Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

«Я смотрю телевизор и хорошо знаю современную молодёжь. У нас замечательная молодёжь». (с)

Подполковник В. РОЩУПКИН

ОБЪЕКТ ДИВЕРСИЙ — МОЛОДЕЖЬ
(На фронтах идеологической борьбы)

Многомиллионная красногалстучная армия советских мальчишек и девчонок, их старшие товарищи, на груди которых — значки ВЛКСМ с чеканным профилем Ильича, войдет созидающей силой в грядущий век. Переступив рубеж двух тысячелетий, молодые продолжат эстафету долга всех поколений советских людей — борцов за торжество коммунистических идеалов.

Пристально всматривается в молодежь нового общества сегодня и наш классовый враг. Разного рода «советологи» считают ее важнейшим объектом своей подрывной деятельности. При штаб-квартире НАТО действует так называемый совет по делам молодежи. Идеологические диверсанты из этого подрывного натовского подразделения делают свое черное дело на основе специально разработанных программ. Они предусматривают, наряду с натаскиванием молодежи Запада в духе антикоммунизма и ведением подрывной работы в прогрессивных молодежных организациях, идеологические диверсии против подрастающего поколения в СССР и других социалистических странах.

Антисоветчики координируют свою подрывную деятельность, тщательно разрабатывают стратегию и тактику духовного отравления молодых людей в нашей стране. В недрах Атлантического союза был даже подготовлен и распространен опус под названием «НАТО и молодежь», где большое внимание уделено методам идеологического разоружения молодежи в мире социализма.

«Особое внимание в нынешнем периоде, — говорится в другом натовском документе (он выпущен комитетом по вопросам информации и культурных связей НАТО), — следует, обратить на молодежь, не обладающую еще жизненным опытом, легко восприимчивую ко всему новому, необычному, красочному, броскому в материальном и техническом отношении. Увлечь молодежь СССР идеалами Запада — наша задача».

Антисоветчики, как и взаимодействующие с ними политические разведки Запада, сообща изучают различные категории молодых людей в качестве мишени идеологических атак. Тщательно анализируются условия жизни и негативные социальные явления в молодежной среде, которые могут послужить питательной почвой для подрывных акций.

Известный на Западе «советолог» Р. Левенталь связывает надежды на «кризис советского общества» с распространением среди некоторой части молодежи таких социально негативных явлений, как политическая инфантильность, карьеристские замашки, тяга к вещизму, моральная распущенность.

В империалистических бункерах «психологической войны» особый интерес проявляют к тем молодым людям, которые, бравируя своей «осведомленностью», черпают «информацию» из мутных «волн» и хриплых «голосов». Специалисты по дезинформации хотят знать, кто их слушает, в каких регионах, представители каких социальных и возрастных категорий молодежи. Подобный интерес не случаен: в пропагандистском «обстреле» молодежи СССР и других социалистических стран именно подрывному радиовещанию отведена роль артиллерии главного калибра.

Западные радиокомментаторы много говорят об «общечеловеческом подходе», о «молодежи вообще». Делается это для того, чтобы свести классовую борьбу к «конфликту поколений». Буржуазный «теоретик» Л. Фойер, например, утверждает: «История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями». Фойеру вторит его коллега по «теоретическим изысканиям» Б. Уилсон. Он тщится доказать, что «конфронтация поколений характеризует современный образ жизни».

Между тем, как хорошо известно, молодые люди не противостоят существующим в обществе классам. Они составляют их органическую часть. Конечно, всегда были и есть возрастные особенности молодежи. О необходимости учета их говорил в свое время В. И. Ленин. Главное тут — классовый подход, учил Владимир Ильич.

Фальшивую концепцию «конфликта поколений» спецы по лжи и клевете не только насаждают в умах западной молодежи, но и пытаются экспортировать в нашу страну. В передачах, нацеленных на молодежь, ее интересы, духовные, культурные запросы противопоставляются жизненному опыту старших поколений. В то же время предпринимаются попытки противопоставить друг другу различные социальные группы молодежи. Например, недавним выпускникам технических вузов внушается мысль об их исключительности; ведутся спекуляций вокруг наблюдавшейся у нас тенденции снижения престижа инженера, неудовлетворенности его положением. Инженерно-технические кадры противопоставляются молодым рабочим. Последним исподволь внушают, что их сверстники, работающие в научно-производственной сфере, — бездельники, карьеристы-неудачники и т. д. Специальные передачи адресованы молодой творческой интеллигенции. Ей подбрасывается мысль о невозможности «свободы творчества» при социализме, нашептывается о наличии таких «свобод» на Западе.

Сегодня, как никогда, наши идеологические противники пытаются спекулировать на некой «утрате революционного духа» советской молодежью, ее оптимизма, готовности к борьбе. В молодежной среде усиленно ищут мифическую «оппозицию», а борьбу нового со старым хотят подвести под все ту же пресловутую концепцию «конфликта поколений». Подобные подрывные, раскольнические идеи наши недруги стремятся протащить в сознание молодых людей, не в последнюю очередь рассчитывая на свойственный юношеству максимализм, критичность, неприятие дутых авторитетов и голых назиданий.

Наша страна переживает сейчас время обновления, время больших перемен. В условиях гласности у молодого поколения значительно вырос интерес к жизни страны, ее прошлому. Повсеместна тяга к постижению и осмыслению отечественной истории, ее сложных, порой трагических поворотов, которые пережили старшие поколения. На эти перемены в общественном сознании молодежи реагируют и наши идеологические противники, подрывные «радиоголоса».

Спекулируя на интересах молодых людей, на их подчас недостаточной информированности о довоенном периоде социалистического строительства, его трудностях и ошибках, специалисты по фальсификации и лжи ловко стряпают так называемые исторические свидетельства и мемуары. В них беспардонно извращаются восстановление разрушенного иностранной военной интервенцией и гражданской войной народного хозяйства, индустриализация и коллективизация, положение в народном хозяйстве в послевоенные годы.

Под маской «объективности» британская радиовещательная корпорация Би-би-си регулярно выпускает в эфир на русском языке тенденциозно подобранные выдержки из советской периодической печати о различных аспектах строительства социализма в СССР в двадцатые, тридцатые, пятидесятые годы. Составляются и подаются эти подборки так, чтобы перечеркнуть в сознании молодых слушателей неоспоримые достижения предвоенных и первых послевоенных пятилеток, а главное — посеять семена скептицизма и неверия в успех сегодняшней перестройки. В числе «документальных» лжесвидетельств — опусы под претенциозными названиями «Мемуары Максима Литвинова», «Мемуары Хрущева», «Мемуары Шостаковича», «Записки Пеньковского» и т. п. Сработанные по заказу и при участии западных спецслужб, подобные подрывные сочинения пропитаны ядом антисоветизма и антикоммунизма.

Попытки очернить, извратить вклад отцов и дедов наших в социалистическое строительство — одна из стратегических целей империалистической пропаганды, и ее нельзя недооценивать. Особенно сейчас, когда в условиях перестройки стоит задача сплотить в ее интересах все социальные слои, все возрастные группы общества. Нашего социалистического общества, заинтересованного в политически зрелой, активной молодежи, участвующей в решении всех вопросов современности.

* * *

На Западе широко используется и такой вид идеологической диверсии, как социологическая пропаганда. Как и традиционная политическая пропаганда, она имеет конечной целью манипулирование общественным сознанием. Но если первая не скрывает своей приверженности к определенной политико-экономической структуре, то пропаганда социологическая—более замаскированная, утонченная форма идеологического воздействия. Ее задача — навязать нашим людям, в первую очередь молодежи, идеалы, взгляды, образ жизни капиталистического общества, его психологию.

Безудержное восхваление «свободного мира», потребительства, изобилия товаров преследует цель — вызвать у слушателей неудовлетворенность социалистической действительностью, безразличие, а если удастся, и враждебность к идеям марксизма-ленинизма. Наши классовые и идеологические противники и их радиорупоры возлагают надежды на то, что в сознании советских юношей и девушек укоренится позитивное отношение к хваленому «американскому образу жизни».

Внушение представления о «превосходстве» всего американского начинается с рекламы предметов повседневного обихода — сигарет, напитков, одежды, модных журналов, грампластинок, видеокассет. Именно на этой почве диверсанты от раднопропаганды рассчитывают сформировать презрение ко всему советскому. Намекая на «неограниченные» возможности для молодого человека приобрести в США и вообше на Западе любые «престижные», популярные в молодежной среде товары ширпотреба, наши недруги пытаются доказать, что в этом плане молодое поколение в социалистических странах обижено, ущемлено и вправе требовать для себя большего.

Непременный компонент социологической пропаганды идеологических диверсантов — реклама «массовой культуры». Навязывание ее стандартов, особенно американских, порой назойливое, исподволь, вкрадчиво — самый опасный вид идеологических диверсий, нацеленных на нашу молодежь.

О том, какое место в социологической пропаганде отводится рекламированию «массовой культуры», свидетельствуют материалы издающегося в США идеологического органа антикоммунистов всех мастей — журнала «Проблемс оф коммьюнизм». Это издание, курируемое официальными властями Вашингтона, в числе других проблем занимается разработкой стратегии и тактики подрывной идеологической деятельности против советской молодежи. Вот что пишет один из «специалистов» по этому вопросу Р. Темпест на страницах журнала: «Сегодня более успешно можно пробить бреши в идеологических стенах Советского государства не с помощью сионизма и диссидентской литературы, а посредством «массовой культуры» и поп-музыки».

У западных спецов по идеологической агрессии разработана тонкая методика пропаганды «маскульта». С чего она начинается? Нередко с невинных вроде передач, знакомящих с новинками западной эстрадной музыки. Это тот идеологический крючок, на который «голоса» пытаются поймать молодых слушателей. Расчет тут прост: приучить слушать западную музыку, а через нее привить «вкус» к клеветническим радиопередачам, вызвать аудиторию на контакт — в виде музыкальных заявок, ответов на вопросы и т. д.

Музыкальные передачи западных радиостанций, нацеленные на СССР, занимают в их программах немало места. Так, «Голос Америки» еженедельно передает в эфир для молодежи две, а то и три передачи «Джазовой программы», «Музыки для танцев», 48 процентов передач «Немецкой волны» — музыка, информация о «звездах» спорта и церковные сообщения. Много внимания уделяют западной рок-музыке и джазу «Радио Канады», «Радио Швеции», «Радио Израиля» и т. д.

Но действительно ли «чисто развлекательны» мелодии, которыми с таким усердием потчуют «голоса»? Нередко за разухабистыми ритмами, примитивными текстами кроются идеи, совершенно чуждые, а то и откровенно враждебные нашим идейным и в целом духовным ценностям и представлениям.

О чем, например, поет рок-группа «Пойнтер систерс», получившая в 1986 году одну из наград фирм грамзаписи? Вот один из «шедевров» этого ансамбля — «Нейтронная бомба». Текст этого, с позволения сказать, «произведения» написан неким Э. Уилисом, который сам называет свой стиль «ядерным» искусством. «Все ближе, ближе ядерный взрыв. Он уничтожит все. Выбор один: сожалеть, что не будет влюбленных и любви, или танцевать, танцевать...»

Но это, так сказать, всего лишь цветочки в музыкально-эстрадном чертополохе. Рок-идолы группы «Назарет» истошно вопят в микрофоны: «Нет пощады коммунизму!» А дергающиеся девицы из состава «10 СС» (одно название чего стоит!) истерически воспроизводят на современный лад старые антикоммунистические мотивы в опусе под названием «Красные в моей постели».

В молодежных программах некоторых «голосов» пропагандируются песенки различных эмигрантов — от недобитых белогвардейцев до отщепенцев-ренегатов наших дней. Причем опусы последних пытаются выдать за некий «политический протест», разжечь к ним нездоровый интерес и тем самым ослабить и опошлить интерес к советской музыке, искусству, образу жизни.

Ловцы юных душ пытаются завоевать доверие своей «осведомленностью» в молодежной эстрадной музыке в странах социализма. Даются безапелляционные оценки, одни творческие коллективы противопоставляются другим. За всем этим — стремление внушить молодому слушателю, что «голоса» знают все, и постепенно приручить его.

* * *

В последнее время расширился такой подрывной канал идеологического воздействия на молодежь в странах социализма, как распространение видеокассет с идейно вредными программами. Заметим, что в нашей стране сейчас насчитывается в личном пользовании примерно 2 миллиона видеомагнитофонов, главным образом зарубежных марок. Но уже к концу нынешней пятилетки это число значительно возрастет.

Опасность видеоагрессии в том, что аудиовизуальное воздействие (звуком и образом) видеороликов на подростков, молодых людей гораздо выше, чем других средств массовой информации. Наш классовый противник прилагает немало усилий для нелегального провоза и распространения в СССР и других социалистических странах программ, восхваляющих пресловутые «ценности и свободы» Запада: жестокость, насилие, секс, а нередко и откровенно антисоветские бредни.

Наряду с западными музыкально-развлекательными программами к нам попадают видеосюжеты, откровенно охаивающие русскую национальную песенно-музыкальную культуру. Некоторые западные исполнители, особенно просионистского толка, злобно пародируют наше народное творчество, в карикатурном свете представляют многовековую музыкальную русскую культуру, музыкальный и хореографический фольклор народов СССР.

Судьба разного рода перебежчиков и отщепенцев, о которых так любят говорить «правду» на Западе, показывает: все они начинали свое падение, не вдруг, а постепенно, еще будучи молодыми людьми. Их путь под откос начинался, как правило, со слушания «голосов», а точнее, радиолжи. А потом их находили вездесущие «ловцы душ» и завлекали в свои коварные сети. Так что недооценивать идеологической опасности, которую таит в себе ложь и клевета «голосов», нельзя.

Процесс перестройки, начатый в нашей стране, предполагает решительное утверждение тесной связи идеологии с жизнью, единство слова и дела. В прошлом допускались отступления от этого принципа. К чему это привело? К негативным явлениям в экономике, отставанию социальной сферы, что в свою очередь порождало социальную пассивность части молодых людей. Серьезно дали знать о себе недостатки и формализм в идеологической работе, в частности в интернациональном воспитании молодежи.

В последние годы, как известно, патриотическую и интернациональную работу нередко сводили к констатации успехов в национальной политике, к лозунгам и парадным мероприятиям. В то же время в реальной жизни существовало немало обстоятельств, питающих национальную кичливость и ограниченность. Наши недруги, делая ныне ставку на национализм, спекулируют на его проявлениях, используя их в качестве козырной карты в пропагандистских подрывных кампаниях. После известных событий в Алма-Ате буржуазные идеологи и средства массовой информации вновь ухватились за старый тезис о якобы существующем в СССР национализме, о вражде «между русскими и нерусскими».

За событиями в Алма-Ате стоят прежде всего изъяны в интернациональном воспитании молодежи. В республике длительный период идеализировалось прошлое, а классовый подход к оценке исторических явлений и процессов отсутствовал. Националистическим нарывам способствовали и ошибки в кадровой и социально-экономической политике.

* * *

По своему составу молодежными являются наши армия и флот. Молодые воины с гордостью выполняют свой священный долг. Они непримиримы ко всему, что противоречит ценностям и идеалам социализма. В то же время нельзя забывать, что в армейский строй становятся и молодые люди с явными изъянами в идейно-нравственном воспитании. Хотя они и не составляют большинства в воинских коллективах, но они есть, и считаться с этим необходимо. Ведь сменив одежды и побрякушки «металлиста», «панка» на солдатскую форму, такой молодой человек отнюдь не сразу меняет свои представления об идейных и нравственных ценностях. С ним нужно работать и знать, как работать.

Умение влиять идейно, давать квалифицированные ответы на острые вопросы жизни подразумевает постоянный идейный и духовный рост пропагандиста, комсомольского работника, знание и учет особенностей психологии и интересов молодых людей.

В работе с молодежью особенно неуместны назидательность, голые декларации. Лучшие союзники здесь — творческая полемика, спор на равных, уважительное отношение к личности оппонента. Тут нужна и кропотливая индивидуальная работа, умение оперировать логикой аргументов и фактов. Нужны наступательность в разоблачении идеологических диверсий, оперативное доведение правдивой информации о реальных достижениях социализма, о социалистическом образе жизни.

Коммунист Вооруженных Сил. 1987. № 16.


На фоне раздела про музыку известный список выглядит всё более аутентичным.
Tags: Коммунист ВС, Современность, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments