Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

«— Обязательно бахнем! И не раз! Весь мир в труху!… Но потом» (IV)

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ПОДГОТОВКА СТРАНЫ К ОТРАЖЕНИЮ АГРЕССИИ

Как видно из содержания предыдущих глав о характере современной войны и способах ее ведения, победа в войне совершенно немыслима без всесторонней заблаговременной подготовки к ней страны и вооруженных сил.

Подготавливая страну и вооруженные силы к войне, каждое государство опирается на свою экономику, науку, технику и культуру, а также учитывает силы и возможности вероятного противника, данные о котором непрерывно пополняются.

Планомерная подготовка страны к войне должна обеспечивать: возможность в любой момент дать отпор агрессору и нанести ему ответный сокрушающий ядерный удар с целью захвата стратегической инициативы; достижение победы в наиболее короткий срок; возможность при необходимости вести войну и в течение длительного времени; способность «выстоять» под массированными ядерными ударами противника с наименьшими потерями; поддержание высокого политико-морального состояния населения и его решимости добиться победы.

Подготовка страны к войне осуществляется по трем главным направлениям: подготовка вооруженных сил, подготовка экономики страны и подготовка населения — с учетом развития средств вооруженной борьбы и изменений в международной обстановке.

На характер подготовки страны к войне в современных условиях могут повлиять:

во-первых, наличие ракетно-ядерного оружия мегатонных калибров, которое уменьшает расходы на подготовку войны в мирное время, так как появляется возможность значительно сократить производство всех остальных видов вооружения, не снижая огневой мощи вооруженных сил;

во-вторых, в результате ядерных ударов уже в самом начале войны материальная и техническая основа для длительного ее ведения может оказаться подорванной, особенно в отношении производства ядерного оружия;

в-третьих, нельзя не считаться с психологическим потрясением населения в тылу страны, которое непосредственно и в очень короткие сроки понесет огромные потери, чего не было в минувших войнах.

Поэтому каждое государство в современных условиях старается так подготовиться к войне, чтобы достижение победы было обеспечено в кратчайший срок. Практически это означает, что при подготовке страны к войне особое внимание уделяется использованию новейших стратегических средств ведения вооруженной борьбы.

Это в свою очередь создает предпосылки и для успешного ведения длительной войны, ибо страна, подготовленная к нанесению мощных ядерных ударов новейшими стратегическими средствами и располагающая достаточными промышленными мощностями и собственным сырьем, всегда сможет производить в ходе затянувшейся войны более простые обычные образцы оружия.

После этих общих замечаний рассмотрим отдельные стороны подготовки страны к войне.

ПОДГОТОВКА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Подготовка вооруженных сил в мирное время приобретает в современных условиях решающее значение. Содержание их подготовки, обусловленное политической и экономической обстановкой, научно-техническим и промышленным прогрессом, новыми способами и средствами ведения вооруженной борьбы, сильно изменилось даже в сравнении с недавним прошлым — периодом второй мировой и Великой Отечественной войн.

Современная подготовка вооруженных сил складывается из определения их состава и организации для мирного времени и для ведения войны; подготовки мобилизации вооруженных сил; обеспечения их высокой боевой готовности; непрерывного развития видов вооруженных сил в соответствии с их ролью и задачами; материального и технического обеспечения их для ведения военных действий; подготовки территории страны и театров военных действий; организации и ведения стратегической разведки.

Мобилизационная и боевая подготовка вооруженных сил. Численность и состав вооруженных сил мирного времени устанавливаются правительствами. Учитывая угрозу внезапного нападения противника с применением современных средств массового поражения, а также связанные с этим трудности отмобилизования, казалось бы целесообразным иметь вооруженные силы в мирное время в таком составе, который позволял бы достигнуть основных целей начального периода войны без дополнительной мобилизации.

Однако содержать вооруженные силы в таком составе непосильно для экономики любого, даже самого сильного государства. Поэтому в мирное время даже в наиболее мощных государствах содержатся такие силы, которые способны своевременно нанести ядерный удар, отразить внезапное нападение с воздуха и активно вести операции на суше и море, быстро наращивая мощь первых ударов, вводя в действие отмобилизованные соединения и объединения. В настоящее время считается, что вооруженные силы мирного времени должны быть способны с первых же часов войны захватить стратегическую инициативу и обеспечить достижение ближайших стратегических целей.

Такое количество вооруженных сил мирного времени обеспечивается содержанием в постоянной готовности сил и средств стратегического назначения в составе, необходимом для достижения целей войны, системы ПВО страны и известной части других видов вооруженных сил: сухопутных войск, военно-морского флота, военно-воздушных сил и спасательно-восстановительных войск гражданской обороны. Состав этих наиболее многочисленных видов вооруженных сил с началом войны, как правило, увеличивается путем мобилизации. Вместе с тем часть соединений и объединений сухопутных войск, предназначенная для ведения первых операций и дислоцированная в приграничных районах (а в военно-морском флоте — часть подводных лодок), содержится в мирное время в составе, обеспечивающем выполнение основных задач начального периода войны. Другая часть их имеет короткие сроки отмобилизования, позволяющие войскам участвовать в первых же операциях, и, наконец, определенная часть содержится в мирное время в сокращенном составе.

В отличие от сил прикрытия в минувших войнах боеготовая часть сухопутных войск в современных условиях должна быть гораздо более сильной по своему составу, чтобы иметь возможность выполнить свои активные задачи.

Следовательно, вооруженные силы мирного времени в современных условиях значительно отличаются по своему предназначению и составу от вооруженных сил, имевшихся перед прошлыми мировыми войнами. Они не только играют теперь роль «щита», прикрывающего развертывание главных сил страны, но и сами, по сути дела, составляют часть главных сил, которые наращиваются с началом войны.

...

Отмобилизование существующих в мирное время частей и соединений и особенно формирование новых имеет в каждом виде Вооруженных Сил свои особенности. Так, Ракетные войска стратегического назначения и в значительной мере Войска ПВО страны при мобилизации очень мало изменят свой состав и организацию.

Военно-воздушные силы действуют с началом войны в том же составе, в каком находились в мирное время, а также формируют вновь боевые и особенно транспортные соединения и аэродромно-тыловые органы.

Военно-Морской Флот осуществляет мобилизацию путем дообеспечения имеющихся кораблей запасами, снятия с них лишнего имущества и людей, проходящих практику, ввода в строй кораблей резерва, находящихся в консервации, переоборудования некоторых судов гражданского флота в боевые и вспомогательные корабли и формирования средств обеспечения базирования флота, для чего используются оборудование гражданских портов и судоремонтные предприятия.

Наиболее развернуто мобилизация проводится в Сухопутных войсках и войсках гражданской обороны.

Формирование же новых частей и соединений в остальных видах вооруженных сил обусловлено, кроме наличия подготовленных людских ресурсов, еще и сроками поступления оружия и боевой техники из промышленности уже в ходе войны, так как накопление их в мирное время нецелесообразно из-за быстрого устаревания.

Следует отметить, что формирование при мобилизации некоторых специальных частей (ремонтно-восстановительных, автотранспортных, гидрометеорологических, госпиталей и т. п.) может осуществляться непосредственно гражданскими министерствами и ведомствами.

Большие потери, которые могут быть вызваны ядерными ударами противника, а также неизбежные крупные нарушения работы всей системы транспорта и связи требуют, чтобы современная мобилизация была упрощена, рассредоточена и производилась максимально быстрыми темпами. Только при этих условиях отмобилизованные войска смогут принять участие в операциях начального периода воины.

Упрощение мобилизации может быть достигнуто осуществлением ее по территориальному методу, отказом от перевозок мобилизованных людей, вооружения и техники к пунктам отмобилизования или формирования войск (так называемых мобилизационных перевозок), упрощением системы приписки военнообязанных к частям.

Под рассредоточением мобилизации понимается такая ее организация, когда в каждом мобилизационном пункте формируется одна часть и достигается возможно более полная автономия мобилизационных центров (военкоматов), позволяющая им самостоятельно формировать части и соединения.

Неизбежные крупные нарушения работы всей системы транспорта и связи не позволят в современных условиях применить метод жесткой централизации мобилизации, как это было в прошлых войнах. Поэтому каждый войсковой организм должен быть полностью отмобилизован на месте.

Во время войны нельзя будет, конечно, обойтись без некоторых перебросок специалистов из одного района в другой.

Но эти переброски в современных условиях должны быть снижены до минимума. В мобилизационных центрах должны быть созданы комплексные склады со всем необходимым имуществом. В минувшую войну имущество для укомплектования соединений зачастую приходилось подвозить из десятков складов, удаленных на сотни и даже тысячи километров от пунктов отмобилизования. В будущей войне такое положение недопустимо, так как оно не соответствует современным срокам проведения мобилизации.

Упрощение системы приписки обученных военнообязанных к воинским частям путем более широкой замены одной специальности другой (родственной), а также использование для укомплектования воинских частей большого процента так называемых необученных позволяет отказаться от завоза специалистов издалека и повышает автономность мобилизационных центров.

В числе новых формирований, осуществляемых при мобилизации, очень важное место займут сейчас части и соединения, предназначенные для восполнения боевых потерь.

...

В современной войне проблема восполнения людских потерь встанет особенно остро с первых же часов войны. По опыту прошлых войн, людские потери восполнялись в основном благодаря формированию при мобилизации запасных и учебных частей и соединений, которые проводили сокращенную военную подготовку запасных контингентов, отправляемых на фронт в виде маршевых рот, батарей или батальонов. Применялось также доукомплектование войск методом «россыпи», то есть путем отправки в войска определенного числа более или менее обученных людей.

Вследствие вероятности больших потерь от средств массового поражения и возможного выхода из строя целых частей и даже соединений в современных условиях ведения войны едва ли будет целесообразно ограничиваться созданием только запасных и учебных частей и соединений, отправляющих на фронт маршевые подразделения. По-видимому, преимущественной формой восполнения потерь теперь станет формирование новых, вполне подготовленных и сколоченных соединений или отдельных частей, готовых немедленно вступить в бой после доставки их на фронт.

Но каким бы методом или способом ни осуществлялась мобилизация, она, как и прежде, должна детально планироваться еще в мирное время.

Нарушение в результате ядерных ударов намеченных в мирное время мобилизационных планов и расчетов, очевидно, вызовет необходимость управления мобилизацией распорядительным порядком, чтобы можно было вносить в планы изменения и поправки в зависимости от складывающейся обстановки. Поэтому мобилизационные планы, разработанные в мирное время, должны быть гибкими и приспособленными для проведения мобилизации различными способами: открытой и скрытой, общей и частной. Все эти требования могут быть выполнены при том условии, если каждый мобилизационный центр будет обладать максимальной автономностью при выполнении возложенных на него формирований.

Целесообразное распределение людских ресурсов для мобилизационных формирований и для восполнения убыли является одной из важнейших задач мобилизационного планирования. Планирующие органы должны строго учитывать возможные потребности в людском составе на всю войну и не допускать призыва при первоначальной мобилизации военнообязанных всех молодых возрастов. Часть из них должна быть сохранена для пополнения армии во время войны.

Генеральный штаб устанавливает сроки разработки единого мобилизационного плана и дает отправные данные для планирования военным округам, войскам и военкоматам только после решения правительства о размерах мобилизуемых Вооруженных Сил и нормах привлечения ресурсов страны.

Обилие и разнохарактерность данных, которыми должны оперировать как Генеральный штаб, так и учетно-мобилизационные органы на местах, вызывают необходимость использования этими органами счетных электронных машин, объединенных в единую систему, замкнутую на Генеральный штаб. Электронно-вычислительные машины обеспечивают необходимую быстроту и точность мобилизационного планирования. В частности, с их помощью легче установить наиболее целесообразные места новых формирований по системе территориального комплектования в зависимости от количества и качества (специальностей) имеющихся людских ресурсов.

В условиях применения ракетно-ядерного оружия обе воюющие стороны подвергнутся ударам в первые же часы войны и, видимо, окажутся в приблизительно одинаковых условиях с точки зрения техники осуществления мобилизации и перевозок войск на театр военных действий. Поэтому та сторона, которая сможет в первые же дни войны глубже вторгнуться на территорию противника, естественно, приобретает возможность эффективнее использовать результаты своих ядерных ударов и сорвать мобилизацию противника. Это особенно важно в отношении европейских театров военных действий с их относительно небольшой оперативной глубиной.

...

Подготовка материального и технического обеспечения Вооруженных Сил. Как бы совершенны ни были вооружение, организация, обучение и боевая готовность Вооруженных Сил, они не смогут выполнить возлагаемых на них задач, если еще в мирное время не будет организовано и всесторонне подготовлено их материальное и техническое обеспечение для ведения боевых действий.

Характер начального периода современной войны требует, чтобы материальные средства, необходимые для ведения первых операций, были не только подготовлены в мирное время, но и рассредоточены с учетом требований противоатомной защиты. Кроме того, в глубине страны должны быть созданы необходимые запасы материальных средств в пунктах отмобилизования войск, а также резервы для восполнения потерь.

В соответствии с предназначением запасы материальных средств для Вооруженных Сил делятся на неприкосновенные и мобилизационные запасы, стратегические и государственные резервы.

Неприкосновенные запасы хранятся непосредственно в частях и соединениях, существующих в мирное время, в размерах, обеспечивающих их мобилизационное развертывание (если оно предусмотрено) и, главное, ведение боевых действий в течение определенного времени.

Мобилизационные запасы предназначаются для восполнения расхода и потерь материальных средств в операциях начального периода войны. Размер и размещение мобилизационных запасов зависят от вероятной потребности войск при решении задач этого периода.

Под стратегическими резервами материальных средств подразумевается та часть государственных запасов, которая поступает в распоряжение верховного командования. Все остальные запасы составляют государственные резервы.

Размер стратегических и государственных резервов определяется, исходя из необходимости бесперебойного снабжения Вооруженных Сил до тех пор, пока отмобилизованная промышленность не развернет производства по военной программе. По опыту Великой Отечественной войны на это потребовалось около трех месяцев, а для предприятий, эвакуированных в глубь страны, — до шести — девяти месяцев.

Опыт обеих минувших мировых войн показал огромные масштабы расхода материальных ресурсов для нужд вооруженных сил. Достаточно напомнить, что русская армия в первую мировую войну израсходовала около 1 миллиона тонн различных боеприпасов. В Великую Отечественную войну расход боеприпасов в Советских Вооруженных Силах составил около 8 миллионов тонн. Еще более резко увеличился расход горючих и смазочных материалов. Если в первую мировую войну русская армия израсходовала только несколько десятков тысяч тонн горючих и смазочных материалов, то в Великую Отечественную войну расход их составил свыше 13 миллионов тонн. Таким образом, в минувших мировых войнах наряду с общим резким увеличением расхода материальных ресурсов явно наметилась тенденция более быстрого возрастания потребности в горючих и смазочных материалах.

В современных условиях вследствие полной моторизации и механизации Вооруженных Сил и непрерывного роста их технической оснащенности значение горючих и смазочных материалов в обеспечении боевых действий войск еще более увеличилось. О потребностях в них Вооруженных Сил некоторое представление может дать количество этих материалов, необходимое для проведения одной фронтовой наступательной операции. Приближенный расчет показывает, что для такой операции потребуется около 300 тысяч тоны горючих и смазочных материалов. Только один из крупных флотов за операцию может израсходовать до 150 тысяч тонн горючего. При этом необходимо отметить все возрастающую потребность в специальных видах ракетного топлива. В целом горючие и смазочные материалы могут составить сейчас более 50% общего веса материальных средств, необходимых Вооруженным Силам.

Резко возросла сейчас и потребность Вооруженных Сил в техническом имуществе всех видов. По ориентировочным расчетам, она увеличилась в 2—2,5 раза по сравнению с периодом Великой Отечественной войны.

Наряду с этим вследствие огромной огневой мощи ракетно-ядерных средств борьбы заметно снижается количество обычных боеприпасов, необходимых Вооруженным Силам. Если в Великую Отечественную войну вес боеприпасов составлял около 2/3 веса горючих и смазочных материалов, то теперь, по ориентировочным расчетам, он едва ли превысит половину.

Потребность Вооруженных Сил в материальных средствах можно определить более или менее точно только для первых операций начального периода войны и для обеспечения войск, развертываемых или вновь формируемых по мобилизационному плану. Все остальные расчеты весьма ориентировочны, однако они также производятся как основа для разработки плана материального и технического обеспечения Вооруженных Сил, по которому определяются размеры военного производства промышленности в мирное время и план ее отмобилизования с началом войны. Все расчеты потребности производятся с учетом вероятных больших потерь материальных средств еще до того, как они поступят в войска. Размеры таких потерь, несомненно, будут гораздо выше, чем в минувшую войну.

В материальном и техническом обеспечении Вооруженных Сил важнейшую роль играет своевременный подвоз войскам всего необходимого имущества со складов, созданных в мирное время. В минувших войнах основным средством подвоза как из глубины страны, так и на театре военных действий являлся железнодорожный транспорт. В современных условиях даже при очаговых разрушениях железных дорог восстановление пути с использованием индустриальных методов работ и при заблаговременном накоплении деталей полотна и мостов возможно только с темпом не более 40—50 километров в сутки, а мостов — 120—150 метров в сутки.

На театрах военных действий железные дороги не смогут сейчас полностью обеспечить подвоз материальных средств войскам, поэтому решающая роль будет принадлежать автотранспорту. Наряду с автотранспортом все большее значение приобретают трубопроводы. Только одному из современных фронтов в ходе наступательной операции требуется подавать от складов в войска до 25 тысяч тонн горючих и смазочных материалов в сутки. Для доставки такого количества горючего на расстояние 300 километров потребовалось бы свыше 10 тысяч пятитонных наливных автомашин, что не только неэкономично, но и ненадежно. Для подвоза горючих и смазочных материалов на всю глубину современной фронтовой операции автомашин потребовалось бы во много раз больше. Проблема подачи наступающим войскам горючих и смазочных материалов от магистральных подземных трубопроводов или складов, находящихся на театре военных действий, может быть решена только на основе применения полевых трубопроводов, прокладываемых вслед за войсками, а также к аэродромам и пунктам базирования флота.

В перспективе весьма эффективным и мобильным средством подвоза может стать безаэродромная транспортная авиация. Пока же роль авиации в подвозе ограничена, так как она обладает недостаточной грузоподъемностью, требует сложного аэродромного оборудования и прикрытия ее в полете. Военно-транспортная авиация, видимо, будет обеспечивать в первую очередь выброску (высадку) воздушных десантов и доставку ракет и топлива ракетным войскам.

На речных системах без значительного количества шлюзов (они могут быть разрушены противником) большую роль в подвозе грузов войскам сыграет водный транспорт.

В современных условиях совершенно необходимо комбинированно использовать все виды транспорта, что позволит при необходимости переключать поток грузов с одного вида транспорта на другой.

* * *


Небольшое послесловие.

С такими вводными начала войны становятся актуальными следующие пункты:

— основные задачи придётся выполнять вооружённым силам мирного времени, потому нужна их максимальная боеготовность в плане укомплектованности;

— требуются значительные мобилизационные запасы боеприпасов и сложных видов вооружения, т.к. после начала войны выпускать их будет, в общем, некому и негде.
Tags: Военная теория, Книги, Современность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments