Каждый, с интересом следя за сообщениями газет и журналов о новинках боевой техники, не раз призадумывался, узнавая что, то в Англии изобрели танк, который в бою является мастером на все руки, то французы изготовили легкую пушку с дальностью на 13 км, а у американцев в это же время полевая тяжелая гаубица может, оказывается, хватить чуть не на 24 км. А как же быть нам? — невольно возникает вопрос. Возникает он потому, что об изобретениях советских конструкторов слышать приходится реже.
Реже же приходится слышать не потому, что наша изобретательская мысль беднее, а потому что разглашать достижения своих военных изобретений не следует. О том же, что эти достижения не только имеются, но порою превосходят изобретения зарубежных конструкторов свидетельствует уже такой факт: еще в 1925 году в Англии — этой родоначальнице всего танкового дела — военными специалистами делался доклад о тот, что по самому сложнейшему и важнейшему вопросу танкостроительства — о приспособлении танков к работе в газоотравленной полосе — единственными, кто решил этот вопрос с фактической пользой для деля, это конструктора рабоче-крестьянской страны. А как раз танковое дело для нас наиболее трудное дело, так как с ним мы познакомились позднее всех.
И если в этом деле советские конструктора умудрились даже превзойти зарубежных изобретателей, то по части всей боевой техники, мы, очевидно, сумеем быть вровень с неустанным развитием техники вообще.
Это первое, что надо уяснить каждому по вопросу о «новостях военной техники».
Второе, что касается новых изобретений в области боевой техники — это необходимость разбираться, поскольку эти новинки фактически могут оказать влияние на ход предстоящей борьбы. Дело в том, что в отношении действительно полного применения на войне «новейших изобретений», и страны капитала и мы стоим в условиях, через которые никто перепрыгнуть не может.
А условия эти заключаются в том, что ни одно государство, включая сюда даже такую золотую мошну как Америка, не выдержит расхода по перевооружению сразу с имеющихся уже образцов на новые.
Дело тут очень простое. Новейший ообразец, например, французской полевой легкой пушки имеет дальность стрельбы почти на 13 м. Но для войны у французов уже припасено прежних пушек легкой полевой артиллерии полностью на всю мобилизационную потребность армии, да к ним снарядов — вполне изготовленных не менее 25 миллионов штук и около 20 миллионов штук, требующих только окончательной доснарядки. Эти 45 миллионов снарядов только легкой полевой пушки потребовали для своего изготовления 90 миллионов рабочих дней, так как один выстрел такой пушки для выработки его отнимает два рабочих дня. В таком же положении вопрос и с имеющимися запасами всего остального вооружения. Все эти запасы — результат напряженнейшей работы за время минувшей мировой войны, как остаток от нее.
Во что это обходится по деньгам показывает уже то, что победительница в этой войне Франция и до сих пор еще не может оправиться от «перерасхода». Выбросить теперь все имеющееся и заменить образцами новых изобретений, понятно, совершенно невозможно, так как для такой операции не хватит ни средств, ни рабочих рук, чтобы это проделать быстро и в условиях еще мирного времени.
В таком положении находятся, конечно, решительно все страны.
Поэтому война начнется и в основном своем
ходе будет стоять в зависимости от тех средств боевой техники, которые имеются на вооружении теперь.
Какова же роль всех новых изобретений?
А вот какова. Уже во время войны, когда военная промышленность развертывается во всю возможную для страны мощь, когда на дело военной борьбы, главным образом, идут и время и работа и деньги - тогда возможно приступить к массовому производству и новейших образцов боевой техника. Но это опять-таки не значит, что настряпают сразу новых и заменят ими все сейчас существующее. Нет, в главной массе будут изготовляться все те же существующие образцы, к производству которых более приспособлена и промышленность, в соответствии с которыми находятся и организация армий.
Новые же образцы будут поступать на фронт постепенно, по мере новых же формирований войск. С ходом воины эти поступления новые образцов все будут возрастать и действительно существенное влияние окажут главным образом к концу борьбы, т. е. к тому моменту, который, как и всякий конец, венчает дело.
Поэтому, как за рубежом, так и у нас неустанно идет научно-испытательная работа по выработке наилучших средств боевой техники.
Лещинский Вл. Техника в будущей войне и оборона СССР. М.—Л., 1927.