Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Съездили в командировочку за речку...

ВОТ ТАКИЕ «ГИТАРЫ»...
(Письмо в редакцию)

Служба воинов, выполняющих свой интернациональный долг в дружественном Афганистане, известно, проходит в нелегких условиях. Поэтому нам особенно дороги встречи с посланцами Родины. Ну, а если гости — еще и наши любимые артисты, радость особенно велика.

С каким теплом и благодарностью вспоминают у нас встречи с народным артистом РСФСР Иосифом Кобзоном! Обычные его слова после первых приветствий: «Везите, меня туда, куда считаете нужным». И он пел в клубах, в госпитале, прямо под открытым небом на сдвинутых автомобильных платформах. Пел о том, что дорого солдатскому сердцу, исполнял песни, которые делают людей чище, зовут на подвиг. Каждое его выступление продолжалось по три-четыре часа — столько подавалось заявок, и Кобзон никому не отказывал. Артист покорил нас не только талантом, высоким мастерством, но и своим уважительным отношением к зрителю, своим пониманием важности дела, выпавшего на делю тех, для кого он пел.

Надолго запомнились и встречи с лауреатом Международного конкурса Николаем Соловьевым, с вокально-инструментальным ансамблем «Садо» («Эхо») из Ташкента, подарившего нам прекрасный венок песен народов СССР. Приезжал популярный ансамбль «Пламя» — с волнующей программой, из песен о Родине, солдатских, лирических песен, современных эстрадных сочинений. «Родина моя, хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви» — эти слова из песни С. Туликова на стихи М. Танича могли бы стать ее эпиграфом. «Пламенята», как любовно окрестили артистов ансамбля солдаты, не сробели и после того, как автобус, в котором они ехали на конверт в отдаленный гарнизон, был обстреляв душманами.

Низкий им всем поклон и сердечная благодарность!

Но, увы, взяться за перо вас заставила «ложка дегтя», которая основательно испортила общее настроение.

Совсем недавно состоялись у нас концерты вокально-инструментального ансамбля «Голубые гитары», коллектива далеко не безвестного. Мы полагали, что, как и предыдущие наши гости, отправляясь к воинам ограниченного советского контингента в Афганистане, артисты достаточно четко представляли себе, куда и с какой целью едут. Но и концерты, и само поведение этих гостей убедили нас в совершенно ином.

Можно, в общем-то, простить весь тот грохот, который обрушила на слушателей мощнейшая электронная аппаратура и который почему-то назывался музыкой; можно закрыть глаза на кривлянье — другого названия предложенной нам манере сценического поведения артистов просто не подобрать; на бестактное выпрашивание аплодисментов, когда зрителя ставят в столь неудобное положение, что хочешь не хочешь, а хлопнешь в ладоши; все это можно, повторяем, скрепя сердце, простить. Но ведь мы столкнулись с вещами куда более серьезными!

Идейно-художественная сторона программы не выдерживает никакой критики — это попросту бледная копия далеко не лучших западных оригиналов. Было, правда, несколько номеров, в которых звучали высокие слова, но форма, в которую они облечены, никак не соответствовала содержанию. И жаль было этих слов, как жаль и варварски интерпретированных, искаженных русских песен «Коробейники» и «Вдоль по Питерской».

Да, чаше всего здесь нам не до развлечений. Тем дороже те редкие часы, когда к нам приходят высокое искусство. Высокое, такое, что помогает формированию личности воина-патриота, воина-интернационалиста. Мы любим музыку — русскую, украинскую, узбекскую, эстонскую... Не чураемся и зарубежной, но опять-таки хорошей, возвышающей человека. Неужели в Московской концертной организации не понимают того, какой музыкальный багаж везли к нам «Голубые гитары»? А может, их и не прослушивали вовсе? Или, как это, говорят, бывает: на сдаче программы игралось одно, а с эстрады звучало другое?..

И еще вот о чем хочется сказать. Даже человеку, никогда не бывавшему здесь, известно, наверное, что комфорта у нас маловато. Мы предоставили «Голубым гитарам» все лучшее, что имеем. Каково же было слушать упреки в том, что кого-то не так разместили, где-то «не по русскому обычаю» угостили... Как охарактеризовать такого рода претензии?

А в ряд частей коллектив попросту не поехал под предлогом «технических причин»: не хватает, дескать, питания для усилительной аппаратуры, нет фортепиано. Обделенными оказались именно те, кто, может быть, особенно хотел послушать музыку, да не имеет «концертных роялей».

Никто из воинов, несущих службу на афганской земле, несмотря на исключительность условий, в которых она проходит, не требует какого-то особого к себе отношения. Еще раз подчеркиваем: мы искренне рады гостям, хотели бы видеть у себя и музыкантов, и писателей, и артистов театра и кино, и прославленных спортсменов. Встретим их как родных. Речь идет только о том, чтобы не повторились случаи, подобные тем, какой произошел с «Голубыми гитарами».

Подполковники М. ДУБРОВИН, В. МИКОРА, Л. БУРЕНОК, Н. ПРИМАКОВ, А. СЕРОВ,
майор Н. ЛАПКИН,
старшие лейтенанты В. ГУБРИЙ, В. КОСТЕНКО, Е. ТИХОНОВ,
служащий Советской Армии К. РАХИМОВ.


Красная звезда. 1982. 4 декабря (№ 278).


ВОТ ТАКИЕ «ГИТАРЫ»...
(Читатель продолжает разговор)

Под этим заголовком 4 декабря 1982 года в «Красной звезде» было опубликовано письмо группы авторов из состава ограниченного советского воинского контингента в Афганистане. В нем говорилось о, мягко выражаясь, некорректном поведении артистов вокально-инструментального ансамбля «Голубые гитары», приезжавшего к ним на гастроли, о слабой в идейном и художественном отношении программе, которую показали ансамблисты, о том, что в ряде отдаленных гарнизонов, где были запланированы их выступления, артистов так и не дождались.

Художественный руководитель — директор Москонцерта И. Н. Сафонов и секретарь парткома Б. В. Поляков прислали в редакцию ответ, в котором, в частности, говорится, что критика в адрес ВИА «Голубые гитары» признана правильной. На заседании парткома Москонцерта 14 декабря был заслушан руководитель ансамбля заслуженный артист РСФСР И. Я. Гранов, который тоже признал критику справедливой. Ансамбль «Голубые гитары» снят с запланированных гастролей за рубеж и лишен афишных концертов в Москве. К руководителю ансамбля приняты меры административного воздействия.

Что ж, руководство и коммунисты Московской концертной организации приняли принципиальное решение. И это понятно: коллектив Москонцерта дорожит своим добрым именем. Четыре последних года подряд удерживал он переходящее Красное знамя военного совета Московского военного округа — отличие за работу по культурному шефству над воинами. У Москонцерта установлены прямые шефские связи с гвардейцами — кантемировцами и таманцами, с одной из частей внутренних войск. В минувшем году столичные артисты провели 300 крупных шефских мероприятий. Естественно, что случай с «Голубыми гитарами» встретил в коллективе единодушное осуждение.

Резкую оценку дают ему и читатели «Красной звезды». И по сей день почта приносит в редакцию отклики на выступление газеты. Поднятый читателями разговор выходит далеко за рамки частного эпизода с «Голубыми гитарами».

Обращают на себя внимание строки из письма С. Гачала из Уссурийска, члена КПСС с 1938 года, 27 лет жизни отдавшего службе в армии: «Всегда было так, что в войска посылались лучшие артисты страны, с лучшим репертуаром. Разве можно доверять солдатскую аудиторию ансамблю, не раз подвергавшемуся критике за идейно-художественный уровень программ?».

Да, выступления перед воинами традиционно доверялись тем, кто завоевал это право прежде всего социальной, общественной значимостью своего искусства. «Все мы прошли Великую Отечественную. Как и все фронтовики, с душевной теплотой встречали каждого артиста, прибывшего в боевые части. Мы чувствовали тепло их души, они вместе с нами переживали испытания, выпавшие на долю нашей Родины. И сейчас мы им низко кланяемся и говорим — спасибо!» — написал по поручению своих товарищей председатель комитета содействия при Коростеньском объединенном военкомате майор в отставке Н. Лобода. Те же слова в адрес артистов старшего поколения — и в письме ветеранов войны Ленинградского производственного объединения грузового автотранспорта № 5, от имени которых выступает майор запаса А. Малышев, во многих других письмах. «Мы, фронтовики, гордимся продолжателями дела старших, такими, как И. Кобзон, Н. Соловьев, ансамбль «Садо» и особенно не сробевшие под обстрелом артисты ансамбля «Пламя», — пишут ветераны войны супруги Василенко из Таганрога. — Вот на таких примерах и надо вести политико-воспитательную работу в творческих коллективах».

И вот что интересно: авторы не просто вспоминают о фронтовых бригадах — они предлагают использовать их опыт при организации культурного обслуживания частей, находящихся в таких сложных условиях, как Афганистан, БАМ, воинов границы, отдаленных гарнизонов. Вот строки из письма водителя А. Новикова из Новороссийска: «А почему бы не послать на Н-скую точку одаренного исполнителя пусть с одной-единственной гитарой ли, баяном ли, зурной или домброй, но чтобы этот инструмент был в руках истинного, маэстро, такого, чье искусство способно поднять людей на подвиг?». А вот слова прапорщика Н. Старовойта, секретаря комитета ВЛКСМ батальона, входящего в состав ограниченного воинского контингента в Афганистане: «Не лучше ли вместо дорогостоящих «технически оснащенных» ансамблей присылать к нам почаще концертные бригады по типу фронтовых? Им не нужны залы, они мобильны, могут выступать практически в любой обстановке».

Еще письмо из Афганистана, от служащих Советской Армии Л. Вялкиной, К. Файзуллиной, Л. Лойко, В. Жирновой: «Почему бы к нам не приехать оперным певцам или солистам балета? А как скучают здесь по народной песне! И разве не здорово ли было бы послушать вечер русского романса? Пусть исполнителей будет всего три-четыре, нам не гром и не грохот нужен, а искусство».

Здесь уже разговор заходит не только о форме бригады, но и об ее репертуаре. И касается он не только шефов, не только «гражданских» коллективов. В частях ограниченного контингента побывал ряд концертных бригад ансамблей песни и пляски военных округов. Об их репертуаре ведут речь подполковник Н. Здоренко, майор С. Петриченко, майор А. Одинцов, старший лейтенант А. Прокопенко, прапорщик Ф. Алиев:

«К сожалению, зрительский спрос недостаточно учитывается и руководителями военных ансамблей. А они-то должны уметь представить себе, что больше всего волнует воина, несущего сопряженную с немалыми трудностями службу вдали от Родины. Мало душевной теплоты и много однообразия в показанных нам программах. Пусть не обидятся на нас уральцы, артисты ансамблей Среднеазиатского и Одесского военных округов, но к ним у нас больше всего пожеланий постараться научиться чувствовать обстановку.

Ведь сумели же найти настоящий контакт со зрителями ансамбль песни и пляски Московского округа ПВО, армейские артисты из Минска и Киева!».

Наверное, будет справедливо закончить обзор читательских откликов, поступивших в редакцию после публикации письма «Вот такие «гитары»...» словами доцента Саратовского экономического института подполковника в отставке Г. Гольдштейна: «Когда артист выходит на сцену, он уже, прежде всего, идеологический работник, и его выступление должно быть пронизано духом партийности, наполнено классовым содержанием. Ведь артист — не просто певец, танцор, чтец, артист, он — воспитатель. И еще — близкий, сердечный друг». Очень правильно сказано!

Э. МИХАЙЛОВ.

Красная звезда. 1983. 14 января (№ 11).
Tags: Красная звезда, Современность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments