Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Два пересказа одной брошюры (I)

Инженер-подполковник М. НЕРСЕСЯН
Инженер-подполковник В. СЫРОПЯТОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ТАНКОВ В НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОЙ АРМИИ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В Соединенных Штатах Америки издана брошюра «Система ремонта танков в немецкой армии во второй мировой войне»(1), составленная по заданию исторического отдела штаба американских войск в Европе группой бывших немецких генералов и офицеров. Как показывает уже само название, эта брошюра посвящена одному из важных вопросов технического обеспечения действий бронетанковых войск, который не может не представлять интереса для офицеров-танкистов.

Из брошюры видно, что еще до начала второй мировой войны руководство немецкой армии считало необходимым заранее выработать и внедрить такую систему ремонта танков, которая позволила бы достаточно эффективно восстанавливать боевые машины. Условиям готовившейся молниеносной войны, рассчитанной на быструю победу фашистской Германии, удовлетворяла принятая тогда централизованная система ремонта танков.

Согласно этой системе в поле предполагалось производить только мелкий ремонт. Танки же, получившие серьезные повреждения, должны были направляться на заводы, находившиеся в глубоком тылу. Такая система, по утверждению авторов брошюры, полностью оправдала себя при ведении боевых действий в Западной Европе и на Балканах.
______________
1. «Джеман Тэнк Мэйнтиненс ин Уорлд Уор II». Министерство армии США, № 20—202, июнь 1954 г.


Готовя войну против Советского Союза, немецко-фашистское командование намеревалось применить незначительно Измененную, но по существу тоже централизованную систему ремонта танков. Вместе с тем для обеспечения войскового ремонта каждая армейская группа должна была иметь свой склад запасных частей. Однако вскоре после начала войны с Советским Союзом стало ясно, что централизованная система ремонта танков не соответствует новым условиям.

Авторы брошюры пишут: «Танковые потери немцев в России были значительно более тяжелыми, чем в предшествующих кампаниях. Ремонтная служба была поставлена в исключительно тяжелые условия... Несмотря на всемерные усилия, ремонтники не могли справиться со все возрастающим объемом работ».

Поэтому была предпринята реорганизация ремонтных средств, рассчитанная на выполнение большей части ремонтных работ в полевых условиях силами войсковых ремонтных подразделений.

Новую систему удалось ввести только летом 1942 г. В соответствии с этой системой ремонт гусеничных машин производился штатными и нештатными подразделениями.

Штатные подразделения предусматривались в звене рота—полк. Наименьшим штатным ремонтным подразделением являлась ремонтная группа танковой роты, состоявшая из двух бригад. Всего в группе было 3 сержанта и 16 рядовых. Ремонтная группа имела один легковой автомобиль, две подвижные ремонтные мастерские, одну машину для перевозки запасных частей и два тягача. Ремонтная группа занималась ремонтом танков на месте выхода их из строя.

В штате танкового полка имелась ремонтная рота, которая производила ремонт танков, не восстанавливаемых ремонтными группами танковых рот, эвакуировала с поля боя подбитые машины и пополняла запасы бронетанкового имущества полка.

Численность ремонтной роты зависела от типа бронетанковой техники, находившейся на вооружении танкового полка, и составляла 120—200 человек. В роте было отделение связи в составе трех радистов и одного водителя. Благодаря этому командир мог держать по радио постоянную связь со штабом полка, доносить о ходе ремонта танков и получать сведения о расположении подбитых машин. В штат роты входило также отделение противовоздушной обороны, имевшее на автомобиле счетверенную установку 20-мм зенитных пушек.

В двух ремонтных взводах было по 12 механиков — специалистов по ремонту двигателей и по 12 механиков, ремонтирующих трансмиссию. Эти специалисты входили в бригады по 3—4 человека. Каждый взвод имел свою силовую установку. Такая организация ремонтного взвода, как утверждается в брошюре, обеспечивала полную его самостоятельность при работе, а специализация ремонтников способствовала повышению производительности труда.

В эвакуационном взводе роты имелось двенадцать 18-тонных полугусеничных тягачей (по два тягача в отделении) и четыре танковых транспортера.

В роте было еще три отделения: по ремонту вооружения, по ремонту радиооборудования и отделение запасных частей.

Кроме штатных ремонтных средств, в немецкой армии были ремонтные подразделения, не входившие в состав частей и называвшиеся нештатными. Низшей единицей среди них был танкоремонтный взвод. Он обычно придавался танковому батальону, действовавшему самостоятельно. Численный состав взвода колебался в пределах 50—120 человек. Взвод производил замену двигателей и агрегатов трансмиссии, а также выполнял сложные сварочные работы. В бою взвод выделял по одной ремонтной бригаде в каждую танковую роту и организовывал ремонтную мастерскую.

В распоряжении генерального штаба имелись ремонтные и эвакуационные роты, которые были средством высшего командования и придавались армии или группе армий в зависимости от обстановки.

Состав нештатных ремонтных рот был аналогичен составу штатных, входящих в состав танковых полков, с той лишь разницей, что они не имели эвакосредств.

В декабре 1944 г. в немецкой армии были организованы 8 танкоремонтных батальонов. Их состав, производственная мощность и задачи были в основном такими же, как у нештатных танкоремонтных рот полного состава. Главное отличие заключалось в том, что в каждый батальон входил взвод или рота по эвакуации танков.

Танкоремонтные подразделения ремонтом автомобилей не занимались. Каждая моторизованная рота и батальон имели соответственно отделение или взвод по ремонту автомобилей. В полку не было авторемонтных подразделений. Имевшиеся в дивизии одна рота по производству капитального ремонта и две роты по среднему ремонту автомобилей осуществляли ремонт, который не могли выполнить в подразделениях.

Поскольку на советско-германском фронте немцы несли большие потерн в танках, а вся мощность танковых заводов Германии с 1941 г. использовалась для производства танков, подвижные ремонтные средства немецкой армии были не в состоянии восстанавливать поврежденные машины. В результате накопилось огромное количество машин, требовавших ремонта. С целью ускорения их восстановления немецко-фашистское командование организовало три больших стационарных ремонтных базы — по одной для каждой группы армий. На этих базах гражданскими организациями производился капитальный ремонт танков. Однако работа гражданских организаций не удовлетворяла военное командование, и в 1944 г. было решено организовать ремонтные базы на чисто военной основе.

Помимо перечисленных стационарных ремонтных баз для ремонта танков, в оккупированных гитлеровцами странах были использованы имевшиеся там средства ремонта.

В указанной брошюре дается описание действий ремонтных подразделений.

На марше ремонтные средства осуществляли техническое замыкание колонн. При продолжительных маршах ремонтная рота полка эшелонировалась на две или три группы, которые имели возможность работать на месте в течение двух—трех дней. Если требовался ремонт на марше, ремонтникам разрешалось обгонять любое подразделение.

До начала наступления ремонтная рота располагалась на расстоянии нескольких километров от переднего края; максимальное удаление от линии фронта не должно было превышать 70 км. Она развертывала свои мастерские как можно ближе к войскам, а ремонтные группы оставались при своих танковых ротах и продвигались при наступлении за вторыми эшелонами атакующих подразделений вместе с машинами эваковзвода.

Ремонтная рота делилась на два или три эшелона приблизительно равной производственной мощности. Первый эшелон двигался за боевыми порядками, производя ремонт, а второй заканчивал ремонт на прежнем месте. Перемещение эшелонов зависело от хода наступления.

При продвижении вперед ремонтная группа роты производила ремонт танков, для которого требовалось не более половины дня. Она выполняла и более сложные ремонты в тех случаях, когда агрегат мог быть получен за более короткий срок, чем требовалось для доставки поврежденного танка в мастерскую.

В ходе наступления к месту расположения ремонтной роты эвакуировались те танки, которые находились в радиусе не более 15 км. В противном случае танки эвакуировались на сборный пункт, отведенный штабом полка для будущего места работы ремонтной роты. После установления объема работ по ремонту на новом сборном пункте туда выступала основная часть ремонтной роты. Для завершения ремонта оставалась часть ремонтных средств.

В некоторых случаях на новое место дислокации высылался ремонтный взвод, в то время как остальные ремонтные подразделения ремонтировали подбитые танки в пути на местах выхода из строя. При боевых действиях в ночных условиях большое значение придавалось информированию командиров ремонтных подразделений об обстановке и задачах роты или полка.

Немцы правильно оценивали важность непрерывной связи ремонтных средств со штабами и между ремонтными подразделениями. Это обеспечивалось наличием соответствующих средств связи во всех ремонтных подразделениях, вплоть до ремонтной группы танковой роты.

Танковые радиостанции устанавливались на полугусеничных тягачах. Командир ремонтной группы мог поддерживать связь с командиром батальона и ремонтной роты и руководить работой различных бригад. Недостатком этого метода являлось то, что командир ремонтной роты должен был следить за всеми радиопередачами, чтобы определить, какое сообщение относится к нему или его бригадам.

Потеряв часть ремонтных средств при отходе под натиском Советской Армии весной 1944 г., немцы начали эшелонировать ремонтные роты. Высокоподвижный эшелон оставался недалеко от танков, ведущих бой, а остальная часть личного состава и мастерских располагалась в тылу.

Радиостанции командиров групп и роты настраивались на волну, на которой работали радиостанции полка, ведущего бой. Таким образом, они были в курсе обстановки и могли принять все меры по своевременной эвакуации ремонтных средств.

В случае потери связи со штабом полка командир ремонтной роты для получения указаний устанавливал связь с командиром ближайшей части или действовал по своему усмотрению.

Эвакуационные средства в немецкой армии находились в штате ремонтной группы танковой роты, в ремонтной роте танкового полка, в танкоремонтных батальонах и в эвакоротах, которые подчинялись высшему командованию. В подчинении армий, групп армий и генерального штаба были отдельные эвакуационные роты, придававшиеся для усиления штатных эвакуационных средств.

Буксировка машин производилась при помощи буксирных штанг; тросы применялись при исправных тормозах танка. Тягач представлял собой 16-тонную полугусеничную машину и мог буксировать танки весом до 20 т. Более тяжелые танки буксировались двумя или тремя тягачами. Тяговое усилие лебедки, смонтированной на тягаче, равнялось 7 т. Для эвакуации танков, которые не могли двигаться своим ходом, использовались танковые транспортеры с опускающейся платформой, грузоподъемностью 12, 22 и 60 т. Однако транспортеры не применялись широко, так как для них требовались хорошие дороги.

Снабжение запасными частями немцы считали одним из основных условий эффективной работы ремонтных средств. Производством боеприпасов, танков и запасных частей к ним занималось министерство вооружения и боеприпасов, созданное в марте 1940 г. Однако количество фактически выпущенных запасных частей не соответствовало спросу, и доставка их производилась с большими задержками. Авторы брошюры сообщают: «в результате того, что большинство офицеров штабов не было знакомо с ремонтом танков, многие грузы адресовались не по назначению. Так, например, Южная группа армий получила несколько транспортов запасных частей, предназначенных для танков, которые у нее на вооружении не состояли, в то время как Северная группа армий испытывала острую нужду в этих запасных частях».

В 1941 г. заводы промышленности отправляли запасные части на склады снабжения бронетанковых войск или непосредственно трем группам армий на советско-германском фронте. Каждая из них имела свой склад и организовывала передовые армейские полевые склады. Ремонтные роты получали запасные части для всего танкового полка с армейского полевого склада или со склада группы армий.

Для обеспечения ремонтных баз вблизи каждой из них создавались склады танковых запасных частей. Кроме того, к каждой базе прикреплялся склад, который имел важнейшие запасные части для танков. Ввиду отсутствия достаточного количества запасных частей ремонтные базы организовывали специальные отделения для сбора деталей с танков, не подлежащих восстановлению. В оккупированных странах гитлеровцы организовывали изготовление запасных частей в мастерских и на заводах промышленности. Однако проблема снабжения бронетанковых войск запасными частями для ремонта танков так и не была решена полностью.

Огромные потери немецко-фашистской армии в танках на восточном фронте в 1941 г. и невозможность восстановления их вынудили министерство вооружения увеличить производство танков за счет производства запасных частей.

С увеличением числа моделей танков и с непрерывным изменением конструкций многие запасные части оказались устаревшими ко времени доставки их в полевые ремонтные части.

В мае 1942 г. министерство вооружения сократило производство танков и увеличило выпуск запасных частей. Но это решение не улучшило положения, так как общее количество приобретенных запасных частей соответствовало числу недоданных заводами танков.

«Проблема запасных частей летом 1942 г. стала настолько острой, — пишут авторы, — что оказала парализующее влияние на Сталинградском и Кавказском направлениях. Ответственным за создавшееся положение является ряд лиц, руководивших танковой промышленностью, которые не могли понять значения запасных частей для ремонта танков в полевых условиях. Уделяя все внимание производству танков, они пренебрегали острой нуждой в запасных частях, нанеся тем самым непоправимый ущерб делу».

Стремясь улучшить положение с запасными частями, министерство вооружения осуществило осенью 1942 г. три мероприятия. Прежде всего часть заводов была выделена исключительно для производства запасных частей. На практике эта мера результата не дала, так как промышленники не были в состоянии быстро переоборудовать свои заводы. Следующим мероприятием явилась организация так называемой контрактной биржи, где были выставлены дефицитные запасные части. Фабрикантам, которые брались за производство этих запасных частей без ущерба для выполняемых ими военных заказов, предоставлялись большие льготы. Третье мероприятие заключалось в переброске станочного оборудования с больших танковых заводов в механические мастерские и на мелкие предприятия, где организовывалось производство деталей.

Авторы брошюры указывают, что «во многих случаях небольшое облегчение, которое достигалось в результате этих мер, сводилось на нет серьезными ошибками. Так, осенью 1942 г. производством запасных частей для тяжелых танков «Тигр» пренебрегали в такой степени, что на каждые 10 танков выпускались лишь один запасный двигатель и одна запасная трансмиссия. Почти все новые танки «Тигр» были потеряны в течение короткого времени или стояли в ожидании ремонта из-за отсутствия запасных частей. Аналогичная ошибка, и даже с более далеко идущими последствиями, была допущена позже, когда с конвейера сошли новые танки «Пантера». В отчаянной попытке ускорить производство министерство вооружения распорядилось о массовом выпуске этого танка раньше, чем он был надлежащим образом испытан... В результате по прибытии танков на русский фронт были обнаружены крупные конструктивные и производственные недостатки, так что пришлось все 325 танков «Пантера» вывести из боя и отправить обратно в Германию для полной переделки».

Недостаток деталей, необходимых для ремонта, приводил к тому, что ремонтники вынуждены были заниматься разборкой на запасные части не только тех танков, которые относились к категории безвозвратных потерь, но и танков, ожидавших восстановления.

До начала войны с Советским Союзом в немецкой армии не уделялось достаточного внимания обучению личного состава работам по обслуживанию и ремонту танков. Немецкая армия не имела единой программы начального обучения. В мирный период новобранцы непосредственно назначались в танковую роту. В военное же время их направляли в учебную роту по подготовке резерва на 12, а позже на 8 недель. Водители танков и штатный состав войсковых ремонтных средств проходили специальное обучение.

Однако такой метод оказался неудовлетворительным, и личный состав ремонтно-эвакуационных средств, кроме прохождения общего курса боевой подготовки, приобретал знания на специализированных курсах. Немцы убедились, что нельзя овладеть техническим мастерством на основе одного лишь практического опыта, приобретаемого в полевых ремонтных мастерских. Поэтому при танковых училищах были организованы курсы подготовки личного состава ремонтно-эвакуационных подразделений.

Для подготовки прибывшего пополнения штабы округов создавали шестинедельные курсы технической подготовки ремонтников. По окончании их курсанты на время направлялись в стационарные ремонтные мастерские, а затем — в полевое ремонтное подразделение. Подобные курсы усовершенствования охватывали также и офицеров.

При поступлении на вооружение новых танков войсковые ремонтные подразделения посылали часть личного состава в окружные школы для ознакомления с их устройством и спецификой ремонта этих машин. В период затишья на фронте личный состав ремонтных групп прикомандировывался к ремонтным ротам для обучения новым методам и приемам работы.

Подводя итоги, авторы брошюры приходят к следующим выводам:

— любая армия при ведении операций большого масштаба может сохранить боеспособность своих танковых войск только при наличии продуманной организации ремонта танков в полевых условиях, хорошо оснащенных ремонтных средств и обученных ремонтников;

— эффективная служба технического обслуживания и ремонта должна быть организована до начала военных действий;

— гражданские инженеры и техники, призванные в армию без надлежащей военной подготовки, не должны назначаться командирами ремонтных подразделений;

— ремонтные подразделения наиболее эффективно работают в полевых условиях лишь в том случае, если входят в состав соответствующей части;

— большинство ремонтных работ следует производить в пределах танкового полка;

— конструкция танка должна быть простой и прочной, а агрегаты — легко доступными для обслуживания и ремонта;

— при принятии планов производства танков надо правильно определять и выпуск запасных частей.

Танкист. 1956. № 1.
Tags: ВМВ, Танки, Танкист, журналы, экономика и тыл
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment