Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

«Оружие, присущее только советским людям»

Продолжаем пропаганду воздушных таранов.


Герой Советского Союза гвардии подполковник Б. КОВЗАН

Таран самолета

Современные самолеты по своей скорости и высоте полета далеко оставили позади самолеты периода Великой Отечественной войны. Если раньше истребители могли надежно действовать только в благоприятных метеорологических условиях, то сейчас они успешно выполняют свою задачу как днем, так и ночью в сложных метеорологических условиях. Для этого они имеют надежное пилотажно-навигационное оборудование и обеспечиваются наземными радиолокационными станциями, которые способны своевременно обнаружить воздушного противника и навести на него своих истребителей.

В годы минувшей войны, и тем более в ее начальный период, истребители были вооружены, в основном, пулеметами. Сейчас реактивные истребители имеют артиллерийское вооружение и реактивные снаряды. Все это позволяет истребителю своевременно перехватить противника и уничтожить его на дальних подступах к обороняемому объекту. Летчики, в совершенстве овладевшие самолетом и его вооружением, могут успешно вести воздушный бой с любым неприятелем.

Далее, если раньше отдельные прорвавшиеся бомбардировщики противника не представляли большой опасности, то сейчас даже одиночный самолет может оказаться носителем атомной бомбы, поэтому он должен быть своевременно обнаружен и уничтожен. Вот почему ответственность истребителей за своевременный перехват и уничтожение противника значительно возросла.

В боевых условиях может сложиться различная обстановка. Не исключена возможность, что летчик по каким-либо причинам не сможет воспользоваться оружием (кончились боеприпасы, отказало оружие). Таких случаев, как показывает опыт Великой Отечественной войны, было немало. Но и в этих условиях советский воин, верный военной присяге и своему воинскому долгу, может найти средство, чтобы своевременно уничтожить врага. Таким средством является, в частности, таран.

Таран, как единственное в то время средство борьбы с самолетами противника в воздухе, впервые был применен замечательным русским летчиком П. Н. Нестеровым еще в годы первой мировой войны.

Неоднократно прибегали к тарану, как к крайнему средству борьбы, советские летчики в период Великой Отечественной войны. Защищая наши мирные города и села, охраняя боевые порядки своих войск от фашистских стервятников, советские летчики не щадили своей жизни, часто вступали в воздушный бой с численно превосходящим врагом и выходили из него победителями. Сочетая маневр и огонь, они метко разили врага, а если кончались боеприпасы, то смело шли на таран.

В ходе войны применялись различные тактические приемы таранного удара. Некоторые летчики считали, что таранный удар лучше наносить на попутных курсах снизу по хвостовому оперению, а другие — сверху сзади. Мы считаем, что удар лучше наносить сверху сзади по хвостовому оперению. Почему? При ударе сверху сзади истребителю не угрожает поражение от обломков протараненного самолета противника. Это подтверждается опытом таранных ударов, проведенных нашими летчиками и, в частности, моим личным опытом.

В годы Великой Отечественной войны было много примеров, когда после успешного тарана летчик сохранял свой самолет и благополучно производил посадку. После небольшого ремонта или только замены воздушного винта самолет снова был готов к выполнению боевого задания.

Во время минувшей войны мне удалось четыре раза таранить фашистские самолеты. Два тарана мною были совершены на одном и том же самолете.

Какие же тактические приемы использовали наши летчики при выполнении тарана?

Большинство их выполнялось на попутных курсах, когда удар наносился воздушным винтом по хвостовому оперению вражеского самолета. Но применялись и другие приемы, в частности таран на попутно-пересекающихся и даже на встречных курсах, когда удар наносился плоскостью своего самолета по плоскости самолета противника.

Приведем некоторые примеры таранного удара воздушным винтом по хвостовому оперению самолета противника с задней полусферы.

29 октября 1941 г. на подходе к своему аэродрому после выполнения задания я заметил вражеский самолет Ме-110. Это, видимо, был фашистский разведчик. Я решил атаковать его. Набираю высоту и иду на сближение. После первой атаки стрелок противника прекратил огонь. Совершив маневр, я повторил атаку. Подойдя к противнику на дистанцию 25—30 м, открыл опять огонь. Очередь была короткой: кончились боеприпасы. Как быть? Дать возможность вражескому разведчику уйти, тем более, что я так близко подошел к нему и занял хорошую боевую позицию, — нельзя. Решил пойти на таран.

Противник резко маневрирует. Подхожу ближе, занимаю небольшое принижение и начинаю копировать его маневры. Такой своеобразный полет продолжался недолго. Противник, видимо, потерял меня из виду и перевел самолет в горизонтальный полет. Я перешел на правую сторону и занял исходное положение для таранного удара. Мой самолет находился на интервале примерно 6—8 м и выше на 4—5 м. Воздушный винт моего самолета вращался на уровне хвостового оперения самолета противника.

Уравняв скорость, плавно перевожу самолет в левое скольжение. Воздушный винт моего Як-1 врезался в хвостовое оперение Ме-110. Мой самолет переворачивается, перевожу его в нормальное положение. Машина хорошо слушается рулей, мотор работает.

Вражеский самолет перешел в пикирование и вскоре врезался в землю недалеко от Зарайска, Московской области. Я благополучно совершил посадку с выпущенным шасси. После замены воздушного винта самолет снова был готов к полету.

Второй таран был мною совершен 22 февраля 1942 г. На этот раз, был таранен бомбардировщик Ю-88. Тактический прием тарана был таким: же, как и в первый раз.

Разбирая примеры таранов с задней полусферы, хочу еще остановиться на таранах ныне Героев Советского Союза офицеров Д. В. Гудкова и А. Н. Катрича.

Как Гудков, так и Катрич в разное время и на разных участках фронта вылетали на перехват и уничтожение самолетов-разведчиков противника. С первых атак в обоих случаях были уничтожены стрелки. В последующих атаках летчики вести огонь не могли, так как у них отказало оружие. Но верные своему воинскому долгу, летчики решили любой ценой выполнить приказ командования. Они пошли на таран.

Уничтожив разведчика, А. Н. Катрич благополучно прилетел на свой аэродром, а Д. В. Гудков покинул свой самолет с парашютом, а затем вернулся в свою часть.

Мы разобрали несколько примеров таранных ударов, совершенных в годы Великой Отечественной войны нашими летчиками-истребителями с задней полусферы.

Однако мы знаем примеры, когда таран выполнялся не только с задней полусферы, но и с передней, т. е. на встречных курсах. Правда, такой таран значительно сложнее, так как его труднее рассчитать.

В современных условиях, когда бомбардировочная авиация на своем вооружении имеет средства массового уничтожения, перед летчиками-истребителями, как никогда, встала большая и ответственная задача — обеспечить надежную безопасность наших воздушных границ.

В повседневной напряженной учебе они совершенствуют свое боевое мастерство, овладевают новейшей авиационной техникой и тактическими приемами ведения воздушного боя.

Для достижения победы в воздушном бою летчику-истребителю необходимо хорошо знать свое оружие, верить в его силу, мастерски владеть приемами воздушного боя, знать боевые свойства самолетов противника и использовать всякую возможность для его уничтожения. Летчик должен настойчиво и уверенно в любых условиях атаковать и уничтожать противника, проявляя находчивость и инициативу в самой сложной обстановке, изыскивая новые приемы воздушного боя.

Если в воздушном бою летчик-истребитель по каким-либо причинам не смог сбить бомбардировщик противника, он, по нашему мнению, должен смело идти на таран, а сам при необходимости воспользоваться парашютом. Он должен помнить, что этим он предотвратит большие разрушения и гибель многих людей.

Однако летчик не должен безрассудно идти на таран, а действовать расчетливо и хладнокровно. В связи с этим хочется привести такой пример из опыта Великой Отечественной войны. Один из наших летчиков-истребителей получил задание — вылететь на разведку вражеских аэродромов, а также переднего края обороны и сфотографировать их. Когда он, выполнив задание, возвращался на свой аэродром, его атаковали четыре фашистских истребителя.

Летчик вступил в неравный бой, в ходе которого он сбил один самолет врага, а когда кончились патроны, пошел на таран. Уничтожив второй истребитель противника, он повредил свой самолет и вынужден был оставить его, воспользовавшись парашютом.

Что можно сказать об этом примере? Какими должны быть в подобном случае действия разведчика, добывшего ценные сведения о противнике? Безусловно, летчик не щадил своей жизни и был преисполнен решимости победить численно превосходящего врага. Но следовало ли в такой обстановке идти на таран? По нашему мнению, не следовало.

В данном случае летчику не было необходимости вступать в бой и тем более идти на таран. Он должен был уклониться от боя и быстрее доложить командиру о выполнении задания, причем такого важного, как разведка аэродромов противника.

Приведенный пример говорит о том, что летчик должен принимать решение обдуманно, всесторонне учитывая сложившуюся обстановку.

Во время Великой Отечественной войны таранные удары выполнялись на самолетах с поршневыми двигателями. Таран, как правило, наносился воздушным винтом. Современные реактивные истребители не имеют воздушных винтов. Кроме того, их скорости значительно увеличились. Возникает вопрос — можно ли в современных условиях совершить таран? Какие тактические приемы тарана при этом можно применить?

По нашему мнению, таран, как крайнее средство, может быть применен и в современных условиях. Тактические приемы тарана, в зависимости от обстановки, могут быть разные, но с задней полусферы его осуществить значительно легче.

Допустим, что летчик-истребитель в предыдущем бою израсходовал все боеприпасы или по каким-либо причинам у него отказало оружие. Вести огонь он не может, но самолет противника во что бы то ни стало должен быть уничтожен. Как в этом случае поступить летчику? Ответ один — пойти на таран.

Одним из удобных тактических приемов таранного удара в современных условиях, нам думается, следует считать удар носовой частью своей машины по хвостовому оперению самолета противника. Для того чтобы выполнить такой таран, необходимо пристроиться к противнику сверху сзади и занять такое исходное положение для нанесения удара, чтобы свой самолет был правее (левее) неприятеля и выше его, а носовая часть истребителя находилась на уровне хвостового оперения бомбардировщика. Затем свой самолет надо перевести в левое (правое) скольжение и носовой частью нанести удар по хвосту самолета противника. В дальнейшем летчик должен действовать, сообразуясь с обстановкой.

Однако нам могут сказать, что у современного истребителя нет воздушного винта, и удар носовой частью своего самолета по хвостовому оперению самолета врага наносить вряд ли целесообразно, так как конструкция его передней части до некоторой степени слаба. Мы считаем, что это не совсем так.

В передней части МиГ-15 расположено его вооружение, которое крепится на достаточно массивном лафете. Это создает надежную жесткость носовой части самолета. При ударе по самолету противника основную нагрузку, безусловно, воспримет на себя эта часть.

Может быть применен и такой тактический прием тарана, когда летчик-истребитель подстраивается к плоскости бомбардировщика на параллельных курсах и на равных скоростях и занимает такое исходное положение, чтобы половина плоскости своего самолета находилась под плоскостью бомбардировщика, ниже ее примерно на 1 м.

Если истребитель подошел к левой плоскости самолета противника и занял указанное исходное положение, летчик-истребитель наносит удар. Для этого он резко создает ручкой левый крен. Тогда истребитель правой плоскостью ударит снизу по левой плоскости бомбардировщика.

Известно, что запас прочности у бомбардировщика меньше, чем у истребителя. Вследствие этого крыло (консоль) бомбардировщика под влиянием удара разрушится. В результате противник дальнейший полет продолжать не сможет.

Наносить такой удар по крылу самолета противника снизу следует потому, что истребитель после удара уходит вниз от противника, а не на него. Это обеспечивает лучший исход тарана. Кроме того, в случае необходимости можно надежно катапультироваться.

Подобный тактический прием удобен и тем, что истребитель будет расположен как бы в едином строю с противником (имеется в виду с одиночным бомбардировщиком) и воздушные стрелки последнего не смогут вести огонь по нему, так как он окажется по отношению к ним под ракурсом 4/4 и снизу под плоскостью бомбардировщика.

Хочется остановиться еще на таком вопросе, как оставление самолета с парашютом. Хотя во время минувшей войны скорости самолетов были значительно меньше, но процесс оставления самолета с парашютом был труднее. В случае поломки самолета летчик сейчас может оставить его, находясь в любом положении. Для этого у него имеется катапультирующее устройство.

Разобранные тактические приемы больше применимы для тарана одиночных самолетов противника. Если же они летят в плотном боевом порядке, то подойти к самолету для тарана значительно сложнее.

Чтобы разбить плотный боевой порядок вражеских бомбардировщиков и уничтожить их, тем более, если известно, что в нем находятся самолеты-носители, может быть целесообразно применить следующий прием. Один из истребителей идет на сближение с группой противника. Направив свой самолет строго в центр группы и сблизившись с ней на определенное расстояние (примерно на 200—300 м), летчик катапультируется. Истребитель самостоятельно врезается в боевой порядок противника и своим корпусом может сбить один, а иногда даже несколько бомбардировщиков и расчленить их боевой порядок на более мелкие группы. Другим истребителям после этого представится лучшая возможность уничтожать противника по частям.

Советские летчики, глубоко преданные своей Родине, верные военной присяге и своему воинскому долгу, готовы во всеоружии встретить любого агрессора, который попытается нарушить нашу мирную счастливую жизнь. Зоркие часовые советских воздушных границ знают несокрушимую мощь своего оружия и верят в него. Но если потребуется, они сумеют использовать такое грозное оружие, присущее только советским людям, как таран.

Вестник воздушного флота. 1955. № 6.
Tags: ВВС, ВВФ, ВОВ, Современность, журналы
Subscribe

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (IV)

    ШТАБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В заключение прилагаем различные формы боевых документов для частей, ведущих контрбатарейную борьбу. Большинство этих документов…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (III)

    5. БОРЬБА С АРТИЛЛЕРИЕЙ В НАСТУПЛЕНИИ Во время артиллерийской подготовки все средства наземной разведки ведут усиленное наблюдение, чтобы выявить…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (II)

    4. ПОДГОТОВКА БОРЬБЫ С АРТИЛЛЕРИЕЙ Ведение контрбатарейной борьбы слагается из подготовительного периода, пристрелки и подавления. Подавление при…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments