Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Интересный, но местами фантазийный документ

Справка Автобронетанкового управления РККА о системе автобронетанкового вооружения в третьей пятилетке

15 декабря 1938 г.

Секретно.

Одной из основных задач, определяющих работы по системе автобронетанкового вооружения в III пятилетке, является указание т. Сталина. По его определению самолеты «должны быть простыми, по-настоящему проверенными до поступления в строевые части, прочно и безотказно действующими, они не должны требовать виртуозности и высокого искусства в пилотировании от летчика. Конструкция наших самолетов и качество их должно быть рассчитано на среднего и ниже среднего летчика». Эти указания целиком и полностью относятся к автобронетанковой материальной части.

Работы III пятилетки по системе автобронетанкового вооружения РККА должны идти по следующим основным направлениям:

1. Модернизация всех типов танков, находящихся в РККА как в части улучшения конструкции, так и улучшения качества.

2. Конструктивное усовершенствование и улучшение качества боевых машин, находящихся на производстве к началу III пятилетки.

3. Создание новых образцов боевых специальных и вспомогательных типов машин.

4. Решение новых проблем по автобронетанковому вооружению.

Модернизация боевых машин, находящихся в РККА

Работы по модернизации боевых машин, находящихся в РККА, диктуются следующими соображениями:

1. Находящиеся на вооружении РККА 5 типов танков, выпущенные в течение I и II пятилеток, ежегодно совершенствовались и улучшались как по качеству, так и по конструкции. В результате танки, находящиеся в войсках, в зависимости от года выпуска отличаются между собой как в отдельных элементах конструкции, так и по качеству.

Таблица выпуска 5 типов танков в течение I и II пятилеток



2. Наличие неравноценной по качеству и в ряде случаев по тактико-техническим данным [техники] в зависимости от года выпуска вызывает затруднение в войсковых частях по оперативно-тактическому использованию материальной части. Кроме того, наличие танков различных годов выпуска вызывает затруднение как в организации ремонта, так и снабжении запасными частями.

3. В результате модернизации матчасти, выпущенной в течение I и II пятилеток, войсковые части должны получить боевые машины, однородные по своим тактико-техническим показателям и по своему качеству. Кроме того, отдельные типы боевых машин должны быть модернизированы (например, двигатель, ходовая часть Т-26), имея задачу повысить тактико-технические качества этого типа машин по сравнению с машинами выпуска I и II пятилеток.

Конструктивное усовершенствование и улучшение качества боевых машин, находящихся на производстве к началу III пятилетки

Конструктивное усовершенствование и улучшение качества боевых машин, находящихся на производстве, диктуется следующими основными соображениями: а) широкое внедрение автоматического оружия в армиях наших вероятных противников; б) создание новых средств в виде мощной, активной и пассивной противотанковой защиты: в) наличие в современных армиях элементов, обеспечивающих создание на кратчайший срок сильно укрепленных полос обороны.

Создание новых образцов боевых, специальных и вспомогательных машин

Работа по созданию новых образцов диктуется следующими основными положениями.

1. Создание высших механизированных соединений вплоть до броневых армий, способных самостоятельно решать все задачи как на поле сражения, так и по всей оперативной глубине современного боевого фронта, требуют наличия обеспеченного тыла и надежной службы восстановления. Это положение ставит задачу сокращения числа типов боевых машин, из которых должны формироваться высшие мех[анизированные] соединения.

2. Все типы вспомогательных и специальных машин для мех[анизированных] соединений должны иметь гусеничный ход.

3. Кроме того, все положения, указания для раздела усовершенствования машины, находящиеся на производстве, остаются в силе и для разработки и создания новых образцов боевых, специальных и вспомогательных машин.

Основное направление для модернизации, усовершенствования и создания новых образцов боевых машин

1. Повышение огневой мощи боевых машин. В связи с этим ставится задача вооружения боевых машин крупнокалиберными сверхскорострельными пулеметами и автоматическими артиллерийскими системами.

2. Повышение действительности огня боевых машин. В связи с этим ставится задача — оснащение боевых машин приборами для автоматической стрельбы и управления огнем и наблюдения.

3. Усиление пассивной броневой защиты как путем увеличения стойкости брони, так и путем изменения конструкции корпусов (применение наклонных листов, конусных башен и т.п.).

4. Дальнейшее внедрение дизелей для боевых машин с задачей уменьшения их веса и габарита, сокращение расхода топлива, обеспечивающего увеличение большего радиуса действия и дальнобойности.

5. Исходя из требования оперативного размаха действий мех[анизированных] соединений, все основные типы машин в мех[анизированных] соединениях должны иметь колесно-гусеничный ход.

6. Оснащение боевых машин приборами для автоматизации вождения в тумане, в дымовой завесе, ночью по заданному курсу.

7. Оснащение боевых машин приборами для облегчения вождения (автоматическое переключение скоростей, пульт[овое] управление).

8. Разработка и оснащение приспособлениями для движения под водой всех типов боевых машин мех[анизированных] соединений.

9. Увеличение прочности боевых машин, обеспечивающей: а) надежное преодоление противотанковых препятствий на больших скоростях движения; б) надежную эксплуатацию на 5-6 тыс. км. Повышение прочности боевых машин вызывается также требованием сокращения тылов.

10. Разработка вопроса герметизации танка, решающей одновременно задачи противохимической защиты и подводного хождения.

11. Оснащение боевых машин средствами для обеспечения надежной эксплуатации при низких температурах до -50 °C.

12. Увеличение проходимости боевых машин в любых условиях грунта (горно-лесистый район, болота).

13. Удобное размещение водителей, экипажей в танке, обеспечивающее надежное безопасное преодоление препятствий на больших скоростях движения.

14. Конструкция боевых машин и качество должны быть рассчитаны на среднего и ниже среднего танкиста.

Типы боевых машин, подлежащих разработке в III пятилетке

Исходя из основной задачи – сокращения числа типов боевых машин, требований увеличения прочности, обеспечивающей сокращение тылов, в III пятилетке должны быть разработаны следующие типы боевых машин.

1. Единый тип разведывательного танка — быстроходный, колесно-гусеничный, плавающий.

2. Единый тип оперативно-общевойскового танка:
а) оперативный, колесно-гусеничный, быстроходный;
б) общевойсковой — гусеничный на базе агрегатов оперативного танка с утолщенной броней корпуса;
в) единый тип танка прорыва с мощной броней, с сильным вооружением на гусеничном ходу.

РГВА. Ф. 31811 Оп. 3 Д. 400. Л. 79-81об. Заверенная копия.

Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной войны (1938 — июнь 1941). Т. 4. М., 2015. С. 240-243.

Про пять типов танков (хотя в таблице указано только четыре) составители никаких комментариев не оставили.

В отрывке "все основные типы машин в мех[анизированных] соединениях должны иметь колесно-гусеничный ход", видимо, не следует понимать буквально сочетание "колесно-гусеничный", а возможно как "гусеничный и колесно-гусеничный" или "колесный, колесно-гусеничный и гусеничный".

Интересно выглядит пункт с упоминанием броневой армии (ранее мне не встречалось ни в литературе, ни в документах) как ещё одно подтверждение "отказа" от глубокой операции.

Последний пункт "в" больше подходит под пункт "3".
Tags: 1918-1941, Документы, Танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments