Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

«Специалисты» на линии: тыловое обеспечение танковых войск в бою

Очередной пример того, как сырые документы действуют на неподготовленные умы, потому что «люди читают жопой»(tm). И вместо того, чтобы разобраться что и как, предпочитают включать бытовую логику.

Начнём, как обычно, с предвоенных взглядов и соображений.

* * *

Однако и на этом этапе учение о тыле танковых войск еще страдало отвлеченностью. Решение ряда вопросов производилось без надлежащей внутренней критики. Приходилось, например, ломать голову над вопросами пополнения боеприпасов и горючего для групп, действующих впереди своей пехоты (так называемые танки ДД). Эту проблему пытались решать путем требования вездеходных и бронированных машин тыла, забывая, что даже при наличии таких машин вопрос все же оставался нерешенным, ибо для осуществления процессов питания и восстановления живому человеку нужно выйти из машины, а этого нельзя сделать в расположении обороняющегося противника.

Вернуть теорию тыла «на землю», к трезвому анализу обстановки и установлению четких границ между действительностью и фантазией можно было только пройдя горнило боевого опыта.

Новый этап в истории тыла танковых войск начинается с 1937 г. Уже применение танков в республиканской армии Испании принесло ряд новых выводов, заставивших пересмотреть ряд установившихся положений, учитывая, конечно, ту специфическую роль, которая выпала на долю танков в этих операциях.

Прежде всего встала во весь рост проблема питания танка боеприпасами в бою. До гражданской войны в Испании этот вопрос не казался особенно актуальным. Опыт мировой войны по вопросу о расходе боеприпасов танками приводил к выводу, что в общевойсковом бою танкам достаточно их боевого комплекта. Так, по французским данным, предельный расход снарядов на один танк достигал три четвертых боекомплекта. В Испании оказалось, что отдельные танки за день боя расходовали пять и более боевых комплектов.

Выяснилось, далее, что расход боеприпасов в бою весьма неравномерен как по направлениям, так, особенно, по времени. Наибольший расход наблюдался в первые полтора-два часа боя, и танки приходилось выводить для пополнения в самый разгар боя. Это повлияло и на чисто тактический вопрос боевого распределения и использования танков, ибо нельзя было допустить одновременного ухода с поля боя всех танков. Потребовались вторые танковые эшелоны, сменяющие танки первого эшелона во время пополнения последних боеприпасами.

Подтвердилась невозможность пополнения танков боеприпасами непосредственно на поле боя благодаря огню обороны. Танки, как правило, выводились за свою пехоту, чаще всего на исходные позиции. Это в свою очередь потребовало особой мобильности со стороны органов боевого питания, которые научились производить ряд подготовительных работ, сокращающих процесс пополнения танка боеприпасами. Кроме того, выяснялась необходимость накопления запасов на земле, так как транспорт при таком расходе не мог справиться с подвозом.

Выяснилось, что, какое бы то ни было обслуживание танков, дозаправка их горючим в период расположения на исходных позициях перед атакой почти невозможна вследствие огня артиллерии противника.

Пришлось пересмотреть и методы дозаправки танков и расположения машин тыла. Групповая механическая заправка горючим оказалась непригодной, так как интервалы и дистанции между машинами в условиях угрозы с воздуха приходилось иметь не менее 25—30 метров.

Боевой опыт танков республиканской Испании заставил уточнить ряд других положений, как, например, порядок извлечения подбитого танка из зоны пулеметного и противотанкового огня, организация наблюдения за нолем боя и первой технической помощи и т. п.

Последующие годы были еще богаче боевым опытом. Страницы истории танков Красной Армии в 1938 г. на озере Хасан, в 1939 г. на реке Халхин-Гол и в освободительном походе в Западную Белоруссию и Западную Украину и, наконец разгроме белофиннов в 1940 г. — богаты не только примерами беззаветного героизма наших танкистов, но и тем материалом, который они дают для всех областей военной науки Сбор, изучение и обработка этих материалов потребует еще значительного времени. Сейчас можно говорить только о предварительных итогах и выводах.

В отношении тыла боевые действия советских танков в этих операциях позволили внести необходимые коррективы в в опыт действия танков республиканской Испании, а также проверить жизненность целого ряда наших теоретических положений. Выяснилось, что при массовом применении танков расход боеприпасов меньше, чем это было в операциях республиканской армии Испании, причем чем крупнее соединение, тем меньше относительный расход боеприпасов (в боекомплектах). Если отдельные машины и в этих боях расходовали до двух комплектов, то для роты и батальона этот расход оказывался меньше, а для соединения в целом он редко когда превышал половину боевого комплекта. Это позволило поставить вопрос о сокращении возимых запасов соединений, а следовательно, и о некотором сокращении их транспорта.
интендант 1-го ранга Федосеев Н.Л. Тыл танковых войск за 10 лет // Труды Академии. Юбилейный сборник. М.: ВАММ КА им. Сталина, 1940.

Заправка или дозаправка машин производится в специально установленное для этого время при расположении на привалы, в выжидательных района и в районах (пунктах) сбора...

Потребность танковых войск в боеприпасах очень велика, и средней ориентировочной нормой для расчетов является один боекомплект на 3–4 часа боя.

В зависимости от напряжения боя, а также от продолжительности артиллерийской подготовки и степени насыщения танками эта норма всегда будет меняться и требовать больших поправок при расчетах.

Для самообороны танка установлен неснижаемый запас в размере 8–10% боевого комплекта.

Боеприпасы в бою пополняются в районах сбора. Кроме того, источником пополнения могут служить и запасы аварийных машин.
Кузнецов Т.П. Тактика танковых войск. М., 1940.

Сборные пункты назначаются, как говорит само название, для сбора танков по выполнении ими своей задачи или части этой задачи. Количество сборных пунктов зависит от характера действий пехоты. с которой танки взаимодействуют. При наступлении пехоты по рубежам в танковых группах поддержки пехоты сборные пункты обычно назначаются также по рубежам на расстоянии 1—2 км один от другого. При выполнении задачи, предусматривающей проникновение танков на значительную глубину оборонительного расположения противника, сборные пункты назначаются по выполнении поставленной задачи.

Если по выполнении части боевой задачи необходим сборный пункт, то такой сборный пункт называется промежуточным. Промежуточные сборные пункты назначаются при выполнении задач поддержки пехоты. На промежуточном сборном пункте пехотный командир может иметь личное общение с танковым командиром для согласования дальнейших действий, уточнения или дополнения боевой задачи.

Кроме того, на сборном пункте могут быть пополнены боеприпасы, быстро устранены мелкие неисправности в материальной части, замешена убыль в личном составе и пр. Все это требует соответствующей организации тылового обслуживания.

Выбор мест сборных пунктов производится, исходя из указанных выше потребностей. Во всех случаях они должны быть хорошо замаскированы и по возможности защищены от огня со стороны противника. Во избежание напрасных потерь танки должны избегать скученного расположения на сборных пунктах и быть в постоянной готовности к последующим действиям. Остановки на промежуточных сборных пунктах должны исчисляться минутами. Решение о выходе на сборный пункт раньше назначенного времени (до выполнения задачи) может принять только старший начальник танков, приданных стрелковому батальону.
Игнатьев А. Танки в общевойсковом бою (Очерки тактики танковых частей). М., 1939.

* * *

Продолжим опытом войны.

* * *

Особенности службы тыла во встречном бою

...

Продвижение машин с горючим и боеприпасами из первого тылового эшелона к району сбора производится под прикрытием боевых порядков пехоты, или же район сбора назначается за своей пехотой...

12. Служба тыла в наступательном бою

В общевойсковом наступательном бою тыловым подразделениям танковых частей приходится работать в сложных условиях. Ограниченное количество дорог, а иногда полное их отсутствие, плотность Насыщения ближнего тыла тыловыми подразделениями других родов войск, тяжелые условия подвоза в полосе, ранее занимавшейся обороной противника, значительный расход боеприпасов и большие потери в материальной части — все это создает значительные трудности в снабжении и обслуживании батальона.

Основные задачи органов управления тылом в наступательном бою:

— подготовка материальной части и пополнение всех запасов в период нахождения танков на выжидательных позициях;
— правильное определение потребности в горючем и боеприпасах, целесообразное их эшелонирование и своевременное пополнение боевых машин в динамике боя и районах сбора;
— эшелонирование ремонтно-эвакуационных средств, обеспечивающее быструю техническую помощь аварийным машинам, извлечение их с поля боя, последующую эвакуацию и ремонт;
— своевременное перемещение эшелонов тыла по мере развития, боя в полном взаимодействии с перемещением тыловых подразделений общевойсковых частей, а также других частей усиления;
— организация быстрой санитарной помощи и эвакуации раненых;
— непрерывное наблюдение за полем боя, гибкое управление тылом и прочная связь с ним.

Планирование материально-технического обеспечения должно исходить из предпосылки непрерывного использования танков в течение всего времени, которое потребно пехоте для выполнения ее задач.

В период нахождения танков на выжидательных позициях, помимо работы по подготовке материальной части и пополнению (а если нужно дополнительному накоплению) запасов, штаб и службы планируют материально-техническое обеспечение боя, устанавливают взаимодействие с органами управления тылом общевойсковых частей и соединений (полка, дивизии) и рекогносцируют объекты, имеющие важное значение для работы тыла (пути подвоза и эвакуации, места расположения эшелонов парка, сборных пунктов аварийных машин, медицинских пунктов, точек, удобных для развертывания пунктов наблюдения за боем и связи с тылом, и т. п.).

А. Потребность в горючем и боеприпасах и пополнение запасов боевых машин

Расход горючего в наступательном бою, как показал опыт, определяется в среднем в 10 моторочасов (2 часа на движение с выжидательных позиций на исходные, 4—5 часов на бой до овладения первой полосой тактической зоны обороны и 3—4 часа на обеспечение выполнения задачи дня стрелкового соединения и выход в конечный район сбора или ночлега).

Это составит для танков средних и тяжелых до 1 заправки, для малых и легких до 0,75, а для танков союзных государств 1,25—1,5 заправки.

Таким образом, танки с большим запасом хода (13—15 моторочасов) не требуют дозаправки до конца дня, все же остальные должны дозаправляться примерно через 4—5 часов после начала атаки. К этому времени служба питания горючим должна быть готова начать дозаправку.

В первом тыловом эшелоне батальона следует иметь 0,5 заправки для боевых машин.

Для увеличения продолжительности использования танков целесообразно производить пополнение горючим из наружных баков (танков, которые имеют таковые) на пути следования к исходным позициям в ближайшем к этим позициям укрытии. Опорожненные баки оставляются в районе дозаправки, а затем подбираются первым тыловым эшелоном.

Потребность в боеприпасах может достигнуть для батальона в целом одного боевого комплекта, причем отдельные подразделения, а в особенности отдельные машины, могут израсходовать значительно большее количество боеприпасов, главным образом снарядов.

При этом наибольший расход боеприпасов падает на первый период наступательного боя, т. е. на преодоление переднего края и глубины батальонных районов обороны противника.

Таким образом, в первый тыловой эшелон следует выделять до 0,5 боевого комплекта.

Пополнение боеприпасами батальона в целом может потребоваться тотчас же после преодоления пехотой первой полосы тактической зоны обороны (продвижение на 4—6 км), т. е. через 4—5 часов от начала атаки. Пополнение боеприпасами отдельных подразделений и даже машин может потребоваться через 1,5—2 часа после начала атаки. Для этой цели в состав первого тылового эшелона включается трактор (с прицепкой) с боеприпасами.

Пополнение запасов боевых машин производится под прикрытием своей пехоты. Районы и пункты для пополнения боеприпасами следует назначать с таким расчетом, чтобы подход машин с боеприпасами осуществлялся возможно быстрее.

Боевое использование танков должно быть увязано с возможностью непрерывного пополнения их боеприпасами. Наиболее правильной будет последовательная смена подразделений так, чтобы для пополнения боеприпасами одновременно не выводилось более одной трети всех танков.

Командиры рот (взводов) высылают проводников для встречи прибывающих машин с боеприпасами и сопровождения их к местам расположения взводов. Опорожненные машины собираются в районе расположения первого тылового эшелона, откуда следуют по указанию штаба батальона на выгрузочную станцию или передовой армейский склад (на грунте).

При большом удалении батальона в исходном положении от выгрузочной станции (свыше 60 км), а также в предвидении большого расхода боеприпасов возможно, если позволяет время, заблаговременное накопление 0,5—1 боекомплекта боеприпасов в районе выжидательных позиций.

Б. Эшелонирование парка и его перемещение в динамике боя

В период нахождения танков на выжидательных позициях все тыловые подразделения располагаются вместе с батальоном.

В бою эшелонирование парка батальона производится постепенно.

Первый эшелон, имея в своем составе до 0,5 заправки горючего, 0,5 боекомплекта боеприпасов, батальонный медицинский пункт, ремонтно-эвакуационное отделение (без полевой зарядной станции) и несколько машин с запасными частями, выступает с выжидательных позиций вместе с боевой частью или некоторое время спустя и останавливается укрыто на удалении до 5 км от исходного положения пехоты.

После начала пехотной атаки из состава первого тылового эшелона в район исходных позиций выдвигается эвакуационная группа в составе эвакуационных тракторов батальона, трактора с боеприпасами, а также, если обстановка и местность позволяют, санитарной машины.

По овладении пехотой батальонными районами обороны (продвижение 1,5—2 км) ремонтные мастерские и машины с запасными частями выдвигаются на сборный пункт аварийных машин, назначаемый на удалении до 3 км от линии фронта, санитарные машины — на батальонный медицинский пункт. Прочие машины первого тылового эшелона выдвигаются в район сборного пункта аварийных машин, а при благоприятных условиях переходят в район исходных позиций.

В дальнейшем машины с боеприпасами и горючим передвигаются скачками от укрытия к укрытию в пункты, где назначено пополнение запасов боевых машин.

Второй тыловой эшелон остается в районе выжидательных позиций. По продвижении наступающих частей пехоты на 4—6 км второй тыловой эшелон переходит в район исходных позиций, где и остается до конца дня, высылая, если это нужно, машины с запасами и походные кухни в район сбора.

Перемещение первых и вторых тыловых эшелонов производится по дорогам и в сроки, указываемые общевойсковыми штабами.
Побле Д.И., Федосеев Н.Л. Танковый батальон в общевойсковом бою. Ташкент: ВАММ им. Сталина, 1942.

Во встречном бою... Первый тыловой эшелон части тоже сразу переходит в район сбора танков после атаки главных сил врага совместно с пехотой. Боевого комплекта хватает приблизительно на часов боя, а горюче-смазочных материалов — на 1 день. Однако, если предвидится большой расход боеприпасов в бою, то для пополнения вызываются вперед (под охраной) машины с огнеприпасами. Передвигаются они также от укрытия к укрытию. Пополнение огнеприпасами производится в районе сбора; для этого танки выводятся из боя за свою пехоту. Во избежание недоразумений пехота должна знать для какой цели отводятся назад танки.



Наступление на заранее подготовленную оборону противника протекает медленнее, но интенсивнее; следовательно, расход огнеприпасов в этой виде боя значительно больше, чем во встречном столкновении или при наступлении на поспешно организованную оборону. За день боя танки должны получить пополнение боеприпасами не менее 1—2 раз.

Боевой порядок в наступательном бою также продвигается вперед значительно медленнее, чем во встречном. Для облегчения работы транспорта части во время боя целесообразно в период подготовки наступления один боевой комплект выложить на земле в районе выжидательных позиций, где во время наступления располагается второй тыловой эшелон (8—15 км от переднего края оборонительной полосы врага).



В наступательном бою тылы эшелонируются следующим образом (схема 5). До выхода танков на исходные позиции все тылы танковой части, как правило, располагаются в районе выжидательных позиций. В районе наблюдательного пункта командира танковой части (в 1—2 км от переднего края противника) организуется ПНС. В 3—5 км от переднего края врага развертывается СПАМ части. Недалеко от СПАМ, но ближе к фронту (в 2—4 км), развертывается пункт медицинской помощи части.

Тылы продвигаются вперед по мере перемещения боевого порядка скачками от укрытия к укрытию.
Эрнест Н.А. Основы боевого применения танков в общевойсковом бою. Учебное пособие. М.: ВАФ, 1943.

17. ОРГАНИЗАЦИЯ И СЛУЖБА ТЫЛА

551. Тыловые части и подразделения бригад и полков в период подготовки наступления располагаются в районе выжидательных позиций.

552. К началу атаки боевые машины и транспорт частей и соединений должны иметь полную норму всех подвижных запасов. При наличии времени и средств могут быть созданы запасы боеприпасов и горюче-смазочных материалов на земле в районе выжидательных позиций (бригадных обменных пунктов).

553. С началом атаки танков в район исходных позиций выдвигается ремонтно-эвакуационная группа (мастерские типа «А», тракторы и санитарные машины). Остальная часть первого эшелона тыла полка располагается на удалении до 5 км от линии фронта и переходит в район исходных позиций по продвижении своей пехоты на 1,5—2 км в глубину расположения противника.

555. В ходе боя машины с запасами горючего и боеприпасов распоряжением штаба полка (батальона) перемещаются скачками в назначенные пункты, где пополняют запасы боевых машин.

559. В направлении наступления бригады (полка) устанавливается ось связи, боевого питания и восстановления, проходящая обычно по наиболее удобным для движения укрытым подступам. Если батальоны действуют на отдельных направлениях, ось связи, боевого питания и восстановления устанавливается для каждого направления отдельно.

565. Пополнение танков боеприпасами и горюче-смазочными материалами в бою производится на пунктах сбора за своей пехотой, без возвращения на исходные позиции [выделено в оригинале].

При невозможности подать боеприпасы и горюче-смазочные материалы на пункт сбора командир части (подразделения), чтобы обеспечить продолжение боя всеми танками, может перераспределить между ними оставшийся запас боеприпасов и горюче-смазочных материалов.

В отдельных случаях организуется подача боеприпасов и горюче-смазочных материалов боевыми машинами.

566. В конечном районе сбора танки в предельно короткий срок должны быть приведены в полную боевую готовность путём восстановления машин, их технического обслуживания и пополнения всех запасов.
Боевой устав бронетанковых и механизированных войск Красной Армии. Ч. 2 (Батальон, полк, бригада). М., 1944.

* * *

Подводя краткие итоги:

1. Политрук «в главном прав».

2. Не будьте белками-истеричками.
Tags: 1918-1941, ВОВ, Танки, экономика и тыл
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments