Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Война идёт, аналитика пишется

АНАЛИЗ ПОТЕРЬ БОЕВЫХ ФЛОТОВ ЗА ТРИ ГОДА ВОЙНЫ

В. И. КОРСАКОВ
Инженер-майор

Пытаясь оценить и проанализировать потери в корабельной составе боевых флотов за три года войны (с 1 сентября 1939 г. по 1 сентября 1942 г.), мы должны прежде всего сделать оговорку. Поскольку каждая воюющая сторона стремится не только сохранить в секрете факты потопления противником своих кораблей и обстоятельства их гибели, но иногда даже скрыть факты гибели кораблей противника, количественная оценка потерь того или иного флота может быть сделана лишь весьма приближенно. Столь же условной и приближенной явится качественная оценка понесенных потерь в корабельном составе. Делать на основе имеющихся в настоящее время сведений о потерях флотов сколько-нибудь полные и тем более окончательные выводы об эффективности того или иного вида оружия или тактического приема было бы весьма опрометчиво.

Необходимо учесть следующие обстоятельства: а) различные государства в разной степени скрывают свои потери на море; особенно скудны сведения о случаях гибели кораблей держав оси;

б) возможность сохранить в тайне гибель корабля того или иного класса обратно пропорциональна его водоизмещению; иными словами, скрыть факт гибели линейного корабля или авнаносца гораздо труднее, нежели подводной лодки, тральщика или торпедного катера. Естественно, что сведения о потерях кораблей различных классов по отдельным странам обладают не одинаковой степенью достоверности, причем наименее достоверны и полны сведения о потерях кораблей (и особенно подводных лодок) Германией и Италией.

Вот почему, приступая к анализу потерь боевых флотов, мы приводим цифры потерь всех воюющих (зарубежных) флотов за три года войны (табл. 1), не показывая количество погибших боевых кораблей каждого флота.

Чтобы на основе анализа потерь сделать ряд выводов тактико-технического характера, необходимо знать причины гибели кораблей различных классов. Табл. 2 показывает количество кораблей, погибших от действия различных видов оружия. Официальные сообщения высших военно-морских органов воюющих государств часто бывают столь лаконичными, что кроме самого факта и примерной даты гибели корабля ничего из такого сообщения узнать нельзя. Неизвестными остаются район, обстоятельства и непосредственные причины потопления корабля. Этим, в частности, объясняется столь высокий процент гибели кораблей «по неизвестным причинам».

Приводимые ниже таблицы, не претендуя на полноту и абсолютную достоверность как в количественном, так и в качественном отношении, тем не менее позволяют составить общее представление о количестве и характере потерь воюющих держав на море в текущую войну.

Табл. 1 содержит суммарные данные о потерях воюющих флотов за три года войны по отдельным классам кораблей. Из нее видно, что больше всего погибло миноносцев; затем идут подводные лодки (трудно, однако, сказать, не стоят ли подводные лодки на первом месте), далее тральщики, крейсера, вспомогательные крейсера, авианосцы.


________________
1. В данной таблице показано количество кораблей, факт гибели которых в той. илн иной форме признан воюющими сторонами.
2. Эта цифра включает учтенные случаи гибели подводных лодок. Она,несомненно, далека от действительности. На самом деле подводных лодок погибло значительно больше (no заявлению Александера, только страны оси потеряли в текущей войне свыше 550 подводных лодок). Однако даже цифра, приведенная в таблице, в сочетании с данными о причинах гибели подводных лодок, содержащихся в следующей таблице, дает возможность в той или иной степени оценивать характер потерь воюющих держав в подводных лодках.



Такое положение вещей вполне объяснимо.

Миноносцы на протяжении истекшего периода войны выносили на себе всю тяжесть конвойной службы, а также операций по нападению на неприятельские конвои, входя в обоих случаях в маневренное соединение флота в наибольшем количестве по сравнению с кораблями других классов. Большое количество миноносцев (как германских, так и английских) погибло во время боев за Норвегию.

Крейсера по преимуществу гибли также во время несения конвойной службы. Значительное количество крейсеров погибло в результате артиллерийских боев на средиземноморском и тихоокеанском театрах.

Вспомогательные крейсера (переоборудованные, как известно, из крупных быстроходных пассажирских судов) вследствие своей сравнительно малой скорости и слабо обеспеченной непотопляемости явились удобной целью для подводных лодок, в результате чего и гибли в значительном количестве.

Естественной представляется и гибель сравнительно большого количества авианосцев, поскольку текущая война отличается интенсивной боевой эксплоатацией кораблей этого класса.

Во многих операциях маневренное соединение, повидимому, формировалось не вокруг линейных кораблей, как ядра и основы соединения, а вокруг авианосцев. Последние же, считаясь весьма опасным противником благодаря наличию на них самолетов, но будучи недостаточно защищены броней от бомб и снарядов и противоминными отсеками от торпед(3), являлись главным объектом атаки. Результатом этого, например, является гибель большей половины японских авианосцев.
________________
3. Это прежде всего следует сказать о погибших английских авианосцах, 4 из которых были построены в период 1916—1920 гг. и имели явно недостаточные противоминную защиту и бронирование.


Линейные корабли, как видно из табл. 1, гибли в сравнительно малом количестве. Немногочисленность фактов гибели линейных кораблей и линейных крейсеров объясняется тем, что они, по сравнению с кораблями других классов, обладают лучшей защитой от воздействия современных видов оружия. Еще более существенной причиной этого является сравнительно малая активность их в текущей войне. Использование линейных кораблей в стесненных районах и у побережья требует значительного обеспечения с воздуха.

Обратимся теперь к табл. 2, в которую сведены потери боевых флотов в зависимости от воздействия различных видов оружия.



Бросается в глаза возросшая роль авиации в войне на море. Из общего количества учтенных нами 645 случаев гибели военных кораблей 23% имели место в результате действия бомбардировочной авиации. По 11% составляют случаи гибели кораблей на минах и от действия корабельной артиллерии; почти такое же количество кораблей погибло от торпед подводных лодок.

Таким образом в текущей войне основными видами оружия и смысле их эффективности оказались: авиабомбы, корабельная артиллерия, мины заграждения и торпеды подводных лодок и торпедоносной авиации. Почти для всех классов кораблей основным врагом явилась авиация; исключение составили вспомогательные крейсера, погибавшие главным образом в результате атак подводных лодок, и тральщики, подрывавшиеся на минах.

Цифры потерь флотов воюющих держав от ударов с воздуха свидетельствуют о том, что в результате повышения тактико-технических качеств современных самолетов и активной боевой деятельности авианосцев воздушная опасность теперь грозит кораблям как в базах, так и в открытом океане, далеко от побережья противника. Отдаление от берега не спасает корабли от воздушной атаки, оно лишь уменьшает вероятность таковой. В этом состоит одно из резких отличий современной войны на море от войны 1914—1918 гг.

Многочисленные примеры боевых столкновений показывают, что в выполнении разведывательных задач на морских театрах авиация стала играть решающую роль. Так, германский линейный корабль «Fürst Bismarck» оба раза на протяжении операции по его уничтожению был обнаружен самолетами. Не будь у англичан самолетов-разведчиков, «Fürst Bismarck», возможно, сумел бы избежать вторичного боя, завершившегося его гибелью. Бой у о. Мидуэй, во время которого погибли японские авианосцы «Hiryu», «Soryu», «Kaga», «Akagi» и другие японские корабли, также развернулся в ряд последовательных столкновений по мере обнаружения американскими самолетами кораблей.

Не ограничиваясь функциями дальней и ближней разведки, авиация самостоятельно и во взаимодействии с надводным» кораблями наносит мощные бомбовые и торпедные удары. Напомним, что по американским сообщениям, в японский авианосец «Ryukaku» попало 15 бомб и 10 торпед, сброшенных американскими самолетами. Какова же должна была быть интенсивность воздушных атак, чтобы, несмотря на зенитный огонь самого авианосца и эскортировавших его кораблей и сопротивление японских самолетов, добиться такого количества попаданий?

Потопление итальянских крейсеров «Роlа», «Zara» и «Fiume», имевшее место в конце марта 1941 г. у мыса Матапан, является ярким примером удачного взаимодействия авиации с флотом. Итальянские крейсера, получив повреждения от английских самолетов, пытались оторваться от британских кораблей и уйти под покровом ночи в базу. Однако они были вновь обнаружены и уничтожены артиллерией в течение нескольких минут.

Изучение многочисленных примеров боевой деятельности морской авиации, имевших место на протяжении трех лет войны, позволяет притти к следующим заключениям:

1) самолеты обладают скоростью, настолько превосходящей скорости надводных кораблей любого класса, что последние не могут уклониться от боя или выйти из него по своему желанию;

2) применяемая самолетами тактика штурмового обстрела боевых постов зенитной и палубной артиллерии, предваряющего бомбовую или торпедную атаку, заставляет требовать обязательной броневой защиты открытых в настоящее время боевых постов;

3) высокая скорость кораблей не является теперь достаточной самой по себе защитой в борьбе с авиацией противника. Имевшая до сего времени место тенденция при проектировании кораблей — жертвовать защитой и зенитным вооружением ради достижения высокой скорости привела к большим потерям в корабельном составе. Об этом свидетельствуют потери миноносцев и крейсеров итальянского и французского флотов;

4) использование крупных кораблей, т. е. линейных кораблей и линейных крейсеров, попрежнему играющих большую роль на открытых океанских просторах, стало ограниченным в замкнутых или пересеченных морях (Средиземное, Северное и Балтийское моря), уступая место небольшим сравнительно кораблям с достаточной защитой, мощным зенитным вооружением и артиллерией средних калибров;

5) авианосцы, представляющие собой пловучие аэродромы и авиабазы, приобрели весьма большое значение в операциях на море. Недаром США, с одной стороны, стремятся уничтожить в первую очередь японские авианосцы, а с другой стороны, — спешно строят дополнительное количество авианосных кораблей с общим водоизмещением в 500 000 т.

Согласно данным табл. 2, потери, понесенные флотами от действия корабельной артиллерии и на минных заграждениях, по количеству погибших кораблей одинаковы. Однако в качественном отношении налицо принципиальная и существенная разница.

Если на минах гибли преимущественно тральщики (очевидно, при исполнении тральных работ), то от артиллерийского огня страдали главным образом миноносцы и крейсера, причем значительное число случаев гибели миноносцев относится к боевым столкновениям при нападениях на конвои и, соответственно, при защите конвоируемых кораблей.

Далее, подавляющее количество случаев гибели на минах кораблей всех классов имело место у побережий Англии, Германии, Голландии и т. д., т. е. в районе Северного моря и примыкающих к нему акваторий. Артиллерийские же бои происходили как у побережий, так и в открытых океанах.

Минная опасность стала одним из важнейших элементов морской войны. Дело отнюдь не только в количестве подорвавшихся на минах кораблей, а и в стеснении их маневра, задержке развертывания, втягивании в большое напряжение легких сил и необходимости большего обеспечения от мин для всех кораблей.

Следует, по нашему мнению, предполагать, что случаи подрыва крупных кораблей на минах, конечно, также имели место, но результатом их были обычно повреждения, а не гибель кораблей. Отсюда можно заключить, с одной стороны, что противоминная защита крупных кораблей достаточно эффективна против подрывов на единичных минах современных образцов.

Наоборот, наличие случаев гибели кораблей всех классов от действия артиллерийского огня позволяет сделать вывод, что уровень материальной части артиллерии и приборов управления артиллерийским огнем позволяет быстро наносить неприятельским кораблям разрушающие повреждения. Напомним, кстати, что основные разрушения итальянским крейсерам в бою у мыса Матапан были причинены англичанами после первых же двух залпов(4).
________________
4. Бой происходил ночью, на дистанции около 20 каб. Итальянские крейсера шли с уменьшенной скоростью, вследствие повреждений, полученных от английских самолетов.


Говоря о возможностях и эффективности минного оружия, нельзя не указать на неудовлетворительное положение с тралящими кораблями. Англичане применяют для траления главным образом мобилизованные и купленные рыболовные траулеры, т. е. корабли, с точки зрения своей живучести совершенно не приспособленные для подобного рода службы. Этим, а также малыми размерами кораблей и объясняется столь большое количество случаев гибели тральщиков на минах.

Истекшие три года войны показали, что торпеда является весьма эффективным видом оружия. Однако, этот вид оружия наиболее успешно используется подводными лодками, могущими скрытно выйти на боевой курс, и торпедными катерами, обладающими малыми размерами и большой скоростью, но связанными, правда, небольшим районом плавания. Миноносцы же и тем более крейсера не могли достаточно успешно использовать торпедное вооружение, поскольку они не обладают ни скрытностью, ни достаточной скоростью, чтобы сблизиться с противником на дистанцию торпедного залпа.

Обращает на себя внимание все возрастающая роль торпедоносной авиация. В отличие от первой мировой войны, когда торпедоносная авиация была на заре своего развития, сейчас она действует и днем и ночью — как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами авиации и кораблями флота. От действий торпедоносной авиации гибнут как транспорты, так и боевые корабли (из 15 погибших линейных кораблей 4 потоплены торпедами с самолетов).

Из данных табл. 2 видно, что значимость миноносцев, как надводных торпедных кораблей, заметно снизилась, и задачи дневной надводной торпедной стрельбы выполняются торпедными катерами и самолетами-торпедоносцами более эффективно и с меньшими потерями, чем миноносцами.

Наконец, последнее заключение, к которому мы можем притти на основании рассмотрения табл. 2. это то, что основными противниками подводных лодок являются корабли, вооруженные глубинными бомбами, и опять-таки авиация. Правильно, однако, будет считать основным противником подводных лодок самолеты и надводные корабли, которые, взаимодействуя, забрасывают район нахождения обнаруженной подводной лодки глубинными бомбами.

Из приведенных в таблицах цифр мы сделали ряд предварительных выводов тактико-технического характера. Развивать эти выводы дальше было бы несколько преждевременным. Мы еще пока не имеем более полных и конкретных данных опыта текущей войны, на основе которых можно было бы строить окончательные принципиальные выводы. Сейчас необходимо кропотливое собирание, изучение, сопоставление фактов и обобщение их как с целью извлечения практических уроков теперь же (чтобы они были полезны нам в ходе войны), так и для принятия определенных решений более широкого масштаба и значения в будущем.

Морской сборник. 1942. № 10-11.
Tags: ВВС, ВМВ, ВМФ, Морской сборник, журналы
Subscribe

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (IV)

    ШТАБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В заключение прилагаем различные формы боевых документов для частей, ведущих контрбатарейную борьбу. Большинство этих документов…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (III)

    5. БОРЬБА С АРТИЛЛЕРИЕЙ В НАСТУПЛЕНИИ Во время артиллерийской подготовки все средства наземной разведки ведут усиленное наблюдение, чтобы выявить…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (II)

    4. ПОДГОТОВКА БОРЬБЫ С АРТИЛЛЕРИЕЙ Ведение контрбатарейной борьбы слагается из подготовительного периода, пристрелки и подавления. Подавление при…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment