Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Для тех, кто исследует и пишет — 2

Сейчас существует немало ресурсов, на которых различные авторы размещают свои статьи на военно-исторические темы. К сожалению, большинство из этих статей довольно поверхностные и плохо написанные, потому что во главу угла ставиться скорость производства, а не содержание. Нередко они сводятся к простому пересказу одного-двух источников или плохо связанному набору фактов/сведений. Заметка, помещённая ниже, возможно, кому-нибудь поможет в будущем улучшить качество своих произведений.


Как писать статью по тактике

(Советы начинающему автору)

Редакция получает много писем, в которых офицеры, главным образом молодые, спрашивают: как писать статью в журнал, как выбрать и разработать тему.

Никаких определенных рецептов, как писать, ни одна редакция дать не может, ибо их нет. Начинающему автору можно лишь дать некоторые советы. Эти советы мы и изложим ниже.

Не браться за разработку темы, пока ее содержание не усвоено во всех деталях. Работа над журнальной статьей — трудоемкое дело. Но этот труд принесет нужные результаты лишь тогда, когда автор глубоко изучит содержание избранной темы, пользуясь уставами, наставлениями, книгами и другими материалами. Чем больше автор прочитает материалов, тем полнее он усвоит содержание вопросов избранной им темы и тем больше соберет фактов, необходимых для иллюстрации статьи.

Каждый автор, знакомясь с темой по книге и другим источникам, должен учиться у классиков марксизма серьезному изучению вопроса. Работая над книгой «Развитие капитализма в России», Владимир Ильич Ленин изучил и законспектировал около 600 книг, журналов, статей, статистических отчетов и т. д. Многие книга он перечитывал, по нескольку раз.

«Ленин, — рассказывает Н. К. Крупская, — не полагался на свою память, хотя память у него была прекрасная. Он никогда не излагал фактов по памяти и «приблизительно», он излагал их с величайшей точностью. Он просматривал горы материала (читал, как и писал, чрезвычайно быстро), но то, что хотел запомнить выписывал себе в тетрадки. В его тетрадках сохранилась масса выписок... Записанное он потом прочитывал не раз, о чем свидетельствуют пометки, подчеркивания»(1).
_______________
1. Н. К. Крупская, К вопросу о методе работы Ленина. «Правда», 21 января 1928 года.


Избрав тему и решив работать над ней, автор обязан ознакомиться с теми печатными материалами, в которых затрагиваются вопросы темы. Изучая нужные источники, автор обогатит свои познания, сможет точнее определить содержание статьи, исключить из нее то. о чем уже неоднократно писалось, что не представляет интереса для читателя, и. наоборот, оставить в содержании наиболее интересные, новые вопросы.

Нередко случается так: автор наметил тему. Она нравится ему. Он подбирает нужные материалы, принимается изучать тему. Бывает, что в процессе изучения автор начинает замечать, что избранная им тема — не та, следует взять другую или сузить ее, сократив количество вопросов. Таким образом, предварительная работа над темой поможет ему не только более глубоко осветить ее, но и уточнить содержание статьи.

При выборе темы отдавать предпочтение той из них, которая ясно определяет содержание будущей статьи. Например, могут быть следующие темы:

1) наступление стрелкового полка на позиционную оборону противника;

2) организация взаимодействия в наступлении;

3) командирская разведка в стрелковом полку перед наступлением на позиционную оборону противника;

4) взаимодействие стрелковых подразделений, танков и самоходных установок при прорыве позиционной обороны противника.

Первые две темы слишком общие. Под такими заголовками можно освещать многие тактические вопросы, из которых слагаются наступление полка и организация взаимодействия. При написании статей на указанные выше темы легко впасть в ошибку, особенно начинающему автору, свести ее содержание к общим рассуждениям, скользнуть по поверхности многочисленных вопросов.

Темы третья и четвертая — более простые. Они являются частями (отдельными вопросами) первых двух. Например, командирская разведка есть составная часть деятельности офицеров, организующих наступление; взаимодействие стрелковых подразделений с танками и самоходными установками при прорыве позиционной обороны — частью другой, более общей темы «Организация взаимодействия в наступлении».

Из сопоставлений напрашивается вывод: начинающему автору следует браться за разработку узких тактических тем, содержащих два-три вопроса. Это позволит ему подробно разобрать каждый вопрос, включенный в план статьи, т. е. написать полезную, поучительную журнальную статью.

Наметив тему, определить вопросы, которые войдут в содержание статьи. Вопросы темы — своего рода вехи; ими определяется путь, по которому автор намерен следовать при изложении содержания статьи. Допустим, автор взялся за разработку темы: «Командирская разведка в стрелковом полку перед наступлением на позиционную оборону противника». Тема небольшая, но и ее можно подать в различном изложении. Можно взять пример проведения командирской разведки, рассказать о нем, затем дополнить рассуждениями, обобщающими боевой опыт. Может быть и другое построение статьи. Прежде всего автор расскажет о значении командирской разведки перед наступлением (имея в виду командирскую разведку в полку), затем о составе и планировании деятельности по время разведки группы командира полка, наконец, о том, как проводится работа на местности этой группой. Как в первом, так и во втором случае автор закончит статью выводами, в которых подчеркнет основные мысли, изложенные в статье.

Содержание статьи излагать в определенной последовательности. Вступление, изложение вопросов темы и заключение или выводы — такова общая схема, по которой принято планировать содержание статьи. Вступление не должно быть длинным, во вступительной части надо излагать те мысли и суждения, которые помогут читателю лучше разобраться в вопросах темы.

Рассмотрение вопросов темы должно занимать большую часть статьи. Порядок разбора каждого вопроса зависит от привычки автора. Он может сначала рассказать о боевом опыте, пополнить его своими рассуждениями, затем сделать выводы. Возможно расположить материал и по-другому. Сначала рассказать о своих взглядах по данному вопросу, а затем доказывать правоту своих суждений, оперируя фактами и примерами из боевого опыта, другими данными. Повторяем, форма построения статьи и порядок рассмотрения в ней каждого вопроса темы определяются самим автором и, пожалуй, не имеют решающего значения. Важно другое, а именно, чтобы автор не ограничивался общими рассуждениями, чтобы каждый поставленный им вопрос был разобран подробно.

Расчленение содержания темы на отдельные, частные вопросы, если, конечно, это делается правильно, облегчает последующий труд автора, внесет в его работу плановость, а в содержание статьи — определенную систему. Работая над статьей, автор обязан рассматривать каждый вопрос особо, сохраняя последовательность, намеченную им предварительно. Не следует забывать и того, что всякий рассматриваемый вопрос является составной частью всей темы. Значит, между суждениями автора по каждому вопросу необходима тесная смысловая связь. Основная мысль, которая автором вкладывается в название статьи, должна красной нитью проходить через все содержание статьи. Это главное как при планирования темы, так и при изложении ее содержания.

Ни одна статья на военную тему не может считаться полноценной, если она не содержит боевого опыта Отечественной войны. У многих авторов стало правилом начинать их изложение со слов: «Опыт Отечественной войны показывает...» или «Как учит опыт минувшей войны», или «Судя по опыту Отечественной войны...».

Когда говорят (пишут) автору, что он не показал боевого опыта, он не соглашается с таким замечанием, ссылаясь на фразы, подобные приведенным выше, которые в статье действительно имеются. Этого, конечно, мало. Статью не следует начинать подобными словами и вставлять их чуть ли но в каждый абзац текста. Такая форма показа боевого опыта никого и ничему но научит. Будет гораздо полезнее, если, например, вместо слов «Опыт Отечественной войны показывает», автор статьи приведет яркий боевой эпизод по существу рассматриваемого им тактического положения или покажет боевой опыт в другой форме (анализ ряда однородных боевых действий, цифры, облегчающие понимание тех положений, о которых будет итти речь ниже, и т. д.).

Говоря о боевых примерах, мы имеем в виду не подробное описание боя, а ссылку на него, включение в текст статьи выдержек из боевых примеров (конечно, таких, которые были бы согласованы с тактическими вопросами, вошедшими в содержание статьи). Наиболее важные мысли и суждения автора необходимо подкреплять короткими фактами, примерами и обобщениями из боевого опыта. Не сделать этого — значит, ограничиться общими рассуждениями о боевом опыте, т. е. написать неубедительную статью.

Суммируем сказанное выше. Чтобы написать статью, надо:

— выбрать тему;

— подготовить источники, которые необходимо изучить;

— изучить все собранные материалы и в процессе этой работы подобрать примеры и факты, записать их в рабочей тетради или на отдельных листах бумаги;

— тщательно обдумать прочитанный материал, или, как говорят, «выносить в голове содержание статьи»;

— составить план (конспект) статьи, записав узловые вопросы темы, а также свои главные мысли, определяющие содержание вопросов;

— изложить содержание статьи.

Когда статья написана, ее нужно несколько раз внимательно прочитать, вдумываясь в каждую фразу, если понадобится, — переписать статью второй и третий раз, стремясь к тому, чтобы каждая фраза точно выражала мысль, была понятна.

Лучшим методом проверки качества статьи является просмотр ее читателями, т. е. офицерами — сослуживцами автора. Мы рекомендуем поэтому каждому начинающему автору, прежде чем направить статью в избранный им журнал, показать ее своему непосредственному начальнику, просить прочесть статью товарищей. Они будут первыми читателями статьи и могут дать полезные советы.

Военный вестник. 1947. № 12 (июнь).


P.S. Для тех, кто исследует и пишет.
Tags: Военный вестник, Методология, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments