Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Почему недобомбили?

В известном справочнике «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах» (1962) есть таблица расхода авиабомб, как в штуках, так и в тоннах. В штуках не столь показательно, потому приведу только тоннаж:
Виды авиации          1941 г.   1942 г.   1943 г.   1944 г.   1945 г.    Всего	

ВВС КА                 47 196   100 101    95 167   116 226    99 938   458 628
Дальняя авиация        13 149    42 097    79 616    55 196    14 966   205 024
Авиация ВМФ             5 986     8 732     6 681     6 702     2 766    30 867
ГВФ                        40     1 085       337        57       230     1 749
Итого                  66 371   152 015   181 801   178 181   117 900   696 268
В том числе ВВС
в процентах к общему
расходу боеприпасов     71,1%    65,8%     52,3%     65,2%     84,8%     65,9%

Каким-то странным застоем видится расход в 1943-1944 гг. И его нельзя списать на нехватку авиабомб, если сравнить с данными производства за 1940-1945 гг. (в тоннах):
                1940       1941       1942       1943       1944       1945       Всего

Осоколочные   22 744,0   52 971,8   28 678,5   35 675,0   41 226,0   37 965,0    219 260,3
Фугасные      69 785,0  134 836,0  101 854,0  159 991,0  188 241,0   27 195,0    681 902,0
Другие         6 593,0   26 140,5   42 378,0   35 437,8   44 240,0   11 655,0    166 444,3
Всего         99 122,0  213 948,3  172 910,5  231 103,8  273 707,0   76 815,0  1 067 606,6

В акте о приёме-сдаче дел ВВС от 15 апреля 1946 года среди прочего отмечалось:

«19. Военный Совет ВВС не занимался службой тыла, передоверив это важное дело второстепенным лицам. За время войны сменилось 5 руководителей службы тыла. Извращения в планировании, стремлении зарезервировать за ВВС максимальное количество материалов, вооружения, снаряжения, привели к затовариванию службы тыла излишним имуществом. Так, авиабомб осталось после войны 330.000 тонн. Около 250 миллионов импортных патронов сдается в переплавку».

Претензия по резервированию и затовариванию не выглядит надуманной, а остаток примерно соответствует приходу и расходу (без учёта запасов, имевшихся до 1940 года).

Если в начале декабря 1941 года в действующих ВВС Красной Армии было 415 бомбардировщиков (без Р-5/По-2) 164 штурмовика, то к июлю 1943 года их насчитывалось 1 319 и 2 815 соответственно. Но не видно, чтобы в 43-м бомбили хотя бы вдвое больше, чем в 42-м. Получилось даже меньше. Только в 1945-м (2 022 бомбардировщиков и 4 060 штурмовиков на 1 января) наконец-то за четыре месяца вываливают на головы врага больше в 1943-м и немногим меньше, чем в 1944-м.

По статистике, за время войны фронтовые и дальние бомбардировщики совершили более 1 270 тыс. самолёто-вылетов и сбросили свыше 500 тыс. т бомб. За вычетом 205 тыс. т дальнебомбардировочной авиации, на фронтовую остаётся примерно 300 тыс. т. (а также около 1 050 тыс. с/в).

Штурмовая авиация совершила около 650 тыс. самолёто-вылетов и сбросила порядка 150 тыс. т.

Средняя нагрузка на самолёто-вылет составляет для:
дальнего бомбардировщика    936 кг
фронтового бомбардировщика  285 кг
штурмовика                  230 кг

По ходу, увлечение По-2 и ночными вылетами (на которые приходится почти 70% действий всех видов бомбардировщиков) отрицательно сказалось на статистике авиаударов.
Tags: ВВС, ВОВ, Справочные данные
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 30 comments