№ 1452
не позднее 19 марта 1954 г.(a)
Сов. секретно
экз. № 2(b)
Товарищу БУЛГАНИНУ Н.А.(c)
ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА(d)
Опыт войны показал, что на плечи высшего командного состава помимо напряженной интеллектуальной и организаторской деятельности ложится большая физическая нагрузка: необходимость работать ночью, бодрствовать в течение суток, продвигаться в условиях бездорожья, бывать на переднем крае и др. виды физической нагрузки. Огромное напряжение, включая и физическую нагрузку, ложится также на высший командный состав Ставки, Генштаба и центрального аппарата военного Министерства.
От высших военачальников в условиях войны требуется энергичная оперативная деятельность, способность в сложных условиях самостоятельно принимать смелые решения, часто бывать с войсками в дни подготовки важнейших сражений и в ходе самих сражений. Эти качества и обязанности, как известно, не всегда удается сочетать у опытных, но в то же время по возрасту пожилых военачальников.
Новая война, когда будет применена в широком диапазоне новейшая техника, не уменьшит физической нагрузки военачальников.
Поэтому важное значение имело в прошлом и будет иметь в будущем для руководящих военачальников их возрастной состав.
Накануне Великой Отечественной войны в руководящем составе Министерства обороны (заместители и помощники Начальника Генштаба, начальники главных и центральных Управлений, Командующие родами войск, их заместители и начальники их штабов) учтено: 86 человек, из них в возрасте до 50 лет — 80 человек, или 93%, в том числе в возрасте до 40 лет — 25 человек, или 29%.
В 1954 году на этих же должностях в Министерстве учтено 125 человек, из них в возрасте до 50 лет всего 40 человек, или 32% (вместо 93% до войны), а в возрасте до 40 лет всего 1 человек (из 125).
Следовательно, в данный момент среди высшего командного состава две трети имеют возраст 50 и более лет. Такое соотношение возрастных групп явно неблагополучное.
________________
a. Датируется по рассылке.
b. Экземпляр Н.С. Хрущева.
c. На первом листе справа вверху машинописная резолюция «Т.т. Маленкову Г.М., Хрущеву Н.С. Прошу ознакомиться. Мне важно знать Ваше мнение по этому вопросу. Булганин (факсимиле) 19.III.1954 г.»
d. На первом листе справа по тексту резолюция синим карандашом «В архив Президиума ЦК. В. Малин. 18.VII.54».
В рядах высшего командного состава (Командующих округов и флотов, их заместителей, начальников штабов, Командующих армиями и начальников их штабов) до войны, в 1941 году, состояло 166 военачальника, из них в возрасте до 50 лет — 154 человека, или 92,8%, и в возрасте до 40 лет — 48 человек, или 28,8%.
В 1954 году в этой группе состоит 285 военачальников, из них в возрасте до 50 лет — 112 человек, или 41,7%, а в возрасте до 40 лет всего 7 человек, или 2,3%.
В составе командиров корпусов в 1941 году из 58 человек в возрасте до 50 лет было 56 человек, или 96,5%, из них моложе 40 лет — 5 человек, или 8,6%.
В 1954 году из 84 командиров корпусов в возрасте до 50 лет имеется всего 44 человека, то есть 50%.
В составе командиров дивизий в 1941 году из 374 человек в возрасте до 50 лет было 369 человек, или 98,8%, из них моложе 40 лет 122 человека, или 32,6%. Старше 50 лет было 5 человек, или 1,2%.
В 1954 году из 436 командиров дивизии в возрасте до 50 лет имеется 386 человек, или 88,5%, а моложе 40 лет только 88 человек, или 20%. Старше 50 лет имеется 50 человек вместо 5 в 1941 г.
Как видно, и среди высшего командного состава войсковых соединений возрастное соотношение также крайне неблагополучное, между тем они должны бы стать основным источником пополнения рядов высших военачальников, на плечи которых ляжет тяжесть руководства войсками в особых условиях.
Положение с возрастным составом высших военачальников, сложившееся в данное время в армии, явно ненормальное, и требуются серьезные меры к его исправлению, на что потребуется не менее двух-трех лет.
В качестве мероприятий в этом деле следовало бы:
а) выявить и подобрать в войсках в качестве кандидатов для выдвижения на высшую командную работу офицеров из числа окончивших академии и проявивших выдающиеся способности в усвоении теоретических основ военного дела, а также волю и организаторское умение в практической командной работе;
б) из числа подобранных кандидатов на выдвижение отобрать в течение 1954 г. группу в 150—200 офицеров и представить ее на утверждение Министра, имея в виду направить их на годичную стажировку в соответствующие командные инстанции, а затем достойных назначить на определенные должности.
Предусмотреть порядок их стажировки и объективный контроль за их деловой успеваемостью;
в) пересмотреть личный состав Главной Военной Инспекции и назначить в качестве инспекторов большую группу офицеров из числа отобранных кандидатов для выдвижения на высшие командные посты, имея в виду дать им практическую возможность быстрее усваивать навыки командования и управления в высших соединениях;
г) установить, чтобы в Высшей Военной Академии им. Ворошилова очередной набор комплектовался только офицерами в возрасте не старше 35 лет и в первую очередь из числа отобранных кандидатов на выдвижение.
Точно так же установить, чтобы на высшие академические курсы при Академии на все факультеты в качестве слушателей зачислялись офицеры и генералы в возрасте не старше 35 лет;
д) ликвидировать пренебрежительное отношение к так называемым низким военным званиям (майоры, подполковники, полковники). Смелее допускать к высшим командным постам наряду с генералами способных, одаренных молодых офицеров.
В деле исправления сложившегося неправильного возрастного состава наших военачальников БУДУТ ПОПЫТКИ «подпереть» их молодыми помощниками, заместителями и т.п. Следует, однако, иметь в виду особенности многих военачальников, из-за которых способным заместителям и помощникам вряд ли удастся обеспечить себе самостоятельное развитие в качестве военачальника.
Чтобы дать дорогу молодым военачальникам, необходимо установить, что маршалы и генералы по достижении 65-летнего возраста уходят в отставку с занимаемого поста с сохранением содержания. Исключение возможно в особых случаях по специальному решению Министра.
В целях всемерного использования боевого и организаторского опыта, накопленного полководцами и военачальниками Советской Армии, Военно-Морского Флота и Военно-Воздушных Сил, следует УЧРЕДИТЬ ВОЕННЫЙ СОВЕТ при Министре обороны.
Членами Военного Совета военачальники назначаются пожизненно и освобождаются от других служебных обязанностей.
Члены Военного Совета назначаются Советом Министров СССР из числа высших военачальников армии и флота по представлению Министра обороны.
На Военный Совет возложить рассмотрение важнейших вопросов, касающихся управления войсками, взаимодействия родов войск, боевой подготовки, подготовки командных кадров и вопросов военной науки и военного искусства.
Вопросы на рассмотрение членов Военного Совета вносятся Министром обороны. Члены Военного Совета в свою очередь могут вносить на рассмотрение Совета вопросы, касающиеся военного строительства и, по их мнению, заслуживающие обсуждения и решения.
Предложения и заключения членов Военного Совета по рассмотренным вопросам представляются Министру обороны, которым устанавливается порядок и сроки их осуществления.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 206. Л. 13-18. Копия
Вестник Архива Президента Российской Федерации. Советская Армия: годы реформ и испытаний. Т. 1. М., 2018.
Записка Н.С. Хрущева с приложением письма И.А. Толконюка о подборе и расстановке военных кадров
22 марта 1963 г.
ЧЛЕНАМ ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС
КАНДИДАТАМ В ЧЛЕНЫ ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС
Копия: тт. Малиновскому Р.Я., Гречко А. А., Бирюзову С.С., Епишеву А. А., Миронову Н.Р., Баграмяну ИД., Вершинину К.А., Герасимову А.В., Горшкову С.Г., Крылову Н.И., Москаленко К.С., Судец В. А., Чуйкову В.И., Шебунину А.И.
Прошу ознакомиться с письмом, которое прислал в ЦК КПСС генерал-лейтенант тов. Толконюк. Думаю, что он правильно ставит вопрос о подборе, воспитании и расстановке военных кадров.
Считаю, что нам следует обстоятельно изучить эти вопросы и принять необходимые меры по улучшению работы с военными кадрами. Нужно создать лучшие условия для выдвижения на командные посты в армии наиболее достойных, способных, энергичных офицеров.
Следовало бы поручить группе товарищей — работников ЦК КПСС, Министерства обороны и Главного политуправления заняться этими вопросами и подготовить предложения.
Н. ХРУЩЕВ
«22» марта 1963 г.
[Приложение]
Секретно
экз. № 1
ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС
Товарищу ХРУЩЕВУ Никите Сергеевичу
Город Москва
Многоуважаемый Никита Сергеевич!
Наша Коммунистическая партия придает большое значение правильному подбору, выдвижению, воспитанию и наиболее целесообразной расстановке военных кадров и постоянно заботится об улучшении их работы.
Несмотря на это, на практике в таком большом и важном деле имеется целый ряд серьезных недостатков, которые отрицательно влияют на решение задач, стоящих; перед нашими Вооруженными Силами. В войсках отмечаются серьезные пробелы в вопросах обучения и воспитания личного состава, в воинской дисциплине, организованности и порядке, в боевой и мобилизационной готовности, в области военной теории, в организации и вооружении войск, а также в ряде других вопросов.
Одной из важнейших причин такого положения является, по моему мнению, то, что при расстановке генералов и офицеров на должности допускаются серьезные недостатки, которые приводят к тому, что в ряде случаев на довольно ответственные и важные посты иногда ставятся люди, не соответствующие своему назначению, и они не обеспечивают тех участков работы, которые возглавляют.
Исходя из требований ЦК нашей партии и самой жизни, нам — коммунистам, работающим в Вооруженных Силах, пора уже резко изменить положение дел в лучшую сторону, повысить порядок и организованность в войсках, внести свежую струю в развитие военной теории, поднять инициативу в работе и повысить ответственность за порученное дело у всех категорий военнослужащих, искоренить волокиту, беспомощность в ряде вопросов, злоупотребления по службе, преступность и расхлябанность. Одним словом, уже пора поднять все стороны жизни и деятельности войск, командиров, политорганов и штабов до уровня современных требований.
Но для этого прежде всего необходимо устранить недостатки в подборе и расстановке военных кадров. А это упирается в решение ряда принципиальных вопросов, которые требуют указаний ЦК КПСС и изменения некоторых законоположений.
Думается, что без Вашего вмешательства они не могут быть решены. Исходя из этого, считаю своим долгом обратиться к Вам с некоторыми предложениями. Возможно, Вы найдете возможным их рассмотреть.
1. На больших и ответственных постах в Министерстве Обороны, в Генеральном штабе и в Главных штабах видов Вооруженных Сил, в военных округах и Военных академиях засиделось немало совершенно устаревших людей со старыми и отсталыми взглядами на характер современной войны, нередко заслуженных и авторитетных, так называемых «носителей боевого опыта», пользующихся заслуженным почетом и уважением, но которые уже ввиду старости, слабого здоровья и отягощенности, по-видимому, теперь уже никому не нужным опытом прошлых войн не в состоянии расстаться с бременем этого прошлого, вошедшего в привычку опыта, к тому же не всегда правильно и критически оцениваемого, и понять новые условия подготовки и ведения войны, вызванные появлением принципиально новых средств вооруженной борьбы. Многие из этих товарищей в военном строительстве в современных условиях ничего полезного дать не могут. Кроме того, такое положение наносит большой ущерб делу.
Занимая ответственные посты, они не в состоянии настойчиво, целеустремленно и активно с учетом новых, не привычных для них требований и со знанием дела влиять на дальнейшее совершенствование военного строительства, сами работают мало, глубоко не вникают в положение дел и, наряду с этим, сдерживают рост более молодых, энергичных и по-современному способных людей, внушив себе и внушая другим, что без них дело не пойдет, что они незаменимы. К тому же такие люди, придерживаясь явно отсталых и устаревших взглядов, вольно или невольно подавляют своим «авторитетом» все то новое, которое выдвигается самой жизнью и более современными военными специалистами. Некоторые из них с какой-то болезненной ревностью нетерпимо относятся к людям, которые не разделяют их взглядов и смело выдвигают новые вопросы. Это приносит большой вред, особенно в развитии военной теории. Да и не только в этом. Такие люди, помимо всего прочего, не смогут активно и плодотворно участвовать в будущей войне, если ее не удастся избежать, и их придется срочно заменять с началом военных действий. А это не сулит ничего хорошего как для страны, так и для тех людей, которым их придется сменять.
Не лучше ли сделать это своевременно, в спокойной мирной обстановке, дав возможность молодым и перспективным товарищам освоиться с обязанностями, а сослуживших свою роль стариков с почетом отправить на покой или найти им посильное дело.
Я здесь не хочу обобщать, ибо бывают и старики с ясными и передовыми суждениями. Но в целом, как известно, к старости ум увядает и не в состоянии воспринимать новые истины и явления.
Правда, некоторое омоложение руководящих кадров проводится, но очень медленно и робко. Мне представляется, что такое положение в интересах дела следует исправить.
2. Укоренившаяся практика согласования кандидатов на должности с теми начальниками, в подчинение которых они предназначаются и назначение по персональным просьбам тех или иных начальников, по-видимому, не является лучшим вариантом расстановки кадров, а поэтому вредна и недопустима. Такая практика имеет отрицательные последствия, которые в основном сводятся к следующему:
а) Создается возможность для некоторых начальников подбирать на важные должности угодных лично для себя лиц, что иногда приводит к проникновению на важные посты всяких бездарных людей, проходимцев, карьеристов, подхалимов, жуликов, угодников, приятелей, родственников и т. п., что наносит вред делу;
б) В таких условиях невозможно обеспечить справедливость при расстановке кадров и соблюдать очередность продвижения по службе офицеров и генералов. Нередко выдвигаются на высшие должности люди не по деловым и политическим качествам, а по личным знакомствам, совместной службе в прошлом, родственным связям и т. п. При этом более достойные люди подолгу не продвигаются по службе, а менее достойные нередко выдвигаются вне всякой очереди.
Ведь не является никаким секретом тот факт, что когда приходит на большую должность какой-либо начальник, то за ним следом тянутся под его начало бывшие сослуживцы, которых он знает лично, и нередко не лучшие, так как он не берет тех, кого лично не знает, хотя они часто более подходящие и имеющие большее право на выдвижение. Такое положение распространено, хотя и осуждается ЦК нашей партии;
в) Офицер или генерал, выдвинутый на должность тем или иным начальником или при его личном содействии, да еще когда не по объективным данным и не по заслугам, попадает в ложное положение, нередко ведет себя угоднически, в ущерб делу, так как чувствует себя в личной зависимости от того начальника, проявляет беспринципность и т. п.
В интересах дела и справедливости необходимо прекратить такую практику и расставлять кадры по объективным данным, а не по личным отношениям. Кроме того, надо так поставить дело, чтобы судьба генерала и офицера не зависела от прихотей или произвола одного лица. Ибо нередко получается так: не угодил начальнику, хотя и прав, может быть под любым предлогом снят с должности, лишен права на продвижение по службе, получение очередного звания и т. д. На одну высокую сознательность в этом деле, по-видимому, полагаться еще нельзя. Слишком у нас некоторые товарищи любят угодников и подхалимов, среди которых умные попадаются редко, а хитрые и проходимцы — часто.
3. Мне представляется, что было бы полезным изменить порядок присвоения очередных генеральских и офицерских званий. Такое положение, когда назначение на должность проводится само по себе, а присвоение звания — само по себе, по всей видимости, не является лучшим вариантом и, кроме того, приносит определенный вред.
Взять к примеру назначение полковника на должность командира дивизии. Это — длинный и мучительный процесс ходатайств, согласований и решений в целом ряде инстанций. Причем, скажем, в одном округе есть достойный кандидат на эту должность, но вакансия имеется в другом округе.
Командование округом, в котором нужен командир дивизии, выдвигает своего, хотя и не всегда наиболее достойного кандидата, а с другого округа офицера или генерала часто брать не соглашается. Это приводит не к самому лучшему решению.
В конце концов полковник назначен командиром дивизии, а через год или два возникает вопрос о присвоении ему генеральского звания. Процедура начинается заново и не менее длительная и сложная. Наконец состоялось присвоение генеральских званий. И вот одному командиру дивизии присвоили звание, а другому не присвоили.
Не получивший звания полковник мучительно переживает, роется во всех тайниках своей души, в биографии и т. д. Он начинает думать, что ему почему-то не доверяют или его как командира не ценят. То же самое думают и его товарищи и подчиненные.
Далее. Один командир дивизии — генерал, а другой — полковник. Ответственность и объем работы — одинаковые, а права и обеспечение — разные. Кажется, что это не соответствует принципам социализма.
Не лучше ли воинское звание, соответствующее должности, присваивать одновременно с назначением на должность, а при понижении в должности, соответственно, понижать и звание. Это было бы лучше, проще и справедливее.
Наряду с этим, следовало бы сделать так, чтобы человек знал точно и уверенно, когда и при каких условиях он обязательно получит очередное звание.
Поэтому необходимо разработать и узаконить точный перечень должностей и соответствующих им воинских званий, без «вилок», которые вносят только путаницу, отразить в определенном Положении и строго выполнять. Если нужно, то в связи с этим уменьшить количество генеральских и других должностей. В общем же и в этом деле нужен четкий порядок, исключающий произвол отдельных лиц и влияние их прихоти на судьбы и душевные переживания людей.
4. Мне представляется, что настало время изменить порядок увольнения генералов и офицеров в запас и отставку и их пенсионное обеспечение.
На пенсию следовало бы увольнять лишь тех лиц, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут не только служить в армии, но и работать в народном хозяйстве, а остальных не увольнять, а переводить на работу в народное хозяйство, когда нет необходимости держать их в рядах армии, и зачислять в резерв. Имеющим право на пенсию, определять эту пенсию не с момента перевода в народное хозяйство, а с момента достижения определенного, скажем 60-лет-него, возраста, сохраняя ее размер, определенный для генералов и офицеров, в соответствии с выслугой лет в рядах армии.
Этим самым можно будет решить целый ряд проблем, связанных с положением уволенных офицеров и генералов, особенно по их трудоустройству, правильному использованию и расселению и уменьшить расходы на пенсионное обеспечение без большого ущерба для уволенных, а также у нас не будет неоправданного содержания за счет государства трудоспособных, но не работающих людей и будет помощь народному хозяйству.
В настоящем письме я не задавался целью подтверждать конкретными фактами выдвигаемые вопросы и давать им полное и широкое обоснование, а лишь изложил их в принципе, так как все их совершенно не трудно обосновать с приведением фактов. Кроме того, мною не изложены завершенные предложения. Все это не трудно будет сделать тогда, когда эти вопросы будут решены в принципе.
С искренним уважением и наилучшими пожеланиями
генерал-лейтенант И. ТОЛКОНЮК
Первый Заместитель Командующего войсками и
Член Военного Совета Сибирского военного округа
«4» марта 1963 г.
АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 206. Л. 78-88. Подлинник
Постановление Президиума ЦК КПСС «Письмо генерал-лейтенанта т. Толконюка от 4 марта 1963 г. и записка Хрущева Н.С. в связи с письмом т. Толконюка по вопросам подбора, воспитания и расстановки военных кадров»
4 апреля 1963 г.
СОВ. СЕКРЕТНО
Письмо генерал-лейтенанта т. Толконюка от 4 марта 1963 г. и записка Хрущева Н.С. в связи с Толконюка по вопросам подбора, воспитания и расстановки военных кадров
Поручить т.т. Брежневу (созыв), Малиновскому, Миронову, Епишеву, Русаковскому рассмотреть вопросы подбора, воспитания и расстановки военных кадров, разработать необходимые мероприятия по улучшению работы с военными кадрами и свои предложения внести в ЦК КПСС.
СЕКРЕТАРЬ ЦК
АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 206. Л. 77. Выписка на бланке