основном путем повышения начальной скорости снаряда и увеличения калибра, причем скорость увеличивается главным образом за счет удлинения ствола пушки. Вполне очевидно, что дальнейшее повышение начальной скорости удлинением ствола мало реально. Возможности в этом отношении имеются в направления улучшения качеств взрывчатых веществ и самого снаряда (его механической прочности), а также в конструкции ствола пушки. Калибр также подходит к своему пределу, поскольку увеличение калибра резко повышает вес и габариты снаряда, т. е. затрудняет заряжание и снижает возимый боекомплект. После танка Т-34 танковая пушка калибра 122 мм является наиболее ярким достижением советской танковой техники. На сегодня это — лучшая пушка из всех состоящих на вооружении мирового танкового парка.

5. За годы войны, несмотря на увеличение толщины броневых листов и калибра монтируемых в танк пушек, особенно в наших танках, увеличилась плотность компоновки, что позволило удержаться в пределах прежних весов или незначительно их увеличить, частично за счет сокращения состава экипажа.

6. Компоновка танка до начала войны велась исходя из условия снижения веса танка, причем здесь варьировались только два решения: трансмиссия в носовой или в кормовой частях корпуса. Из 32 марок современных танков 20 имеют носовое расположение трансмиссии (62 проц.) и 12 кормовое (38 проц.).

7. Учитывая, что в основном танки и экипажи выходят из строя в результате пожара, возникающего внутри машины, и взрыва снарядов, следует ожидать изменения компоновки танка. Наряду с малым весом надо рационально разместить горючее и снаряды. Следует ожидать применения в танках «корабельного принципа»: снаряды и горючее убираются в «трюм»; поясное бронирование. Иначе говоря, из всех возможных подходов к компоновке (малый вес, удобство монтажа, демонтажа и обслуживания) решающим на сегодня является обеспечение меткости ведения огня и неуязвимости танка.

8. Основное направление в совершенствовании трансмиссии — автоматизация управления машиной. Наиболее прогрессивным решением является электротрансмиссия, т. е. прогресс идет по линии автоматизации переключения передач и увеличения количества минимальных радиусов поворота.

9. Бронирование ходовой части потеряло свою актуальность; фальшборт если и применяется, то в целях борьбы с кумулятивным снарядом; главное требование к ходовой части машины, помимо обеспечения плавности хода и надежности в работе, — не увеличивать габаритов корпуса. Удельное давление на грунт, как параметр, определяющий проходимость, во всех зарубежных танках гораздо выше в сравнении с советскими танками. Ходовая часть зарубежных танков обычно ориентируется на движение по дорогам.

10. Моторная группа в смысле необходимого диапазона мощностей и надежности наименее отработана. Диапазон мощностей является узким местом, тормозящим своевременное совершенствование танков. Необходимы примерно следующие мощности: 250 — 500 — 1000 л. с. Двигатели, применяемые на 28 конструкциях танков, по ряду признаков группируются следующих образом: танковые — 47 проц., автотранспортные — 36 проц., авиационные — 18 проц.

11. Приборы наблюдения, механизмы поворота башни и стабилизирующие устройства пушек требуют к себе большего внимания, чем это имеет место. Меткость и маневренность огня танкового вооружения зависят в первую очередь от совершенства этих агрегатов. Из 27 конструкций танков на 18 (60 проц.) применяются командирские башенки. Смотровые щели заменяются зеркальными перископами. В целях повышения скорострельности и меткости огня применяются бесступенчатые механизмы поворота башни — электрические и гидравлические.

12. Хотя опытные образцы самоходных артиллерийских установок имелись в ряде стран и до войны, только в ходе ее определялась их значимость. Если для самоходных установок и используется база танка, то она отличается от него более мощным вооружением. Вне этого различие между ними утрачивается. Танк гармонически сочетает скорость, броню и вооружение. У самоходной установки нет этой гармонии; здесь главное — вооружение: оно диктует и определяет решение всех других вопросов. Если на базе какого-либо танка монтируется такая же пушка, что и устанавливаемая во вращающейся башне танка, такое решение беспредметно. В этом случае при любых обстоятельствах танк может с большим успехом заменить самоходную установку. Танк превращается в самоходную установку тогда, когда монтируемая на ходовую часть пушка ведет к отказу от вращающейся башни, к частичной или полной разбронировке или к тому и другому вместе.

13. Наряду с самоходной артиллерийской установкой полностью оправдали себя бронетранспортеры для переброски автоматчиков и пехоты на поле боя. Десанты автоматчиков на броне танка обеспечивают определенную компактность, но вместе с тем в ряде случаев ведут к увеличению потерь как в людях, так и в технике. Транспортер — это составное звено мотомеханизированных войск.

14. На вооружение пока еще робко, но наверняка входит бронированная гусеничная самоходная зенитная установка. Колонна танков на марше, на подходе к переднему краю нередко оказывается беззащитной против воздушного противника. Надо органически влить в танковые соединения самоходные зенитные установки, которые, помимо решения основных своих задач, могут быть использованы как обычное самоходное противотанковое орудие.

15. В ходе войны выявились как оправдавшие себя три типа танка: танк прорыва, танк мотомеханизированных войск и танк пехотный (имеется в виду МК-III и МК-ХI). Не оправдали себя колесно-гусеничные танки. Сходят с поли боя так называемые легкие танки. Не получили распространения и не привились телетанки и танки воздушного десанта. Бронемашины заняли в ходе войны подчиненную роль.

О классификации танков. В непосредственной связи с правильным выбором типа танка находится и вопрос о правильной их классификации, которая должна прежде всего отображать идею использования машины. Правильная классификация заставляет более четко сформулировать требовании к танку и тем самый более целеустремленно направить внимание конструктора в нужном направлении. Неправильная классификация мешает отделать главное от второстепенного, основное от вспомогательного, причину от следствия.

Наиболее распространенными являются три типа классификации:

— по весу танка (тяжелые, средние и легкие танки); принята в Красной Армии;
— по родам войск (пехотный танк в Англии, а также кавалерийский и артиллерийский танки в США);
— по вооружению; принята первоначально в Германии.

Нам кажется, что классификация по весу и вооружению несостоятельна. Легким или тяжелым танк может быть как за счет брони и вооружения, так и размеров. В обоих случаях вес может быть один и тот же, а боевые свойства совершенно различные. Что общего между танками Т-34 и Т-28, которые имеют одинаковый вес? Вполне очевидно, что танк Т-28 беззащитен перед танком Т-34. До 1939 г. наши танки Т-26 (легкий), Т-28 (средний) и Т-35 (тяжелый) почти не отличались один от другого по броне и весьма мало — по вооружению. Скорее их можно было подразделять как большой, средний и малый. Средний танк является суммой двух-трех, а тяжелый четырех-пяти легких танков. Разница была геометрической, а не качественной. Подразделение на типы в зависимости только от вооружения неправильно уже потому, что танки одного типа должны отличаться от танков другого типа не одним каким-либо элементом, а их сочетанием. Изменение вооружения без соответствующего изменения брони — односторонне, а потому и неполноценно.

Наряду с этим такая обезличенная классификация (весовая) удобна лишь тем, что она не налагает жестких рамок на сферу использования танка данного типа, тогда как название пехотный танк как бы само по себе указывает место танка в бою, определяя границы, в пределах которых он должен быть применен, в то время как представления о сфере применения, скажем, легкого танка более расплывчато и неопределенно. При классификации танков по принципу боевого применения возникает опасность, что узкая специализация может повести к «простою» танков или их неправильному использованию. Эти опасения вполне устранимы, если учесть, что, как правило, только комбинированное использование нескольких типов танков в определенном соотношении обеспечивает успех на поле боя. Несомненно, весовая классификация удобнее для подсчетов по определению потребного количества стали и т. п. Но удобства калькуляции не должны выходить на первый план, будучи в данном отношении второстепенным.

Учитывая опыт войны, мы считаем, что наиболее целесообразной является классификация комбинированная — по характеру использования и родам войск. Исходя из этого, мы предлагаем следующую классификацию:

1. Танк прорыва.
2. Танк мотомеханизированных войск — крейсерский танк.
3. Пехотный танк.

Укажем на основные свойства перечисленных выше типов танков.

Ведущими элементами в танке прорыва являются броня и вооружение; на втором месте — скорость. Для некоторого отрезка времени основная броня должна быть не поражаемой с любой дистанции для всех калибров противотанковой артиллерии. Пушка этого танка с дистанции не менее 1 км должна поражать любую броню любого танка противника. Средняя скорость должна быть порядка 15-18 км/час; запас хода по горючему — на 120-150 км.

Танк мотомеханизированных войск (крейсерский танк) должен гармонически сочетать в себе скорость, броню и вооружение, но подвижности все же необходимо отдать предпочтение. Средняя скорость должна быть 25-30 км/час; запас хода по горючему — на 250-300 км. Основная броня защищает от массовой танковой артиллерия на дистанциях порядка 1 километра. Пушка этого танка должна поражать любую броню танка с дистанции не менее 500 м.

(*) В пехотном танке ведущим элементом является броня. Ода должна с любых дистанций противостоять огню всего малокалиберного вооружения, включая автоматические пушки. Устанавливаемая на этом танке пушка должна поражать уязвимые места танков противника с дистанции не менее 1,5 км. Танк должен иметь минимум два пулемета или другое оружие, приспособленное для поражения живой силы противника. Ему нужна средняя скорость 15-18 км/час, а запас хода — до 150 км. Жизнеспособность пехотного танка определяется эффективностью ассимиляции автомобильного производства, на базе которого может быть организовано его производство.

БОЕВАЯ ТЕХНИКА МОТОМЕХАНИЗИРОВАННЫХ ВОЙСК

Исходя из опыта второй мировой войны, нам кажется, что в состав мотомеханизированных войск должна входить следующая боевая техника(1).

Основные боевые машины: 1. Танки прорыва, мотомеханизированных войск (крейсерский) и пехотный. 2. Самоходные артиллерийские установки на шасси танков прорыва, крейсерского и пехотного. 3. Самоходные зенитные гусеничные установки на шасси крейсерского танка в двух вариантах: пулеметная и пушечно-пулеметная; основное их назначение — прикрытие танковых колонн в районе сосредоточения, на марше и в бою.

Вспомогательные боевые машины: 1. Бронетранспортеры для автоматчиков и мотопехоты двух типов: на шасси крейсерского и пехотного танков; в этом случае сменяется вооружение и происходит частичная разбронировка машины. 2. Инженерные танки (тралы и мостовые). Танки-тралы желательны в применении ко всем трем типам танков; мостовые танки — на базе крейсерского и пехотного, с грузоподъемностью для всех типов танков, включая сюда и танки прорыва. 3. Огнеметные танки достаточно иметь на шасси пехотного танка. 4. Транспортеры-тягачи: тракторы как средство эвакуации подбитых машин и транспортировки грузов при полном бездорожье. Необходимо иметь два типа: для эвакуации танков прорыва и для эвакуации крейсерских и пехотных танков. 5. Автоплатформы для транспортировки танков и самоходных орудий в район сосредоточения помимо железнодорожных средств. Крайне необходимо иметь автоплатформы двух-трех типов и соответственно автотягачи для переброски танков прорыва и крейсерских, а также для переброски пехотных танков. 6. Специальные автомобили: автомобили повышенной проходимости для разведки и для начальствующего состава, а также (автомобили-амфибии) для форсирования водных преград.

Предельный вес танка прорыва. Поскольку основными на поле боя являются танки с мощным бронированием и вооружением, важно определить, какие же предельные возможности имеются по увеличению толщины бронелистов такого танка. Если исходить из того, что танк должен быть неразборным, а также должен перебрасываться по железным дорогам, не вызывая осложнений, то показателями, лимитирующими вес танка, являются допускаемая по габаритам железнодорожного транспорта ширина танка, а также удельное давление и отношение длины опорной поверхности гусениц к ширине колеи, ограничивающее поворотливость танка.

Если допустить, чти переброска танков во всех случаях будет происходить на специальных автомобильных платформах, то габарит может быть увеличен по ширине, а вместе с ним и предельный вес танка. Чем толще броневые листы, тем меньше должны быть габариты моторно-трансмиссионной группы; они в конечном счете в конструктивном плане будут определять предельную толщину броневых листов. Чем толще броня, тем уже корпус танка, тем меньший объем остается для моторно-трансмиссионной группы. Отсюда же следует, что в этом случае вертикальные бортовые листы для подбашенной коробки невозможны.

Для танка с самым мощным бронированием неизбежна форма корпуса по типу танка Т-34. Принимая допустимый габарит по ширине до 4 м, т. е. исходя из возможности транспортировки на автоплатформах, допустимый вес можно увеличить до 100 т и толщину броневых листов до 350-450 мм. Если же сверхмощные танки строить в расчете н железнодорожные перевозки, то при габаритах по ширине; допускаемых железнодорожным транспортом, предельный вес танков ограничивается весом 97 т.

Итак, при существующих методах компоновки танка предельная толщина брони не может быть выше 350-400 мм, если исходить из условия, что он будет транспортироваться по железной дороге. Очевидно, что даже в пределах существующих калибров танковых и противотанковых пушек (100 — 128 мм) за счет дальнейшего повышения начальной скорости снаряда можно обеспечить поражение если не броневых листов (указанных сечений), то их соединений с дистанций 1,5-2 км. А дальше в качестве как брони, так и пушек должен произойти скачок. Арифметическое наращивание толщины броневых листов, а также длины канала ствола и калибра пушки в ближайшем будущем окажется невыполнимым. Количество должно перейти в качество. Пока же обеспечение в танке толщины броневых ластов в 300--350 мм позволяет, в условиях сегодняшнего дня, создать первоклассный танк прорыва.

Танки и тракторы. Тракторы по конструкции и производству должны развиваться в определенной взаимосвязи с танками. В предвоенное время возникало немало дискуссий о полезности унификации танка и трактора. Однако опытом установлено, что даже из отличного трактора не получается хотя бы посредственный танк. Все попытки переделки трактора в танк ведут, как правело, к появлению очередной неполноценной машины.

Правильное решение вопроса об использования тракторов для армии состоит в выпуске для нее специальных конструкций тракторов в необходимом количестве и приспособлении всех тракторных и других смежных предприятий для выпуска таких машин в военное время. Стремление приспособить сельскохозяйственные тракторы для военных нужд нецелесообразно; необходимо специальное тракторное производство для нужд армии. Неудобство и материальные издержки в этом случае будут покрыты с избытком в военное время. Даже модернизированный сельскохозяйственный трактор никогда не обеспечит полностью тех требований, которые предъявляются к военному трактору-тягачу. По скорости военный трактор должен проектироваться исходя из обслуживания в первую очередь мотомехсоединений, а по силе тяги — исходя из условий буксировки танков.

Танки и автомобили. Танки связаны с автомобилями по типу ассимиляции производства. Однако все попытки сделать колесный танк пока ни к чему не привели, так как колесные машины обладают неудовлетворительной проходимостью. Тем не менее, имея наибольшую широкую производственную базу, автомобили являются прямым и косвенным резервом танковой промышленности. До последнего времени была распространена точка зрения, что из автомобильных агрегатов нельзя собрать полноценного танка, а лишь вспомогательные машины типа танкеток. На примере танка МК-III можно видеть ошибочность подобных взглядов. Танки с вполне удовлетворительной тактико-технической характеристикой могут успешно выполняться на базе автоагрегатов.

Колеснo-гусеничные танки. Наличие колесно-гусеничных танков обусловлено стремлением получить ряд дополнительных качеств, отсутствующих у чисто гусеничных машин. К ним относятся:

— при движении на колесах при той же мощности мотора и запасе горючего достигается повышение скорости, увеличение радиуса действия, уменьшение износа механизмов и разрушения полотна дороги;
— при движении на гусеницах — возможность продолжать движение по курсу при одной и двух сбитых гусеницах.

Пределом развития колеснo-гусеничного танка являются чисто гусеничный танк и колесный бронеавтомобиль. Требуемые или ожидаемые результаты при наличии сколь угодно сложной конструкция движителя колесно-гусеничный танк даст лишь в том случае, если будет обеспечена возможность быстрого перехода с колес на гусеницы без выхода команды из танка. Длительный переход с колес на гусеницы привязывает танк к дороге и превращает его в бронеавтомобиль. Во всех случаях движения танк должен обладать способностью итти по бездорожью и целине. Однако возможно, что не легкие танки, а, наоборот, тяжелые могут быть все же выполнены с колеснo-гусеничным движителем, исходя лишь из желания не потерять дорогую машину, с которой связаны надежды на выполнение важных боевых операций, что может быть сорвано, как только будет разбита гусеничная цепь.

Из сказанного можно сделать следующие выгоды: без надежного, простого и быстрого перехода с колес на гусеницы и обратно колесно-гусеничный танк распространения не получит. В качестве паллиативного решения целесообразно проверить унифицированный привод к ведущему элементу как для колесного, так и для гусеничного движителя. В тяжелых танках для узких целей (выход в тыл) возможен колеснo-гусеничный ход при наличии специальной трансмиссии. Надежная и износоустойчивая гусеничная цепь на сегодня — основное, что может повысить маневренность и дальнобойность танка.

Плавающие танки. Танки-амфибии, помимо качеств сухопутной боевой машины, обладают способностью преодолевать вплавь водные преграды. По общей своей компоновке такая боевая машина в первую очередь должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к сухопутным танкам. Но она характеризуется тонкой броней, слабым вооружением, малой скоростью на плаву и ограниченной способностью выезда на илистый или обрывистый берег. Несмотря на то, что плавающие танки появились давно, они не нашли применения на советско-германском фронте. Из всех возможных способов форсирования водных преград распространение получило форсирование по дну, броду и мостам. Ограниченность воздействия на боевые операции плавающих машин следует объяснить тем, что в направлении их конструирования и применения не найдено правильной линии.

Чтобы судить о перспективах плавающих танков, нам кажется уместным напомнить следующий боевой эпизод. Итальянцы в 1916 г. пыталась взорвать австрийский линкор «Радецкий», находившийся в гавани Пола. К своим трем катерам они присоединили гусеницы, при помощи которых последние преодолели цепи и другие аналогичные заграждения, прикрывавшие доступ в гавань. Один из катеров подошел к линкору на дистанцию 100 м, и последний был бы выведен на строя, но в спешке командир катера забыл снять предохранительный механизм, и торпеды не были выпущены; катер был обнаружен и потоплен артиллерийским огнем с берега.

Этот, хотя и неудачный, опыт боевого применения своеобразных амфибий говорит о том, что последние могут быть с успехом применены именно для десантных операций (захват островов, высадка на берег и т. д.). Опыт Великой Отечественной войны доказывает, что в ряде случаев успех крупных механизированных соединений определялся темпом форсирования водных преград; отсутствие плавающих машин иногда сводило на-нет весь выигрыш по времени, достигнутый за несколько дней. По некоторым сообщениям зарубежной печати, американские войска использовали танки-амфибии при захвате острова Сайпан и высадке десантов на Филиппинских островах, а также на острове Вальхерен (Голландия).

Таким образом, в условиях сегодняшнего дня нужны не столько танки-амфибии, сколько земноводные транспортеры, и мы полагаем, что развитие амфибий пойдет по этому пути.

(Танки воздушного десанта). Для выброски диверсионных групп при быстром преследовании отступающего противника, десантных войск, высаживающихся на материк, а также для снабжения партизан танковой техникой нужен танк, приспособленный для переброски по воздуху в качестве планера. Если исходить из танка весом в 15 т и веса планера в 5 — 7,5 т, то для груза весом в 20 — 22,5 т потребуется крыло площадью примерно в 400 кв.м. Без обтекателя танк-планер при подъеме до 2 000 м пройдет 13 км, с обтекателем — 30 км и будет иметь посадочную скорость 75 — 85 км/час. Нам кажется, в будущем нужда в танке авиадесанта увеличится, а не отпадет. В десантных операциях во Франции союзные войска перебрасывала па планерах английские легкие танки МК-VII и американские М-22.

Телетанки. Управление танками на расстояния все еще остается техникой будущего. Основная трудность, помимо обеспечения необходимого курса, заключается в том, что наблюдение за машиной фактически не обеспечено. Телетанк идет «вслепую». Немцы использовало как телетанки, так телеторпеды и электроторпеды, т. е. танкетки с электромоторами, питаемыми по проводу. Успех применения всех указанных машин был столь ничтожен, что можно говорить лишь о полной неудаче в применении телетанков.

Инженерные танки. Преодоление всякого рода рвов и эскарпов, как и много лет назад, производится при помощи или фашин или мостов. В целях снижения удельного давления для обеспечения движения по снежной целине и заболоченной местности на немецком танке Т-IV ставилась уширенная гусеница. Наиболее важными и злободневными являются вопросы о приспособлениях (по тралению мин). Некоторые английские танки (МК-II, MК-III) и американские танки М4-А2 оборудованы тралом. Суть устройства состоит в том, что на вращающемся барабане укреплены цепи, которые, ударяя по земле, вызывают взрыв мин нажимного действия.

В зависимости от задач танки дополнительно дооборудуются чрезвычайно большим количеством приспособлений, начиная от зарядных агрегатов, отеплителей, пусковых устройств, приспособлений для подводного хождения и кончая приспособлениями по преодолению препятствий. Как показывает длительный опыт по эксплоатации всякого рода дополнительных устройств, из всех конструкций приспособленными остаются только те, которые органически связаны с танками; возимые же приспособления оказываются, как правило, нежизненными, неполноценными. Комбинация приспособления с танком может быть двоякой: приспособление или улучшает общие качества, при ухудшении некоторых из них, оставляя танк боевой машиной, или же настолько довлеет над танком, что последний из боевой машины превращается во вспомогательную машину специального назначения. Опыт показывает, что вопрос о приспособлениях к танку приобретает все большую актуальность и требует к себе такого внимания, которое может быть обеспечено лишь при наличии определенных организационных мероприятий.

* * *

Из всех возможных типов танков на сегодня полностью оправдывают себя два типа:

а) танк прорыва, т. е. танк с наиболее мощной броней и вооружением и с посредственной скоростью движения;
б) танк мотомехвойск (средний танк), т. е. танк, в котором наряду с мощным вооружением и бронированием сочетается высокая средняя скорость движения.

Физиономия других типов танков остается неясной.

Если тяжелые танки строить исходя из условий переброски по железной дороге и проходимости по целине, то возможно, что в будущем броня утеряет свое значение, если не будет скачкообразного улучшения противоснарядной стойкости брони или новых методов по применению танков.

При арифметическом наращивании толщины броневых листов возможно такое увеличение удельного давления, при котором танк из вездеходной машины превратится в дорожную, потеряв, таким образом, одно из своих основных свойств — маневренность на местности. В настоящее время надежность бронирования, помимо формы корпуса, в первую очередь определяется плотностью компоновки. В удачной компоновке (т. е. в малом весе) заключается на сегодня ключ к успеху в работе над толстобронными танками. В этом отношении советское танкостроение имеет наибольшие успехи.

Калибр и длина танковых пушек приближаются к своему оптимуму, и маловероятен их дальнейший рост в том темпе, какой был в последние два года. Танковые пушки должны повышать свою эффективность за счет улучшения качества взрывчатых веществ и прочности снаряда, а также конструкции ствола. Кумулятивный снаряд имеет неисчерпаемые возможности.

Скорострельность и меткость огня в основной определяются скоростью заряжания, маневренностью башни, стабильностью прицельной линии и обзорностью поля боя. Обеспечение отмеченных качеств наиболее вероятно путем механизации заряжания (несомненно, при унитарном патроне), внедрения бесступенчатого механизма поворота башни, стабилизирующих устройств и централизации управления огнем.

На повышение средней скорости движения танка, при данной мощности мотора, в первую очередь влияют степень автоматизации в управлении машиной, плавность хода и хороший обзор. Внедрение планетарных и электрических трансмиссий, а также амортизаторов — конкретные пути к достижению автоматизации управления и плавности хода; что же касается улучшения обзора, то установившихся и надежных методов в обеспечении хорошей видимости из танка на сегодня еще не выявилось. Командирские башни — безусловный плюс. Как на неиспользованный резерв надо указать на инфракрасные лучи и радиолокацию.

В компоновке основным является не носовое или кормовое расположение трансмиссии, а обеспечение малого веса танка и размещение горючего и снарядов в наименее поражаемых местах. Пожары и взрывы танка являются наиболее массовой причиной выхода боевых машин в разряд безвозвратных потерь.

Заводка мотора при любых температурных условиях в течение 2-3 секунд — нерешенная задача. Установка пиростартеров, компрессоров, обогревательных аппаратов и пр. до настоящего времени не вышла из области эксперимента и опробования.

Танки в смысле определения необходимых типов, количественного соотношения между ними и конструктивного оформления, помимо экономических и производственных возможностей страны, вполне закономерно зависят от форм оперативно-тактического их применения и от принятой в данной армии военной доктрины. То и другое находится во взаимозависимости. Сталинская военная наука определила основное направление советского танкостроения, а советская власть и советский народ обеспечили реализацию самых передовых идей, и это явилось решающей причиной успехов наших танков на полях сражений. Направление развития основных боевых качеств советских танков, бесспорно, является самым правильным, и по нему ориентируется все мировое танкостроение.

Советская военно-техническая мысль, сделавшая упор на правильное сочетание основных боевых свойств танка, превзошла немецкую военно-техническую мысль. Используя опыт Великой Отечественной войны, советские конструкторы имеют все данные для создания шедевров танковой техники.

Высказывая предположения о будущем мировом танковом парке, мы приведем некоторые цифровые данные, которые можно отнести к какой-либо из высокоиндустриальных стран. Исходя из опыта второй мировой войны, можно предполагать, что средняя годовая продукция танков в период войны будет составлять не менее 50 000 танков при среднем весе в 60 т. Логично допустить, что к моменту начала боевых действий общее количество танков мирного времени также будет примерно соответствовать указанной выше цифре. Экипаж танков будет колебаться от 4 до 5 человек; таким образом, только в танках будет находиться армия в 200-250 тыс. человек, а если иметь полуторный запас людей, то указанная цифра возрастет до 300-375 тыс. человек. Если учесть командный состав, тылы, ремонтные предприятия и пр., то в будущей войне примет участие миллионная армия танкистов. С точки зрения экономики, исходя из 50 тыс. танков, получим следующие цифры по расходу металла и горючего. Для изготовления годовой продукции танков потребуется ежегодный расход примерно в 3,25 млн. т высококачественной стали, годовая мощность выпускаемых моторов составят 37,5 млн. л. с. и расход горючего (исходя на 250 граммов на силу/час, при 100 моточасах в среднем на каждый танк, до выхода его из строя) — 1 млн. т. Следовательно, основной трудностью военного времени будет не горючее, а сталь, легирующие присадки и цветные металлы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Мы здесь не учитываем мотоциклы и транспортные машины, в также вспомогательные, гусеничные и колесные машины, относящиеся к службе эксплоатации, ремонта и снабжения.

Военная мысль. 1945. № 6-7. С. 44-61.

Пометы, сделанные синим карандашом И. В. Сталиным в своём экземпляре статьи, переданы перечёркиванием, подчёркиванием, а также скобками с подчёркиванием (если слова обведены). (*) - напротив этого абзаца на полях написано "Не нужно". Рядом с обведёнными словами "автомобили-амфибии" на полях стоит крест в виде "Х".
Tags: Военная мысль, Танки, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments