Category:

«Ах, какой был слон, какой был слон!»

Подполковник Алборд, военный атташе Франции в Праге — г-ну Даладье, министру национальной обороны и по военным вопросам

Депеша № 53/А.М.

Прага, 20 марта 1939 г.

Несмотря на моё недавнее назначение в Праге, у меня уже была возможность множество раз наблюдать большую гордость за качество материальной части, которой оснащена армия, не только среди офицерского корпуса, но даже среди менее информированного чешского населения. Вслед за главой французской военной миссии в чехословацкой армии, мои личные наблюдения позволяют мне утверждать, что эта гордость правомерна. Чехословакия действительно приложила очень большие усилия в последние годы. Не стремясь бесконечно к всё большему совершенству — как иногда это происходит у нас — она приняла решение создавать образцы, приемлемые для современных требований боя, выпускать их серийно и быстро вводить в строй. Достаточно кратко вспомнить о положительной оценке вооружения для фортификационных сооружений(1), артиллерии для дивизий и главного резерва(2), зенитной пушки обр. 37.

В частности, исследования и эксперименты по противохимической обороне достигли такого уровня, к которому у нас приблизились только недавно. Создано оборудование для распыления и дезинфекции, которого ещё нет во Франции; испытаны защитные накидки (фирмы Chema) и т.д.

Планировалось введение в эксплуатацию (2 500) новых моторизованных походных кухонь(3).
____________________
1. Это вооружение, быстро выведенное [из укреплений] после сентябрьских событий [1938 года], только что попало в немецкие руки. — прим. документа.
2. Немцы не преминули при первой же возможности купить 240-мм и 305-мм гаубицы (de 240 L. et de 305 obusier). — прим. документа.
3. Цена за единицу: 17 000 крон — достались немцам. — прим. документа.



Наконец, с точки зрения боеприпасов на каждое орудие имелось 10 огневых единиц [unités de feu, т.е. боекомплектов]:

— на 80-мм пушку: 2 000 снарядов на орудие;
— на 100-мм гаубицу: 1 800 снарядов на орудие;
— на 150-мм пушку: 1 200 снарядов на орудие и т.д.

Немцы, конечно, не знали об этом, и поэтому только что проведённая операция в Чехословакии оказалась для них особенно успешной.

Лихорадочная поспешность, которую они проявили в отправлении в Германию вооружения, попавшего им в руки, оправдана, поскольку позволяет им достичь двойной цели:

— срочно разоружить чешские войска и тем самым предотвратить любые их возможные действия;

— безотлагательно вооружить новые дивизии (первой или второй линии) с возможностью технического обслуживания и обновления, поскольку все чешские оружейные заводы (Skoda и т. д.) теперь на территории Германии.

Полагаю, мне следует напомнить вам цифры по этому вооружению, которые я ранее уже отправлял вам. Они были тщательно подготовлены и переданы мне компетентными людьми.

Всё вооружение, будучи отправленным, обеспечит оснащение 30—35 дивизий. В целом оно составляет:

— 1 500 000 винтовок;
— 20 000 пулемётов;
— 2 200 орудий всех калибров;
— 1 800 противотанковых пушек;
— 600 танков;
— 750 самолётов.

К этим ресурсам следует добавить 34 000 лошади чешской армии (60% под седлом, de selle).

Следует отметить, что немцы, не теряя времени, уже дали необходимые инструкции по быстрому серийному производству чешских боевых танков, которые, по их мнению, превосходят их собственные существующие в настоящее время модели.

Что касается авиации, то наряду с захватом 60 эскадрилий, полностью обеспеченными боеприпасами, немцы сразу же направили инспекции на важные заводы (особенно в фирму Avia, где находится опытный образец истребителя Avia 35, представляющий большой интерес).

Согласно некоторым сведениям, принятие бывших офицеров чешских ВВС в качестве пилотов в полиции и на гражданских линиях направлено на то, чтобы облегчить нагрузку на транспортные авиалинии и тем самым сохранить в немецкой армии максимум уже обученных пилотов.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что оккупация Чехословакии принесёт Германии значительное и немедленное наращивание военной мощи. Таким образом, проведённая операция приобретает явно стратегический характер. Она обеспечивает надежную безопасность в Богемии; она приводит к значительному сокращению на востоке фронта, требующего прикрытия; она предоставляет значительные материальные возможности в настоящем и будущем.

Эта точка зрения усилится, если учесть, что чешская промышленность, которая требует, с одной стороны, сырья, а с другой — экспорта продукции, скорее всего стала бы дальнейшим ухудшением экономической слабости Германии, если бы она не усилила военную промышленность Третьего Рейха.

Короче говоря, в целом это ресурсы и сила Двойственного союза (Duplice) 1914—1918 гг. в процессе восстановления.

У меня уже была возможность сообщить вам о впечатлениях, которые я лично собрал о немецких войсках, увиденных в Праге. Эти первые впечатления подтвердились во время парада, на котором я присутствовал инкогнито утром 19 марта (день вермахта).

Наблюдение поразило меня своим ужасным качеством. Хотя выступление проходило в центре Праги и, безусловно, было нацелено на то, чтобы произвести сильное впечатление на людей, оно не удалось. Рода войск появлялись в довольно смешанных боевых порядках. Командиры моторизованных подразделений долго ждали, прервав парад почти на двадцать минут. Прохождение этих подразделений (бронемашины, артиллерия, ПВО и т. д.) было беспорядочным (несоблюдение интервалов, резкие и спорадические движения и пр.). Вооружение (пушки, легковые автомобили, танки и т. д.) было покрыто грязью и пылью. Лёгкие и средние танки старых типов не производили на зрителей настоящего мощного впечатления.

В приложении (информационный бюллетень № 3) вы найдёте список перемещений и представленного вооружения со всеми необходимыми замечаниями.

Однако можно задаться вопросом, не были ли оккупационные войска специально сформированы из маршевых соединений с большим процентом новобранцев и со старым вооружением, чтобы не дезорганизовать или не ослабить дивизии, оставшиеся на территории Германии.

В любом случае, общее отношение к войскам выглядит ослабленным, и командиры, похоже, не уделяют этому внимания, которое когда-то было традиционным в немецкой армии. Движение отдельных транспортных средств интенсивное; места расквартирования не выглядят ухоженными. Двор Пражского Града (резиденция Президента Республики) более двух дней был беспорядочно забит автомобилями, грузовиками и даже перевёрнутыми кухнями; на дорогах замечено множество пробок; никаких дорожных знаков или вывесок. Стартовые позиции (les points initiaux) не выглядели общепринятыми и т. д. Все эти детали свидетельствуют о неадекватности и неопытности младших командиров.

Кроме того, по некоторым признакам можно заметить существенное различие между отношениями в среде генералов и старших офицеров, с довольно выраженными военными и рыцарскими чувствами, и отношениями среди молодых офицеров, более равнодушных, менее жёстких и более «нацистских».

Короче говоря, немецкая армия по-прежнему очень отчётливо ощущает быстрый рост, и вполне вероятно, что недостатки, аналогичные тем, которые я видел в повседневной жизни или на параде, также проявятся в бою.

Documents diplomatiques français 1932—1939. 2e série (1936—1939). Tome XV (16 mars — 30 avril 1939).

* * * * *

Количество военного имущества, захваченного в Чехословакии, по другим источникам:
                 Согласно Гитлеру*  Согласно чешскому ист-ку**
Самолёты                 1 582                1 231***
Зенитные ор-я              501
ПТ пушки                                      1 966
Полевые ор-я             2 175                2 253
Миномёты                   785
Бронетехника               469                  810
(armoured vehicles)
Пулемёты                43 876               57 000
Винтовки             1 090 000              630 000
Пистолеты              114 000
Пех. боеприпасы      >1 000 млн.
Арт. и газ. снаряды     >3 млн.
* — Domarus, Max. Hitler: Reden und Proklamationen 1932-1935. Bd.II. S. 1156 (речь от 28.04.39).
** — Mastny, Vojtech. The Czechs under Nazi Rule. P. 66.
*** — также материалы ещё для 240 самолётов.

Germany and the Second World War. Vol. I.