Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Это фильм не про войну (tm)

В мае в одном журнале отгремел большой срач на тему фильма (нравится/не нравится и почему).

Два отзыва, приведённых ниже, показывают, что в фильме есть (и это нравится одним) и чего в фильме нет (и это не нравится другим).

Не только за себя
(Заметки о VII Всесоюзном кинофестивале)

...

В одной горьковской статье есть слова: если я только за себя — зачем я? Человек обретает подлинную красоту и настоящее счастье, когда он «не только за себя». Эту азбуку новой, социалистической морали, выстраданную человечеством в борьбе и труде, будет взволнованно открывать для себя заново в литературе и искусстве еще не одно поколение.

...

Не только за себя сражаются в огненном небе войны молодые летчики — герои фильма «В бой идут одни «старики». Картина поставлена на киностудии имени А. Довженко Леонидом Быковым (он исполняет также главную роль) но сценарию, написанному им совместно с Е. Оноприенко и A. Сацким. Ее премьера на фестивальном конкурсе стала своего рода открытием и заслужила горячие аплодисменты всего зала. С такой же сердечностью приняли это произведение, достоверно воплотившее героические фронтовые будни летчиков-истребителей, военные зрители в Доме офицеров флота. Представлял им фильм сам постановщик заслуженный артист УССР и РСФСР Л. Быков, вместе с которым в вечере встречи участвовал народный артист СССР B. Санаев.

С первых кадров заставки, где самодеятельный хор и оркестр эскадрильи задорно поет со своим командиром песню военных лет «Смуглянку», с первого эпизода смертельной дуэли в небе наших «Лавочкиных» и вражеских «мессершмиттов» и вплоть до заключительных кадров с надписью: «Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается» картина безраздельно владеет нашим вниманием.

Упругий монтаж, эмоциональный накал каждой сцены сочетаются со скромностью и неброскостью постановки, не претендующей на новизну сюжета и стилистики. Фильм снят на черно-белой пленке для обычного, а не широкого экрана. Это — элементы его поэтики. Наряду с естественностью игры актеров они помогают создать атмосферу подлинности происходящего. Вот почему мы не замечаем монтажных швов, которыми соединены игровые и документальные куски пленки. Тем более что включенные в ленту кадры фронтовой хроники озвучены подчас голосами играющих актеров.

Для разработки сюжета выбрана обычная на фронте ситуация. На передовую из училища прибыло пополнение ускоренного выпуска. Ввести в летный боевой строй, превратить в отважных воинов этих «желторотиков» предстоит командиру эскадрильи Герою Советского Союза капитану Титаренко. Но он убежден: воюет хорошо только тот, кто любит жизнь, не поддается унынию. И потому Титаренко учит своих питомцев не только мужеству, летному и боевому искусству, но и оптимизму, дружбе с песней. «Пилотом можешь ты не быть — научим, а музыкантом быть обязан», — шутливо говорит он.

Нам интересно следить в фильме за диалектикой возникновения дружного воинского коллектива «второй поющей», который сколачивает, а потом ведет в бой умный, тонкий и талантливый командир-воспитатель.

Л. Быков, с его даром открывать внутреннее богатство и красоту своих героев, достигает особой убеждающей силы в роли Титаренко, наделяя этот образ лиризмом, юмором, патетикой. В его лице, жестах, пластике читается прирожденный летчик.

На этот камертон органичного звучания центрального образа настраиваются и партнеры Л. Быкова по фильму, раскрывающие перед нами характеры летчиков эскадрильи — застенчивого Агишева — Ромео, смешливого Александрова — Кузнечика, открытого Бокаревича — Смуглянку, бывалого доброго техника Макарыча и других.

В сопоставлении драматического и комического, в сложном сплаве грусти, шутки и песни рождается неповторимая интонация этого произведения, воплотившего правду патриотического подвига советской молодежи сороковых годов. Оно, несомненно, стоит своих наград — двух первых премий и приза Министерства обороны СССР, полученных на нынешнем VII Всесоюзном кинофестивале.

Г. ДРАЧЕВА, спец. корр. «Красной звезды».

Баку — Москва.

Красная звезда. 1974. 27 апреля (№ 99).


ОРЛЯТА ПОБЕЖДАЛИ
(Кино)

На экране истребители ведут бой. Четверка «Лавочкиных» и шестерка «мессертмиттов» крутятся в смертельном хороводе. Горящий самолет сверху вниз, по диагонали, перечеркнул экрана. Трудно понять: истребитель вражеский или... Только черный шлейф дыма да пронзительный звук двигателя. Взрыв... и тишина.

Вместе с аэродромными механиками зритель облегченно вздыхает, когда все наши самолеты приземляются после боя. Боя, кстати, реального, снятого фронтовым оператором. Кадры кинохроники удачно вмонтированы в ткань художественного фильма «В бой идут одни «старики» (постановка Л. Быкова, сценарий Л. Быкова, Е. Оноприенко и А. Сацкого).

«Красная звезда» уже писала в связи с VII Всесоюзным кинофестивалем об этой картине, правдиво отображающей фронтовые подвиги, будни летчиков-истребителей. Недаром трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. Покрышкин, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В. Лавриненков будто узнавали на экране свою боевую молодость. Они высоко оцепили игру артистов и работу тех, чьи фамилии не вошли в титры.

Авторы фильма пригласили для съемок игровых эпизодов воздушного боя летчиков ДОСААФ. Ветераны войны — инженеры В. Зинченко и Г. Скляренко готовили машины к вылетам. Воссоздать атмосферу боев помогали и военные консультанты, лицом к лицу встречавшиеся с асами люфтваффе во фронтовом небе.

Судьбы героев в какой-то мере перекликаются с чертами биографий самих артистов или их близких.

В одной из бесед с журналистами режиссер-постановщик заслуженный артист РСФСР и УССР Леонид Быков заметил, что этим фильмом он признается в любви к авиации и военным летчикам. В его памяти сохранилось впечатление, послужившее основой для музыкальной палитры ленты. В мае 1945 года в поезде на Украине он встретил двух летчиков с орденами и медалями на груди. Из их разговора можно было понять, что они дрались в небе над Донбассом, а теперь ехали поклониться могилам друзей и навестить их отцов. Однополчане пели «Смуглянку». Чувствовалось, что с ней у них было связано и радостное, и горестное. Восхищенными глазами смотрел на героев парнишка, мечтавший о летной судьбе.

Авиатором Леонид Быков не стал, но на всю жизнь сохранил к летчикам, как и вообще к воинам, уважение. Не потому ли так достоверны и его Максим Перепелица из одноименного фильма, и танкист Алеша («Майские звезды»), и матрос Акишин («Добровольцы»). Теперь в этот ряд образов встал командир эскадрильи, мастер воздушного боя, умелый воспитатель Титаренко. Он ценит настоящую дружбу, верит в светлое, сильное в человеке. Эта вера помогает выпрямиться и обрести бойцовскую форму старшему лейтенанту Скворцову (артист В. Талашко), проявившему в бою слабость. Оптимист, знающий цену юмору, влюбленный в музыку, Титаренко находит ключ к сердцам подчиненных, сплачивает их в крепкий воинский коллектив. Сочетание мужества, бесстрашия с сердечной щедростью и простотой делает этот характер особенно привлекательным. И современным асам, летающим на машинах сверхзвуковой ракетоносной авиации, близок такой герои, им есть чему у него поучиться.

Персонажи картины очень земные люди, на них не смотришь снизу вверх. И в то же время им присущи черты, достойные подражания. Молодежь эскадрильи, прозванной в полку «второй поющей», — и задиристый «Кузнечик», которого играет С. Иванов, проходящий сейчас службу в погранвойсках, и задумчивый музыкальный «Смуглянка» (С. Подгорный), и застенчивый, бережно несущий свое первое чувство «Ромео» (Р. Сагдуллаев) — все они исполнили в небе воинский долг перед Родиной.

Запоминается самоотверженно работающий механик Макарыч. Исполнителя этой роли, заслуженного артиста РСФСР А. Смирнова мы привыкли видеть в комических ролях. И теперь не раз улыбаешься, глядя на артиста. Но сохранили мы в памяти правдивый образ солдата, одного из миллионов тружеников фронта. Успеху А. Смирнова помог, конечно, и его жизненный опыт: А. Смирнов хорошо сражался на фронте.

«В бой идут одни «старики»... Дважды звучит эта фраза в фильме. А «старикам» едва за двадцать. И это опытные летчики, они стараются сберечь новичков. Слова о «стариках», идущих в бой, как завет, передает комполка своему питомцу Титаренко, принявшему ответственный пост. Командир не может рисковать необстрелянными орлятами. Он должен прежде поставить их на крыло, сделать настоящими воздушными бойцами.

Этому и служит атмосфера взаимовыручки, дружбы летчиков. Уроками оптимизма становятся в полку и выкраиваемые для песен минуты. «Войны преходящи, музыка вечна!» — говорит Титаренко. Как удивительно поют летчики в фильме «Смуглянку» А. Новикова на стихи Я. Шведова! Она воспринимается и как гимн жизни, и как реквием погибшим. Музыкальность, юмор, лиризм придают картине жизнеутверждающую тональность. И здесь авторы ленты не ошиблись: битву с фашизмом выиграли те, кто не хныкал, а боролся и верил в победу. Как верили в нее неизменно два летчика, певшие «Смуглянку» тогда в поезде.

Душевная красота, самоотверженность, мужество и любовь к жизни — вот чем стали и станут дороги зрителям герои фильма, созданного творческим коллективом во главе с Л. Быковым на Студий им. А. П. Довженко.

Капитал Б. КАРПОВ.

Красная звезда. 1974. 22 августа (№ 196).
Tags: Кино, Красная звезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment