Мои родители тоже в тот период выписывали «АиФ» и, кажется, я читал эту заметку, но свою реакцию не помню, да и мал я был. Но вот в «Красной звезде» отреагировали по многочисленным просьбам читателей.
Героизация вермахта?
(Комментарии не излишни)
Прочитал в «Аргументах и фактах» (№ 16 за 1990 г.) заметку «Были ли герои у вермахта?», в которой приводятся цифры сбитых самолетов асами люфтваффе, говорится, в частности, что 104 пилота германских ВВС сбили более 100 самолетов каждый. В противовес — данные о наших летчиках И. Кожедубе и А. Покрышкине, сбивших соответственно 62 и 59 самолетов. Возникает вопрос: насколько корректно и объективно такое сопоставление?
Полковник в отставке С. БОРИСОВ.
Таких писем редакция получила немало. Ответить на них редакция попросила члена военно-научного общества капитана в отставке Г. ЛИТВИНА. В годы войны он служил в авиации, совершил 57 боевых вылетов на самолете Ил-2.
— Грим эмоций, наложенный умелой рукой на действительные или правдоподобные факты, создает иллюзию, что супермены-гитлеровцы играючи сбивали нерасторопных советских воздушных бойцов. Но что говорят факты? Даже в начальный период войны, воюя на устаревших машинах, уступая противнику числом, советские авиаторы одержали немало побед. Достаточно сказать, что только в 1941 году с 22 июня по 31 декабря боевые потери фашистской авиации составили 4.643 самолета, из них 3.827, или 82 процента — на восточном фронте. Документы самих фашистов свидетельствуют, что в течение всей войны люфтваффе терпела основной урон именно в поединках с советскими летчиками.
Отдавая должное сильному и опытному противнику, у которого, конечно, тоже были асы, все же, думается, надо достаточно критически оценить цифры боевых счетов, приводимые в некоторых, главным образом западных, изданиях. И уж тем более к сопоставлениям их с боевыми счетами наших летчиков.
Во-первых, надо иметь в виду, что в боевые счета гитлеровских асов входит весьма значительное число самолетов, сбитых еще до начала Великой Отечественной войны, в небе Испании, Африки, оккупированных европейских стран. Сам «стаж» участия в боевых действиях у немцев был гораздо большим, чем у наших летчиков. Например, фашистский ас Э. Хартман успел за годы второй мировой войны совершить 1.404 боевых вылета. Наши же асы А. Покрышкин и И. Кожедуб — соответственно 600 и 330, то есть в 2—3 раза меньше. Естественно, и абсолютное число сбитых самолетов у них меньше.
Во-вторых, хотелось бы сказать и о том, что и цифры могут лукавить: методика подсчета сбитых самолетов у нас и противника разнилась. Дело в том, что на личный боевой счет советских воздушных бойцов заносились только документально подтвержденные участниками данного боя и наземными войсками сбитые самолеты. Но ведь множество воздушных поединков проходило за линией фронта или над морем, где некому было наблюдать с земли за действиями летчиков и считать сбитые или поврежденные самолеты фашистов. В случаях, когда в горячке боя трудно было определить, кто нанес поражающий удар, сбитый самолет заносился на групповой счет и учитывался отдельно.
В гитлеровской армии подсчет сбитых самолетов противника осуществляли специальные службы воздушного наблюдения. Кроме того, уже тогда на немецких самолетах устанавливались устройства, получившие в авиации название кинофотопулеметов. Они фотографировали трассы пуль, снарядов. После боя кинолента проявлялась, и по количеству или характеру зафиксированных попаданий гитлеровскому летчику могли засчитать сбитый самолет, который, возможно, был лишь поврежден, но возвращался на свой аэродром. Я уж не говорю о том, что известно немало фактов фальсификации боевых результатов как самими гитлеровскими летчиками, так и геббельсовской пропагандой.
К сожалению, в последнее время старые пропагандистские выверты подхватываются и некоторыми советскими авторами, иногда осознанно, иногда — от чрезмерной доверчивости к якобы «беспристрастным», «нейтральным» источникам.
Впрочем, цифры цифрами — о них еще можно спорить, но вот сама постановка вопроса «Были ли герои у вермахта?», на мой взгляд, просто кощунственна. Неужели и сейчас кому-то надо объяснять, что гитлеровская Германия была агрессором, напала на нас, разорила наши дома, нарушила мирную жизнь. Убежден: ни у одного фронтовика язык не повернется назвать героями тех, кто убивал наших матерей, жен, детей, товарищей, кто причинил столько горя нашей стране.
Красная звезда. 1990. 10 июня (№ 133).
Месяцем ранее в «КЗ» опубликовали большое интервью с маршалом авиации И.Н. Кожедубом, в котором его спросили и про боевые счета противника:
– Сейчас, в пору гласности, многое становится известно. Появились публикации, где пишется: дескать, наши асы не дотянули до немецких. Кожедуб с Покрышкиным вместе сбили 121 самолет, а вот немецкий летчик Хартманн – 352 самолета (347 советских и 5 американских). И это с октября 1942 года. Обидно, наверное, за такое сравнение?
– Лично я ценил многих немецких летчиков за профессионализм, а поэтому был горд, когда выходил победителем в бою. Престижно было сбить не слабачка. Теперь о цифрах. Они мне известны. Правда, по-моему, немцы считали по моторам, сбил четырехмоторный самолет – плюсуй четыре единицы. Но это к слову.
Результат Хартманна и других немецких пилотов – это достижения, прежде всего, техники. Свой рейтинг Хартманн набрал на истребителях, которые по качеству на порядок выше противостоящих им. И второй момент. У немцев была возможность готовить летчиков к первому бою на протяжении двух лет, осторожно «обкатывать» их в боевых условиях. Как правило, молодые не вступали в поединки, а только наблюдали за нашими действиями. Осваивали, так сказать, нашу методику. У нас такой возможности не было. Большинство по прибытии на фронт сразу же вступало в бой. Вот новички и попадали под пушечный или пулеметный огонь того же, скажем, Хартманна.
С опытными, «обстрелянными» летчиками они не выдерживали противоборства. Помню, в сорок четвертом нашей авиации на 3-м Прибалтийском фронте доставляли беспокойство группы немецких асов во главе с майором Вильке. Он сам сбил 130 самолетов. Правда, 30 самолетов с его счета сняли за уничтожение в горячке трех своих. Я прибыл с эскадрильей на фронт для противодействия ему. Итог – 12:2. Так что имею полное право гордиться своим боевым счетом. И потом мы никогда не считали самолеты, уничтоженные совместно с новичками, так как те начинали свой личный боевой счет, и это было важно для их самоутверждения.
Красная звезда. 1990. 5 мая (№ 103).
Как видим, практически сразу появилась бóльшая часть аргументации, которую Алексей охарактеризовал выражением «Это были неправильные пчелы, и они делали неправильный мед».
Что же касается заявления Г. Литвина («Документы самих фашистов свидетельствуют, что в течение всей войны люфтваффе терпела основной урон именно в поединках с советскими летчиками»), то, к сожалению, это не соответствует действительности. Так можно сказать про вторую половину 1941 года, почти весь 1942-й и январь 1943-го, но чем дальше, тем больше росла доля потерь германских ВВС на других фронтах.
Период/фронт безвозвратно повреждено всего убыль (total) (beschädigt) (abgänge) 22.06 – 31.12.41 6 225 СГФ 3 827 Прочие 816 1.01 – 31.08.42 10 058 СГФ 2 459 2 201 4 660 ЗФ/ПВО 1 113 1 008 2 121 Сред.М./Сев.Афр. 989 531 1 520 1.09 – 31.12.42 6 149 СГФ 1 164 ? Прочие 1 491 ? 1.01 – 31.08.43 17 009 СГФ 2 962 ? ЗФ/ПВО 2 644 ? Сред.М./Сев.Афр. 2 968 ? 1.09 – 31.12.43 7 493 СГФ 962 774 1 736 ПВО 1 229 815 2 044 Зап./Сев. Европа 883 769 1 652 Италия/Балканы 995 446 1 441 1.01 – 31.05.44 13 393 СГФ 1 644 1 570 3 214 ПВО 3 188 2 109 5 297 Зап./Сев. Европа 1 816 1 619 3 435 Италия/Балканы 1 292 721 2 013 1.06 – 31.10.44 16 884 СГФ 2 131 1 519 3 650 ПВО 2 847 2 625 5 472 Зап./Сев. Европа 3 016 1 680 4 696 Италия/Балканы 684 330 1 014
Но эти данные до сих пор не получили распространения в отечественной военно-исторической науке.