Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Несколько вольная интерпретация

Из книги О.Р. Айрапетова «Внешняя политика Советской России и СССР в 1920-1939 годах и истоки Второй мировой войны» (М., 2020):

Захваченные красноармейцами окопы противника были забиты телами — в нестерпимом летнем зное на бывших японских позициях стоял страшный трупный смрад(6471). Трофеями победителей стало около 12 тыс. винтовок, 400 пулеметов, 200 орудий, 100 автомашин и т.д. По официальным данным в ходе боев потери советско-монгольских войск составили 18,5 тыс. чел., потери японцев оценивались советской стороной в 61 тыс. чел(6472). По данным современных исследователей — только Красная армия потеряла в ходе 9 703 чел. убитыми и умершими от ран, потери ранеными, контуженными, заболевшими составили 15 952 чел.(6473). По мнению японцев, их потери были ниже — между 52 и 55 тыс. чел. (по разным источникам), а наши выше — до 25 тыс. чел. Но в любом случае японские дивизии, принимавшие участие в боях, были жестоко наказаны. 23-я дивизия потеряла 79%, 72-я — 78,5% и 64-я — 69%, 13-й полк полевой артиллерии — 76% личного состава(6474).
______________
6471. Симонов К. Далеко на Востоке. Халхин-гольские записки // Собрание Сочинений в шести томах. М., 1970. Т. 6. С 487.
6472. История Второй Мировой войны 1939-1945. М., 1974. T.2. Накануне войны. С. 219.
6473. Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д. и др. Россия и СССР в войнах XX века. Книга потерь. М., 2010. С. 159.
6474. Coox A.D. Nomonhan... Stanford University Press. 1985. Vol. 2. P. 842.



Мнение японцев вроде бы подкреплено ссылкой на классический труд Элвина Кукса, однако если обратиться непосредственно к этой работе, то получится как в анекдоте («Не в спортлото, а в преферанс. Не выиграл, а проиграл...» и т.д.).

Во-1, оценка «между 52 и 55 тыс. чел. (по разным источникам)» высказана Жуковым в подведении итогов боёв. Другие приведённые оценки ниже. Собственно японские подсчёты говорят о 18-20 тысячах потерь, но Кукс указывает на их неполноту.

Во-2, почему-то Айрапетов пропустил 71-ю «дивизию» с потерями аж в 93,5%. Хотя на деле у Кукса речь идёт о полках (of the individual regiments) 23-й дивизии.


P.S. Кукс ниже пишет, что японские военные историки особенно отмечают «ошеломляющую долю» (staggering proportion) потерь сухопутных войск императорской армии. За всю русско-японскую войну потери пехоты составили 14,4% (наивысший среди родов войск). В боях у озера Хасан пехота потеряла 24,7% своего состава. Потери среди артиллеристов: 4,1% в 1904-1905 гг. и 7,7% в 1938 г. Потери среди инженерных войск — 4,2% и 14,7% соответственно.

Также бои на Халхин-Голе отличались от предыдущих по причинам потерь. Во время войны 1904-1905 гг. 81% потерь был причинён стрелковым оружием (для штурма Порт-Артура этот процент снижается до 60,5). В 1939 году стрелковка была ответственна за 35,9% ранений и 37,7% смертей. В то же время артиллерия являлась причиной 54% ранений и 51,2% смертей. Ручные гранаты нанесли 3,7% ранений.
Tags: 1918-1941, Книги, Локальные конфликты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments