Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Нелёгкая это работа, вытаскивать флот из болота

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ДОСУЖИЕ ВЫМЫСЛЫ

(ПРАВДА ИСТОРИИ — ПРОТИВ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ)

Содержащийся в документах и решениях XXV съезда КПСС анализ мировой обстановки дает ключ к более глубокому пониманию важнейших особенностей современной эпохи. Одной из ее наиболее характерных черт является обострение идеологической борьбы между империализмом и социализмом, которая представляет собой битву за сознание народных масс. В идеологической борьбе против социализма и прогресса империалистическая пропаганда отводит важное место фальсификации истории второй мировой войны в целом и Великой Отечественной войны Советского Союза в частности. Буржуазные историографы стремятся умалить прежде всего роль и заслуги Советского Союза, героической Советской Армии в разгроме германского фашизма и японского милитаризма.

Таким нападкам подвергается и Советский Военно-Морской Флот. Как известно, его боевое использование в годы минувшей войны определялось обстановкой, составом, политическими и стратегическими целями, которые были поставлены Коммунистической партией и Советским правительством перед нашими Вооруженными Силами, а также континентальным характером самой войны, в которой главные задачи решались сухопутными войсками. Однако многие зарубежные историки и исследователи, сознательно игнорируя эти положения, стремятся доказать, что Северный, Балтийский и Черноморский флоты выполняли несвойственные военно-морским силам задачи, роль их в войне 1941—1945 гг. была ничтожной. Эта явная ложь не сейчас выдумана. Ее распространял еще немецкий адмирал Ф. Руге в книге «Война на море 1939—1945», изданной в 1954 году в Штутгарте.

Домыслу Ф. Руге подхватили и использовали американский историк Э. Зимке в книге «От Сталинграда до Берлина», а затем военные историки ФРГ в книге «Морская держава и внешняя политика». Пытаясь очернить действия нашего флота, американский историк Р. Херрик в книге «Советская военно-морская стратегия» пишет, будто «Советский Военно-Морской Флот не сумел приспособить свою стратегию к тому сочетанию стратегической обороны с тактическими наступательными действиями, которые требовали условия».

Некоторые буржуазные историки не только искажают роль Советского Военно-Морского Флота в годы второй мировой войны и характер его действий, но и прибегают к грубым выпадам.

Характерна в этом отношении вышедшая не так давно в Лондоне книга «История русской и советской морской мощи». Она написана американским профессором Д. Митчеллом. Автор преднамеренно принижает победы Военно-Морского Флота СССР в войне с фашистской Германией и ее союзниками, умаляет советское военно-морское искусство, стремится опорочить советских военных моряков и советскую военно-морскую технику в годы войны.

По утверждению Митчелла, «русские никогда полностью не использовали имевшиеся в их распоряжении средства морской силы» и якобы придерживались «стратегии минимального риска и минимальных выигрышей». В заключение автор договаривается до утверждения, будто бы советский флот продемонстрировал «намного меньшую действенность, чем это сделали другие флоты».

Обратимся, однако, в подлинным фактам Великой Отечественной войны. Известно, что гитлеровское командование ставило перед собой задачу уничтожить наши флоты прежде всего путем ликвидации их баз. Однако им не удалось сделать это ни бомбовыми ударами с воздуха, ни атаками с суши.

Оборона военно-морских баз явилась важным звеном в совместной борьбе армии в флота за срыв наступательных планов немецко-фашистского командования. На это были нацелены значительные силы и средства флотов: корабли, авиация, морская пехота, береговая артиллерия, ПВО. Исход обороны зависел от возможностей восполнения потерь в людях и технике, бесперебойного снабжения войск боеприпасами, горючим, продовольствием. В большинстве случаев единственным путем снабжения изолированных с суши приморских плацдармов в районах баз являлись морские коммуникации. Так, например, за время обороны Одессы в эту базу перевезено свыше 68 тысяч военнослужащих, около 27 тысяч тона боеприпасов, более 13 тысяч тонн продовольствия и фуража, а вывезено 300 тысяч тонн народнохозяйственных грузов и 350 тысяч человек. Боевые корабли только для конвоирования судов совершили 723 похода. В течение восьми месяцев севастопольской обороны транспорты в охранении боевых кораблей в обоих направлениях сделали 613 рейсов. Столь же напряженной была деятельность Краснознаменного Балтийского флота по снабжению осажденных с суши военно-морских баз.

Применение морской артиллерии для поддержки сухопутных войск также сыграло значительную роль. Большой калибр, дальнобойность, высокая точность, огромное разрушительное действие снарядов позволяли привлекать корабли в береговые батарей для решения самых различных задач на суше. Только в 1941 году при отражении сентябрьского наступления противника на Ленинград участвовало 360 орудий морской артиллерии калибром 100—406 мм. Значительную роль она сыграла и позже, когда враг пытался уничтожить город артиллерийскими обстрелами. Чтобы исключить артиллерию кораблей из обшей системы обороны Ленинграда, в апреле 1942 г. немецко-фашистское командование провело специальную операцию «Айсштосс». Ее выполнение было поручено силам 1-го воздушного флота. Однако операция по уничтожению кораблей Краснознаменного Балтийского флота в силу организованного противодействия нашей ПВО не достигла цели.

Советский Военно-Морской Флот законно гордится тем вкладом, который он внес в общее дело разгрома гитлеровских армий на решающем, советско-германском фронте. Наш флот не имел себе равных по совершенству взаимодействия с сухопутными войсками, четкости согласования с ними своих усилий, результативности совместных действий его сил с объединениями и соединениями Советской Армии. Особенно результативными были его десантные действия, представляющие собой наивысшую ступень координации действий сил флота и сухопутных войск.

Если флоты западных стран высаживали морские десанты исключительно в процессе стратегического наступления и непременно при подавляющем превосходстве над силами противника, то для нашего флота эти факторы обстановки не были решающими. Около одной трети всех десантов (а их было в годы войны более 110) наши флоты и флотилии высадили в ходе стратегической обороны.

Советский флот успешно применял морские десанты и в ходе наступления наших войск. Добросовестный историк не может пройти мимо таких блестяще осуществленных десантных операций, как Керченско-Феодосийская и Новороссийская. Наши моряки проявили в них высокое военно-морское искусство, беззаветную храбрость и мужество.

Важной составной частью боевой деятельности Советского Военно-Морского Флота в годы войны явилась борьба на коммуникациях противника. Некоторые недобросовестные буржуазные историки пытаются замолчать этот огромный участок боевой работы нашего флота, который внушительно заявлял о себе с первого дня войны и до капитуляции Германии. Подводные лодки вели поиск и уничтожали немецкие боевые корабли и транспорты, ставили мины на их путях; авиация, надводные корабли, особенно торпедные катера, настойчиво искали вражеские корабли и уничтожали их в море, в прибрежных водах и в базах противника.

Всему миру известно исключительное мужество, проявленное в труднейших условиях, к примеру, отрядами подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Достаточно вспомнить героический поход подводной лодки Щ-406 под командованием капитана 3 ранга Е. Осипова. В первый же свой выход в море она потопила четыре транспорта общим водоизмещением 30 тысяч тоны.

Или тоже, например, общеизвестно, что осенью 1941 года озабоченность немецкого высшего военного руководства вызвало положение на Крайнем Севере. Нарушение советскими подводными силами и авиацией прибрежных морских сообщений и воздействие флота на приморский фланг полностью провалили наступление горнострелкового корпуса гитлеровцев на Мурманск.

Всего за годы войны на коммуникациях противника нашими надводными кораблями, подводными лодками, авиацией, береговой артиллерией и минами было потоплено 1 245 боевых кораблей и вспомогательных судов, 1 307 транспортных судов общим водоизмещением более 3 148 тыс. рег. тонн. Благодаря этому огромные силы и средства гитлеровской Германии не дошли до линии фронта и не могли быть использованы врагом, в том числе и в наиболее критических для него ситуациях.

Большой вклад в победу внесла морская авиация. На Северном флоте, например, она только в первый период войны совершила 26 тысяч самолето-вылетов. Нельзя забыть героических подвигов морского летчика дважды Героя Советского Союза Б. Сафонова, который пал смертью храбрых, защищая караван союзников, и многих других героев.

Таким образом, наш флот активными и решительными действиями не только способствовал достижению победы на советско-германском фронте, но и оказывал поддержку флотам наших союзников по антигитлеровской коалиции. Нанося удары по базам и морским коммуникациям, по вражеским корабельным группировкам, он вносил весомый вклад в борьбу с флотом противника. Не случайно немецкое командование, чтобы противостоять нашему флоту, вынуждено было держать значительные военно-морские силы на Балтике, в северных широтах и на Черном море и постоянно усиливать их кораблями и авиацией с Атлантического океана. В том, что союзникам удалось выиграть «битву за Атлантику», немалая заслуга и Советского Военно-Морского Флота.

Советские моряки использовали все имеющиеся в их распоряжении средства морской силы для достижения победы над врагом. Они, как правило, шли на максимальный риск, чтобы добиться максимальных выигрышей.

Советские моряки победоносно пронесли Флаг Военно-Морского Флота до берегов Северной Норвегии, Румынии и Болгарин. Они сражались за Белград, Будапешт, Вену, Братиславу и Берлин. Наш флот активно содействовал сухопутным войскам в разгроме Квантунской армии Японии, в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов.

В течение всей войны советские военные моряки с честью выполняли возложенные на них задачи. И как бы ни старались некоторые недобросовестные западные историки, им не удастся очернить героическую деятельность нашего Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны.

Капитан 1 ранга В. АЧКАСОВ, доктор исторических наук.

Полковник Ю. ПЕРЕЧНЕВ, кандидат исторических наук.

Красная звезда. 1977. 13 июля (№ 162).


Особенно впечатлил немалый вклад в победу «битвы за Атлантику».

И заявки на успехи приведены полностью (и подтверждённые, и не подтверждённые)
Tags: ВМФ, ВОВ, Красная звезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments