Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Война идёт, аналитика пишется — 2

ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ И ПОВРЕЖДЕНИЙ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ В ТЕКУЩУЮ ВОЙНУ

В. Ф. ЧЕРНЫШЕВ
Капитан 1 ранга

Чтобы дать оценку эффективности использования различного оружия Военно-Морского флота и его носителей, необходимо, прежде всего, установить критерий, на основе которого будет производиться эта оценка.

Наиболее просто было бы выразить эффективность каждого вида оружия в количестве потопленных и поврежденных этим оружием боевых единиц и в процентном соотношении потерь, причиненных различными видами оружия и их носителями. Однако такой подход является слишком грубым и не может дать исчерпывающего и верного представления о существе затронутого вопроса, так как действительность каждого оружии зависит не только от его «качеств, но и от тактико-технических свойств носителей этого оружия, от характера объектов, против которых оно направлено, а также от условий обстановки, в которой данное оружие применялось. Отсюда следует, что если ограничиться лишь средними общими цифрами, выведенными для какой-то абстрактной, на самом деле не существующей обстановки, то можно притти к выводам хотя и интересным, но практически не пригодным ни к каким конкретным условиям. Во избежание этого необходимо суммарные сведения потерь дополнить рассмотрением и сопоставлением данных по отдельным классам кораблей, по различным театрам и применительно к различным условиям обстановки.

Нами приняты четыре типовые разновидности обстановки гибели и повреждений кораблей: бой в море, бой в прибрежном районе, нападение во время перехода морем и нападение на стоянке. Правильность отнесения каждого случая к той или иной разновидности обстановки зависит от полноты имеющихся сведений.

Для показа влияния развития техники и приемов борьбы на море и эффективность использования различных видов оружия мы делаем сравнение данных о потерях кораблей в текущую войну с данными, относящимися к войне 1914—1918 гг.

Цифры потерь кораблей во вторую мировую войну, которыми мы располагаем, конечно, не являются окончательными. Уточнение их произойдет, вероятно, после войны, и то лишь через ряд лет. Надо, однако, полагать, что если эти цифры и не абсолютно верны, то при тех значительных размерах потерь в кораблях, которые имели место до 1 января 1944 г., уже начинает действовать закон больших чисел. Приводимые нами данные довольно верно отражают изменения, происшедшие в удельном весе различных видов оружия флота и их носителей.

Для правильности выводов при сопоставлении данных о потерях в первую и вторую мировые войны мы исключаем из рассмотрения потери в мелких надводных кораблях, которые пока не поддаются учету (так же как и потери в подводных лодках, сведения о которых уже давно не публикуются). Таким образом наши выводы относятся лишь к потерям в основных классах надводных боевых кораблей.

ПОТЕРИ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ В ВОЙНУ 1914—1918 гг.

Представление о распределении причин гибели и повреждений надводных кораблей за время первой мировой войны дает табл. 1.



Из этой таблицы видно, что в первую мировую войну мины по числу уничтоженных ими кораблей стояли на первом месте среди других видов оружия. Из общего числа погибших в войну 1914—1918 гг. 286 линейных кораблей, крейсеров и миноносцев 124 корабля (43,3%) погибли от минного оружия. Массовое применение мин, отсутствие у ряда флотов в начальный период войны достаточно эффективных средств борьбы с ними, а также недостаточная живучесть кораблей привели к тому, что в первую мировую войну мина оказалась главным средством, наносившим потери в боевых надводных кораблях. Особенно велики были потери от мин в миноносцах (106 из 194, или 55%).

Второе место по числу уничтоженных кораблей занимали торпеды, которыми было потоплено 75 боевых единиц, или 26,6% от общего числа погибших линейных кораблей, крейсеров и миноносцев. При этом главную роль играли торпеды подводных лодок, потопившие 56 боевых единиц. Недооценка возможностей подводных лодок и отсутствие в первый период войны разработанных мер противолодочной обороны облегчали подводным лодкам атаки крупных кораблей.

Успех действий подводных лодок был неожиданным и произвел потрясающее впечатление. Он заставил все флоты спешно разработать мероприятия по противолодочной обороне как при нахождении в море, так и на стоянке. С развитием средств и методов противолодочной обороны эффективность атак, подводных лодок значительно уменьшилась, однако их первые достижения в сочетании с той огромной ролью, которую подводные лодки стали играть в борьбе на коммуникациях, привели к новой крайности. Если вначале подводную лодку недооценивали, то потом появилась тенденция обратного порядка — подводную лодку пытались сделать основным средством борьбы на море, считая ее способной решать любые, в том числе и не свойственные и непосильные для нее задачи.

Третье место по числу уничтоженных кораблей занимал артиллерийский огонь. Можно отметить при этом, что артиллерия надводных кораблей являлась главным средством в морском бою. Из 62 потопленных артиллерией боевых единиц 61 (т. е. 98,3%) была уничтожена артиллерией надводных кораблей.

Морская авиация в период первой мировой войны еще находилась в стадии младенчества, и на ее долю пришлось всего только 3 потопленных миноносца.

Наконец, 7,5% случаев гибели кораблей произошли в результате аварий, внутренних взрывов, пожаров, самозатопления и по другим причинам, не связанным с воздействием оружия противника.

Несколько по-иному распределились тогда причины повреждений кораблей. Наибольшее число случаев повреждений приходилось на долю артиллерии (107 из 188, или 56,9%), от которой страдали корабли в боях в море и в прибрежных районах. Второе место по числу поврежденных единиц занимала мина (43 случая, или 23%), и третье — торпеда (33 случая, или 17,5%). Авиабомбами было повреждено только 2 корабля (1%).

Такое распределение повреждений не было случайным. Во-первых, артиллерия являлась универсальным, наиболее широко применяемым оружием; во-вторых, живучесть кораблей под артиллерийским огнем была уже во время первой мировой войны достаточно высока. Для уничтожения корабля артиллерийским огнем требовался ряд попаданий артиллерийских снарядов, количество которых зависело от их калибра и рода, а также от характера объекта обстрела. В то же время корабли были в значительно меньшей мере приспособлены выдерживать взрывы мин и торпед в подводной части. Отсюда процент поврежденных минами и торпедами кораблей оказался значительно ниже процента кораблей, уничтоженных ими.

ПРИЧИНЫ ПОТЕРЬ В НАДВОДНЫХ КОРАБЛЯХ ВО ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Обратимся теперь к рассмотрению суммарных данных о причинах гибели и повреждений кораблей с начала второй мировой войны до 1 января 1944 г. Эти данные приведены в табл. 2.



Неполнота сведений об отдельных боевых столкновениях, о которых известно лишь то, что гибель или повреждение того или иного корабля произошли в результате вот действия надводных кораблей или авиации, вынуждают ввести в табл. 2, а также и в некоторые последующие таблицы дополнительные графы причин гибели и повреждений кораблей: а) неизвестное или комбинированное оружие надводных кораблей и б) неизвестное или комбинированное оружие авиации.

Следует иметь в виду, однако, что введение этих дополнительных данных создает некоторые трудности для сравнения результатов использования различного оружия флотов в текущую войну с итогами первой мировой войны. Чтобы избежать такого рода затруднений, приходится итти на известные предположения, основываясь на более частом или более редком применении того или иного оружия кораблей и авиации. Учитывая, например, более редкое применение кораблями торпед по сравнению с артиллерией, примем, что из числа случаев гибели и повреждений кораблей, отнесенных в графу «Неизвестное комбинированное оружие надводных кораблей», 90% случаев являются результатом действий артиллерии и 10% — результатом использования торпедного оружия. Допустим также, что из числа случаев, отнесенных в графу «Неизвестное или комбинированное оружие авиации», 75—80% приходятся на долю более часто применявшейся, в особенности в первый период войны, авиационной бомбы, а 20—25% — на долю авиационных торпед. Таким образом мы получаем возможность, исходя из данных табл. 2, составить приводимую ниже новую таблицу, в которой отражено распределение мест различных видов оружия флота в нанесении потерь в надводных кораблях (табл. 3).



Из табл. 3 и из сравнения ее с табл. 1 и 2 видно, что за время между войной 1914—1918 гг. и текущей войной в итоге развития средств борьбы на море и способов их использования произошло довольно серьезное перераспределение мест основных видов военно-морского оружия. Быстрый рост авиации и ее боевых средств за этот период привел к тому, что первое место по числу уничтоженных и поврежденных кораблей занимает теперь авиационная бомба, на долю которой приходится 152 потопленных корабля (26,7%). Второе место сохранила торпеда, уничтожившая 133 корабля (23,3%). На третьем месте осталась артиллерия, явившаяся причиной гибели 98 кораблей (17,2%). Наконец, мина, вызвавшая гибель 26 боевых единиц (4,6%) оказалась на четвертом месте. 161 корабль (28,2%) погиб от несчастных случаев, замозатопления и других или неустановленных причин.

Что касается повреждений кораблей, то, как это видно из той же табл. 3, вслед за авиационной бомбой, занимающей первое место, идут артиллерия и затем торпеда. Мина и в этом случае по суммарным данным остается на последнем месте.

Из сказанного следует, что по сравнению с первой мировой войной удельный вес артиллерии остается примерно тем же в ряду причин гибели и значительно уменьшился в качестве причины повреждений (от 56,9 до 20,8%). Удельный вес торпедного оружия остался почти тем же, но надо отметить, что существенную роль начинают играть авиационные торпеды, которыми потоплено 11—20 и повреждено 26—30 кораблей. При кажущейся скромности этих цифр они заслуживают самого пристального внимания, если учесть, что на долю авиационных торпед приходится шесть-семь из 22 потопленных до настоящего времени линейных кораблей, что попадания торпед авиации предрешили гибель германского линейного корабля «Furst Bismarck» и что авиационная торпеда оказалась весьма эффективным средством нападения на корабли, стоящие в базах (Таранто, Пирл-Харбор).

Успех авиационных бомб весьма разителен. Однако, как уже упоминалось выше, большинство кораблей, потопленных авиационными бомбами, — миноносцы, т. е. корабли, обладающие малой живучестью. В то же время авиабомбами потоплено не более трех линейных кораблей, тогда как случаев повреждений их бомбами насчитывается около 30.

Несколько неожиданным является резкое сокращение процента кораблей, потопленных минами (с 43,3% в первую мировую войну, до 4,6% ныне). Это отодвигает мину с первого места на четвертое и плохо вяжется с тем фактом, что минное оружие применяется в эту войну в масштабах, немногим меньших, чем в 1914—1918 гг., а также с появлением новых образцов мин, с развитием миноносной авиации и применением различных противотральных и противопараванных устройств.

Нам думается, что объяснение следует искать, во-первых, в широком развитии противоминных средств, во-вторых, в том, что в отличие от войны 1914—1918 гг. в настоящее время большая часть операций протекает на глубоководных, малодоступных для постановки мин театрах, в-третьих, в том, что применение новых сложных образцов мин, таких, как магнитные, многоимпульсные, фотомагнитные и акустические, не носит и не может носить столь массового характера, как при постановке старых гальваноударных мин. Использование самолетов дает возможность минировать районы, не доступные для надводных и подводных заградителей (вплоть до внутренних рейдов и гаваней противника), однако постановка мин самолетами не является точной по месту, да и количество этих мин обычно невелико. В итоге происходит засорение больших площадей минами при малой плотности заграждений. Наконец, в-четвертых, факты подрыва кораблей на минах в отличие от действия других видов оружия обычно происходят без свидетелей из лагеря противника, и поэтому их легко скрыть. Можно с достаточной достоверностью предположить, что на долю мин приходится значительное число случаев гибели и повреждений кораблей из числа отнесенных нами в графу «Другие или неизвестные причины».

Однако, даже допустив, что число кораблей, погибших и поврежденных минами, несомненно, занижено, необходимо констатировать, что в эту войну удельный вес минного оружия в качестве причины потерь в рассматриваемых классах кораблей в масштабе всей войны (всех ее театров) меньше, чем он был в войну 1914—1918 гг. Это не противоречит тому, что на отдельных мелководных, пространственно ограниченных театрах мина продолжает занимать одно из первых мест и даже может играть еще более важную роль, чем раньше. Кроме того, было бы неправильным учитывать при оценке роли минного оружия один только прямой материальный ущерб, наносимый минами при потоплении и повреждении кораблей, игнорируя то огромное напряжение, в которое мины втягивают борющиеся флоты, и, наконец, то сковывающее действие, которое мины оказывают на всю их боевую деятельность. Эти особенности минного оружия приобрели еще большее значение благодаря появлению миноносной авиации, переносящей минную угрозу в глубину базирования противника — вплоть до причалов, у которых стоят его корабли.

Значительный интерес представляет распределение мест различных родов морских сил в нанесении потерь в надводных кораблях за время второй мировой войны. Эти данные сведены в табл. 4, причем потери, причиненные кораблям палубной авиацией авианосцев, отнесены нами на долю надводных кораблей, оружием которых корабельная авиация должна считаться в той же мере и по тому же праву, как и корабельная артиллерия и торпедное вооружение.



На основании имеющихся данных невозможно установить в каждом отдельном случае, кем были поставлены мины, явившиеся причиной известных и учтенных нами случаев подрывов кораблей. Это заставляет сохранять для мин отдельную графу. Таким образом потери, нанесенные минным оружием, не входят в итоговые данные по отдельным родам морских сил и учитываются нами отдельно.

Из рассмотрения табл. 4 мы заключаем, что по суммарным данным о потопленных кораблях надводные корабли лишь немного уступают береговой авиации. В то же время надводные корабли (и корабельная авиация) являются основным фактором в деле уничтожения крупных боевых кораблей противника — линейных кораблей и авианосцев.

Более значительной является разница в количестве повреждений, причиненных надводными кораблями и береговой авиацией. В этом случае береговая авиация заметно выдвигается вперед (140 случаев повреждений кораблей береговой авиацией против 76 случаев повреждений, вызванных действиями надводных кораблей).

Подводные лодки по суммарным данным стоят на третьем месте как по числу уничтоженных, так и по числу поврежденных ими кораблей. Заслуживает внимания тот факт, что при восьми случаях повреждения линейных кораблей оружием подводных лодок потоплены последними лишь два линейных корабля старой постройки — «Royal Oak» и «Barham». В то же время, как и следовало ожидать, для миноносцев соотношение получается обратным: на 7 зарегистрированных нами случаев повреждений миноносцев в результате атак подводных лодок приходится 51 случай гибели миноносцев.

ВЛИЯНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТЕАТРОВ И СООТНОШЕНИЯ СИЛ НА ПОТЕРИ КОРАБЛЕЙ

Военно-географические условия и соотношение сил сторон на различных морских театрах, текущей войны не могут не влиять существенным образом на использование оружия флота и его носителей. Мы не считаем возможным поэтому ограничиться общими сведениями о причинах потерь, средними для всех театров, и приводим дополнительно в табл. 5 соответствующие данные по ряду театров второй мировой войны.



Из табл. 5 видно, что эффективность различных видов военно-морского оружия и его носителей не одинакова для разных театров войны. Так, авиационная бомба в качестве причины гибели кораблей стоит на первом месте на театрах Северного и Средиземного морей и на Тихом океане и оказывается на третьем месте (после торпеды и артиллерии) на Атлантическом океане. Первое место в качестве причины повреждений авиабомба занимает также на Северном море и на тихоокеанском театре. Что же касается Атлантического океана, то здесь конкурентом авиабомбы по признаку причиняемых повреждений оказывается артиллерия. Наконец, на средиземноморском театре первенство принадлежит торпеде, за которой следует артиллерия и только на третьем месте стоит авиабомба. Подобное распределение мест различного оружия вполне согласуется с особенностями театров, наличием сил сторон и характером операций, имевших место до настоящего времени.

О роли различных носителей военно-морского оружия в нанесении потерь надводным кораблям можно судить по табл. 6.



Из этой таблицы следует, что в Атлантическом океане, где было относительно большее количество решительных боевых столкновений между соединениями надводных кораблей, последним принадлежит и первенство в нанесении потерь надводному флоту противника. В то же время авиация занимает первенствующее положение на театре Северного моря в связи с относительно меньшей его пространственной протяженностью и незначительной, особенно за последние полтора года, активностью крупных кораблей обеих сторон на этом театре. В связи со сравнительной мелководностью Северного моря большую роль по сравнению с другими театрами играет здесь минное оружие.

Вторым из зарубежных театров, на котором первенствующую роль до настоящего времена играла авиация, является Тихий океан. Именно на этом театре происходили морские сражения нового типа, когда главные силы сторон оставались разделенными дистанцией на сотню миль и более, а удары наносились корабельной авиацией обоих противников, подвезенной на авианосцах. В юго-западной части океана, являющейся за последнее время основной ареной борьбы, имел место ряд боев между надводными кораблями, однако и здесь в большинстве случаев использовалась для ударов по кораблям береговая и корабельная авиация. Мы полагаем, что причина столь большой роли авиации в борьбе «а Тихом океане кроется не только в географических особенностях этого театра, но в еще большей степени в соотношении сил, которое создалось там в результате внезапного нападения Японии на англо-американские владения. Быстрый рост флота США приводит к более широким и активным действиям его, в связи с чем может произойти повышение удельного веса надводных кораблей в качестве причины потерь в корабельном составе.

ОБСТАНОВКА ГИБЕЛИ И ПОВРЕЖДЕНИЙ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ И РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ И ЕГО НОСИТЕЛЕЙ

Представление о том, при каких обстоятельствах происходили гибель и повреждения кораблей в первую и во вторую мировые войны, дают табл. 7 и 8.





Из этих таблиц видны изменения, происшедшие в условиях гибели кораблей. Если в первую мировую войну подавляющее большинство кораблей уничтожалось главным образом на переходе морем в результате подрыва на минах и атак подводных лодок, то в текущую войну наибольшее число случаев гибели и повреждений относится к боям в прибрежных районах, где действуют все средства и все их носители, вплоть до батарей береговой обороны и сухопутной артиллерии, как это наглядно видно из табл. 9. Главным оружием, уничтожающим корабли, в этом случае являются авиационные бомбы и артиллерия как корабельная, так и береговая.



Количество случаев гибели кораблей при нападении на переходе морем занимает второе место. Здесь главную роль играют торпедные атаки подводных лодок, за которыми следуют авиабомбы и мины. Большому числу случаев гибели и повреждений кораблей в условиях перехода морем способствует привлечение их к охране конвоев, когда движение кораблей эскорта сковано тихоходностью транспортов.

В связи с тем, что боевые столкновения крупных сил флотов в текущую войну были сравнительно редкими и в большинстве случаев носили нерешительный характер, бои в море стоят на третьем месте по числу погибших и на втором — по числу поврежденных в этих условиях кораблей. Первое место среди причин гибели и повреждений кораблей в условиях боев в море занимает артиллерия кораблей, второе — авиабомбы и третье — торпеды.

Значительно возросла опасность нападений при нахождении кораблей в базе. В этих условиях до 1 января 1944 г. погибло 44 и повреждено 50 кораблей рассматриваемых нами классов. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что именно в этих условиях потоплено 12 линейных кораблей. Даже если исключить из этого числа три французских линейных корабля, потопленных в Тулоне, по оставшиеся 9 будут составлять 40% от общего числа 22 погибших. Из этих девяти линейных кораблей один («Royal Oak») потоплен подводной лодкой, один («Bretagne») — огнем надводных кораблей и 7 явились жертвами) оружия авиации. Не служит ли это лучшей иллюстрацией того, что стоянке кораблей в базах теперь грозит иногда большая опасность, чем на ходу в море?

О роли различных родов морских сил в нанесении потерь кораблям в зависимости от типовой обстановки боевых действий можно судить по табл. 10.



Из рассмотрения табл. 10 следует, что надводные корабли в текущую войну занимают первое место в нанесении потерь в боевых кораблях при боях в море. Второе место занимает авиация. Эта же два рода морских сил играют основную роль и в боях в прибрежных районах, однако в данном случае роли меняются: на первое место становится авиация, а надводные корабли отходят на второе. Заметную роль начинает играть в прибрежных районах береговая артиллерия.

Иначе обстоит дело с нанесением потерь при нападении на переходе морем: здесь первенство в части потопления кораблей принадлежит подводным лодкам, за которыми идут авиация и мины, тогда как в отношении повреждений первое место занимают мины, а за ними идут авиации и подводные лодки.

Наконец, при стоянке корабли страдают в первую очередь от авиации. Следствием приближения сухопутных фронтов к базам флота является относительно большой процент случаев повреждения кораблей артиллерийским огнем с берега.

Таковы обстановка и причины гибели и повреждений линейных кораблей, авианосцев, крейсеров и эскадренных миноносцев.

Характеристика воздействия различного оружия на корабли была бы неполной, если бы попутно не было сказано о действии пушечно-стрелкового оружия авиации, которое не нашло отражения в приведенных данных. Между тем это оружие широко применяется в текущую войну и не только причиняет большие потери в личном составе наружных постов, не находящихся за броней, но может являться причиной гибели некоторых мелких боевых единиц.

* * *

В итоге приходим к следующим выводам.

1. Первое место среди причин, вызывающих потери в надводных кораблях, в настоящее время занимает оружие авиации — авиабомбы и торпеды. Артиллерия продолжает быть важнейшим фактором в бою и на переходе морем. Подводные лодки представляют и поныне большую опасность для кораблей, совершающих переход морем; то же относится к минам и авиационным бомбам. Торпеды, и в частности авиационные, являются оружием, наиболее опасным для линейных кораблей, крейсеров и авианосцев, хотя не менее эффективны против последних и авиабомбы. Потери от мин в эту войну относительно уменьшились, однако минное оружие остается одним из основных средств борьбы и в известных условиях может быть главной опасностью на мелководных и пересеченных театрах. Весьма действительным оружием против малых кораблей являются авиабомбы и пушечно-стрелковое оружие авиации.

2. Несмотря на огромные достижения авиации и исключительно успешное в ряде случаев применение ее оружия против кораблей, первостепенное значение имеют надводные корабли, и не только как средство обороны своих берегов и морских коммуникаций, но и как ударная сила исключительной мощи. Они остаются главным фактором, вызывающим потери флота противника при бое в открытом море вдали от берегов. Все большую роль в операциях на театрах океанского типа начинают играть авианосцы — надводные носители палубной авиации. Однако в прибрежных районах первенство переходит от надводных кораблей к авиации, базирующейся на берег. Для успешных действий вблизи берегов в дневное время надводные корабли нуждаются в специальном обеспечении прикрытием с воздуха.

3. Подводные лодки в эту войну целеустремлены туда, где они приносят наибольший эффект, — на борьбу за морские коммуникации. Их действия против боевого флота ограничиваются преимущественно нападениями на корабли, совершающие переходы. Несмотря на более сложную обстановку, в которой приходится действовать подводным лодкам, их атаки остаются достаточно эффективными и являются главной причиной потерь в боевых кораблях на переходе морем. В связи с этим, усиливая мероприятия по противовоздушной обороне кораблей, находящихся в море, не следует ослаблять заботы об их противолодочной обороне, а при действиях на мелководье — и по борьбе с минами.

Морской сборник. 1944. № 4.
Tags: ВМВ, ВМФ, Морской сборник, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments