Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Рецензии на «Великую Отечественную» (II)

Киноэпопея «Великая Отечественная»(1)

История этого фильма началась в конце 1976 года. Американская компания «Эйр Тайм Интернейшнл» обратилась к Всесоюзному объединению «Совинфильм» с предложением о создании многосерийного фильма о Великой Отечественной войне для показа его по телевидению США. Было предложено и название: «Неизвестная война». Такое определение Отечественной войны резало слух, но объяснялось достойным сожаления фактом, что для большинства американцев события на советско-германском фронте 1941—1945 гг. оставались неведомыми. Создать для американского зрителя правдивое и впечатляющее повествование о беспримерном подвиге советских людей в борьбе против фашистских захватчиков — важное и благородное дело. Предложение было принято. Работа над двадцатисерийным документальным фильмом «Великая Отечественная» была поручена Центральной студии документальных фильмов, имеющей большой опыт выпуска подобных лент. Творческую группу возглавил старейший кинодокументалист Роман Кармен. Он отдал фильму свои последние силы. Киноэпопея стала блестящим венцом его подвижнического, творческого пути.

Общую консультацию фильма осуществлял А. М. Александров, группу военных консультантов возглавил генерал армии П. А. Курочкин. С американской стороны в работе участвовали: режиссер-консультант Исаак Кляйнерман, писатель Джон Лорд, поэт, певец и композитор Род Маккьюнен. На английском языке фильм комментирует известный американский артист Берт Ланкастер. Авторский текст на русском языке читает народный артист РСФСР В. С. Лановой. В процессе работы над фильмом были большие трудности. Разумеется, дело начиналось не на пустом месте. На счету советской документалистики немало успехов в создании лент о Великой Отечественной войне, начиная с появившихся еще в военные годы фильмов «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» И. Копалчна и Л. Варламова, «Ленинград в борьбе» Р. Кармена, Н. Комаревцева, В. Соловцова и Е. Учителя, «Битва за нашу Советскую Украину» А. Довженко и кончая такой работой последних лет, как «Зима и весна сорок пятого» С. Ждановой и Д. Фирсовой. Нельзя не сказать и о поистине золотом фонде советского документального кино — о четырех миллионах метров кинохроники, снятой в годы войны фронтовыми кинооператорами, проявившими величайшую смелость и отвагу, находясь в самых горячих точках боев. Не случайно в последнем фильме эпопеи перед зрителем проходит список всех 252 кинооператоров, работавших на фронте. Каждый пятый из них не вернулся с войны. Мертвые, они по праву названы среди авторов фильма.
_______________
1. Киноэпопея «Великая Отечественная». Производство Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов по заказу и при участии американской кампании «Эйр Тайм Интернейшнл». Художественный руководитель Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, народный артист СССР Р. Кармен. Кинодраматурги — Р. Кармен, К Славин, И. Ицков. Главный редактор Е. Козырев.


Но такое всеобъемлющее киноповествование о минувшей войне создавалось впервые. Вместить все 1418 огненных дней и ночей даже в двадцать серий чрезвычайно трудно. С самого начала мыслилось, что фильм будет показан и советскому зрителю. Значит, две зрительские категории будут его судьями: одна — впервые видящая ужасы войны, а другая — знающая и пережившая все ее бедствия и трудности. Фильм же должен быть интересен и тем и другим. Немало дискуссий вызвало распределение материала по" фильмам и последовательность его расположения. Не всегда были единодушны в трактовке отдельных моментов советские и американские члены творческой труппы. Но деловой, товарищеский стиль работы и неизменное желание найти общий язык позволяли успешно решать все возникающие проблемы, приходить к общему согласию.

За срок менее полутора лет режиссеры просмотрели свыше миллиона метров кинолетописи войны из советских и зарубежных киноархивов, а также трофейной немецкой хроники. Они произвели современные съемки на местах былых боев, взяли большое количество киноинтервью у видных государственных и военных деятелей, у многих рядовых участников войны и местного населения.

В сентябре 1978 года в Вашингтоне в здании Национального государственного архива и в «Кеннеди-Центре» состоялись официальные премьеры «Неизвестной войны». Вслед за премьерами фильм начали показывать по телевидению в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтоне, Бостоне, Кливленде, Хьюстоне и других городах США. Каждую субботу в течение 20 недель миллионы американцев с волнением и восхищением следили за ходом титанической борьбы советских людей с фашистской агрессией, убеждались в непобедимости народа, поднявшегося на священную войну за свободу и независимость своей социалистической Родины, ощущали великий вклад советского государства в дело избавления мира от фашистского варварства. В США считают, что фильм посмотрели не менее 30 миллионов американцев.

«Этот фильм золотыми буквами будет вписан в историю мирового кинематографа, — писала газета «Дейли уорлд», — ибо он не только правдиво воскрешает величественный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне, но и зовет к новым благотворным переменам на земле во имя прочного мира».

«Цель серии нельзя подвергнуть сомнению, — отмечала газета «Верайети». — Она показывает дух народа, которому послан вызов врагов, целящихся в самое сердце, позволяет понять, как этот дух помог объединить народ и восторжествовать. Это дань народной силе, когда она поднимается на борьбу».

Было бы неправильным полагать, что в американской прессе были лишь положительные отклики. Разумеется, враги мира и разрядки встретили киноэпопею в штыки. Предвидя такие нападки, Аверелл Гарриман, видный политический деятель США и бывший американский посол в Москве, как бы отвечая на них, говорит в своем интервью в фильме: «Я хорошо знаю, что Л. И. Брежнев и весь советский народ искренне привержены делу мира. Я также считаю, что усилия тех людей в США, кто выступает против разрядки и дружбы с Советским Союзом, наносят ущерб интересам американского народа».

Через полгода после «американской» премьеры началась демонстрация киноэпопеи на русском языке в нашей стране.

Каждый фильм серии представляет собой драматургически законченное произведение. Но вся грандиозная панорама народной, священной войны раскрывается в полной мере перед зрителем при последовательном просмотре всей эпопеи в целом. Фильмы смотрятся с неослабевающим вниманием. Они захватывают человека целиком, вызывают сильнейшие душевные волнения и переживания, рождают гордость за советский народ, сумевший под руководством Коммунистической партии не только устоять в небывало тяжелых испытаниях, но и повергнуть в прах величайшую военную машину, которую создавал когда-либо империализм.

В чем же притягательная сила этого кинопроизведения, в равной степени действующая и на ветерана, и на молодого человека, для которого события войны только лишь история?

Начнем с того, что фильмы эпопеи дают зрителям обширнейшую информацию обо всем, что происходило в годы войны, информацию предельно конкретную, документально достоверную, образно-наглядную. Одно из достоинств фильмов, на наш взгляд, в том, что они не уходят полностью в прошлое, не прерывают связь прошлого с настоящим: фильмы начинаются нынешним днем и им же заканчиваются. Нередко современные кадры появляются на экране и в ходе исторического повествования. Они помогают зрителю увидеть города, восставшие из пепла, величественные мемориалы на местах ожесточенных сражений, услышать взволнованные свидетельства участников боев, героев тыла. Как обжигает болью сердце при виде матери, находящей в длиннейшем списке на стенах сталинградского пантеона единственное и бесконечно дорогое для нее имя дочери — Наташи Качуевской, как радует золотое колосящееся пшеничное поле на некогда истерзанной и залитой кровью земле под Курском, Белгородом и Орлом.

Хочется вспомнить еще один эпизод. Он невелик по экранному времени, а как ёмок... Вдоль черноморского побережья к Новороссийску идет катер. На его борту с группой товарищей Леонид Ильич Брежнев. С большим вниманием всматривается он в проносящийся мимо берег. В дымке жаркого дня дремлют горы, плещет ласковая голубая волна. А ведь только что мы видели эту землю под градом бомб и снарядов, огненную Малую землю. В этом эпизоде не произносится ни одного слова, но высоких мыслей и чувств он рождает много.

Естественно, в фильмах значительное место занимает непосредственный показ боевых действий. Зритель видит, как вырабатывались и реализовывались стратегические замыслы противоборствующих сторон, перед ним проходят образы выдающихся советских полководцев и военачальников, он слышит их голоса (фильмы включают киноинтервью с Маршалами Советского Союза Г. К. Жуковым и В. И. Чуйковым), зримо ощущает от серии к серии, как растет мастерство советских командиров и бойцов, оснащенность армии оружием и боевой техникой. Размах боев на советско-германском фронте, потери, которые несли фашисты в этой борьбе, однозначно свидетельствуют о том, что именно Советская Армия переломила хребет фашистскому зверю, именно Советский Союз внес решающий вклад в дело победы над фашизмом.

Киноэпопея отдает должное мужеству и отваге военных моряков США и Великобритании, участвовавших в проводке конвоев в северные порты СССР. Специальный фильм посвящен возникновению антигитлеровской коалиции, совместным действиям союзников в годы второй мировой войны. Нельзя не восхищаться мужеством летчиков прославленного полка «Нормандия—Неман» и менее известных английских эскадрилий, защищавших вместе с советскими летчиками небо заполярного Мурманска. С удовлетворением воспринимает зритель слова маршала авиации А. И. Покрышкина о высоких качествах самолета «Аэрокобра», на котором довелось ему воевать, и с благодарностью отмечает среди грузов, предназначенных для блокадного Ленинграда, ящики с американской маркировкой. Но при всем при этом остается непреложной истина, что 96 проц. боевой техники и вооружения нашей армии и флота изготовлено советской промышленностью. И в этой связи представляется большой принципиальной удачей фильм «На Восток». Небывалое перемещение тысяч промышленных предприятий в глубь страны, развертывание оборонных заводов на новых местах, работа транспорта в прифронтовых условиях, всенародная помощь фронту — все это и многое другое показано в фильме достоверно и эмоционально. Большой интерес вызывают интервью с членами Политбюро ЦК КПСС, Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным и Министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Д. Ф. Устиновым, которые в годы войны по поручению партии руководили эвакуацией и налаживанием производства в тылу. Рассказы рядовых тружеников всесторонне раскрывают содержание трудового подвига народа, практически претворившего в жизнь лозунг «Все для фронта! Все для победы!».

Должное место в эпопее занимает показ освободительной миссии Советской Армии. Ожесточенные бои на польской земле, сражения за Вену и Будапешт, освобождение Белграда, Софии, Праги, ликующие толпы, море цветов, занимающаяся заря новой, свободной жизни. Советские воины-интернационалисты не жалели себя — один миллион наших солдат и офицеров сложили свои головы в боях за освобождение стран Европы от гитлеровского ига. Можно ли это когда-нибудь забыть?

Фильмы киноэпопеи, нет никакого сомнения, хорошо послужат тем, кто работает над созданием подлинной истории второй мировой войны, нанесут тяжелый удар по фальсификаторам.

Фильмы киноэпопеи сделаны с большим профессиональным мастерством. Все они решены в едином эмоционально-художественном ключе, позволяющем воспринимать серии фильма как единое целое, несущее в совокупности не только сумму информации, но и образы значительного идейно-художественного звучания.

Прежде всего это образ советского воина. Фильм наполнен множеством участников войны. В фильме пройдут чередой воины тяжелого лета сорок первого и сорок второго годов, победных последующих лет и весны сорок пятого, но всегда они будут едины в своей сущности: стойкие в обороне, решительные в наступлении, простые, скромные люди, беспощадные к врагу, но полные высокой гуманности и человечности к мирному населению. На экране часто видны советские воины с детьми на руках. Не случайно встал бронзовый советский солдат-освободитель с мечом в руке и с прижатой к сердцу девочкой в далеком Берлине!

Среди воинов почти половина тех, чей долг — быть всегда впереди, первыми подняться в атаку. Это коммунисты. Вот они в минуту затишья получают партийные билеты, сдают их на хранение вместе с орденами, отправляясь в разведку... Или пробитые пулями, залитые кровью партийные документы бесстрашных героев, отдавших жизнь за свою Родину. Партия коммунистов-ленинцев была поистине сражающейся партией.

Впечатляющи кинокадры, посвященные труду советского народа, ковавшего в тылу оружие для фронта, героической партизанской войне в тылу врага.

Кинодокументы создают и еще один образ — жестокий и бесчеловечный фашизм. Массовые казни и убийства мирных жителей, концлагеря и фабрики смерти, разрушенные города и села, выжженная Земля и уничтоженные памятники.

И как справедливый итог и грозное напоминание потенциальным агрессорам — фашистские главари на скамье подсудимых. Нюрнбергский процесс. Суд народов.

Подлинная кульминация киноэпопеи — интервью Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева (!!! выделено мною). Мудрый партийный и государственный деятель, активный участник Великой Отечественной войны, неутомимый борец за мир говорит: «...помнить об этой войне — это для нас призыв к бдительности в отношении замыслов любых новых происков агрессивных сил и, самое главное, призыв к неустанной последовательной борьбе за прочный мир, за прекращение гонки вооружений, за мирное сотрудничество между государствами».

Замечательная киноэпопея «Великая Отечественная» — большое достижение советского кино. Она хорошо послужит делу военно-патриотического воспитания советского народа, воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Полковник А. Сабельников

Военно-исторический журнал. 1979. № 8.
Tags: ВИЖ, Кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments