Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Неожиданное препятствие

На днях пообщался с одним истеричным гражданином на тему английских вооружённых сил во Второй мировой войне и военных усилиях Соединённого королевства вообще. Ну, как пообщался... Я ему — данные, он мне — эмоциональные вскрики и обиды. Ладно, проехали.

В отечественном представлении как-то оказался в тени тот факт, что хотя британские ВС в 1939–1945 годах теряли относительно немного людей по сравнению с Первой мировой, тем не менее в середине 1942 года Великобритания обнаружила себя в состоянии manpower crisis. Одновременно и наращивать армию, и производство для неё оказалось практически невозможным делом. К счастью, к тому времени в войну вступили Соединённые Штаты, и они взяли на себя часть бремени по снабжению армии короны. Но возместить людей американцы, естественно, не могли, и это выразилось в сокращении количества действующих английских дивизий в 1944-1945 гг., хотя формально численность сухопутных войск не падала и даже росла (хотя и незначительно).

Численность британских вооружённых сил (тыс. чел.)
             Сухопутные   ВВС   ВМС   Всего
               войска

Июнь 1941       2 221     662   395   3 278

Июнь 1942       2 453     835   496   3 784

Июнь 1943       2 673     967   660   4 300

Июнь 1944       2 720   1 002   778   4 500

Декабрь 1944    2 760     985   780   4 525

Количество сухопутных дивизий
          ВДД  БТД  КД   ПД  Всего

01.01.41   0    6    1   26   33
01.07.41   0    7    1   26   34
01.01.42   1    9    0   26   36
01.07.42   1    9    0   27   37
01.01.43   1    9    0   27   37
01.07.43   2    9    0   26   37
01.01.44   2    8    0   24   34
01.07.44   2    7    0   24   33
01.01.45   2    6    0   22   30


Выдержки из многотомника Grand Strategy, касающиеся указанной проблемы.

Большая стратегия. Август 1942 — сентябрь 1943

Самая главная потребность, с которой столкнулись все государства, участвовавшие во второй мировой войне, была потребность в живой силе. Люди нужны были не только для службы в вооруженных силах, но и для работы на заводах, обеспечивавших фронт оружием. Они требовались для работы в сельском хозяйстве, в таких важных отраслях, как горнодобывающая промышленность и металлургия, на предприятиях по производству товаров широкого потребления, на железнодорожном и морском транспорте и в других отраслях, которые обеспечивают эффективную жизнедеятельность сложного индустриального общества в дни мира и войны.

Лучший способ оцепить усилия нации в войне — это привести цифровые данные привлеченных ею людских ресурсов. Исследуем эти ресурсы Великобритании. В июне 1942 года население от 14 до 64 лет составляло 33 258 тыс. чел., из них 22 056 тыс. чел. можно было отнести к категории «трудоспособное население». Из этого числа 21 969 тыс. чел. были заняты в гражданских отраслях промышленности и сельском хозяйстве. 4 475 тыс. чел. находились на службе в вооруженных силах, в подразделениях гражданской обороны или во вспомогательных службах. На военных заводах или связанных с военным производством предприятиях работали 4 990 тыс. чел. Таким образом, численность занятого населения по сравнению с июнем 1939 года выросла на 3,5 млн. чел., то есть более чем на 10 процентов. Такой рост был достигнут благодаря привлечению не только безработных мужчин, но и женщин. В 1939—1942 годах число женщин, занятых в производстве, увеличилось почти на 2 млн. — с 4 837 до 6 582 тыс. чел. Их численность в вооруженных силах возросла до 387 тыс. чел. Дальнейший значительный рост числа занятых, пожалуй, был невозможен. По этому поводу министр труда Бевин писал 14 мая 1942 года в меморандуме премьер-министру: «Главный вывод, который я сделал из этих данных, состоит в том, что сейчас мы задействовали наши основные силы и значительно исчерпали наши резервы... Дальнейшие потребности в комплектовании вооруженных сил в основном должны покрываться за счет производства. Возместить эти потери и одновременно поддерживать наиболее важные отрасли, а также поднять производство можно путем перераспределения людских ресурсов между промышленностью и вооруженными силами, однако нам следует рассчитывать главным образом на повышение эффективности управления, чтобы максимально использовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении»...

В апреле 1942 года генерал Маршалл и Гопкинс посетили Лондон и совместно с английским комитетом начальников штабов приняли решение, согласно которому стратегическое планирование и материально-техническое обеспечение сил союзников предполагалось нацелить на сосредоточение в Великобритании максимальных сил (план «Болеро») в течение 1942 года и на осуществление в дальнейшем широкого вторжения в Северо-Западную Европу весной 1943 года (план «Раундап»). Дата вторжения, таким образом, откладывалась до того времени, когда англичане будут иметь достаточно сил для наступления в широких масштабах. Поэтому члены английского комитета по планированию строили свою работу с расчетом обеспечить начало вторжения в апреле 1943 года (это был примерный срок), причем разработанный ими план операции со всей ясностью показывал степень зависимости английских войск от поступления вооружения из Соединенных Штатов. Третья часть самолетного парка, тяжелых и средних танков, все легкие танки и самоходные орудия, половина эсминцев во флоте, 40 процентов эскортных кораблей, большинство транспортных судов — все это должно было поступить из США.

Однако даже в этих условиях английскому флоту для выполнения поставленных перед ним задач необходимо было получить дополнительно 34 тыс. рабочих на верфи, а министерству авиационной промышленности требовалось увеличить число рабочих на своих предприятиях еще на 208 тыс. чел. Помимо того, заявки на живую силу поступали из вооруженных сил. Летом 1942 года министерство авиации потребовало 120 тыс. чел., адмиралтейство — 22 тыс. чел. Что же касается сухопутных войск, то военное министерство вынуждено было постоянно пересматривать свои заявки, как правило, в сторону их увеличения, по мере разработки планов операций не только в Европе, но и на Среднем Востоке и в Индии, то есть на театрах, где сухопутные войска нуждались в значительном количестве тыловых баз, сооружений и объектов, которые в других районах с более развитой экономикой обычно создавать заново нет необходимости. В результате целой серии решений военного министерства к сентябрю общие заявки на живую силу для сухопутных войск возросли до 0,25 млн. чел.

Удовлетворить все эти требования в полной мере не представлялось возможным. В мае 1942 года английский комитет по военному производству высказал осторожное предположение, что заявки на живую силу на 1942 год можно «почти удовлетворить», однако уже в сентябре эту точку зрения пришлось пересмотреть...

Всесторонний анализ людских ресурсов, проведенный в ноябре 1942 года министерством труда, подтвердил опасения комитета по военному производству. Заявки на людские ресурсы превышали все, что можно было получить из каких-либо источников. Даже сокращение на шесть месяцев возрастной границы для призыва (с 18 с половиной до 18 лет) и новое изъятие мужчин и женщин из «менее важных» отраслей промышленности позволили лишь незначительно сократить этот дефицит, который уже приближался к миллионной отметке. В дальнейшем создавшееся положение было проанализировано в документе, доложенном кабинету 20 ноября 1942 года. На период в 18 месяцев, который оканчивался 31 декабря 1943 года, общие потребности в людских ресурсах для вооруженных сил составляли по плану 1 600 тыс. чел., а для промышленности еще 1 085 тыс. чел. При самых благоприятных условиях для удовлетворения этих нужд можно было наскрести не более 1 600 тыс. чел. Крутые меры по сокращению потребления в гражданской сфере, в том числе новое снижение норм продажи одежды, закрытие продовольственных магазинов с неполным рабочим днем, сокращение норм снабжения книжной продукцией и газетной бумагой — все это дало бы еще лишь 100 тыс. чел. Поэтому, как говорилось в документе, «правительству следовало бы признать, что наши планы не соответствуют имеющимся людским ресурсам. Мы не в силах одновременно удовлетворять важнейшие потребности флота, иметь сухопутные войска в составе 100 дивизий и свыше 600 эскадрилий в военно-воздушных силах… Сейчас Америка вступила в войну, и поэтому мы должны учитывать необходимость обеспечения из наших собственных ресурсов огромного количества техники и оборудования, которое, как мы ожидаем, поступит из Соединенных Штатов. Таким образом, нам приходится оттягивать из военной промышленности людские ресурсы, на которые мы рассчитывали... Отсюда следует, что существующие планы военных ведомств сейчас должны быть сильно сокращены, а вопрос о том, в каком месте эти сокращения надлежит произвести, должен быть решен исходя из стратегических соображений».

В меморандуме от 28 ноября премьер-министр указал, что завоевание победы в битве за Атлантику остается задачей первостепенной важности, но можно сократить объем судостроения и производство вооружения, прямо не относящихся к выполнению этой задачи. Для авиации важнее всего обеспечить производство самолетов, а не стремиться к увеличению численности личного состава военно-воздушных сил. В связи с ослаблением угрозы Великобритании со стороны люфтваффе можно сократить контингенты, предназначенные для гражданской обороны и ПВО страны.

Кабинет согласился с этими предложениями и 11 декабря окончательно утвердил распределение людских ресурсов на 11 месяцев, вплоть до конца 1943 года. Сухопутным войскам и военно-воздушным силам выделялось чуть больше половины того, что они требовали. Министерству снабжения, обеспечивавшему армию боеприпасами и вооружением, также выделялось гораздо меньше людей. Адмиралтейство вместо 509 тыс. чел. получило 434 тыс. чел., а министерству авиационной промышленности вместо 603 тыс. чел. было выделено 503 тыс. чел., что вполне обеспечивало намеченное на 1942 год увеличение производство самолетов на 28 процентов. Гражданская оборона лишилась 75 тыс. чел. В результате всех этих мер, кажется, удалось свести концы с концами и обеспечить нужды в людских ресурсах на ближайший год...

В условиях, когда 30 процентов взрослого населения было уже мобилизовано, для удовлетворения всех своих нужд у Великобритании осталось лишь 1,5 млн. мужчин и женщин. Британской экономике приходилось обеспечивать не только 4,1 млн. солдат и матросов английских вооруженных сил, но также 2,1 млн. солдат государств Британского содружества и союзников Англии...

Потребности росли, а возможности их удовлетворения, особенно для англичан, истощались. В течение 1943 года стало заметно, что людские ресурсы Англии подходят к концу. К июлю этого года половина ее трудоспособного населения (22 285 млн. мужчин и женщин) была занята либо в вооруженных силах, либо в важных отраслях промышленности (5 084 млн. чел. — в вооруженных силах; 5 233 млн. чел. — в промышленности) в соответствии с распределением, установленным военным кабинетом в декабре 1942 года. Заинтересованные ведомства, естественно, считали это распределение неудовлетворительным, и решения, принятые в Касабланке, давали известные основания для их пересмотра. Требовалось, например, увеличить сухопутные войска, чтобы они могли вести наступление на трех далеких друг от друга и совершенно различных театрах. Нужно было увеличить поставки тяжелых бомбардировщиков военно-воздушным силам, чтобы они могли сыграть свою роль в объединенном бомбардировочном наступлении. В течение всей весны 1943 года министерства видов вооруженных сил выдвигали требования, которые к концу июня вместе с требованиями промышленности составили дополнительно 912 тыс. чел., а как сообщил премьер-министру 25 июня сэр Андерсон, для удовлетворения этих потребностей имелось только 414 тыс. чел. Надо было перераспределить людские ресурсы, и премьер-министр в памятной записке от 6 июля 1943 года дал соответствующие указания. Ни в коем случае, указывал он, нельзя допускать ослабления приоритета, предоставляемого вооружению и кораблям для использования против подводных лодок, но следует тщательно исследовать будущие программы военно-морских сил. Теперь можно было бы провести дальнейшее сокращение сил гражданской обороны и войск противовоздушной обороны. Требование командования сухопутных войск о выделении еще 247 тыс. чел. не встретило особого сочувствия. Военное министерство, заметил премьер-министр, постоянно преувеличивает «потери», «умелая организация и хорошая административно-хозяйственная работа» позволят сократить предназначаемое сухопутным войскам пополнение по крайней мере на 100 тыс. чел. Заявку министерства авиационной промышленности Черчилль требовал удовлетворить полностью.

«Сокращение запланированных поставок самолетов и последующее значительное ослабление наших военных усилий является самой большой опасностью, угрожающей нам в сфере людских ресурсов. О самолетах больше, чем о любом другом виде вооружения, можно сказать, что все они до самого конца войны, несомненно, будут использоваться против противника или для подготовки кадров», — написал премьер-министр по совету лорда Черуэлла, озабоченного постоянной неспособностью министерства авиации и министерства авиационной промышленности выполнять производственные планы, на которых он основывал свои расчеты эффективности стратегических бомбардировок. В письме от 23 июня Черуэлл указывал, что вместо ожидаемых к середине 1943 года 4 тыс. бомбардировщиков первой линии военно-воздушные силы имеют только 864, а к концу года их общее количество достигнет всего 1360. Бенин отвечал, что удовлетворить требования министерства авиационной промышленности о выделении ему 212 тыс. чел. можно лишь за счет других видов вооруженных сил, лишив их необходимых рабочих, и военный кабинет разделял нежелание Бевина пойти на это. Черчилль неохотно уступил, и 22 июля военный кабинет выделил авиационной промышленности 115 тыс. чел., что стало возможным главным образом вследствие изъятия 185 тыс. рабочих, занятых в производстве военного имущества для сухопутных войск.

Таким образом, к сентябрю 1943 года мобилизация людских ресурсов в Англии достигла наивысшей точки. Рассматривая требования на 1944 год и выделении еще 1 190 тыс. чел., исходившие от видов вооруженных сил и промышленности, министерство труда в осеннем обзоре так прямо и заявило: «Эти требования не могут быть выполнены. Нельзя больше снижать уровень жизни гражданского населения». В ноябре министерский комитет под председательством сэра Андерсона рекомендовал разрешить ситуацию, исходя из того, что война окончится к декабрю 1944 года, и соответственно сократить производство вооружения, а освободившуюся рабочую силу использовать по мере возможности для удовлетворения потребностей действующих вооруженных сил. Война не окончилась в 1944 году, и, прежде чем она окончилась, пришлось посягнуть на людские ресурсы самих вооруженных сил.

Большая стратегия. Август 1943 — сентябрь 1944

Таким образом, к концу 1943 года людские ресурсы Великобритании, необходимые для обеспечения наступления союзников, были почти исчерпаны. В истекшем году правительству все же удалось увеличить численность вооруженных сил. Они достигли беспрецедентной численности — 4800 тыс. человек (за вычетом потерь), то есть более 10 процентов от всего населения. В то же время в стране несколько увеличилось количество людей, занятых в военной промышленности. Это было достигнуто, исключая обычный приток рабочей силы в промышленность, за счет сокращения численности сил гражданской обороны и значительного уменьшения числа рабочих во «второстепенных отраслях» промышленности. Однако высвобождение рабочих за счет последнего источника нельзя было продолжать до бесконечности, не идя на серьезное, а быть может, и опасное понижение жизненного уровня населения. Следовательно, правительству предстояло проводить решающее наступление против Германии и Японии в период, когда большие потери и новые потребности должны были нарушить непрочное равновесие, достигнутое Великобританией, и привести к ослаблению ее военных усилий. Великобритания могла внести свой вклад в общее дело и сохранить занимаемое ею место в союзе, только обеспечив разумное распределение своих ресурсов и при условии, что война против обоих противников не продлится слишком долго.

Все эти проблемы встали перед Военным кабинетом уже в середине 1943 года, и он занимался их решением до конца года. В июле 1943 года министерствам было предложено подготовить к сентябрю предварительные заявки на период с января 1944 года по 30 июня 1945 года. К середине октября 1943 года свои заявки представили вооруженные силы. Все три вида вооруженных сил требовали себе пополнений: флот — 288 500, армия — 346 тыс. и авиация — 158 тыс. человек. Кроме того, все они просили направить определенное количество людей в гражданские службы и организации, обслуживавшие вооруженные силы. Всего требовалось около 920 тыс. человек. В то же время военная промышленность и смежные отрасли просили увеличить число рабочих на 240 тыс. человек. Следовательно, всего требовалось 1160 тыс. человек.

Эти повышенные заявки были вполне правомерны, если принять во внимание характер стоявших перед вооруженными силами задач и почти наверняка более высокий процент потерь в предстоящих военных действиях. Однако они абсолютно не соответствовали возможностям их удовлетворения. В конце октября 1943 года министр труда писал: «К концу текущего года мобилизация всех людских ресурсов страны практически будет завершена».

Нормы снабжения гражданского населения большинством основных продуктов были уже сокращены до предела, и дальше их урезывать было уже нельзя. В промышленности, работа которой дезорганизовывалась в результате частых воздушных тревог, бомбардировок и мероприятий по светомаскировке, увеличился разрыв между нормальным притоком и убылью рабочих. «Даже если ни один человек не будет призван в вооруженные силы, мы стоим перед тем, что в 1944 году численность рабочих в военной промышленности неизбежно сократится». Недостаток в людских ресурсах в 1944 году мог составить 1310 тыс. человек. Эта цифра складывалась из 1160 тыс. человек, которые были необходимы для вооруженных сил и промышленности, и 150 тыс. человек — естественная убыль рабочих из промышленности. На основании этих цифр министр труда пришел к выводу, что в 1944 году проблема людских ресурсов примет иной характер, и это потребует ее изучения под другим углом зрения.

Черчилль согласился с таким выводом. 1 ноября он разослал заинтересованным лицам памятную записку, в которой впервые указал на два возможных срока окончания войны и показал, какое это имеет практическое значение.

«4. Таким образом, проблема больше не сводится к тому, чтобы ликвидировать разрыв между потребностями и возможностями. Наши людские ресурсы теперь полностью мобилизованы для войны. Мы не можем больше увеличивать численность вооруженных сил и число людей, занятых в экономике, напротив, число людей в этих областях уже начало уменьшаться. Мы можем сделать только одно, маневрировать уже имеющимися у нас людьми в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед нами в этой войне.

Если нам придется вести войну против Германии и Японии еще несколько лет, то количество наших людей, участвующих в войне и работающих на нее, будет прогрессивно уменьшаться. Этого не учитывают министерства при определении своих потребностей в людях, а теперь пришло время принимать это во внимание. Использование наших людских ресурсов в 1944 году зависит от продолжительности войны с Германией.

5. Мне представляется, что есть две возможности:

а) При разработке планов использования наших людских ресурсов можно исходить из предположения, что наши максимальные военные усилия будут предприняты в 1944 году и что Германия будет разбита к концу года. Исходя из этого, мы могли бы, обеспечив военные материалы и личный состав, необходимые для войны с Японией, значительно урезать требования на военное снаряжение и материалы, которые нельзя поставить в 1944 году, и резко уменьшить использование людей, которых нельзя подготовить для участия в операциях 1944 года. Мы могли бы также сократить число учебных лагерей и вспомогательных частей, которые пришлось бы сохранить в прежнем количестве, если бы численность вооруженных сил и после 1944 года оставалась на теперешнем уровне.

Всем министерствам можно было бы дать указание сосредоточить все внимание на мерах, необходимых для обеспечения максимальных военных усилий в 1944 году. В этом случае можно было бы значительно сократить заявки вооруженных сил на людские ресурсы и военное снаряжение.

б) Есть другая возможность: планируя использование людских ресурсов, мы можем исходить из предпосылки, что война против Германии будет продолжаться и после 1944 года. В этом случае нам следует иметь в виду, что наши вооруженные силы и военная промышленность развернуты до такого уровня, на котором мы не в состоянии сохранить их продолжительное время. Тогда наше планировать должно строиться с учетом прогрессивного уменьшения наших военных усилий. Если нельзя исходить из того, что это сокращение будет проводиться равномерно во всех областях, тогда следует найти другие принципы его проведения в жизнь.

6. Какой бы из этих вариантов мы теперь не избрали, в случае если война с Германией продлится и после 1944 года, нам придется во все большей степени полагаться на ресурсы США для поддержания наших собственных военных усилий на соответствующем уровне. Однако выбор одного из указанных вариантов определит и характер американской помощи. Если мы изберем первый вариант, наши теперешние военные усилия окажутся недостаточными и мы должны будем просить США поставлять нашим вооруженным силам значительно больше снаряжения, чем это делается сейчас. Если же мы примем второй вариант, тогда американская помощь будет заключаться главным образом в более широком участии в военных действиях непосредственно американских войск, оснащенных собственным снаряжением и вооружением.
7. Оценки министерствами их потребностей пока еще детально не изучены, как это обычно принято. Однако у нас нет оснований думать, что результаты такого изучения могли бы привести к серьезному пересмотру высказанных выше общих соображений. Поэтому, прежде чем начнется детальное изучение представленных данных, министры должны решить, будет ли наша политика в отношении распределения людских ресурсов на 1944 год основываться на одном из вариантов, указанных в пункте 5 или на каких-либо иных принципах».

Через четыре дня Черчилль созвал специальное совещание министров и членов Комитета начальников штабов, чтобы рассмотреть этот вопрос и принять меры к улучшению административного руководства. Участники совещания согласились с первым вариантом, предложенным Черчиллем — исходить из того, что Германия будет разгромлена до конца 1944 года, — и приняли решение создать комитеты по людским ресурсам, о которых уже упоминалось выше. Комитет, созданный из ответственных чиновников, почти сразу же приступил к работе. Он прежде всего поставил перед собой задачу определить, что конкретно имел в виду премьер-министр, говоря о «максимальных военных усилиях в 1944 году». После непродолжительного обсуждения было решено, что данное указание должно означать следующее: «В 1944 году наши основные усилия мы должны сосредоточить против Германии, проводя в то же время намеченные и согласованные на 1944 год мероприятия против Японии. Это будет включать в себя разработку и организацию производства некоторых видов судов, самолетов и вооружения, специально предназначенных для войны против Японии. Однако, если не поступит других разъяснений или указаний, Комитет не будет считать, что расчет на поражение Германии в 1944 году означает установку на мобилизацию большего числа людей в вооруженные силы в 1944 году только для того, чтобы сократить разрыв между окончанием войны с Германией и началом максимального развертывания наших сил для борьбы с Японией».

Исходя из этого, в конце ноября 1943 года комитеты по людским ресурсам представили Военному кабинету доклад, в котором рекомендовали увеличить в 1944 году численность вооруженных сил на 284 тыс. человек, предлагая распределить их следующим образом (в тыс. человек):
                                Первая половина Вторая половина  Всего
                                    1944 года     1944 года
Военно-морские силы                   + 28          + 30          + 58
Сухопутные войска                    + 137          + 25         + 162
Военно-воздушные силы                 + 35          + 25          + 60
Женщины для медицинской службы
и добровольческих санитарных отрядов   + 3           + 1           + 4

Итого:                               + 203          + 81         + 284
Из контингента, выделяемого для военно-воздушных сил, 17 тыс. человек следовало подготовить таким образом, чтобы их можно было использовать в 1945 году либо в авиации, либо во флоте.

Этот план, урезавший первоначальные требования вооруженных сил почти на 70 процентов, вовсе не предусматривал, что к концу 1944 года вооруженные силы будут иметь большую численность. С учетом нормальной убыли и потерь ожидалось, что вооруженные силы будут насчитывать примерно на 124 тыс. человек меньше, чем в конце 1943 года.

Для увеличения вооруженных сил на 284 тыс. человек следовало провести дальнейшее сокращение численности рабочих в промышленности. Комитеты по людским ресурсам предложили сократить в 1944 году число занятых в гражданской промышленности на 309 тыс. человек.

1 декабря 1943 года Военный кабинет обсудил этот доклад. Военные министерства и все ведомства, занимавшиеся снабжением, согласились с предложенным распределением людских ресурсов, правда, Министерство авиации сделало оговорку, что во второй половине 1944 года оно, возможно, будет нуждаться в большем числе женщин. Морское министерство также подчеркнуло, что от него, возможно, потребуются большие усилия на Дальнем Востоке еще до окончания войны в Европе. Военный кабинет поэтому решил немедленно передать военно-морским силам те 17 тыс. человек, которые предназначались для ВВС и которых комитеты по людским ресурсам рекомендовали подготовить для службы как в авиации, так и во флоте. В остальном Военный кабинет утвердил представленные предложения и дал указание комитетам по людским ресурсам пересмотреть в мае 1944 года проект распределения людских ресурсов на вторую половину года.

Большая стратегия. Октябрь 1944 — август 1945

Основной причиной всех трудностей Великобритании был недостаток людских ресурсов. В книге «Большая стратегия, август 1943 — сентябрь 1944» автор уже знакомил читателя с теми трудностями, с которыми столкнулся Военный кабинет Черчилля в ходе предварительного планирования использования людских ресурсов на 1944 год. К лету 1944 года эти трудности еще больше возросли. Расчеты, одобренные в декабре 1943 года, предполагалось пересмотреть в мае 1944 года. Но фактически пересмотр начался только в июне, после того как было подучено специальное сообщение от Военного министерства. В этом сообщении Военный кабинет ставился в известность о том, что если армия немедленно не получит необходимых ей контингентов для пополнения, то вскоре придется расформировать 5 пехотных дивизий и 4 бронетанковые бригады. Перед этим Военное министерство послало такое же предупреждение Комитету людских ресурсов при Военном кабинете. Проведенное затем дополнительное изучение вопроса вскрыло новые возможности на ближайшее будущее. Согласно подсчетам, одобренным в декабре 1943 года, на протяжении всей первой половины 1944 года армия должна была получить 25 тыс., флот — 20 тыс. и военно-воздушные силы — 25 тыс. мужчин и женщин. В связи с этим было запланировано и соответствующее сокращение рабочей силы в промышленности и в сельском хозяйстве. В дальнейшем размер этого сокращения был уменьшен, но даже и этот план выполнен не был, и к июню 1944 года, когда Военное министерство направило свое первое тревожное сообщение в Военный кабинет, вооруженные силы недополучили в общей сложности 80 тыс. человек из того общего количества, которое они должны были получить согласно утвержденным ранее планам.

В прежние годы вооруженные силы пополнялись за счет новых возрастных групп и за счет изъятия людей из промышленности, сельского хозяйства и гражданской противовоздушной обороны. Но теперь этих источников уже недоставало, и Комитет людских ресурсов предложил удовлетворять лишь самые насущные нужды армии в людях за счет военно-морского флота и военно-воздушных сил. В соответствии с этим было запланировано на июль и август 1944 года направить пополнение в армию из этих источников в размере около 11,9 тыс. человек. Эта цифра была предельно возможной и все же далеко недостаточной. Поэтому, чтобы предотвратить сокращение численности армии, Комитет людских ресурсов решил мобилизовать в течение второй половины 1944 года 140,5 тыс. мужчин и женщин вместо 70 тыс., как предполагалось в декабре 1943 года. В июле Военный кабинет утвердил эту новую цифру. В связи с этим промышленность, сельское хозяйство и гражданская противовоздушная оборона, и раньше испытывавшие затруднения из-за проведенных мобилизаций, вынуждены были еще больше уменьшить свои людские ресурсы, для того чтобы не допустить сокращения армии.

В связи с выполнением нового плана мобилизации Комитету людских ресурсов пришлось предусмотреть дальнейшее значительное сокращение числа рабочих, занятых в военной промышленности, и еще более значительное сокращение в других отраслях хозяйства. Однако когда дело дошло до практических мероприятий, то оказалось, что для покрытия всех потребностей, признанных насущными, недостает примерно 130 тыс. человек, и, кроме того, ожидалось, что на протяжении года с производства уйдет еще 125 тыс. человек. Общий дефицит угрожал возрасти до 255 тыс. человек.

Ввиду столь значительной недостачи людских ресурсов Военный кабинет решил пересмотреть исходные данные, на основе которых исчислялись потребности в людях, однако это оказалось весьма трудным делом, потому что летом 1944 года еще нельзя было ни предусмотреть, когда окончится война в Европе, ни определить, в каких размерах Великобритании придется принять участие в войне с Японией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на протяжении нескольких последующих месяцев расчетные данные подвергались постоянным изменениям. Взяв за основу потребность армии в пополнениях, Военный кабинет вначале поручил своим специалистам-плановикам произвести дальнейшие расчеты, исходя из того, что в последующие 12 месяцев личный состав военно-морских сил, возможно, удастся сократить на 200 тыс. человек, что число эскадрилий военно-воздушных сил не увеличится сверх нормы, запланированной на конец 1944 года, и что, наконец, Германия, возможно, не будет побеждена до конца июня 1945 года. Последнее предположение являлось существенным отклонением от того мнения, которое существовало у англичан годом раньше. Однако в начале сентября снова возникли сомнения в отношении срока полной победы над Германией. На этот раз победа над немцами была признана возможной в конце декабря 1944 года, и, исходя из этого, были произведены новые расчеты, представленные в начале сентября 1944 года для рассмотрения в Военный кабинет. Эти новые планы, охватывавшие весь остаток 1944 года, предусматривали размеры пополнений для вооруженных сил и устанавливали новые пропорции изъятия людских резервов из других источников.
                                                              Общая     Пополнение для
                                                           потребность  вооруженных сил
                                                                 (тыс. человек)

Пополнение для вооруженных сил                                 332
Сокращение числа людей в гражданской противовоздушной
обороне                                                                       50
Сокращение числа людей в военной промышленности                              436
Увеличение числа людей в различных государственных
ведомствах                                                      13
Увеличение в промышленных предприятиях второй группы*           75
Сокращение в промышленных предприятиях третьей группы                         64
Пополнение для вооруженных сил из числа незанятого
населения                                                                     42
Предполагаемое уменьшение численности занятого населения       175

                                                               595           592
* Вторая группа включала основные отрасли хозяйства: судоходство, сухопутный транспорт, угольную промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство; третья группа включала такие отрасли, как строительство, торговля, текстильная промышленность, предприятия общественного питания.


В соответствии с этими поправками на протяжении последних четырех месяцев 1944 года военно-морскому флоту надлежало получить 9,4 тыс., армии — 55 тыс. и военно-воздушным силам — 2 тыс. мужчин и женщин. В начале сентября Военный кабинет утвердил эти цифры. При этом дефицит людских ресурсов составил 3 тыс. человек.

Сразу после утверждения планов мобилизации на 1944 год Военному кабинету пришлось рассматривать и планы на первое полугодие 1945 года. Здесь надо заметить, что в октябре уже отвергнутое было предположение об окончании войны в Европе в июне 1945 года вновь обрело силу. К этому времени определились и размеры участия Великобритании в войне с Японией. Кроме того, можно было приступить и к исчислению окончательных потребностей вооруженных сил в военной продукции. Однако эти расчеты затруднялись тем, что никто не мог предусмотреть, какого рода проблемы могут возникнуть в связи с окончанием войны в Европе. В этом отношении Военный кабинет мог исходить лишь из предположений самого общего характера. Как, когда и в каких размерах будет происходить обратный перевод промышленности на продукцию мирного времени нельзя было определить даже приблизительно, тем более что при попытках разрешить эти вопросы следовало учитывать и нужды Европы, и масштабы сотрудничества или помощи со стороны США. Поэтому невозможно было выработать и приемлемого плана демобилизации, а тем более учесть последствия ее проведения. Кроме того, положение в Великобритании осложнялось еще и наличием острого дефицита людских ресурсов. В таких трудных условиях правительство Великобритании занялось составлением общего расчета потребностей в людях на весь 1945 год и определением конкретных мероприятий на первое полугодие.

Первое, с чем пришлось встретиться при расчетах, был тот факт, что на 1945 год сокращение числа рабочих в промышленности, даже без учета мобилизации в армию, должно было быть еще большим, чем в 1944 году. Помимо естественной убыли, ожидалось, что многие женщины пожелают оставить работу в связи с окончанием войны в Европе. Это сокращение было исчислено в 1225 тыс. человек. Поэтому, учтя все имеющиеся источники людских ресурсов, Министерство труда подсчитало, что в 1945 году в вооруженные силы сможет быть направлено лишь около 140 тыс. мужчин и женщин, в то время как они требовали 225,3 тыс. человек (30 тыс. — флот и 195,3 тыс. — армия). Их истинные потребности были фактически значительно большими, но предполагалось, что недостающее количество людей будет покрыто путем внутренних перемещений — из флота в армию, из авиации в армию и во флот, — а также путем перестановок в пределах каждого вида вооруженных сил и за счет сокращения штатов. Комитету людских ресурсов предстояло в крайне неопределенной обстановке изыскать возможности для покрытия дефицита, составлявшего 85 тыс. человек.

Как и во второй половине 1944 года, расчеты и предложения Комитета людских ресурсов менялись из месяца в месяц, а к концу войны в Европе изменений стали вноситься почти непрерывно. Несмотря на серьезные возражения со стороны вооруженных сил, их заявка на 225,3 тыс. мужчин и женщин была вскоре урезана до 155 тыс. человек, из которых для военно-морского флота предназначалось 23 тыс., для армии — 132 тыс., а военно-воздушные силы оставались без пополнений. К тому же, флоту и авиации было приказано направить в армию по 20 тыс. человек. В результате военно-морской флот получал лишь 3 тыс. женщин, военно-воздушные силы теряли 20 тыс. мужчин, а армия получала 172 тыс. мужчин и женщин. В конце декабря 1944 года Военный кабинет утвердил эти цифры. Но было далеко не ясно, каким образом будут произведены необходимые сокращения в народном хозяйстве и в гражданской противовоздушной обороне, и Комитет людских ресурсов снова занялся обсуждением этих проблем, на что ушло несколько последующих месяцев.

P.S. Окончание в первом комментарии.
Tags: ВМВ, Книги, Справочные данные, экономика и тыл
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 36 comments