Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Авианосцы рулят и заруливают (II)

6

Усиливавшееся с каждым месяцем быстроходное авианосное оперативное соединение флота США стало головным отрядом вооруженных сил союзников на Тихом океане, прокладывавшим путь для более многочисленных и более уязвимых сил, следовавших за ним.

Перед вторжением американских сил на острова, удерживаемые японцами, истребители и бомбардировщики авианосного соединения наносили удары по противнику в пунктах высадки.

Для распыления сил и внимания противника перед началом операций амфибийных соединений по захвату островных плацдармов авианосная авиация использовалась для нанесения демонстративных ударов.

При высадках десантов авианосцы обеспечивали своими самолетами воздушное прикрытие. В более поздний период войны это прикрытие приобрело характер тесной и непрерывной воздушной поддержки, которой обеспечивались высадки десанта.

К началу 1944 г. быстроходное авианосное оперативное соединение приняло формы, качественно совершенно непохожие на малочисленные импровизированные авианосные соединения, создававшиеся в 1942 г. Оно представляло собой мощное соединение в составе флота, в которое входили также амфибийные соединения и соединения обслуживания (Train). Это быстроходное авианосное оперативное соединение являлось как бы новым видом эскадры, имевшей свои специфические особенности и основное боевое ядро из авианосцев. Авианосцы являлись главным наступательным оружием этой эскадры, тогда как функции кораблей других классов носили в ней отчетливо выраженный оборонительный характер обеспечения действий авианосцев.

Состав такого соединения-эскадры перестал изменяться перед каждой операцией и оставался постоянным, за исключением случаев ухода кораблей на ремонт или вступления в строй возвратившихся из ремонта и новых кораблей. Все подразделения этого соединения обычно держались вместе, в компактной группе, в соответствии с фундаментальным принципом ведения войны на море — сосредоточением сил. По мере приближения операций к базам японской метрополии соблюдению этого принципа придавалось все большее значение, и оперативное сосредоточение сил переходило в почти непрерывное тактическое сосредоточение.

Между авианосным соединением и его маневренной базой, непрерывно следуя за ним, крейсировали отряды соединения обслуживания, состоявшие из быстроходных танкеров, транспортов с боезапасом, судов снабжения, пловучих мастерских и охраняющих их соединений эскортных авианосцев и эскортных миноносцев. Соединение обслуживания росло наравне с ростом авианосного оперативного соединения. Его существование позволяло удваивать и даже утраивать оперативные нормы использования быстроходного авианосного оперативного соединения, обеспечивало последнему исключительную подвижность и давало возможность держаться непрерывно в море и вести боевые действия до 40—60 суток. Достаточно сказать, что за 24 часа быстроходное авианосное оперативное соединение могло быть переброшено на 800 миль в любом направлении.

Для обеспечения эффективного управления таким крупнейшим соединением быстроходное авианосное оперативное соединение начало закономерно разделяться на 3—5 подразделений или групп. Каждая группа, под командованием контр-адмирала, состояла из 3—4 авианосцев, 2 линейных кораблей, нескольких крейсеров и эскадренных миноносцев, составлявших в отношении авианосцев круговую завесу. Подобная группа могла самостоятельно выполнять служебные боевые задачи. Однако, несмотря на самостоятельное маневрирование, группы обычно держались на расстоянии 12—20 миль друг от друга, располагаясь в строе фронта по отношению к линии генерального курса соединения. При таком расположении сил авианосное оперативное соединение занимало по фронту пространство длиною до 75 миль, передвигаясь со скоростью около 25 узлов (рис. 1).



Расположение это, сохраняя все преимущества сосредоточения сил, позволяло держать авиацию соединения в кулаке для нанесения мощных ударов по объектам противника и обеспечивало надежную оборону против атак вражеской авиации.

Для боя с главными силами флота противника в составе быстроходного авианосного оперативного соединения предусматривалась организация соединения кораблей с преимущественно артиллерийским вооружением, боевым ядром которого являлись быстроходные линейные корабли. По первому требованию это соединение линейных сил, включающее в себя также крейсера, легкие крейсера и эскадренные миноносцы, могло быть выведено из состава авианосного оперативного соединения для нанесения артиллерийского удара по противнику. Создание американцами такого «соединения внутри соединения» было вызвано необходимостью пресечь любую попытку японцев использовать линейные силы своего флота против уязвимых авианосцев или против амфибийных сил Тихоокеанского флота США.

Правда, практически такому соединению с боевым ядром, состоящим из линейных кораблей, ни разу не представился случай дать противнику развернутый генеральный морской бой, так как даже сражение в заливе Лейте, известное как «второе сражение у Филиппинских островов», имело характер отдельных схваток, в большинстве которых главную роль играла авиация. Однако значение и влияние этого соединения на ход войны не могут быть определены только этим обстоятельством. Одним фактом своего существования (так же, как четырехлетняя вахта в Скапа Флоу британского Гранд-флита в первую мировую войну) линейные силы, входившие в состав быстроходного авианосного оперативного соединения, оказывали сильнейшее влияние на замыслы и действия противника. «Соединение внутри соединения», сопровождающее авианосцы (в рассредоточенном виде), представляет собой многозначительный пример морской мощи в действии — выполнения своих задач не использованием в бою своей мощной артиллерии, а только готовностью к этому.

Если такому соединению линейных кораблей не пришлось выступить самостоятельно для нанесения артиллерийского удара по противнику, то крейсерам и легким крейсерам в составе быстроходного авианосного соединения приходилось выполнять многообразные задачи, обеспечивавшие главную задачу соединения в целом.

На крейсера и легкие крейсера авианосного оперативного соединения возлагалась задача отражения атак легких сил противника и осуществление эффективной зенитной обороны сопровождаемых авианосцев.

Крейсера, в составе ударных соединений легких сил, систематически посылались в самостоятельные операции для действий на коммуникациях. Иногда им ставилась задача обстрела береговых объектов противника.

О том, насколько большим было оперативное напряжение крейсеров, входивших в состав авианосного оперативного соединения, с достаточной полнотой свидетельствует тот факт, что с февраля 1944 г. по август 1945 г. крейсером «San-Diego», участвовавшим во всех операциях соединения, было пройдено 300 000 миль, причем за этот период он побывал в большинстве районов западной части Тихого океана. Несомненно, что путь, пройденный крейсером, в значительной степени отражал путь, пройденный за этот же период всем соединением.

Способы использования многочисленных эскадренных миноносцев, входивших в состав авианосного оперативного соединения, были чрезвычайно разнообразны. Эскадренные миноносцы, как правило, находились на периметре строя соединения. Прежде всего, они осуществляли противолодочную оборону соединения, попутно обнаруживая и уничтожая плавающие мины. На них возлагалась задача отражения, совместно с крейсерами, атак легких сил противника. Они ставили вокруг соединения круговую завесу зенитного огня, особенно эффективную против низко летящих торпедоносцев и топмачтовиков, атаку которых наиболее трудно отразить. Так же как и крейсерам, эскадренным миноносцам ставились задачи обстрела береговых объектов и действий на коммуникациях противника. Эти задачи они решали самостоятельно или совместно с крейсерами. Они спасали экипажи сбитых самолетов, упавших внутри строя или поблизости соединения, подбирали команды потопленных кораблей, помогали тушить пожары на поврежденных авианосцах, несли посыльную службу, перебрасывали на большие корабли почту и личный состав и выполняли другие многочисленные задачи по обслуживанию и обеспечению нужд оперативного соединения.

Приведем, в качестве иллюстраций, краткое описание нескольких операций, наиболее типичных по разнообразию действий и решающему значению в них авианосных соединений.

Первой из операций на Тихом океане, в которой отчетливо стала проявляться разобранная выше организация флотов и роль быстроходного авианосного оперативного соединения (а также соединения поддержки), была операция по захвату островов Гилберта, проведенная 17—24 ноября 1943 г. Операцию проводил 5-й флот с приданным ему быстроходным авианосным оперативным соединением под командой вице-адмирала Миллер, именовавшимся 58-м оперативным соединением, а также с соединением поддержки из 6 старых линейных кораблей я авианосцев.

Подготовка к операции (концентрация и подготовка войск, высадочных средств и запасов) началась с сентября 1943 г. 19 октября группа из состава 58-го оперативного соединения провела, для выявления системы обороны островов, набеговую операцию на острова Гилберта. В начале ноября, для отвлечения внимания японцев от намеченного для операции района, 7-й флот усилил свою активность в районе северной группы Соломоновых островов, высадив десант на о. Бугенвиль и произведя набеговую операцию авианосной группы на японские аэродромы на островах Бука и Баллале. Результатами этих операций явились переброска японцами в начале ноября легких сил флота из района мандатных островов в воды архипелага Бисмарка (для усиления действовавшего в этом районе соединения легких сил японского флота)-и усиление активности легких сил обеих сторон в водах Соломоновых островов.

17 ноября 1943 г. 58-е оперативное соединение, заняв позицию между Маршальскими островами и островами Гилберта, начало двухдневную атаку на японские базы и аэродромы на Маршальских островах, преграждая путь японским подкреплениям и одновременно» прикрывая начавшуюся в этот же день операцию по захвату островов Тарава и Макин из группы островов Гилберта. Операция проводилась силами 5-го флота, в составе приданного соединения поддержи» из 6 старых линейных кораблей и авианосцев, эскортных авианосцев и амфибийного соединения. После ожесточенных боев, длившихся с 19 по 24 ноября, острова были взяты частями морской пехоты амфибийного соединения 5-го флота.

В это же время авиация 58-го оперативного соединения, державшегося к N от островов Гилберта, выдержала ряд воздушных боев с японской авиацией, базировавшейся на аэродромы мандатных островов. Однако главные силы японского флота в районе операции не появлялись. Благодаря участию в операции 58-го оперативного соединения, японцы не смогли оказать иной поддержки атакованным островам, кроме налетов своей авиации. С захватом островов Гилберта американцы получили плацдарм для развертывания дальнейших наступательных операций в центральной части Тихого океана.

Проведенная 5-м флотом в феврале 1944 г. операция по захвату Маршальских островов характерна аналогичным использованием быстроходного авианосного оперативного соединения и соединения поддержки и такой же координацией их действий. Одновременно с проведением этой операции 9-й флот для сковывания сил противника провел набеговую операцию на японские базы на Курильских островах, а 7-й флот произвел высадку десанта на о. Рук, находящийся к северу от о. Новая Ирландия.

14 нюня 1944 г. амфибийное соединение 5-го флота, непосредственно прикрывавшееся соединением поддержки, начало операцию по захвату островов Сайпан, Тиниан и Гуам из группы принадлежавших японцам Марианских островов.

Быстроходному авианосному оперативному соединению, приданному 5-му флоту под названием «58-е оперативное соединение», в этой операции были поставлены следующие задачи: обеспечить действия амфибийного соединения путем уничтожения авиации противника на Марианских островах и, по возможности, на островах Бонинских, Волкано, Палау и Западных Каролинских островах; не допускать подвоза извне подкреплений и снабжения наземным силам противника, находящимся на Марианских островах; встретить и уничтожить флот противника, если он попытается оказать помощь своим силам, обороняющим атакованные острова.

Выполняя поставленную перед ним задачу, 58-е оперативное соединение уже с 11 июня непрерывно наносило удары авианосной авиацией по японским аэродромам, самолетам, судам и наземным сооружениям на островах Сайпан, Тиниан, Гуам и Рота (Марианские острова), Хахадзима и Цицидзима (Бонинские острова) и на о. Иводзима. Одновременно легкие силы 58-го оперативного соединения проводили обстрелы береговых объектов на о. Сайпан и Тиниан.

На 16 июня положение сил 58-го оперативного соединения было следующим: две группы из его состава действовали в районе о. Сайпан и две — в 600 милях к N, в районе о. Иводзима. Расположение сил было рассчитано на прикрытие района амфибийной операции от сил японского флота, которые могли подойти со стороны Филиппинских островов или со стороны собственно Японии.

17 июня, ввиду поступивших донесений о выходе главных сил японского флота из базы Тави-Тави (острова Сулу) в восточном направлении, группы, действовавшие в районе о. Иводзима, были отозваны. После сбора всех сил 58-е оперативное соединение направилось 18 июня на W, навстречу японскому флоту, оставив высадившиеся на о. Сайпан войска под прикрытием соединения поддержки.

19 июня 58-е оперативное соединение подверглось ряду последовательных атак японской авианосной авиации, взлетевшей с подходивших японских авианосцев, и сухопутной авиации — с аэродромов Марианских островов. Эти атаки были успешно отбиты, с большими потерями для японцев.

В этот же день подходившие силы японского флота, имевшие в своем составе 9 авианосцев, шедших под сильным прикрытием линейных кораблей и крейсеров, вышли в район заблаговременно развернутой завесы подводных лодок 5-го флота. В результате последовавших атак подводных лодок было потоплено два японских авианосца.

Понеся во время воздушных атак значительные потери в самолетах (по некоторым данным — более 350) и потеряв два авианосца, японцы отказались от продолжения операции и начали отход. Авианосная авиация 58-го оперативного соединения, преследуя отступавшие японские корабли, 20 июня потопила еще один авианосец. Так как атаки велись на предельную дальность действия самолетов, то американцы потеряли при этом около 100 машин, совершивших при возвращения посадку на воду из-за недостатка горючего. Но основная задача быстроходного авианосного оперативного соединения была выполнена: попытка флота противника помешать операции амфибийных сил была отражена.

Весьма характерным примером координации действий флотов и быстроходного авианосного оперативного соединения были операции по захвату островов Палау и о. Моротай, одновременно проведенные в сентябре 1944 г. и явившиеся последним этапом на пути американских вооруженных сил перед высадкой на Филиппинские острова.

Операциям, как обычно, предшествовала подготовка, проведенная быстроходным авианосным оперативным соединением. С 5 по 7 сентября это соединение, приданное на этот раз 3-му флоту и именовавшееся 38-м оперативным соединением, провело рейд на острова Палау. Вслед за этим 38-е оперативное соединение появилось 8 сентября к О от о. Минданао и в течение двух дней наносило удары по кораблям и аэродромам противника в районе Филиппинских островов. 10 сентября группа 38-го оперативного соединения вновь обстреляла японские укрепления на о. Палау. После однодневной передышки, использованной на прием топлива и боезапаса в море, 38-е оперативное соединение 11 сентября возвратилось в воды к О от Филиппинских островов и продолжало действовать в этом районе до 13 сентября.

15 сентября 3-й флот высадил десант на острова Палау при содействии части сил соединения поддержки; вторая часть этого соединения была придана 7-му флоту, который в этот же день, 15 сентября, предпринял операцию по высадке десанта на о. Моротай. 38-е оперативное соединение занимало в этот период позицию между островами Палау и о. Моротай. находясь, таким образом, в готовности прикрыть любую из этих операций в случае появления японского флота, который, однако, не принял вызова.

В последовавших за этим крупнейших операциях по высадке на о. Лейте (октябрь 1944 г.), на о. Лусон (январь 1945 г.) и в операциях по захвату о. Иводзима (февраль 1945 г.) и о. Окинава (март 1945 г.) быстроходное авианосное оперативное соединение, действуя в составе 3-го и 5-го флотов, сыграло решающую роль, обеспечив успешное проведение этих операций. В сражении у о. Лейте 23—26 октября 1944 г. совместными действиями быстроходного авианосного оперативного соединения и соединения поддержки была уничтожена основная часть главных сил японского флота.

7

Зимой 1944—1945 гг. артиллерийские расчеты и верхняя вахта на кораблях авианосного оперативного соединения чуть ли не еженедельно вынуждены были менять тяжелое меховое обмундирование на купальные трусы, — по мере того, как соединение меняло районы своих действий от вод восточного побережья о. Хонсю до места своего базирования в залитой солнечными лучами юго-западной части Тихого океана. Опираясь на базы, созданные на островах Гуам (Марианские острова) и Улити (Западные Каролинские острова), быстроходное авианосное оперативное соединение могло оперировать в любом направлении, непрерывно поддерживая коммуникации с маневренной базой и получая по мере надобности горючее, боеприпасы, запасные части, самолеты, продовольствие и пополнение личного состава, доставляемые соединением обслуживания. Благодаря подобной организации материального обеспечения быстроходное авианосное оперативное соединение приобретало такой оперативный радиус действий, при котором оно могло наносить удары по любому пункту западной части Тихого океана от Токио до Сайгона. Отсюда — эта подвижность, в масштабах, которые трудно было предвидеть за несколько лет до войны или, вернее, о которых забыли с времен парусных флотов, когда корабли, хотя и тихоходные, обладали способностью держаться в море исключительно длительное время.

Начиная с операции по захвату островов Гилберта, авианосное оперативное соединение редко использовалось в прямой связи с соединениями поддержки, так как их функции резко отличались друг от друга. Связь их, как уже отмечалось, имела оперативный характер. Как исключение, в октябре 1944 г. в сражении в заливе Лейте и в течение короткого промежутка времени у о. Иводзима в феврале 1945 г. тихоходные и быстроходные элементы флота вели совместные действия. Во время высадки десанта амфибийными соединениями весь флот сосредоточивался в одном районе на один — два дня. Однако внимательное изучение хода боевых действий ясно показывает, что каждое соединение, взаимодействуя друг с другом при выполнении своих специфических задач, дополняло одно другое во всеохватывающем стратегическом плане кампании, маневрируя раздельно и чаще всего в значительном удалении друг от друга.

Функции авианосного соединения изменились с течением времени, так же как и изменилось само оперативное соединение, сильно выросшее за время войны. Но не изменилась главная особенность войны: она оставалась океанской войной, и военные операции продолжали оставаться операциями военных флотов.

Основной задачей быстроходного авианосного оперативного соединения к концу войны стало осуществление оперативного прикрытия для более уязвимых сил — транспортов, грузовых судов, судов снабжения, высадочных средств, штабных кораблей и эскортных авианосцев, — в целом составляющих амфибийные соединения.

Выполняя эту задачу, авианосное оперативное соединение занимало позицию между районам амфибийных операций и районом сосредоточения наиболее сильных подвижных соединений противника, могущих оказать противодействие вторжению. Другими словами, авианосное оперативное соединение обеспечивало общее прикрытие сил, перебрасывающих армии и их снаряжение в район десантной операции, — старая, традиционная функция любого флота.

В тех случаях, когда обстановка десантной операции была сопряжена с опасностью для амфибийных соединений и других сил, быстроходному авианосному оперативному соединению ставилась задача нанесения предварительных ударов по островам, намеченным для захвата. Примером такого использования являются операции по захвату островов Лусон и Окинава. Цель таких ударов (или «чистка метлой» — sweep, — как они назывались американцами в тех случаях, когда наносились по истребительной авиации противника) — прежде всего наиболее полное уничтожение авиации противника в районе предстоящего вторжения. Эти удары состояли в бомбардировке аэродромов, сооружений и находящихся на земле самолетов или же в налетах авианосной истребительной авиации для уничтожения поднятой в воздух авиации противника.

Оперативное соединение использовалось также для нанесения ударов вспомогательного характера по пунктам, удаленным от района амфибийной операции. Это были удары, рассчитанные на дезорганизацию сил противника и расстройство его планов оказания авиационной поддержки пунктам, подвергнувшимся нападению амфибийного соединения. Наконец, авианосное оперативное соединение наносило удары своей истребительной и бомбардировочной авиацией по всем аэродромам, с которых авиация противника могла оказать противодействие вторжению в пункт высадки, стремясь вывести авиацию противника из строя к тому времени, когда начнут действовать амфибийные силы. В некоторых случаях из состава авианосного оперативного соединения выделялись на короткое время группы из нескольких линейных кораблей и крейсеров, с задачей обстрелять указанную цель, например остров, не имеющий авиационного прикрытия, на котором расположены сооружения, могущие быть уничтоженными артиллерийским огнем более эффективно, чем другими средствами.

Важнейшая основная роль, которую сыграло авианосное оперативное соединение в войне на Тихом океане, становится еще более очевидной при сравнении ранних десантных операций американцев в районе Соломоновых островов с более поздними высадками, совершенными после перехода превосходства в силах на Тихом океане к военно-морскому флоту союзников.

Когда в августе 1942 г. части морской пехоты американцев высадились на о. Гвадалканар без достаточной и всесторонней подготовки, характерной для более поздних операций, им пришлось не только одолеть находившийся на острове японский гарнизон, но и одновременно напрячь все силы, чтобы выбивать последовательно прибывавшие на остров японские подкрепления. В силу того, что японцы в первый период кампании на Соломоновых островах обладали превосходством на море, они могли усиливать и снабжать свой гарнизон, и их корабли неоднократно совершали эффективные артиллерийские налеты на прибрежные фланги и тылы американского десанта. Даже двумя годами позже, несмотря на огромный рост Тихоокеанского флота США, американские дивизии, высадившиеся в октябре 1944 г. на о. Лейте, должны были сначала уничтожить сильный японский гарнизон, а затем — еще бо́льшие силы, переброшенные с островов, расположенных к западу от о. Лейте. Даже и тогда американцы еще не могли полностью обеспечить свое господство на всех подступах к острову, избранному для захвата, т. е. установить эффективную ближнюю блокаду определенного пункта или участка побережья.

Обстановка совершенно изменилась после сокрушительного поражения японского флота в сражении в зал. Лейте 23—26 октября 1944 г., нанесенного совместными ударами быстроходного авианосного оперативного соединения и соединения поддержки амфибийных сил Тихоокеанского флота США. В результате этого сражения полностью и на весь последовавший период войны изменилось соотношение сил союзников и Японии на Тихом океане. Поэтому когда войска под командованием генерала Макартура высадились в январе 1945 г. на побережье зал. Лингайен, на о. Лусон, им пришлось драться только с гарнизоном этого острова. На этот раз здесь не было ни подброски подкреплений, ни беспрерывного подвоза снаряжения, производившихся скрытно от блокирующих сил, — настолько полон был контроль американского флота в водах, омывающих о. Лусон. Господство флота США в этих водах проявилось тогда с бесспорной очевидностью в том, что быстроходное авианосное оперативное соединение после нанесения мощных ударов по японским аэродромам на островах Формоза и Лусон вышло в Южно-Китайское море — запретную зону для надводных кораблей союзников в течение трех предшествовавших лет — и заняло позицию между районом высадки десантов в зал. Лингайен и базами флота противника, находившимися в метрополии и в Китае. Одновременно произведенные удары авианосной авиации по базам Гонконг, Сайгон и судоходству противника в зал. Камран вдвойне обеспечили американские наземные силы от вмешательства извне.

При проведении операции по захвату о. Иводзима — первой операции американских вооруженных сил в пределах внутреннего пояса обороны Японии — повторилось то же самое. Быстроходное авианосное оперативное соединение — ударное оружие флота — изолировало маленький остров и нейтрализовало авиацию японцев в прилегающих районах вплоть до Токио. Это дало возможность двум американским дивизиям морской пехоты высадиться на остров, имея перед собой упрощенную задачу: уничтожить только японский гарнизон, находившийся на острове в день высадки (правда, оказавший ожесточенное сопротивление), ибо другие силы японцев попасть на него уже не имели возможности.

Результаты боевой деятельности быстроходного авианосного оперативного соединения на этот раз совершенно исключали появление у о. Иводзима чего-либо подобного «токийскому экспрессу»(5), хотя в этом случае ему пришлось бы пройти всего лишь около 600 миль, считая даже от Токио.
_______________
5. «Токийским экспрессом» американцы шутливо называли отряд легких сил японского флота, регулярно прорывавшийся по ночам в конце 1942 г. к осажденному японскому гарнизону на о. Гвадалканар для доставки с базы на о. Бугенвиль подкреплений, боеприпасов и продовольствия. Эти прорывы «экспресса» послужили причиной многочисленных боевых столкновений с легкими силами союзников в этих водах.


Из сказанного выше позволительно сделать вывод, что задачи, возлагавшиеся на быстроходное авианосное оперативное соединение и успешно решавшиеся им, не представляли собой чего-либо принципиально нового. Оно выполняло то, что традиционно являлось одной из основных задач флота: устанавливало и поддерживало господство на ограниченном участке тихоокеанского театра военных действий для того, чтобы силы вторжения могли выполнить поставленную перед ними задачу без помех или при минимальных помехах со стороны морских сил и авиации противника.

Однако средства и методы решения этой задачи авианосным оперативным соединением были принципиально новыми. Его основным наступательным оружием были не 406 мм или 152 мм орудия, а авиационные пулеметы и пушки, авиабомбы весом от 45 до 454 кг, 127 мм ракетные снаряды и авиаторпеды. Короче говоря, его наступательным оружием являлась авианосная авиация. В обороне, которая обычно являлась обороной от авиации противника, авианосное оперативное соединение полагалось на свое истребительное прикрытие и на три вида артиллерийского вооружения, доказавшие в боях свою эффективность: универсальные орудия 127/38 мм и 40 мм и 20 мм зенитные автоматы.

Методом, с помощью которого авианосное оперативное соединение решало эту задачу во второй половине войны на Тихом океане, было уничтожение воздушной мощи противника, его авиации, базирующейся на сухопутные аэродромы, или, по меньшей мере, нейтрализация аэродромов, опираясь на которые, авиация противника могла бы противодействовать силам вторжения в пункте высадки. Этот вид деятельности позволительно классифицировать как современную разновидность одновременного морского и воздушного оперативного прикрытия сил, вторгающихся в зону противника, т. е. решение в новой форме задачи прикрытия против надводных сил противника, осуществлявшегося флотами до появления на море авиации.

С появлением авианосных оперативных соединений в области боевого использования морских сил введены новые методы. Важность этих новых методов боевого использования авиации на море, выполняемых авианосными соединениями, видна при рассмотрении количества японских самолетов, уничтоженных в войне на Тихом океане.

По данным журнала «United States Naval Institute Proceedings» за 1944 г., в боевых действиях союзников против японских вооруженных сил в районе Тихого океана (исключая юго-западную его часть) было уничтожено 6650 японских самолетов, причем 5450 самолетов — авианосной авиацией. По данным того же журнала, с 18 марта по 17 апреля 1945 г. (в период, охватывавший подготовку к высадке десанта на о. Окинава и первые две недели боев за остров) авианосная авиация уничтожила в районе собственно Японии и островов Рюкю более 1600 японских самолетов. Два этих примера свидетельствуют о том, что авианосное оперативное соединение решало задачу более обширную, чем завоевание господства на определенном участке морского театра. В эту задачу входило проведение воздушно-морского наступления с целью установления господства в воздухе над территорией противника. Несомненно, что в этом случае мы являемся свидетелями новой функции военно-морских сил.

С утверждением американских вооруженных сил на о. Окинава и после создания на нем крупнейшей авиационной базы для истребительной и бомбардировочной авиации основная задача быстроходного авианосного оперативного соединения была выполнена. Действуя с этих баз, сухопутная авиация могла вступить в борьбу за господство в воздухе над территорией противника и вскоре добилась этого, сделавшись полным хозяином японского неба, что являлось основной предпосылкой успешного проведения намечавшегося на осень 1945 г. вторжения на территорию собственно Японии (отпавшего после вступления СССР в войну).



Авианосцы оказались оружием решающей важности в войне на Тихом океане и остались краеугольным камнем послевоенного флота США. Быстроходное авианосное оперативное соединение представляло собой подвижную «воздушную базу», располагавшую к концу войны более чем 1500 самолетов. Используя высокую подвижность и автономность этого соединения, американский флот мог концентрировать мощные силы истребительной и бомбардировочной авиации в нужный момент в любом пункте, создавая превосходство сил над противником, аэродромы которого были рассеяны на огромном пространстве материка и островов.

Эти качества быстроходного авианосного оперативного соединения позволили вооруженным силам союзников совершать исключительно широкие «прыжки» через океанские пространства, обходя и оставляя в тылу сильно укрепленные опорные пункты противника. Если бы союзники были вынуждены производить высадку десантов в пределах оперативного радиуса действия авиации, базирующейся на сухопутные аэродромы, они могли бы продвигаться за один «прыжок» не более, чем на 250 миль. При этом не могло быть и речи об обходе баз и позиций противника и оставлении их в тылу. Между тем, под прикрытием подвижного «зонтика» авианосной авиации вооруженные силы США смогли быстро пройти тысячемильные расстояния от Гавайских островов до островов Гилберта и Маршальских, а затем совершить тысячемильный «прыжок» на Марианские острова и с них на Филиппины и на острова Рюкю (рис. 2). Изложенное дает право сказать, что авианосные силы были оружием, сыгравшим чрезвычайно важную роль во второй мировой войне на Тихом океане.

ИСТОЧНИКИ

1. «United States Naval Institute Proceedings» за 1944—1945 гг. и американская периодическая и ежедневная пресса.
2. Divanе, Destroyer's War. London, 1943.
3. Stanley Johnston, Queen of Flat-Tops. New York, 1942.
4. Robert J. Casey, Torpedo Junction. New York, 1942.
5. Frederic Mears, Carrier Combat. New York, 1944.
6. Справочник «Корабельный состав военно-морских флотов мира» за 1945г. (рукопись).


Морской сборник. 1946. № 7.
Tags: ВМВ, ВМФ, Морской сборник, журналы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (IV)

    ШТАБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В заключение прилагаем различные формы боевых документов для частей, ведущих контрбатарейную борьбу. Большинство этих документов…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (III)

    5. БОРЬБА С АРТИЛЛЕРИЕЙ В НАСТУПЛЕНИИ Во время артиллерийской подготовки все средства наземной разведки ведут усиленное наблюдение, чтобы выявить…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (II)

    4. ПОДГОТОВКА БОРЬБЫ С АРТИЛЛЕРИЕЙ Ведение контрбатарейной борьбы слагается из подготовительного периода, пристрелки и подавления. Подавление при…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments