Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Два пересказа одной брошюры (II)

Система ремонта танков в немецко-фашистской армии
(По материалам иностранной печати)

Полковник в отставке В. А. СЫРОПЯТОВ,
кандидат военных наук, доцент


Перед началом второй мировой войны командование вермахта считало, что система ремонта танков в германской армии должна обеспечить достаточно эффективное восстановление бронетанковой техники в условиях молниеносной войны, рассчитанной на быстрый разгром армии любого противника. За основу была принята так называемая централизованная система ремонта. Суть ее сводилась к следующему. В полевых условиях войска своими силами производят только мелкий ремонт. Танки же, получившие серьезные повреждения, направляются н стационарные мастерские, и на заводы, находившиеся в глубоком тылу Такая система ремонта полностью оправдала себя в ходе боевых действий немецко-фашистских войск в Польше, Западной Европе и на Балканах. Вот три примера. В 1939 году после непродолжительной польской кампании все танковые дивизии, принимавшие в ней участие были возвращены в Германию. Здесь в стационарных ремонтных мастерских и на танковых заводах в короткие сроки восстановили все поврежденные танки. Когда завершились военные действия во Франции (1940 г.), большинство танковых дивизий также возвратилось в Германию для восстановления поврежденной материальной части в стационарных мастерских. Весной 1941 года после проведения операций в Югославии и Греции танковые дивизии вермахта тоже восстанавливали свою боеспособность в тылу, а затем были переброшены на восток, ближе к границам Советского Союза

Когда же немецкие танковые части высадились в Северной Африке (февраль 1941 г.) и начали совместно с итальянскими войсками боевые действия против англичан, стало ясно, что на новом театре военных действий в условиях значительного удаления войск от тыла страны система ремонта бронетанковой техники требует коренной перестройки.

Немецко-фашистское командование, готовясь к нападению на Советский Союз, большое внимание уделяло как наращиванию сил авиации, так и развитию танковых войск. Если в 1939 году вермахт имел семь танковых и четыре моторизованные дивизии, то к середине 1941 года — уже 21 танковую и 14 моторизованных дивизия. Всего в немецко-фашистской армии к этому времени было 5 639 танков и штурмовых орудий(1).
______________
1. Советская Военная Энциклопедия. — Т. 2. — М., Воениздат, 1976. — С. 54, 531.


В вопросах танкотехнического обеспечения немецко-фашистское командование, несмотря на опыт североафриканской кампании, продолжало оставаться на прежних позициях. Однако вскоре после тяжелых потерь на советско-германском фронте оно убедилось, что принятая система ремонта танков нс соответствует новым условиям ведения боевых действий.

«Танковые потери немцев в России, — писал позднее бывшим генерал-майор вермахта Б. Мюллер-Гиллебранд, — были значительно более тяжелыми, чем в предшествующих кампаниях... Ремонтная служба была поставлена в исключительно тяжелые условия... Несмотря на всемерные усилия, личный состав ремонтников не смог справиться со все возрастающим объемом ремонтных работ... Число выведенных из строя танков достигло небывалой величины»(2).

При реорганизации системы ремонтных средств гитлеровское командование исходило из того, что большая часть работ в полевых условиях должна выполняться силами войсковых ремонтных подразделений. В связи с этим был увеличен численный состав ремонтных подразделений, они получили улучшенные мастерские, тягачи и усовершенствованное оборудование Заводы расширили производство запасных частей. Упорядочено было их распределение. Ряд функций руководства ремонтными частями передавался штабам.

В мае 1942 года министерство вооружения решило сократить производство танков и за счет этого увеличить выпуск запасных частей. Но принятые меры не облегчили положения. «Проблема запасных частей летом 1942 года стала настолько острой, — пишет Б. Мюллер-Гиллебранд, — что оказала парализующее влияние на одновременные удары на сталинградском и кавказском направлениях»(3).

Стремясь решить эту проблему, министерство вооружения осенью того же года осуществило три мероприятия. Во-первых, часть заводов переводится исключительно на производство запасных частей. Во-вторых, создается так называемая контрактная биржа, которая занялась заказом необходимых армии дефицитных запасных частей для танков. Предпринимателям, бравшимся за производство запасных частей при условии выполнения ими основных военных заказов, предоставлялись немалые льготы. В-третьих, часть станочного оборудования с больших танковых заводов перебрасывается в механические мастерские и на мелкие предприятия, где организуется производство запасных агрегатов и деталей(4). Кроме того, для проведения ремонтных работ по восстановлению танков, которые ранее выполнялись в Германии, организуются стационарные ремонтные базы в тылах групп армий на оккупированной территории.

По штатам ремонтные части и подразделения в танковых войсках предусматривалось иметь в звене рота — полк — дивизия. Основу организационной системы танкоремонтных частей составляла ремонтная рота. Наименьшим подразделением являлась ремонтная группа танковой роты.

Ремонтная группа (19 человек) танковой роты включала две ремонтные бригады и предназначалась для ремонта танков на местах выхода их из строя В каждой бригаде были подвижная мастерская, тягач, грузовой автомобиль. Личный состав ремонтной бригады состоял из восьми человек (бригадир, шофер, три механика, оружейный мастер, два специалиста по ремонту радио- и электрооборудования)(5).
_____________
2. German Tank Maintenans in World War II. // US Department of the army. — 1954. — June. — № 20 — 202. — P. 2.
3. Ibid. — P 22.
4. Ibid. — P 22.
5. Ibid. — P. 5.



Танковый полк имел по штату ремонтную роту. Она эвакуировала с поля боя подбитые машины, пополняла запасы бронетанкового имущества полка, производила ремонт тех танков, которые не могли восстановить ремонтные группы танковых рот. Численность ремонтной роты зависела от типа и количества бронетанковой техники, находившейся на вооружении танкового полка, и колебалась в пределах 120 — 200 человек.

Организация ремонтной роты по штатам 1942 года показана на схеме. Так, в управлении роты числилось 25 человек личного состава, пять штабных автомобилей, четыре легковых, пять грузовых.



В ремонтных взводах было шесть — восемь ремонтных бригад, в которые входили специалисты по ремонту двигателей и трансмиссий. Каждый взвод имел 4 мастерские, силовую установку (электростанция на прицепе), кран, автобус, мотоцикл. В нем полагалось по штатам 8 унтер-офицеров и 30 рядовых различных специальностей (мастер — один, механики — 24, токари, сварщики, электрики, крановщики — по два, кузнец, плотник, маляр, специалист по ремонту брезентов, писарь — по одному)(6). Такая организация ремонтного взвода обеспечивала полную его самостоятельность при работе в полевых условиях, а специализация ремонтников способствовала повышению производительности труда. Наличие в роте отделений по ремонту вооружения, радиооборудования и запасных частей (в первом отделении имелось два грузовых автомобиля, во втором — один, в третьем — шесть грузовых и один легковой автомобиль) позволяло ей производить комплексный ремонт танков. Отделения ПВО (счетверенная установка 20-мм зенитных пушек) и отделение связи осуществляли прикрытие с воздуха и поддерживали надежную связь. В эваковзводе (офицер, шесть унтер-офицеров, 25 рядовых) числилось 12 полугусеничных 18-тонных тягачей, четыре танковых транспортера, шесть легковых автомобилей. Взвод обеспечивал работу роты на сосредоточенном ремонтном фонде, что позволяло повысить се производительность. По штату в ремонтной роте числилось 164 человека и 57 различных машин(7). Подчинялся командир роты начальнику материально-технического снабжении полка. В бою он управлял ротой по радио, поддерживая при этом постоянную связь со штабом полка.
______________
6. Ibid. — P. 6, 44.
7. Ibid. — P. 14.



В танковую дивизию, имевшую на вооружении в разные годы войны 170 — 200 танков, 220 — 300 бронемашин и бронетранспортеров, 2000 — 2200 автомобилей, входило три штатные роты по ремонту боевых, транспортных и специальных машин. Одна из них предназначалась для ремонта танков(8). Организационно-штатная структура роты по ремонту танков аналогична структуре ремонтной роты танкового полка. Командиры ремонтных рот подчинялись начальнику службы материально-технического обеспечения дивизии.

Кроме штатных (войсковых) ремонтных средств в немецко-фашистской армии имелись ремонтные части и подразделения центрального подчинения, которые не входили в состав соединений и частей. Они назывались нештатными(9). Низшей организационной единицей в нештатных подразделениях являлся танкоремонтный взвод, высшей — ремонтная рота (позже ремонтный батальон). Танкоремонтный взвод обычно придавался танковому батальону, действовавшему самостоятельно. Численность взвода колебалась от 50 до 120 человек. Он производил замену двигателей и агрегатов трансмиссии, а также выполнял сложные сварочные работы. Состав нештатных ремонтных рот в принципе не отличался от состава штатных рот при танковых полках. Разница заключалась лишь в том. что первые не располагали эвакосредствами(10).

Созданная летом 1942 года структура ремонтных средств в звене рота — полк — дивизия позволяла производить в полевых условиях комплексный текущий и средний ремонт танков, обеспечивала возможность автономной работы каждого подразделения и одновременного охвата большого количества ремфонда танков.

В декабре 1944 года в немецко-фашистской армии впервые были сформированы восемь танкоремонтных батальонов. Их состав, производственная мощность и задачи в основном были такими же, как у нештатных танкоремонтных рот. В каждый батальон кроме 2 — 3 ремонтных выводов входил взвод или рота по эвакуации танков(11). Нештатные ремонтные роты и батальоны придавались армиям или группе армий. Количество их обусловливалось обстановкой, выполняемыми задачами и составом армии (группы армий).

Каждая группа армий имела склад запасных частей, предназначавшихся для обеспечения танковых дивизий (полков) бронетанковым имуществом. В ходе операций склад организовывал передовые армейские полевые склады.

Поскольку на советско-германском фронте войска вермахта несли большие потери, танковые заводы Германии с 1942 года работали в основном на выпуск танков, производство запасных частей для которых было резко сокращено. Поэтому подвижные ремонтные части оказались не в состоянии восстанавливать все поврежденные машины. В тылу армий скапливалось большое количество танков, требовавших ремонта. Чтобы ускорить ввод их в строй, немецко-фашистское командование в конце 1942 года организовало три стационарные ремонтные базы, по одной для каждой группы армий. Основная задача ремонтных баз — улучшить снабжение ремонтных частей бронетанковым имуществом. ускорить ремонт танков в полевых условиях и снизить тем самым нагрузку на военную промышленность Германии. Ремонт боевых машин на этих базах стали производить гражданские организации. Однако их работа не удовлетворяла военное командование В 1944 году они были реорганизованы в военные организации(12).
_____________
8. Гудериан Г. Танки — вперед!: Пер. с нем. — М., Воениздат, 1957. — С. 231.
9. По нашим понятиям, части РГК.
10. German Tank Maintenans in World War II. — P. 11.
11. Ibid. — P. 24.
12. Ibid. — P. 25.



Следует отметить, что для ремонта танков гитлеровцы использовали также имевшиеся в оккупированных странах ремонтные предприятия, например завод ЧКД в Чехословакии, а также промышленную базу индустриальных центров на оккупированной территории.

Ремонт танков в войсках во многом зависел от конкретной обстановки, выполняемых ими задач и наличия ремонтных средств. Так, на марше ремонтные части и подразделения соединении и частей осуществляли техническое замыкание колонн. Во время продолжительных маршей ремонтная рота полка, эшелонируясь по глубине, следовала двумя-тремя группами Каждая из них имела возможность работать на одном месте в течение двух-трех дней. Если же на марше возникала необходимость в срочном ремонте танков, ремонтникам разрешалось обгонять любое подразделение(13).

В наступлении ремонтные группы танковых рот продвигались за вторым эшелоном и производили ремонт тех машин, на восстановление которых требовалось не больше пяти-шести часов. Ремонтная рота танкового полка развертывалась как можно ближе к войскам. Обычно она делилась на 2 — 3 группы приблизительно равной производственной мощности. Первый эшелон двигался за боевыми порядками, производя текущий ремонт, а второй заканчивал ремонт танков на прежнем месте, причем продолжительность работ составляла несколько суток. Перемещение эшелонов зависело от темпа наступления. К месту расположения ремонтной роты эвакуировали те танки, которые находились в радиусе не более 15 км. Если машины оказывались на большем удалении, их направляли на сборный пункт, указанный штабом полка, — обычно в последующее расположение ремонтной роты. После установления объема работ на новом сборном пункте туда выдвигалась основная часть ремонтной роты. Для завершения работ на прежнем месте оставалась часть ремонтных средств. Иногда в новый район высылался ремонтный взвод. Одновременно остальные подразделения ремонтировали поврежденные танки па маршруте — в местах выхода их из строя. При ведении боевых действий ночью штабы большое значение придавали постоянной информации командиров ремонтных подразделений об обстановке и задачах танкового полка (роты)(14).

В обороне, когда танковые части применялись для поддержки пехоты, штатные ремонтные средства эшелонировались в глубину и располагались в 15—30 км от фронта, в районах, недосягаемых для артиллерийского огня противника(15).

Особое внимание уделялось установлению и поддержанию устойчивой связи ремонтных частей со штабами и между ремонтными подразделениями. Это удавалось обеспечить благодаря наличию радиосредств во всех инстанциях — от ремонтной группы танковой роты и выше. Командир ремонтной группы мог поддерживать радиосвязь с командирами танковых батальонов и командиром ремонтной роты, а также руководить работой своих ремонтных бригад. Сложность состояла в том, что радист роты должен был постоянно следить за всеми радиопередачами штаба полка (в сеть был постоянно включен только радиоприемник), чтобы определить, какая именно передача относится к ремонтной роте. Вот почему ремонтники постоянно находились в курсе обстановки и могли принять необходимые меры по своевременной эвакуации подбитых (поврежденных) танков. В случае потери связи со штабом полка командир ремонтной роты устанавливал связь с командиром ближайшей части или действовал по своему усмотрению(16).
_______________
13. Ibid. — Р. 30.
14. Ibid. — Р. 31, 32.
15. Ibid. — P. 36.
16. Ibid. — Р. 36.



Потеряв часть ремонтных средств при отходе войск, теснимых Советской Армией, гитлеровское командование весной 1944 года начало эшелонировать ремонтные роты. Высокоподвижный эшелон роты оставался недалеко от танков, ведущих бой, а остальная часть личного состава и мастерские располагались в ближайшем тылу.

Эвакуационные средства в немецко-фашистской армии находились в штатах ремонтных групп танковых рот, ремонтных рот танковых полков, в танкоремонтных батальонах, а также в отдельных эвакоротах, подчинявшихся высшему командованию, и придавались для усиления штатных эвакуационных средств танковых дивизий. Для эвакуации танков, которые не могли двигаться своим ходом, использовались танковые транспортеры грузоподъемностью 12 т, 22 т и 60 т с опускающейся платформой. Однако из-за отсутствия на Восточном фронте достаточного количества дорог с твердым покрытием они не нашли широкого применения(17).

Снабжение ремонтных частей (подразделении) запасными частями считалось в германской армии одним из основных условий эффективной работы ремонтных средств. Но спрос превосходил количество выпущенных запасных частей. И доставка их войскам производилась с большими задержками. Заводы отправляли запасные части для танков на склады снабжения сухопутных войск или непосредственно на склады групп армий. Ремонтные роты получали их с армейского полевого склада или со склада группы армий.

Не имея достаточного количества запасных частей, ремонтники вынуждены были сами запасаться ими, занимаясь разборкой не только тех танков, которые относились к категории безвозвратных потерь, но и ожидавших восстановления(18). Кроме того, по мере увеличения числа моделей танков и непрерывного изменения их конструкций многие запасные части оказывались устаревшими ко времени доставки их в полевые ремонтные части, что также усложняло организацию ремонта.

Нелегкой проблемой для немецко-фашистского командования явилась и подготовка высококвалифицированных кадров ремонтников-танкистов. До нападения на Советский Союз в армии не уделялось достаточного внимания вопросам обучения личного состава работам по обслуживанию и ремонту танков. В мирный период новобранцы поступали в танковую роту, где и получали некоторые технические знания. В военное же время призывников направляли на 12, а позже на 8 недель в учебную роту по подготовке резерва. Экипажи танков и личный состав войсковых ремонтных подразделений, проходя общий курс боевой подготовки, занимались на специализированных курсах. Однако вскоре командование вермахта убедилось, что ремонтники не в силах овладеть техническими навыками на основе одного лишь практического опыта, приобретаемого в полевых ремонтных мастерских. Поэтому в 1943 году при танковых училищах начали организовывать шестинедельные курсы технической подготовки личного состава ремонтно-эвакуационных подразделений. После их окончания выпускники направлялись на практику в стационарные ремонтные мастерские, а затем в полевые ремонтные подразделения. Подобную подготовку проходили и будущие офицеры-ремонтники(19).

С поступлением на вооружение новых танков войсковые ремонтные части поочередно посылали специалистов в окружные школы для ознакомления с устройством и спецификой ремонта этих машин. В периоды фронтового затишья личный состав ремонтных групп танковых рот прикомандировывался к ремонтным ротам полков, где изучал методы и способы ремонта новых образцов танков(20).
_______________
17. Ibid. — Р. 24.
18. Ibid. — Р. 24.
19. Ibid. — Р. 26.
20. Ibid. — Р. 27.



Заслуживают внимания выводы, которые сделали бывшие фашистские генералы после анализа методов ремонта танков в ходе второй мировой войны: 1. Любая армии может сохранить боеспособность танковых войск при ведении операции крупного масштаба только при наличии хорошо оснащенных ремонтных средств, тщательно продуманной организации ремонта танков в полевых условиях и соответствующей подготовке специалистов-ремонтников. 2. Служба технического обслуживания и ремонта должна быть эффективно организована до начала военных действии. 3. Призванные в армию гражданские инженеры и техники, не имеющие надлежащей военной подготовки, не должны назначаться командирами ремонтных подразделении. 4. Ремонтные части и подразделения смогут более эффективно работать в полевых условиях лишь в том случае, если они органически входят в состав танковых соединении, частей и подразделений. 5. Большинство ремонтных работ целесообразно производить в танковом полку. 6. Конструкция танка должна быть простой и прочной, а агрегаты легкодоступными для обслуживания и ремонта. 7. Число различных моделей танка необходимо свести до минимума. 8. Модернизацию танка можно начинать только после консультации с опытными офицерами-ремонтниками. 9. Утверждая планы производства танков, следует правильно определять и объем выпуска запасных частей для них(21).

* * *

Создавая систему ремонта танков накануне нападения на Советский Союз, немецко-фашистское командование исходило из порочной, авантюристической концепции ведения молниеносной войны. За основу была принята несколько измененная централизованная система ремонта. В ходе войны главный упор стал делаться на ремонт танков непосредственно в подразделениях и частях танковых войск, то есть в полевых условиях. Так, в последнем квартале 1943 года и в январе 1944 года в полевых условиях было восстановлено 95 проц. общего числа поврежденных танков и штурмовых орудий, а в Германии только 5 проц.(22).
______________
21. Ibid. — Р. 38—42.
22. Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933—1945. — Т. 3. — М.: Воениздат, 1976. — С. 346.



Все ремонтные роты, как штатные, так и нештатные, имели примерно одинаковую организацию. Это позволяло не только упростить их формирование, но и легче осуществлять маневр ими в ходе операций, бистро заменять или пополнять ремонтные части в случае потерн их в одном из войсковых звеньев. В организационной структуре ремонтных частей заслуживает внимания то, что все ремонтные группы танковых рот, бригады ремонтных рот танковых полков, дивизий и резерва высшего командования имели специалистов не только по ремонту боевых машин, но и по ремонту танкового вооружения и техники.

Большинство ремонтных рот располагало мощными эвакуационными средствами, что позволяло быстро эвакуировать подбитые танки с поля боя и непрерывно обеспечивать роту ремонтным фондом в любой обстановке. Наличие радиосредств в каждом ремонтном подразделении повышало оперативность управления ими, гарантировало надежную связь со старшими начальниками.

До конца войны проблема снабжения ремонтных подразделении запасными частями для восстановления танков в немецко-фашистской армии не была решена. Мощности промышленности по производству запасных частей оказались недостаточными для этих целей. Использование же промышленных предприятий оккупированных стран желаемых результатов не дало.

Военно-исторический журнал. 1987. № 12.


С оригиналом можно ознакомиться, например, здесь.
Tags: ВИЖ, ВМВ, Танки, журналы, экономика и тыл
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments