Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Патриотизм сам собой не появится, его надо взращивать

В связи с недавним юбилеем полёта Ю.А. Гагарина проверил его выступление на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ, прошедшем в конце декабря 1965 года (там, где про Триумфальную арку и храм Христа Спасителя). В целом всё сходится, хотя одно важное предложение из цитаты, имеющей хождение в интернете, убрано.

Сам сборник материалов выглядит довольно любопытным в плане грядущих «заморозков» после «оттепели», потому сделал подборку высказываний на разные темы некоторых уважаемых товарищей. Выборка далеко не исчерпывающая, потому при достаточном интересе можно будет продолжить.





















ЖАБИЦКИЙ Г. Н.,
первый секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии

Коммунистическая партия определила в качестве главной задачи комсомола — воспитание юношей и дедушек на героических традициях революционной борьбы, на примерах самоотверженного труда рабочих, колхозников, интеллигенции, на великих идеях марксизма-ленинизма, подготовку стойких, высокообразованных, любящих труд молодых строителей коммунизма.

Славные традиции партии и народа создавались теми, кто совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию, победил интервентов и белогвардейцев, кто создал могучую индустрию и развитое сельское хозяйство в годы первых пятилеток, кто в Великой Отечественной войне наголову разгромил злейшего врага человечества — фашизм, кто в кратчайшие сроки восстановил разрушенное войной народное хозяйство. Сегодня эти традиции живут и развиваются в буднях коммунистического строительства, где выковывается и закаляется характер молодого человека, характер, которому присущи лучшие черты старшего поколения революционеров. Эти традиции ясно видны в трудовых делах, которыми встречает молодежь XXIII съезд партии...

Глубоким идейным содержанием все более и более насыщаются самые разнообразные формы комсомольской работы. На пленумах горкомов и райкомов комсомола, на комсомольских собраниях все чаще идет разговор о том, что значит быть революционером-ленинцем сегодня.

Однако нельзя закрывать глаза на то, что встречаются еще некоторые идейно неустойчивые молодые люди, у которых отсутствует политическая закалка; отсюда неверные выводы об отдельных явлениях и событиях современной жизни, склонность к нигилизму, скепсису, пацифизму...

Процесс воспитания молодежи на традициях сложен и многообразен. Как уже отмечалось, большая роль в нем должна принадлежать литературе и искусству. Мы стремимся, чтобы в работе по патриотическому воспитанию молодежи активно участвовали творческие союзы и организации...

Вместе с тем мы считаем, что у нас еще недостаточно произведений высокого патриотического звучания. Комсомольские организации подчас слабо используют возможности творческих коллективов, недостаточно влияют на их работу. В последние годы появилось немало произведений художественной литературы, кинофильмов, спектаклей, которые, претендуя на создание образа современника, выдвинули целую галерею похожих друг на друга мальчиков и девочек, отличающихся скудоумием, серостью мысли и чувств. Появилась даже тенденция войну изображать как стихию, в которой человеку отводится роль игрушки в руках судьбы. И это в произведениях о советских воинах, совершивших подвиг, равного которому не знает человечество.

В этом году секретариат ЦК комсомола Белоруссии обсудил произведение белорусского писателя А. Карпюка «Моя Джомолунгма», опубликованное в журнале «Маладосць». Автор подошел к теме войны субъективно, не сумел за своей личной Судьбой разглядеть героизм народа. Задачам воспитания молодежи не отвечают и многие другие произведения литературы, в том числе произведения журнала «Юность». Всем нам памятно многообещающее выступление редактора журнала Бориса Николаевича Полевого на XIV съезде комсомола, в котором он говорил о необходимости создания образов новых Чапаевых, Давыдовых, Корчагиных сегодняшних дней. К сожалению, прошло немало времени, а героев произведений, достойных подражания и примера, на страницах журнала все еще очень мало.

Товарищи! Особое место мы отводим воспитанию готовности молодежи решительно отстаивать завоевания социализма, подготовке ее к службе в Советской Армии. Мы не можем забывать о том, что империалисты и прежде всего правящие круги США стали на путь прямой агрессии против свободолюбивых народов, развязав грязную войну во Вьетнаме. Боннские реваншисты, забыв уроки истории, вновь жаждут похода на Восток, тянутся к ядерному оружию. Все это заставляет нас быть особенно бдительными. Никогда не должна угасать ненависть нашей молодежи к империалистическим агрессорам, к врагам коммунизма...

Однако мы не можем быть удовлетворены только внеклассными формами этой работы. Необходимо подчеркнуть важность патриотического воспитания школьной молодежи в самом учебном процессе. Кое-что нами в этом направлении сделано. В некоторых школах республики учебный год начинается уроками, посвященными героическим делам патриотов-земляков.

Сочинения на героическую тему, проведение уроков в музеях и уголках боевой славы, приглашение на отдельные уроки участников революции, героев войны и труда, использование наглядных пособий находят широкое применение в педагогической практике учителей. Но этого недостаточно. Патриотическое воспитание учащихся страдает из-за отсутствия специальных уроков по военному делу, военных кабинетов. Практика работы внештатных заместителей директоров школ по патриотическому воспитанию оправдывает себя. Однако она не может решить всех проблем, связанных с патриотическим воспитанием учащихся. Если в настоящее время нельзя решить вопрос о включении в программу специальных часов по военному делу, мы считаем, что для старшеклассников необходимо организовывать летние сборы.

Кроме того, было бы целесообразно, чтобы Министерство обороны приняло решение, обязывающее командиров частей и подразделений выделять для постоянной работы в отрядах ЮДСА и ЮДП офицеров, сержантов и солдат Советской Армии. Следовало бы также решить вопрос о выделении для лагерей некоторой части бывшего в употреблении армейского имущества, снаряжения.

Школьные программы, учебники и учебные пособия должны быть насыщены более яркими, убедительными и увлекательными материалами о нашей Родине, о комсомоле. Разве правильно, что программы и учебники курса «Обществоведение» и особенно «Новейшая история СССР» для учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений недостаточно отражают роль комсомола в общем созидательном труде советского народа и героической борьбе за свободу и независимость в годы Великой Отечественной и гражданской войн. Так, например, в учебнике «Новейшая история СССР» нет ни одной строчки о героях-комсомольцах гражданской войны и лишь вскользь показано участие комсомольцев и молодежи в Великой Отечественной войне. Иллюстративный материал учебника беден, нет портретов таких полюбившихся школьникам героев, как Чапаев, Щорс, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов и других. Видимо, Академии педагогических наук следует подумать над этими вопросами.

Необходимо также уделять больше внимания воспитанию молодежи в духе уважения к государственной символике — гербу, флагу, гимну...

Мы заверяем Коммунистическую партию Советского Союза, Центральный Комитет ВЛКСМ, что комсомольцы, юноши и девушки Белоруссии и впредь будут беспредельно верны делу отцов, высоко будут нести знамя борьбы за коммунизм!


ТРУШИН В. П.,
первый секретарь Московского горкома ВЛКСМ

Молодежь Москвы многое делает в духе передовых традиций нашей партии и комсомола. Возьмите шефство молодых москвичей над строительством метрополитена, жилых домов, крупнейшего телецентра, реконструкцией московской промышленности, вспомните многотысячные молодежные митинги протеста против агрессии США во Вьетнаме или походы по местам боевой славы, в которых участвовало большинство комсомольских организаций. Все это наглядные примеры трудовой активности, патриотизма, чувства интернационального долга, присущих поколениям борцов за новое общество.

Однако мы до сих пор слабо используем лучшие наши традиции для повышения у каждого молодого человека чувства классовой ответственности за судьбу своей страны, за судьбы мира.

В дни гражданской войны, интервенции, в тяжелые годы Великой Отечественной войны каждому советскому молодому человеку была ясна и понятна его роль в борьбе с классовым врагом.

Нынешнее поколение 20-летних выросло в иных условиях. И представление о классовых битвах зачастую складывается в его сознании из сведений, почерпнутых в книгах, фильмах и т. д. В этих условиях у части молодых людей наследование классовой ненависти к буржуазии несколько притупилось. Тем более необходимо, чтобы вся работа комсомольских организаций была насыщена классовым содержанием...

Анализируя работу комсомольских организаций в этом направлении, нельзя не признать, что порой мы устраняемся от активной борьбы с буржуазной и прежде всего мещанской идеологией. Часто это происходит потому, что пропагандистскую работу ведем в отрыве от реальных сложностей жизни, не ориентируем молодежь на их преодоление...

Хотелось бы в связи с этим поднять такой вопрос. В последние годы у нас стала складываться неправильная тенденция рисовать детям будущее исключительно розовыми красками. С каждым годом ребята все чаще слышат об «умных машинах» и рабочих в белых халатах, о станках и агрегатах, вся работа на которых сводится к нажатию кнопок, об электронно-вычислительных устройствах, способных чуть ли не мыслить за человека. Так невольно кое у кого создается представление о труде как о чем-то очень легком, приятном, доставляющем лишь удовольствие. А вот о повседневных житейских трудностях, о большом физическом и умственном напряжении, которого подчас требует от человека работа, иные воспитатели стыдливо умалчивают. Преувеличивают они нередко и размеры благ, получаемых взрослыми за свой труд. Не потому ли многие молодые люди сторонятся работы у станка, за прилавком, на стройке? Не потому ли велика текучесть молодых рабочих?

Связано это и с тем, что, к сожалению, во многих наших комсомольских организациях спрос за добросовестное отношение к труду фактически отсутствует. А ведь такой спрос всегда был традицией комсомола. Возьмите хотя бы тот факт, что, например, в этом году в Москве из числа исключенных из ВЛКСМ ни один не исключен с формулировкой «за нарушение производственной дисциплины» и «недобросовестное отношение к труду», в то время как в 1935 году такие составляли 20 процентов всех исключенных. Можно ли забывать, что вопрос отношения к труду — сугубо классовый, вопрос рабочей чести, права принадлежать к рабочему классу...

Сегодня необходимо говорить и о второй стороне дела: сама система образования у нас должна быть более направленной, острой с точки зрения политического, классового воспитания. Вызывает беспокойство, что многое упускается еще в школе, особенно в начальных классах. Уже здесь, на наш взгляд, нужно вести разговор с ребятами на языке политических чувств. Да, в начальной школе ребята вступают в октябрята, да, есть уроки объяснительного чтения, призванные давать представление об истории Родины, традициях нашего народа. Но беспокоит, что книги для чтения очень бедны необходимыми для этого текстами, а многие из них устарели, не заинтересовывают ребят. Получается так, что эпизодические рассказы из истории СССР даются начиная лишь с 4-го класса, а в 5—6-м классах о нашем обществе практически ничего не говорится, ибо по истории изучаются древние и средние века. Беспокоит и то, что подбор интересных стихов, рассказов, диафильмов для ребят вынужден делать учитель, не располагающий соответствующими методическими пособиями. Только от эрудиции учителя зависит организация экскурсий по местам революционной, трудовой и боевой славы. Тревожно, что ни Министерство просвещения, ни Академия педагогических наук за последнее время серьезных шагов пока не предприняли в этом отношении.

Хочется подчеркнуть, что воспитание в нашей школе человека высоких коммунистических идеалов немыслимо без воспитания классовой ненависти, непримиримости к буржуазному, капиталистическому строю. На наш взгляд, этот вопрос тесно связан с тем, какие идеалы исповедует молодое поколение, какие образцы поведения и подражания выдвигаются на первый план. Здесь, видимо, очень большая нагрузка падает на долю литературы и искусства, через призму которых молодой человек как бы осмысливает и ощущает окружающую его действительность.

О том, что литература и искусство должны играть большую роль в воспитании молодежи на революционных, трудовых и боевых традициях, говорится все чаще и в печати, и на собраниях работников искусств, и на комсомольских пленумах. Это является и требованием жизни. И на это требование наши деятели литературы и искусства откликаются. Однако в последнее время все заметнее у некоторых из них проявляется тенденция, мимо которой нельзя пройти. Речь идет о том, что отдельные деятели искусства в своем творчестве забывают о борьбе, утрачивают классовое ви́дение мира.

Есть немало примеров и в литературе и искусстве, когда тема революций звучит в полный голос, и голос этот обращен к нам, молодым современникам. Я имею в виду, «Жестокость» Павла Нилина, «Молодую гвардию» Александра Фадеева, книги Николая Островского, фильмы «Оптимистическая трагедия», «Коммунист», образ Егора Трубникова из фильма «Председатель». Но странное дело: если обратиться к литературе и искусству, то может создаться впечатление, что революционные традиции обрываются где-то сразу после войны, а сегодняшние юноши и девушки представляются взору художников либо примитивно-восторженными, без устали произносящими «правильные и высокие» слова (яркий пример тому героиня-комсомолка из новой повести И. Лаврова «Очарованная»)» либо, что бывает значительно чаще, мечущимися в поисках своего места под солнцем юнцами, погрязшими в сомнениях и «самоанализе». И то и другое — крайности. У нас замечательная, много и глубоко думающая молодежь, которой не чуждо ничто человеческое, но которая отлична от молодежи любой капиталистической страны прежде всего глубоким внутренним убеждением в правоте и величии идей Ленина, идей партии. Именно это придает нашей молодежи главную нравственную ценность. И этого, к сожалению, упорно не хотят замечать не только некоторые наши литераторы, но и некоторые уважаемые издания.

Огромное значение для патриотического воспитания молодежи имеет военная тема в литературе и искусстве. Сейчас, по прошествии двадцати лет после войны, как никогда, много пишут о ней. Замечательные книги принадлежат перу Богомолова, К. Симонова, Г. Бакланова, С. С. Смирнова, В. Быкова.

Но вот что беспокоит. Тема войны часто получает свое освещение через концлагеря и пленных, причем в постановке вопроса, на наш взгляд, ощущается явный перекос, историческая фальшь. Читаешь Ю. Пиляра, читаешь последний роман С. Злобина, и создается впечатление, что самыми активными патриотами в войну были те, кто оказался в плену.

Мы говорим об этом вовсе не из желания учить литераторов писать, а балерин «плясать балеты». Но вот с результатами воздействия их художественной продукции нам приходится сталкиваться несколько чаще, да и ответственность за молодежь мы несем не меньшую. Вот почему хочется сказать еще и о театре.

Спектакль «Павшие и живые», по мысли его создателей, призван отразить патриотизм советских поэтов во время войны. Вроде бы патриотическая тема, тема преемственности революционных традиций. Однако в спектакле на первый план вышла не тема героизма, а тема культа личности, которая показана как важнейший фактор и фон, на котором разворачиваются события. Это явилось результатом тенденциозного подбора стихов, имен поэтов, режиссерских акцентов. С таким подходом, с такой трактовкой, искажающей смысл исторических событий, согласиться нельзя.

К сожалению, эта тенденция — искажение исторической правды в угоду авторскому замыслу — стала все больше распространяться в последнее время под видом современного взгляда на события прошлого.

Нет спору, без личного отношения художника к изображаемому нет искусства. Но если это отношение переходит грань, когда современный уровень мышления и фактического материала выступает как осовременивание, подтаскивание «под современность», то личный взгляд художника уже не помогает объективно, по-марксистски разобраться в событиях, не раскрывает их суть, а затрудняет понимание и зачастую искажает правду жизни, правду истории. А это-то и наносит подчас непоправимый ущерб делу воспитания молодежи...

Заканчивая, товарищи, не могу не выразить возмущения комсомольского актива и комсомольцев Москвы по поводу недавнего выступления Е. Евтушенко на вечере памяти Есенина. Не говоря уже об идейной незрелости, вредности и ошибочности его стихов, мы расцениваем его поведение, его выступление как спекуляцию. Да и чисто по-человечески иначе, как нечистоплотность, оценить его нельзя.

Нам непонятна и позиция редакции журнала «Юность», выдвинувшей поэму «Братская ГЭС» Евтушенко на Ленинскую премию. Считаем, что само выдвижение на Ленинскую премию — признание больших заслуг как в творчестве художника, так и его повседневной гражданственности, признание его нравственного авторитета. Несмотря на талант, таковым ни для нас, ни для различных поколений советских людей Евтушенко не является...


ЛИВЕНЦЕВ В. И.,
председатель совета Союза спортивных обществ и организаций Белоруссии, Герой Советского Союза

Хотя я являюсь председателем Белорусского совета Союза спортивных обществ и организаций, мне бы хотелось сегодня выступить как бывшему воину, ибо вопросы, которые меня больше всего волнуют, связаны с военно-патриотической работой.

Как-то известный белорусский писатель — участник героической Челюскинской эпопеи, боевой офицер в годы Великой Отечественной войны Александр Миронов рассказал случай, который его буквально потряс. Он был свидетелем, как во дворе дома группа подростков играла в игру, в которой вместо обычных свинцовых бит использовались медали «За отвагу» и «Партизан Отечественной войны I степени». Я рассказал об этом случае одному из бывших комиссаров партизанских отрядов и в ответ услышал еще более разительный факт: в одной из школ ученик принес сдавать на металлолом принадлежащие его отцу ордена и медали. О подобных фактах рассказывали в свое время С. Михалков и С. Смирнов. Значит, они не являются единичными, исключительными.

Как могло это случиться? Что могло привести к такому кощунственному отношению к боевым наградам?..

Мне кажется, что в воспитании школьников у нас еще очень и очень много недоработок и формализма. Каждому известно, что именно в раннем школьном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, и зачастую то, что они впитали в себя в этом возрасте, потом определяет их поведение на протяжении всей жизни.

Задача патриотического воспитания детей имеет, я бы сказал, чрезвычайное государственное значение, и в этом вопросе должна быть строгая линия и стройная система.

Тов. Жабицкий в своем докладе довольно подробно рассказал о большой работе, которая проводится в Белоруссии. И это действительно так, но коль в нашей жизни все еще есть факты, о которых я говорил вначале, значит сделано еще мало, значит что-то где-то нами недоделано.

Возьмем, например, встречи школьников с участниками Отечественной войны. Они, безусловно, являются очень полезными и нужными, хотя никак не решают всего дела патриотического воспитания. Но во многих случаях даже эти встречи проводятся непродуманно, а подчас просто только для галочки в отчетах.

Школьные коллективы нередко приглашают заслуженных людей, которые вопреки своей воле превращаются в чеховских «свадебных генералов». Получается это потому, что отдельные организаторы подобных встреч все свое внимание сосредоточивают на том, как бы заполучить на встречу побольше наиболее известных товарищей, и совершенно не задумываются над тем, а надо ли на одну встречу приглашать столько людей, будут ли они полезны на этой встрече.

А иногда сталкиваешься с таким фактом: встречу организуют для всех сразу — и учителей, и старшеклассников, и ребят младших классов. И невольно становишься в тупик: что делать, о чем говорить? Ведь с каждой группой следовало бы говорить по-разному. Никак не может пятиклассник воспринять услышанное так, как поймет это педагог или старшеклассник. А в школе довольны: поставили галочку, отметили, что проведено мероприятие, но не подумали о том, что дала детям такая беседа...

Хочется коснуться еще одного вопроса. Нельзя забывать, что пока существуют агрессивные силы, нет гарантии в том, что возможность войны полностью исключена. Эта прописная истина известна каждому. И это обязывает всех нас быть готовыми к войне, причем к более разрушительной и с более опасным противником. А это, в свою очередь, требует всемерного усиления военно-патриотического воспитания молодежи.

Мне кажется, что, упразднив военное дело в школах, мы многое потеряли в воспитании настоящего воина. С упразднением военного дела в школах исчезли военные кабинеты и стрелковые тиры. Ведь не секрет, что сейчас многие школьники имеют смутное представление о строевом порядке, боевом оружии, родах войск. Этот пробел не восполняется школьным курсом гражданской обороны, который учит только тому, как человек должен прятаться и обороняться. Вряд ли эта наука воспитывает мужество, стойкость, храбрость...

Товарищи! Я хочу продолжить разговор о том, с чего начал. Речь идет о боевых наградах. Мне кажется, мы обязаны сделать все, чтобы молодежь, беря в руки награды отцов, говоря словами Маяковского, «с уважением ощупывала их, как старое, но грозное оружие».

Но разве не обесцениваются наши комсомольские, пионерские и спортивные знаки отличия тем, что зарабатываются они порой слишком легко, что вручаются без должной торжественности? Да и велика ли цена этих знаков, если она измеряется копейками и купить их можно в любом киоске? Может быть, я говорю об этом слишком резко, но я убежден, что нельзя экономить на святых ребячьих чувствах. Пионерский галстук, комсомольский значок, нагрудный знак «Готов к защите Родины» должны вручаться в торжественной обстановке и бесплатно, как бесценная, памятная реликвия.

И надо быть предельно экономным, не раздавать налево и направо по юбилейным датам наши комсомольские или спортивные награды, не снижать, а всемерно повышать их ценность, их значимость.

Хочу сказать несколько слов о песнях — этом могучем средстве воспитания. Их у нас много, хороших и разных, народных, революционных, песен периода Отечественной войны. Но они очень слабо пропагандируются среди молодежи. Вспомним замечательного певца немецкого народа Эрнста Буша, который разнес по всему миру революционные песни, в том числе и русские. А пропагандируем ли мы так наши советские, жизнеутверждающие революционные и боевые песни? Мне кажется, что нет. Очень обидно, когда наши парни и девушки не знают «Варшавянку» или «Священную войну». До каких же пор на комсомольских конференциях и пленумах мы будем раздавать листки с текстом «Интернационала»?..


СМИРНОВ В. Г.,
первый секретарь Московского обкома ВЛКСМ

...Товарищи! Идейная убежденность, ненависть к врагу всегда были на вооружении у Ленинского комсомола. Мы должны оттачивать это оружие.

Одной из причин, объясняющей некоторые недостатки в этом вопросе, является то, что в последнее время у нас слишком много говорилось о мире, о дружбе, о нереальности будущей войны и слишком мало о том, что лучшей гарантией мира может быть наша исключительно высокая боеготовность. Молодому поколению 20-х годов пришлось вместе со старшими взять в руки оружие, и мы хорошо знаем, как воевало это поколение. Поколению 30-х годов не пришлось воевать, но что такое война, оно хорошо знает. Это поколение видело, какое горе принесла война людям, оно видело горящие города и села, знает, что такое «похоронная». Естественно, молодежь тех лет хорошо знает, что мир — это величайшее благо, и, чтобы отстоять его, нужно быть сильным, быть всегда начеку, уметь ненавидеть врага.

Сейчас мы принимаем в комсомол ребят, родившихся в 1950—1951 годах. О войне они могут судить по рассказам очевидцев, книгам и кинофильмам, причем часто довольно неудачно трактующим эту тему. Приходится констатировать тот факт, что в работе с этим новым поколением мы недостаточно еще пользуемся старым опытом или имеем очень мало новых форм.

Ежегодно тысячи школьников нашей области и, очевидно, миллионы по стране участвуют в различных военных походах, играх, клубах и т. д. Анализируют ли эту работу наши педагогические организации? Думается, плохо. В Академии педагогических наук ничего вразумительного не могут сказать о том, как предполагается улучшить процесс военно-патриотического воспитания.

Все мы хорошо знаем, сколько времени необходимо, чтобы согласовать вопрос о проведении военизированного похода или военной игры. Сколько различных инстанций и организаций занимаются этими вопросами, часто перекладывая их решение друг на друга! Правильно ли это? Мы знаем, что ЦК ВЛКСМ разработал очень интересные предложения о создании единого для детей, подростков и юношей оборонно-спортивного общества «Юность». Хотелось бы, чтобы эти предложения были поддержаны и в других инстанциях. Своевременное решение этого вопроса позволило бы нам при тех же средствах намного лучше организовать оборонно-спортивную работу с подростками, улучшить военно-патриотическое воспитание молодежи.

К сожалению, большая недооценка военно-патриотического воспитания, выработки идейной убежденности характерна для некоторых наших газет и других массовых средств идеологического воздействия.

Приведу пример: в 1937 году за один месяц — январь — «Пионерская правда» выступила на военно-патриотическую тему 13 раз. В газете было четыре постоянные рубрики: «Новые герои Советского Союза», «В час боевой тревоги», «Есть три знака» и «За два дня» (о событиях в Испании). За это время на страницах газеты выступили: авиаконструктор Яковлев, Герои Советского Союза полярный летчик Ляпидевский и С. М. Буденный. Если же полистать подшивку «Пионерской правды» за декабрь 1965 года, то лишь два выступления можно отнести к этой теме.

Все мы знаем, какое влияние на подростков оказывает кино. К сожалению, приходится говорить о том, что кино не всегда бывает большим другом и советчиком молодежи. Разве могут дать молодому человеку, родившемуся после войны, правильный ответ на вопрос «Как мы выиграли войну?» такие, скажем, фильмы, как «Двое в степи» или «У твоего порога». Не раз уже говорилось о том, что в 30 — 40-е годы наша кинематография создавала фильмы, полные романтики революционной борьбы. Нет необходимости еще раз напоминать названия прославленных кинолент тех лет, которые были «вторым я» каждого подростка и юноши. К сожалению, подобного заряда революционной романтики нет во многих фильмах наших лет, хотя действительность дает для этого огромный материал. Об этом думаешь, когда смотришь современную киноленту «Я — Куба». Все знают, с каким огромным интересом относится наша молодежь к кубинской революции, как она ждала этого фильма. Но рассказа о героической романтике революционной борьбы кубинского народа не получилось.

А как мало стало выходить хороших приключенческих фильмов для молодежи! Больше того, стали раздаваться голоса о том, что эта тема себя изжила. Ответом может послужить такой пример. Летом этого года на кинофестивале в Москве демонстрировался английский фильм «Пушки Наварроны», посвященный эпизоду второй мировой войны. События происходили в Греции. Группа военных английских разведчиков пробирается в немецкий тыл, чтобы уничтожить два мощных секретных гитлеровских орудия, контролирующих пролив. На протяжении пяти часов, в течение которых идет этот фильм, группа англичан пробивается к орудиям и ценой неимоверных усилий эти орудия уничтожает. Фильм цветной, широкоэкранный. На главные роли были приглашены звезды мирового кино. Можно, конечно, спорить о художественных достоинствах этого фильма. Одно бесспорно: английские мальчишки, посмотрев этот фильм, скажут: «А что, здорово наши отцы воевали; оказывается, вот кто настоящие герои второй мировой войны!»

Покидая кинозал, испытываешь чувство досады и злости: и за то, что у нас не делается подобных фильмов, и за то, что этот эпизод действительно имел место во второй мировой войне, но герои-то были другие.

В Северной Норвегии фашисты в одном из фиордов установили два орудия, контролирующих морское пространство, и группа советских, а не английских, разведчиков-моряков под командованием лейтенанта В. Н. Леонова пробилась к орудиям и уничтожила их. Легендарный разведчик Заполярья В. Н. Леонов стал дважды Героем Советского Союза. Если учесть, что рядом с нашими моряками была база английских подводных лодок, то станет ясно, как действительная история из славной «Ледовой Одиссеи» североморцев попала в сюжет английского приключенческого фильма.

Так слава нашего оружия послужила другим идеям. Это частность, но она наводит и нас на невеселые размышления. Ведь мы, московские комсомольцы, шефствуем над Северным флотом, знаем эту историю. Знаем и В. Н. Леонова. Он родился в Московской области, в городе Зарайске. Ведь могли же мы подсказать нашим кинематографистам этот сюжет. Если же ставить проблему шире, то нам кажется, что ЦК ВЛКСМ, комсомольские комитеты должны активнее вмешиваться в творческую жизнь кинематографистов.

Разве правильно, что студия юношеской кинематографии, объединение «Юность» пока делают всякие фильмы, но не для юных. Многие молодые режиссеры-рассматривают «Юность» как ступеньку в большую кинематографию и уходят от молодежной и вообще от современной тематики. Молодые режиссеры Алов и Наумов, создавшие такие фильмы, как «Павел Корчагин» и «Ветер», сейчас работают над фильмом «Скверный анекдот» по Достоевскому [в оригинале «Северный анекдот»]. Другой молодой режиссер, Андрей Тарковский, создатель фильма «Иваново детство», сейчас работает над фильмом об Андрее Рублеве.

Можно ли с этим мириться? Очевидно, что необходимо вернуться к практике социального заказа, незаслуженно забытой в последнее время в кинематографии. Такими заказчиками должны стать комсомол, армия и другие организации. В среде творческих работников еще почему-то бытует мнение, что фильмы, сделанные по социальному заказу, не будут якобы представлять художественную ценность. Им полезно напомнить, что «Броненосец «Потемкин» был сделан Сергеем Эйзенштейном по социальному заказу к XIV съезду партии. По социальному же заказу были сделаны и другие замечательные произведения советской кинематографии: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Великий гражданин», «Чапаев», «Семеро смелых», «Молодая гвардия»...
Tags: ВОВ, ГВ, Книги, Современность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments