Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Авианосцы рулят и заруливают (I)

АВИАНОСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ФЛОТА США В ВОЙНЕ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

И. А. РАЗУМНЫЙ
Капитан-лейтенант

1

Огромные расстояния, разделявшие противников на тихоокеанском театре, отдаленность от основных морских баз районов боевых действий с массовым применением авиации и широкое, в связи с этим, использование авианосцев — все это привело к созданию особых соединений кораблей, основным ядром которых явились авианосцы. Эти соединения в ходе войны претерпевали известные организационные изменения, но к 1943 г. получили вполне сложившуюся организацию, с четко определенными и своеобразными задачами и методами их осуществления. Такие соединения, получившие вначале наименование авианосных оперативных соединений (Carrier Task Force), впоследствии стали именоваться быстроходными авианосными оперативными соединениями (Fast Carrier Task Force).

Основной задачей этих соединений было достижение и удержание господства на определенном значительном участке морского театра с целью создания благоприятных условий для проведения операций амфибийных сил — основных операций в войне против Японии на усеянных островами океанских просторах.

Страны, имевшие в составе своих флотов авианосцы, еще до войны начали разработку тактики использования этих кораблей. Это относится к Великобритании, США и Японии, но больше всех уже в то время было сделано последней.

В английском флоте перед войной авианосцам обычно отводилась второстепенная роль обеспечения действий кораблей других классов (в основном — линейных сил флота). Даже после начала войны, вплоть до 1941 г., здесь авианосцы были еще недостаточно освоены в тактическом отношении, были еще новым оружием с ограниченным боевым опытом. Англичане мало использовали свои авианосцы. Географические особенности европейского морского театра не возбуждали в них желания излишне рисковать этими ценными кораблями. Весь опыт боевого использования английских авианосцев сводился к ряду эпизодических операций по переброске самолетов из метрополии в отдаленные базы. Исключением в то время явилась только операция против итальянского флота в Таранто.

Японцы же, обладая к началу войны числом авианосцев меньшим, чем у Великобритании, и почти равным с США, планомерно готовились к широкому использованию кораблей этого класса, отводя им ведущую роль в операциях флота. Наметив довольно удачные методы и организационные формы использования авианосцев, японский флот в процессе подготовки к войне заложил основы современной тактики авианосных соединений. Результатом этой подготовки была операция по налету на Пирл Харбор. Атака 360 японских самолетов, поднятых с авианосного соединения на главную базу Тихоокеанского флота США, была первым значительным примером решения проблемы использования авианосных соединений, а состав японского соединения (6 авианосцев, 2 линейных корабля, 2 крейсера, 20 подводных лодок и эскадренные миноносцы) послужил исходной организационной формой, примененной затем в различных вариантах другими флотами.

К началу войны с Японией военно-морские силы США в бассейне Тихого океана были сведены в два формирования: Тихоокеанский флот и Азиатскую эскадру.

В Тихоокеанский флот, базировавшийся на Пирл Харбор, входила бо́льшая часть линейных кораблей, авианосцев и крейсеров американского флота и соответствующее количество кораблей остальных классов. Внутри флота корабли сводились в однородные соединения по классам кораблей, т. е. линейные корабли и авианосцы — в дивизии по 3—4 корабля, крейсера — в эскадры, и т. д.

Азиатская эскадра, опиравшаяся на базы, расположенные на Филиппинских островах, и на некоторые порты на побережье Китая, представляла собой слабое соединение из нескольких старых крейсеров, 1—2 дивизионов эскадренных миноносцев и нескольких подводных лодок. На эту эскадру возлагалась защита Филиппинских островов и американских интересов в китайских водах.

В первый же день войны, 7 декабря 1941 г., линейные силы Тихоокеанского флота были надолго выведены из строя ударом японской авианосной авиации по Пирл Харбор. Главные силы Азиатской эскадры США были уничтожены в ряде боев с японским флотом в январе — феврале 1942 г. в филиппинских водах и в Индонезии. После того, как уцелевшие из ее состава корабли — 1 крейсер и 4 эскадренных миноносца — прорвались в порты Австралии, избежав преследования японского флота и авиации, она была официально упразднена.

Потеряв все базы флота в центральной и западной частях Тихого океана, за исключением Пирл Харбор, флот США лишился контроля над большей частью Тихого океана и был вынужден перейти к обороне. На сохранившие боеспособность корабли Тихоокеанского флота была возложена защита подступов к Гавайским островам, хотя даже сами американцы в тот момент сомневались в возможности удержания этих островов против главных сил японского флота. В начале 1942 г. они начали ускоренными темпами создавать базы в южной части Тихого океана — на островах Эфате, Эспириту-Санто, Новая Каледония и Фиджи.

Авианосцы Тихоокеанского флота США лишь случайно избежали удара японской авиации при нападении на Пирл Харбор. так как задержались в море из-за штормовой погоды и пришли в Пирл Харбор лишь через сутки после разгрома.

В конечном итоге, основными средствами нанесения эффективных ударов по противнику на море у американцев остались только авианосцы и крейсера.

2

К началу войны с Японией в составе флота США имелось 7 авианосцев. Два из них, «Lexington» и «Saratoga», вступившие в строй в 1925—1926 гг., имели водоизмещение по 33 000 т, скорость хода 33 узла и принимали на борт по 90 самолетов. Вооружение в начале войны состояло из 8 — 203 мм и 12 — 127 мм орудий, а впоследствии эти авианосцы были перевооружены и имели 8 — 127 мм орудий, до 100 — 40 и 20 мм зенитных орудий и автоматов.

Остальные 5 авианосцев — «Ranger», «Enterprise», «Yorktown», «Wasp» и «Hornet» — были кораблями постройки 1933—1940 гг., водоизмещением по 14 500—20 000 т, со скоростью хода 30—34 узла; четыре первых авианосца принимали на борт по 85, a «Hornet» — 100 самолетов. Артиллерийское вооружение этих кораблей состояло из 42—50 зенитных орудий и автоматов. В постройке к началу войны находилось 8 авианосцев, бо́льшая часть которых была срочно заложена в 1941 г. — под влиянием боевого опыта войны в Европе.

Большинство находившихся в строю американских авианосцев входило в состав Тихоокеанского флота США, образуя бригаду авианосцев линейных сил флота под командованием контр-адмирала Холси.

С первых же дней войны использование этих сил происходило в составе соединения, создававшегося каждый раз, когда возникала необходимость проведения той или иной операции, и ставшего впоследствии известным под названием «авианосного оперативного соединения» (Carrier Task Force).

Боевым ядром такого соединения были авианосцы, а остальные корабли выполняли функции обеспечения их действий. Типичный состав авианосного оперативного соединения в начале войны: 1—2 авианосца, 2—4 крейсера и несколько эскадренных миноносцев.

Подобное оперативное соединение первого периода располагало, в лучшем случае, 170—180 самолетами всех типов, причем практически только половина этого количества могла быть послана для нанесения одновременного удара по противнику.

Первая операция такого соединения — набег на острова Маршальские и Гилберта 31 января 1942 г. — была выполнена авианосцами «Enterprise» и «Yorktown» при поддержке 5 крейсеров и 10 эскадренных миноносцев. Операция была проведена под командованием контр-адмирала Холси. Для набеговой операции на о. Уэйк 24 февраля 1942 г. было сформировано соединение в составе авианосца «Enterprise», 2 крейсеров и 7 эскадренных миноносцев, действовавших под командованием того же адмирала. Через неделю, 4 марта, это же соединение произвело набег на о. Маркус, отстоящий от о. Уэйк в 760 милях к WNW. В марте 1942 г. набег на базы японцев в Лае и Саламауа (на о. Новая Гвинея) был совершен соединением из авианосцев «Lexington» и «Yorktown» и кораблей поддержки.

При сложившемся в тот период соотношении сил первые авианосные оперативные соединения американского флота в таком составе должны были избегать столкновений с превосходившими силами японского флота. Не имея поддержки линейных кораблей, способных выдержать бой с линейными силами противника, авианосные оперативные соединения были вынуждены ограничивать свою деятельность набеговыми операциями на окраинные оперативные пункты и базы противника, — когда, по данным разведки, в них отсутствовали крупные силы флота, — и поединками на дальних дистанциях с авианосными силами японцев, — тактика, которая в то время была охарактеризована выражением «bite and run» («кусай и беги»). Наиболее смелой из операций этого периода был подход к берегам Японии соединения, ядром которого были авианосцы «Enterprise» и «Hornet». С последнего поднялось 16 бомбардировщиков типа «В-25», бомбивших Токио 18 апреля 1942 г.

В эго время, несмотря на слабость своих сил сравнительно с японским флотом, авианосные соединения сыграли уже значительную роль, приостановив наступление японцев на Новую Каледонию, Австралию и Гавайские острова.

Первым боем, в котором американскому авианосному оперативному соединению пришлось помериться силами с равноценным противником — японскими авианосцами, — был бой в Коралловом море 4—8 мая 1942 г.

В этом бою самолеты с авианосного оперативного соединения флота США, имевшего в своем составе 2 авианосца («Lexington» и «York-town»), 6 крейсеров и 12 эскадренных миноносцев, при поддержке авиации сухопутного базирования, потопили до 15 японских кораблей и судов, в том числе 1 авианосец. В результате боя были расстроены планы японского наступления в южном направлении — на порт Морсби (о. Новая Гвинея) и на Австралию. Потери американцев — авианосец «Lexington», 1 эскадренный миноносец и 1 танкер.

Бой в Коралловом море явился первым в истории морским сражением, во время которого корабли противников, находясь далеко за пределами видимости и не вступая в непосредственное соприкосновение, не произвели ни одного выстрела. Сражение решалось действиями авианосной авиации, которая и на этот раз подтвердила свою способность самостоятельно решать сложные и ответственные задачи. Результатом боя в Коралловом море был отказ японцев от проведения начатой ими операции — в этом отношении можно считать, что бой этот явился подлинной победой американского авианосного соединения

Вообще, уже к середине 1942 г. стала определенно вырисовываться важная роль авианосцев в решающих морских операциях. В этом отношении характерным примером использования авианосного соединения в его первоначальном виде несомненно является бой у о. Мидуэй 3—6 июня 1942 г. Продвижение значительных японских сил(1) в направлении Гавайских островов было заранее известно американскому командованию благодаря хорошо поставленной разведке и знанию японских кодов. Американцы успели стянуть в район о. Мидуэй морские силы из юго-западной части Тихого океана и сухопутную авиацию с Гаванских островов. Авианосное оперативное соединение американского флота, имея в своем составе 3 авианосца («Yorktown», «Enterprise» и «Hornet»), 8 крейсеров, 14 эскадренных миноносцев и 20—25 подводных лодок и действуя совместно с сухопутной авиацией, базировавшемся на о. Мидуэй, уступало противнику количественно по всем классам кораблей (за исключением, вероятно, подводных лодок). Тем не менее, оно встретило и отразило японские силы, готовившиеся к захвату о. Мидуэй и последующей высадке на Гавайские острова. В результате боя было потоплено 4 японских авианосца(2), что означало резкое ослабление японского авианосного флота(3).
_______________
1. Авианосное соединение японцев имело в своем составе 4 авианосца, 2 линейных корабля, 2 крейсера, 12 эскадренных миноносцев, а все японские силы, подходившие к о. Мидуэй, состояли из 5 авианосцев, 4 линейных кораблей, 7 крейсеров, 34 эскадренных миноносцев, 20 транспортов и 10 подводных лодок.
2. Общие потерн сторон в бою у о. Мидуэй: Япония — потоплено 4 авианосца, 1 крейсер, 3 эскадренных миноносца, 1 транспорт; повреждено 3 линейных корабля, 4 крейсера; США — потоплены 1 авианосец «Yorktown» и 1 эскадренный миноносец, поврежден 1 авианосец.
3. В составе японского флота в то время имелось 8 авианосцев.



Таким образом, это сражение изменило стратегическую обстановку на Тихом океане. Оно дало возможность США перейти на этом театре от чисто оборонительных действий к наступательно-оборонительным, а авианосный флот получил возможность постепенно переходить от нанесения ударов по авианосной авиации противника к нанесению ударов по авиации сухопутного базирования и по ее базам

Однако успех этот мог бы иметь еще более решающее значение, если бы в июне 1942 г. в состав авианосного оперативного соединения входили быстроходные линейные корабли, позже ставшие неотъемлемой частью подобных соединений. В бою у о. Мидуэй американские силы, ввиду отсутствия в их составе линейных кораблей, не могли полностью развить достигнутый успех преследованием отступавшего противника, так как у последнего оставалось еще четыре линейных корабля.

3

И этот и предшествовавшие бои, помимо непосредственных боевых успехов, принесли еще американцам ознакомление с опытом использования авианосцев и тактикой противника. Обнаруженное при этом превосходство противника в огневой мощи и численности потребовало от американцев срочного пополнения состава и перевооружения авианосных соединений. А до решения этих задач им приходилось стремиться возместить тактическим мастерством то, чего им не хватало в весе залпа.

Когда весной 1942 г. наметилось направление наступления японцев на Австралию. Тихоокеанский флот был разделен на две группировки: «Силы центральной части Тихого океана» и «Силы южной части Тихого океана», базировавшиеся на вышеупомянутые заблаговременно созданные базы. Состав этих формирований был непостоянен, и они усиливались одно за счет другого в соответствии с требованиями обстановки.

Авианосное оперативное соединение существовало как резерв командующего Тихоокеанским флотом, придававшийся той или иной группировке по мере необходимости. В качестве примера укажем переброску авианосного оперативного соединения, после сражения в Коралловом море, из южной части Тихого океана в центральную часть для участия в сражении у о. Мидуэй, в котором оно сыграло решающую роль. Фактически же основные силы Тихоокеанского флота США в течение второй половины 1942 г. и большей части 1943 г. были приданы «Силам южной части Тихого океана», в составе которых они участвовали в многочисленных ожесточенных морских боях с японским флотом, происшедших в водах Соломоновых островов в указанный период. Бои окончились вытеснением японцев с этих островных плацдармов, предназначавшихся ими для развития дальнейших операций по вторжению в Австралию.

В первых же боях с японской авиацией были проверены возможности зенитной артиллерии кораблей, и в результате этого были произведены улучшения в зенитной обороне. Были проверены строи и ордера оперативных соединений, рассчитанные на оказание максимальной зашиты авианосцам от атак авиации, причем наиболее удобным было признано радиальное расположение крейсеров и эскадренных миноносцев с авианосцами в центре, с целью перекрытия секторов обстрела зенитной артиллерии кораблей и создания вокруг авианосцев круговой системы зенитного огня. На основе боевого опыта было принято выдви- [пропуск в статье] для удлинения времени отражения атаки низколетящих торпедоносцев.

В первых же боях с авианосцами противника была усвоена истина, что успех остается за тем, чьи разведчики первыми обнаруживают противника и кто первым поднимает свою ударную и истребительную авиацию. Малейшее промедление с подъемом авиации оказывалось гибельным для авианосцев. А в связи с этим была выработана эффективная система воздушной ближней и дальней разведки и непрерывного противолодочного и истребительного прикрытия авианосного оперативного соединения самолетами от утренних до вечерних сумерек во всех направлениях и особенно в направлении возможного нахождения противника.

В целях радиомаскировки для внутриэскадренной связи и связи между группами соединения на походе стали широко применять посыльные самолеты и эскадренные миноносцы. В боевой обстановке, наоборот, все боевое управление кораблями и самолетами производилось преимущественно по радиофону клером.

Уже в период первых боев авианосные соединения США научились, учитывая свои специальные задачи и своеобразные условия боевой деятельности, использовать для целей маскировки период дождей в южной части Тихого океана и полосы туманов.

Все эти элементы тактики авианосных оперативных соединений получили дальнейшее развитие в последующие периоды, по мере роста соединений и постановки им новых задач, но основы их были заложены именно в первый период войны.

Уже в этой ранней фазе войны стало очевидным одно из самых ценных качеств авианосных оперативных соединений как средства ведения войны на море: автономность, отвечавшая огромным расстояниям Тихого океана и ставшая возможной благодаря установившейся практике приема всеми кораблями топлива, боезапаса и продовольствия на ходу в море. Эскадренный ход соединения приближался к 30 узлам. Обладая такой автономностью и таким ходом, авианосное оперативное соединение было исключительно подвижным — способным в одну неделю нанести удар по Соломоновым островам, а на следующей неделе провести операцию в районе Маршальских островов.

Высокая подвижность при хорошо поставленной разведке позволяла авианосным соединениям наносить внезапные удары, что было особо ценным качеством для флота США, вынужденного, после Пирл Харбор, компенсировать подвижностью недостаток в кораблях с мощным артиллерийским вооружением.

В первых же боях проявилась также присущая авианосному оперативному соединению гибкость. Как говорит само название «оперативное», такое соединение специально создавалось на каждую особую операцию, и в его состав вводились такие корабли, которые считались необходимыми для выполнения данной задачи — в пределах, конечно, наличного состава кораблей.

Параллельно с ростом своего численного состава, качественными изменениями и накоплением боевого опыта, авианосное оперативное соединение видоизменяло и совершенствовало свои средства и методы борьбы, соревнуясь в этом с противником, который так же непрерывно совершенствовал свое оружие и тактику.

В первый период войны, во время действий авианосных оперативных соединений на внешней линии зоны, контролируемой японцами, — в районах островов Гилберта и Маршальских, — главную роль играли пикирующие бомбардировщики, так как главными объектами ударов соединения были малые корабли и суда и наземные сооружения на островах. В более поздних боях с японским надводным флотом решение основных задач возлагалось на самолеты-торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики. Когда же боевые действия переместились на запад, к Филиппинским островам, к о. Формоза и собственно Японии, и главным противником стала японская авиация сухопутного базирования, то главным наступательным оружием соединения стали истребители типа «Hellkat», который был в то время основным типом самолетов-истребителей авианосной авиации флота США. Впоследствии истребители этого типа стали заменяться истребителями типа «Corsair». Позднее главной задачей стало проведение стратегических бомбардировок собственно Японии, и на первый план выступили другие типы авианосных самолетов, способные нести тяжелую бомбовую нагрузку (это, конечно, не изменяло того основного положения, что нанесение главных стратегических бомбовых ударов являлось основной задачей тяжелой бомбардировочной авиации сухопутного базирования).

Когда японцы нашли уязвимое место в системе обороны авианосного оперативного соединения и стали проводить эффективные ночные воздушные атаки на американские корабли, то в ответ на это был создан ночной истребитель — самолет типа «Hellkat», снабженный специальной аппаратурой для ночного перехвата самолетов противника. Таким образом ночные истребители — оборонительное оружие по своей природе — сделали для авианосных оперативных соединений возможным ведение боевых действий круглые сутки.

В ходе войны происходил непрерывный процесс совершенствования боевой техники. Сами авианосцы тоже претерпели некоторые изменения, хотя коренные изменения в ходе войны обычно вводить трудно. Японцы, теснимые с захваченных ими в первый год войны позиций, проявляли инициативу и находчивость, и между противниками происходило непрерывное соревнование в области техники и тактики. Первенство в этом соревновании опять-таки осталось за американцами, воспользовавшимися при этом как опытом британского и японского флотов, так и своим (добытым дорогой ценой) опытом, полученным в первый период войны.

Причина перехода к ним этого первенства заключалась в огромном материальном преимуществе американцев, за короткий промежуток времени в 1½—2 года не только создавших значительный авианосный флот, соревноваться с которым японцам было не под силу, но и сумевших применить его на деле с большим умением и искусством.

4

После переходного периода, сопровождавшегося бурным ростом флота, к началу 1943 г. организация Тихоокеанского флота окончательно сложилась в том виде, какой он имел в последующий период, до конца войны, и основные черты которого были сохранены и в послевоенное время. В организации флота были отражены основные операционные направления, по которым вооруженные силы союзников повели концентрическое наступление на позиции японцев, захваченные ими в первый период войны на Тихом океане.

Из состава Тихоокеанского флота, известного как 1-й, или «Гавайский флот», были выделены следующие соединения:

3-й флот, иначе называемый «Силы южной части Тихого океана», под командованием адмирала Холси, действовал, как видно из его названия, в южной части Тихого океана и базировался в начальный период войны на о. Новая Каледония.

5-й флот, — «Силы центральной части Тихого океана», — под командованием адмирала Спрюенс, действовал в центральной части Тихого океана в направлении островов Гилберта, Маршальских и Марианских с исходной базы на островах Эллис.

7-й флот, — «Силы юго-западной части Тихого океана», — под командованием адмирала Кинкед, находился в оперативном подчинении командующего вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана генерала Макартура и обеспечивал продвижение войск союзников с Соломоновых островов в направлении на о. Новая Британия и вдоль северного побережья Новой Гвинеи.

9-й флот, — «Силы северной части Тихого океана», — под командованием вице-адмирала Флетчер, базировался на Алеутские острова и действовал против японских позиций на островах Кыска и Атту, а впоследствии — против японских баз на Курильских островах.

Организационно эти флоты разделялись на соединение надводных кораблей, соединение подводных лодок, амфибийное соединение и соединение обслуживания. Точных данных о численном составе каждого из перечисленных соединений не имеется. Однако известно, что, например, в 7-й флот входило около 8 крейсеров, 10—12 эскортных авианосцев, 40 подводных лодок, а всего в составе 7-го флота было около 300 кораблей и судов различных классов и назначений и около одного корпуса морской пехоты.

1-й флот, под командованием адмирала Нимиц (являвшегося одновременно командующим военно-морскими силами США на Тихом океане), объединял в себе все корабли, авиацию и части морской пехоты, не входившие в состав вышеперечисленных флотов, и являлся по существу резервом командующего военно-морскими силами США на Тихом океане, из которого он черпал силы для усиления того или иного флота в необходимых случаях. В состав 1-го флота входили быстроходное авианосное оперативное соединение, соединение поддержки и соединение обслуживания, которые вместе или порознь придавались 3-му или 5-му флоту, а в одном-двух случаях — 7-му флоту, в зависимости от характера проводившихся этими флотами операций.

При действиях в составе 3-го флота быстроходному авианосному оперативному соединению присваивалось наименование «38-го оперативного соединения» (38 Task Force), а в тех случаях, когда оно придавалось 5-му флоту, оно именовалось «58-м оперативным соединением» (58 Task Force), Командовали им попеременно вице-адмиралы Митшер к Маккейн. Флагманским кораблем соединения в последние месяцы войны был авианосец «Shangri-La».

Для характеристики авианосного соединения в его завершенном виде (к концу войны) укажем, что в середине 1945 г. в состав быстроходного авианосного оперативного соединения входило 16 авианосцев, из них 10 типа «Essex» и 6 типа «Independence», 8—10 новых линейных кораблей, 19 крейсеров и 62 эскадренных миноносца. В последние месяцы войны в это мощное соединение, насчитывавшее в своем составе 105 боевых кораблей новейшей постройки, каждый из которых имел ход, превышавший 30 узлов, была влита оперативная группа британского флота в составе линейного корабля «King George V», 2 авианосцев типа «Indomitable» и 2 типа «Illustrious», 6 крейсеров и 17 эскадренных миноносцев.

Соединение поддержки состояло из 10—12 старых линейных кораблей, вступивших в строй после капитального ремонта и модернизации. По-видимому, все старые линейные корабли одновременно ни в одной (даже самой крупной) операция не участвовали, а разделялись на две смены или группы по 6 кораблей в каждой(4).
_______________
4. Некоторые из старых линейных кораблей перебрасывались также на европейский театр и участвовали во вторжении в Северную Африку, Нормандию и Южную Францию.


Кроме линейных кораблей, в состав соединения поддержки входило около 12 авианосцев и некоторое количество крейсеров и эскадренных миноносцев. В ходе боевой деятельности на разных этапах войны отдельные части соединения поддержки придавались 3-му, 5-му и 7-му флотам.

5

С конца 1942 г.—начала 1943 г. флот США стал непрерывно пополняться, во все возрастающих масштабах, кораблями всех классов из числа заложенных перед войной и в первые месяцы войны и строившихся скоростными методами.

Строительство и вступление в строй американского флота авианосных и эскортных кораблей по годам войны можно проследить по следующим данным морского министерства, помещенным в табл. 1.

Таблица 1
Классы кораблей                 Годы           Всего
                       1941  1942  1943  1944	

Авианосцы                1     1    15     8     25
Эскортные авианосцы      —    13    50    37    100
Эскортные миноносцы      —     —   306   197    503
Итого                    1    14   371   242    628
Вступавшие в строй в этот период авианосцы впоследствии сыграли решающую роль в войне на Тихом океане. В основном, они принадлежали к двум типам: «Essex» и «Independence».

Авианосцы типа «Essex», водоизмещением 27 100 т, имели скорость хода 34 узла, вооружение — 85 самолетов, 12 — 127 мм орудий, 16 — 40 мм автоматов и значительное количество 20 мм автоматов. Авианосцы типа «Independence», в большинстве заложенные как легкие крейсера, имели водоизмещение 11 000 т, скорость хода 33 узла, принимали на борт по 45 самолетов и были вооружены 12 — 127 мм орудиями и значительным количеством 40 мм и 20 мм автоматов. Первые корабли этих типов начали вступать в строй в начале 1943 г.

С середины 1942 г. началось массовое строительство эскортных авианосцев, которые к середине 1943 г. уже начали вступать в строй в значительных количествах. Тактико-технические данные наиболее распространенных эскортных авианосцев типа «Casablanca» таковы: водоизмещение 6730 т; скорость хода 16,5 узла; вооружение 30 самолетов, 1 — 127 мм орудие и неустановленное количество 40 мм и 20 мм автоматов. С переходом США на Тихом океане от обороны к наступлению эскортные авианосцы, первоначально предназначавшиеся для защиты конвоев от подводных лодок и авиации противника, были успешно приспособлены для удовлетворения острой нужды амфибийных соединений в непрерывной тесной воздушной поддержке в районах высадки десантов.

Одновременно с ростом флота США в целом состав авианосных оперативных соединений начал приобретать качественно иной характер. Вводились, по мере вступления в строй, новые линейные корабли. Так, были введены два линейных корабля типа «North Carolina», вступившие в строй незадолго до начала войны. Пройдя боевую подготовку в Атлантике, они затем были переведены на Тихий океан, где действовали в составе авианосных соединений. Первые три линейных корабля, типа «Indiana» вступили в строй в 1942 г. и один за другим были отправлены в район боевых действий в юго-западной части Тихого океана. Все они, а также линейные корабли типа «Iowa», вступившие в строй несколько позже, имели скорость хода 30—35 узлов, т. е. достаточную для сопровождения авианосцев.

Из сочетания авианосцев и быстроходных линейных кораблей, с приданным соответствующим количеством крейсеров и эскадренных миноносцев, возникло компактное быстроходное ударное соединение, которое так и стало именоваться «Fast Carrier Task Force» (быстроходное авианосное оперативное соединение). Такое соединение сохраняло все боевые преимущества скорости, подвижности и способности к нанесению внезапных ударов и в то же время обладало мощью артиллерийского огня и броней, необходимыми для того, чтобы принять бой с любой значительной частью флота противника. Но сами японцы долго не решались рисковать одновременным введением в бой всего своего флота, а попытались сделать это лишь тогда (осенью 1944 г.), когда безвозвратно потеряли превосходство на море. С другой стороны, можно утверждать, что если бы быстроходные авианосные оперативные соединения не имели в своем составе новых линейных кораблей, то, несмотря на увеличение численности входящих в них авианосцев, они все равно остались бы по своему характеру теми же авианосными оперативными соединениями первого периода войны, которые были способны нанести мощный удар, но не имели возможности развить успех для полного уничтожения противника.

Значительное влияние на методы использования авианосных соединений оказало возвращение в строй старых, но значительно модернизированных линейных кораблей, пострадавших при нападении японцев на Пирл Харбор. Малая скорость хода исключала применение их в составе быстроходных авианосных соединений, поэтому их использовали для обеспечения операций амфибийных соединений. Эти корабли оказались незаменимыми при обстреле береговых объектов, оказании огневой поддержки, высадке десанта и для непосредственной защиты амфибийных соединений от атак авиации и надводных кораблей противника на переходе и в период высадки.

После модернизации эти линейные корабли стали обладать мощным зенитным вооружением, возросшим на 300%. Совместно с эскортными авианосцами, крейсерами и завесой из эскадренных миноносцев старые линейные корабли составляли «соединения поддержки» (Support Force), бывшие, по существу, новым элементом в войне на Тихом океане и оказавшие значительное влияние на успех проведения операций амфибийных соединений и на снижение потерь при высадках десантов.

Это удачное использование более тихоходных боевых кораблей позволило освободить быстроходное авианосное оперативное соединение от постоянного участия в решении задач по непосредственному обеспечению операций амфибийных соединений. Теперь появилась возможность ставить перед авианосным оперативным соединением новые и более смелые ответственные задачи нанесения ударов на далекие расстояния — ударов, скорее оперативно, чем тактически связанных с действиями амфибийных соединений. При решении этих задач быстроходное авианосное оперативное соединение действовало на большом удалении от остальных сил флота, прикрывая громоздкие амфибийные соединения, нейтрализуя японские аэродромы и препятствуя надводному флоту японцев противодействовать высадкам стратегических в оперативных десантов союзников на острова Тихого океана.
Tags: ВМВ, ВМФ, Морской сборник, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments