Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Забытый документальный сериал

По крайней мере с «Великой Отечественной/The Unknown War» по известности не сравнится.

СТРАТЕГИЯ ПОБЕДЫ

Нынешний год — год 40-летия Победы советского народа над фашистской Германией — можно с полным основанием назвать по-настоящему щедрым на произведения литературы и искусства, посвященные этому беспримерному подвигу, совершенному под руководством Коммунистической партии в годы Великой Отечественной войны. Среди них достойное место занимает и многосерийный телевизионный фильм «Стратегия Победы», все пятнадцать лент которого с документальной точностью отображают и воспроизводят на экране важнейшие события от кануна минувшей войны и до Парада Победы. Столь широкие хронологические рамки потребовали от создателей фильма, возглавляемых лауреатом Государственной премии СССР Г. Шерговой, глубокого изучения и обобщения богатейшего исторического материала, тщательного его отбора и компоновки.

О Великой Отечественной снято немало кино- и телевизионных фильмов. Вот почему, ожидая встречи с новой широкомасштабной работой Центрального телевидения, миллионы, телезрителей, в том числе и автор этих строк, испытывали и некоторое волнение, и в какой-то степени сомнение: удалось ли творческому коллективу избежать проторенных путей и традиционных решений сложной и ко многому обязывающей темы народного подвига. Но вот на телеэкране прошли первые ленты: «Накануне», «Грозное лето», «От стен Москвы», затем — другие, и сомнения отпали. Зрительская аудитория, значительную часть которой составляют люди, пережившие когда-то ужасы военного лихолетья и непосредственно участвовавшие в ожесточенных кровопролитных боях и сражениях с немецко-фашистскими захватчиками, как говорится, близко к сердцу приняла фильм, с нетерпением ожидала демонстрации очередной ленты.

Произошло это, на мой взгляд, прежде всего потому, что создателям телеэпопеи удалось умело соединить в рамках одного фильма принципы «документального» и «игрового», включить в нее хроникальные кадры, которые ранее не видели многие зрители. Великолепная «работа в кадре» таких известных актеров, как А. Голобородько, читающего комментарий Историка, осмысливающего события войны с позиций сегодняшнего дня, с позиций человека, обладающего всей суммой информации о войне, М. Глузского, играющего в первых четырех картинах Журналиста, В. Ланового, М. Ножкина, М. Ульянова, К. Лаврова и ряда других несет в себе заряд художественного обобщения, придает лентам впечатляющую целостность и органическое единство.

Примечательно, что актеры, занятые в фильме, создают образы на фактическом и документальном материале. Иногда они только читают, чаще «проигрывают» текст, придавая ему элемент событийности, выявляя свое к нему отношение. Причем делают свою работу с величайшим тактом, не выходя за рамки допустимого. И это повышает интерес к происходящим на телеэкране событиям, объединенным общим для всего фильма подзаголовком «Страницы воспоминаний. Документы. Хроника».

Вернемся, однако, к первым трем лентам, как бы задающим тон всему произведению. Уже из названия запевного фильма «Накануне» ясно, что речь в нем пойдет о годах, предшествовавших войне. Его создателям удалось с убедительной достоверностью и неопровержимой правдой показать, какое зло таил в себе для народов Европы гитлеровский фашизм, насколько взрывоопасной была внешняя политика, проводимая пришедшим к власти в 1933 году Гитлером и его ближайшим окружением.

На экране развертываются важнейшие политические события предвоенных лет, показываются напряженная работа дипломатов, попытки предотвратить и отсрочить приближающуюся войну. Из сопоставляемых фактов и документов отчетливо видно, что истинным виновником развязывания войны явился международный империализм.

Фильм «Накануне» не только рассказывает о прошлом, но и побуждает всех живущих сегодня задуматься о будущем, предостерегает от угрозы новой войны, учит бороться с ней еще до того, как она может начаться.

С большим волнением смотрится вторая серия фильма — «Грозное лето». Действительно, для нашей многонациональной Родины лето 1941 года было грозным в прямом смысле этого слова. Лента повествует о самом тяжелом для Советской страны начальном периоде войны. Многие исторические эпизоды, снятые советскими кинооператорами тех грозных дней и включенные в телефильм, дают наглядное представление о вероломстве, силе и мощи врага, о тяжелых оборонительных боях и вынужденных отступлениях советских войск, о разрушениях и жертвах, постигших нашу страну.

Генералы гитлеровского вермахта, как и сам бесноватый фюрер, упоенные быстрыми победами, одержанными в Дании, Голландии, Франции и Польше, питали надежду на блицкриг и в отношении нашей страны. Уверенность в этом им придавали 190 хорошо обученных и вымуштрованных дивизий, насчитывавших 5,5 миллиона солдат и офицеров, которые они бросили против нас, почти 5 тысяч самолетов, около 4,3 тысячи танков и штурмовых орудий, 50 тысяч орудий и минометов. Но просчитались, обманулись в своих надеждах фашистские вояки. Не удалось им окончить свой поход на Восток «до осеннего листопада», как они планировали.

В фильме хорошо показано, почему это произошло. Включенные в него хроникальные кадры, исполненные огромного оптимизма и публицистической страстности, непоколебимой веры в то, что враг будет разбит и победа будет за нами, раскрывают мужество и несгибаемую стойкость советских воинов, самоотверженную и неимоверно тяжелую работу тружеников нашего тыла.

В тот напряженнейший и ответственный период ленинская Коммунистическая партия стала подлинным организатором и вдохновителем советского народа на отпор врагу. Убедительным языком кинодокументов, свидетельствами очевидцев той суровой поры раскрывается в фильме титаническая деятельность партии, руководителей Советского государства по перестройке уклада жизни советских людей, экономики, всего народного хозяйства на военный лад.

Вряд ли можно оставаться равнодушным, смотря кадры, запечатлевшие бои с захватчиками бессмертного гарнизона Брестской крепости, защитников Лиепаи, Перемышля, Одессы и других городов Страны Советов. Чувство гордости вызывают подвиги наших бойцов и командиров, участвовавших в Смоленском сражении. Именно тогда, в начальный период войны, гитлеровский вермахт израсходовал около половины своих стратегических резервов. Именно там, на смоленских рубежах, советские воины, подобно их предкам, грудью заслонившим в 1812 году дорогу на Москву армиям Наполеона, насмерть стояли на пути немецко-фашистских захватчиков к столице нашей Родины.

Но на пути к Победе были еще более грандиозные по своим масштабам и напряжению битвы за Москву, Сталинград, на Курской дуге. Были и битвы за Днепр, за колыбель Октябрьской революции — Ленинград, сражения в Белоруссии и бои так называемого «местного значения» за поселки и деревеньки, за высотки, за каждую пядь родной земли.

И несомненной удачей создателей фильма «Стратегия Победы» является то, что они сумели емко и динамично воссоздать на телевизионном экране события и атмосферу того героического, незабываемого времени.

Раскрывая истинные смысл и сущность лежащей в основе нашей Великой Победы стратегической линии, выработанной и проводимой в жизнь в годы войны Коммунистической партией и Советским правительством в области политики, экономики, международных отношений, показывая преимущества социалистического общественного строя перед капиталистическим, авторы фильма вместе с тем значительное место отводят раскрытию превосходства советской военной стратегии, нашего полководческого искусства.

Творческому коллективу в значительной степени удалось показать войну, так сказать, в высших ее сферах, дать зрителю остро почувствовать напряженность обстановки, царившей тогда в Ставке Верховного Главнокомандования, в Генеральном штабе, в штабах фронтов, армий, «почувствовать» биение полководческой мысли и рождение смелых, нередко дерзких по замыслу и в конечном счете блестяще осуществленных крупномасштабных стратегических операций. Как правило, эти операции отличались большим пространственным размахом, осуществлялись силами нескольких фронтов и ставили целью окружение и уничтожение крупных группировок вражеских войск.

К числу таких операций, безусловно, в первую очередь относятся операции, о которых рассказывается в лентах «От стен Москвы» и «Сталинградская битва». Их с полным на то основанием можно назвать классическими образцами отечественного военного искусства. Причем не только по замыслу, напряженному характеру и неимоверно трудным условиям, в которых они проводились, но и по достигнутым конечным результатам и целям.

Фильм «От стен Москвы» рассказывает о подвиге воинов 16-й армии генерала К. К. Рокоссовского, воинов-сибиряков дивизии генерала А. П. Белобородова, о мужестве и стойкости старейшего арсенала страны — города Тулы и его защитников.

Душой обороны Москвы была столичная парторганизация. И надо отдать должное создателям фильма, акцентировавшим внимание зрительской аудитории на этом важном факте, включившим в ленту фрагменты выступления руководителя московских коммунистов А. С. Щербакова и показавшим работу партии по формированию дивизий народного ополчения.

Есть в фильме и кадры, запечатлевшие торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, военный парад, состоявшийся на Красной площади 7 ноября 1941 года и явивший всему миру нашу непреклонную веру в победу над врагом. Эта вера звучит и в поздравлении всесоюзного старосты М. И. Калинина, обращенном к советскому народу в канун Нового, 1942 года. Она, эта вера, — в слезах радости на глазах жителей освобожденных из фашистской неволи Клина, Волоколамска, Наро-Фоминска, в улыбках, что засияли на лицах людей, познавших ужасы гитлеровской оккупации.

А вскоре развернулась невиданная по своим масштабам Сталинградская битва, о которой рассказывается в одноименной телеленте. Как и после просмотра предыдущих лент фильма «Стратегия Победы», память вновь вернула меня к важнейшим событиям того времени, побудила как бы заново прочувствовать и пережить многие из показанных и не показанных в фильме эпизодов.

Вспомнилось, как в Сталинграде шло формирование 16-й воздушной армии, которой мне довелось командовать в годы Великой Отечественной войны и которая внесла свой вклад в разгром захватчиков у стен волжской твердыни, участвовала в других разработанных советским командованием стратегических операциях. Вспомнились славные боевые дела ваших летчиков, как и тысяч других воинов, самоотверженно сражавшихся с ненавистным врагом, приближая Победу.

Безусловно, мы — фронтовики, миллионы телезрителей благодарны создателям фильма за то, что получили реальную возможность увидеть и услышать рассказы людей, стоявших у истоков, нашей победы под Сталинградом, с участием которых разрабатывался и осуществлялся план контрнаступления, предусмотренные им операции «Уран», «Сатурн», «Малый Сатурн». Этими людьми были первый заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский. Включенные в фильм их воспоминания, а также воспоминания командарма легендарной 62-й армии В. И. Чуйкова, первого секретаря Сталинградского обкома партии А. С. Чуянова, являвшегося председателем городского комитета обороны, позволяют полнее представить масштабы и величие совершенного защитниками Сталинграда подвига.

Исполненным глубокого смысла и значения представляется и такой факт. На оккупацию Голландии и Бельгии гитлеровцы затратили 19 дней, в 44 дня оккупировали Францию, а известный теперь всему миру Дом Павлова, о котором идет речь в фильме, фашисты штурмовали 58 дней, но так и не смогли овладеть им. Зато они потеряли здесь столько солдат и офицеров, сколько не теряли прежде при захвате некоторых крупных городов в Европе. Вот что такое сила духа советских воинов, их мужество и боевое мастерство!

Еще до победоносного завершения Сталинградской битвы и широко развернувшегося затем наступления наших войск по всему советско-германскому фронту, по-прежнему приковывавшему к себе основные силы немецко-фашистских войск, шли напряженные сражения за Кавказ. Враг был в Донбассе и на Дону, рвался в нефтеносным районам Грозного и Баку.

Фильм очень точно передает напряжение боев с гитлеровскими захватчиками на земле, в воздухе и на море, дает представление о том, какие нелегкие испытания выпали на долю воинов Закавказского и Северо-Кавказского фронтов, моряков Черноморского флота, бойцов Приморской армии, с честью выдержавших их и могучим щитом прикрывших от врага Советское Закавказье, страны Ближнего и Среднего Востока, которым также угрожали фашистские завоеватели.

Линия глубокого и обстоятельного показа напряженной работы Ставки ВГК, Генерального штаба, руководства фронтов, армий по разработке и осуществлению стратегических наступательных операций четко выдерживается создателями эпопеи «Стратегия Победы» и в других ее сериях. В частности, таких, как «Стальной плацдарм», «Битва за Днепр», «Дороги жизни», «Если враг не сдается», «На главном направлении», «Освобождая Европу», «Победная весна». Думается, нет особой необходимости подробно останавливаться на их содержании. Следует, пожалуй, отметить то, что каждый из этих фильмов неопровержимым языком исторических фактов убеждает зрительскую аудиторию в прогрессирующем от месяца к месяцу, от года к году росте оперативно-стратегического кругозора и полководческого мастерства советских командных кадров, превосходстве нашей военной науки, во все возрастающем потоке из тыла на фронт боевой техники, боеприпасов и других материальных ресурсов для боя. А еще — в том накопленном за годы войны бесценном боевом опыте, который способствовал разгрому Красной Армией гитлеровцев на огненной Курской дуге и на Днепре, помог разорвать кольцо 900-дневной блокады Ленинграда, блестяще осуществить Корсунь-Шевченковскую, Ясско-Кишиневскую операции, операцию «Багратион», а затем одержать выдающиеся по своему значению победы над фашистами на Висле и Одере, в Восточной Пруссии и Померании и в последующем с честью завершить свою освободительную миссию в странах Европы, до конца выполнить интернациональный долг по отношению к их народам.

Ничуть не умаляя выдающихся заслуг тех, кто стоял у истоков стратегии нашей Победы, разрабатывал и утверждал ее, вдохновлял и вел на подвиги во имя Родины миллионы советских людей, авторам сериала удалось ярко и убедительно показать главного героя Победы — народ, рядового советского воина. В картине есть своеобразные «баллады о солдатах». О тех, доблестью, храбростью, умением которых и была завоевана Победа, о тех, без кого любая стратегия бессильна.

Гордость и восхищение вызывают у нас такие люди, как танкист Иван Нетесин («Стальной плацдарм»), отличившийся в боях под Прохоровкой и поныне живущий в тех памятных для него и многих фронтовиков местах; ленинградский полиграфист А. Бертенев, отливший свой последний стереотип и умерший, как солдат, на рабочем месте («Дороги жизни»); герои фильма «Если враг не сдается» — жители украинской деревни Квитки, мужественно сражавшиеся с фашистами в течение двенадцати суток в рядах одного из стрелковых полков; отважные белорусские партизаны («На главном направлении»); сержант Владимир Полупанов, проявивший смелость и решительность при штурме одного из фортов Кёнигсберга («Победная весна») и многие другие труженики и защитники социалистического Отечества.

Их пример, мужество и благородство служат образцом для нынешних поколений советских людей, учат беззаветно любить свою Родину, всегда быть готовыми к ее защите от любого врага, никогда не забывать о патриотическом и интернациональном долге. Том самом долге, о котором наши воины помнили, освобождая от гнета немецко-фашистских захватчиков народы Польши и Болгарии, Румынии и Венгрии, Югославии и Австрии, когда спешили на помощь чехам и словакам, жителям восставшей Праги.

Заключает фильм «Стратегия Победы» серия «Последние залпы войны», состоящая из двух частей. Ее демонстрация занимает сравнительно немного времени, но создатели серии сумели «наполнить» каждую минуту показом ярких эпизодов, исторических фактов и документов, хронологически точно и емко отражающих напряжение и динамику происходивших в тот период событий, жизненную силу стратегического курса, взятого Коммунистической партией и Советским правительством еще в самом начале войны и твердо выдержанного нашим народом, воинами Вооруженных Сил до полной и окончательной победы над гитлеровским фашизмом.

Центральное место в заключительной серии отводится исторической битве за Берлин. Будучи непосредственным участником этой битвы, хочу подчеркнуть, что творческому коллективу, работавшему над фильмом, удалось показать ее основные перипетии, высокий наступательный порыв и дух советских войск, о которых со всей убедительностью свидетельствуют включенные в фильм воспоминания Г. К. Жукова, И. С. Конева, К. К. Рокоссовского, С. М. Штеменко, К. Ф. Телегина, генерала Войска Польского К. Сверчевского, а также британского фельдмаршала Б. Монтгомери.

Не остались за кадром, вне поля зрения авторов закулисные маневры и сепаратные переговоры за спиной СССР наших союзников и верхушки третьего рейха. В частности, переговоры, которые вели эсэсовский генерал К. Вольф и глава американской разведки А. Даллес.

Незадолго до празднования 40-летия нашей Великой Победы западные средства массовой информации и пропаганды дружно затрубили на весь мир о том, что якобы в период боев на территории фашистской Германии маршал Г. К. Жуков отдал советским войскам приказ, предписывавший едва ли не грабить и мародерствовать, разрешавший якобы бесчинства в отношении местного населения.

Не было такого приказа! Фильм «Последние залпы войны» наглядно и убедительно разоблачает и эту пропагандистскую фальшивку наших идеологических противников, пытающихся извратить реальные факты, принизить значение одержанной нами Победы. В нем впечатляюще показаны величайший гуманизм воинов Красной Армии по отношению к немецкому населению, к культурному достоянию народа Германии.

Как логическое завершение первой части серии воспринимаются зрителями кадры, запечатлевшие штурм рейхстага, водружение над ним Знамени Победы.

Фильм «Стратегия Победы» несет людям правду о минувшей войне, напоминает о ее важнейших уроках. Языком документов и очевидных фактов раскрывает преимущества нашего общественного строя, превосходство советского военного искусства, руководящую и направляющую роль ленинской Коммунистической партии, роль зародившегося в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками боевого содружества советских воинов и воинов-патриотов Польши, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Румынии.

Фильм наглядно показывает: на протяжении всей второй мировой войны советско-германский фронт оставался основным, к нему были прикованы главные силы третьего рейха. И именно здесь был сломан хребет фашистскому зверю, именно здесь были разгромлены 607 вражеских дивизий из 783 имевшихся в распоряжении гитлеровского вермахта. Такова настоящая правда о войне, и как бы ни тщились господа-фальсификаторы, их попытки умалить решающий вклад Страны Советов в разгром врага напрасны. Все ленты, вошедшие в «Стратегию Победы», неопровержимо свидетельствуют об этом.

Естественно, в рамках одного, хотя и многосерийного, фильма практически невозможно рассказать обо всех операциях, осуществленных советским командованием в годы войны, использовать все имеющиеся документы. Создатели фильма поставили своей задачей показать войну в высших ее сферах и эшелонах, крупным планом показать руководящую и организующую роль
ВКП (б) — главного полководца армии и вождя народа, образы наиболее выдающихся созидателей и творцов стратегии Победы — экономической, политической, военной, воссоздать впечатляющую панораму беспримерного всенародного подвига, навечно запечатленного в памяти спасенного от коричневой чумы человечества. И эта цель ими достигнута.

Маршал авиации С. РУДЕНКО,
Герой Советского Союза


Коммунист Вооруженных Сил. 1985. № 15.


Вики-статья. Там атрибуция рецензии дана неверно: перепутан и автор, и номер.
Tags: ВОВ, Кино, Коммунист ВС, журналы
Subscribe

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (IV)

    ШТАБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В заключение прилагаем различные формы боевых документов для частей, ведущих контрбатарейную борьбу. Большинство этих документов…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (III)

    5. БОРЬБА С АРТИЛЛЕРИЕЙ В НАСТУПЛЕНИИ Во время артиллерийской подготовки все средства наземной разведки ведут усиленное наблюдение, чтобы выявить…

  • Брошюра о борьбе с артиллерией (II)

    4. ПОДГОТОВКА БОРЬБЫ С АРТИЛЛЕРИЕЙ Ведение контрбатарейной борьбы слагается из подготовительного периода, пристрелки и подавления. Подавление при…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments