Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Численность французских вооружённых сил в 1939-1940 гг.

Карл-Хайнц Фризер в своей книге Blitzkrieg-Legend пишет:

"В начале сентября 1939 года французские вооружённые силы мобилизовали в целом 6,1 млн человек. Весной 1940 года армия насчитывала около 5,5 млн (включая колониальные части). Из этого числа к началу немецкого наступления около 2,24 млн человек занимали северо-восточный фронт".

Чуть выше Фризер пишет, что на 10 мая 1940 года численность вермахта составляла около 5,4 млн человек. Получается разрыв шаблона: Франция, с населением вдвое меньше Германии, сумела выставить армию, как минимум, сравнимую с немецкой, а в начале войны даже значительно бóльшую (6,1 млн против 4,5 млн).

Однако, как всегда есть нюансы.

Про 6,1 млн Фризер ссылается на Лисса (Liß, Westfront 1939/40: Erinnerungen des Feindbearbiters im O.K.H.) и Амуру (Amouroux, “Kollabos, Helden und Verräter. Die Franzosen unter deutscher Besetzung” Der Spiegel 44, no. 20 (1990)).

Лисс на указанной 25-й странице пишет о немецкой довоенной оценке французского военного потенциала: 4 800 тыс. обученных и 1 600 тыс. необученных (включая 440 тыс. и 535 тыс. "цветных" соответственно); в военное время 2 800 тыс. в полевой армии, 1 925 тыс. в территориальных войсках, 1 200 тыс. забронированных, всего 5 925 тыс.

Амуру действительно сообщает, что мобилизовали 6 104 тыс. человек, но с примечанием "из которых 4 654 тыс. комбатантов".

Но и это примечание не окончательное. Теоретически у Франции было ок. 8,1 млн человек, подлежащих призыву, в том числе:

Проходящих службу в армии - 388 тыс. (1917-18 гг.р.)
Недавно уволенных в запас - 382 тыс. (1915-16 гг.р.)
1-й резерв - 5 310 тыс. (1899-1914 гг.р.)
2-й резерв - 2 030 тыс. (1891-98 гг.р.)

По мобилизации в вооружённые силы призвали значительно больше народу, чем действительно было нужно. В известном смысле, французские генералы повторили ошибку 1914 года, когда непродуманная мобилизация подорвала производственную и добывающую промышленность. То же самое произошло и в 1939-м. Например, есть такие данные:

Всего мобилизовано в 1939 - 5 782 тыс. человек, в т.ч.:
5 108 тыс. французов
674 тыс. прочих

Из них направлено:
На действительную службу - 2 680 тыс.
В территориальные войска - 1 640 тыс. (к концу года осталось 550 тыс., остальные направлены в промышленность)
В промышленность и т.п. - 1 460 тыс.

В марте 1940 года Гамелен сравнил текущую ситуацию по человеческим ресурсам с 1917 годом.
                                   Мобилизованные французы      Мобилизованные туземцы

I. Вооружённые силы              1 марта 1917   1 марта 1940    Сев.-африк. Колониальн.

Метрополия                        2 910 000      2 330 000         70 000     20 000
Северная Африка                       —             80 000        100 000     22 000
Левант и Восток                     150 000         35 000         23 000*     3 000*
ВВС                                  40 000        150 000            —          —
ВМФ                                 180 000        180 000          2 000        —

Всего                             3 280 000      2 775 000        195 000     45 000

II. Территориалы

Проходящие подготовку               310 000        300 000         25 000     30 000
В процессе перевозки                                                  —       25 000
В промышленности                    700 000        710 000            —          —
В сельском хозяйстве                130 000        250 000            —          —
Внутренние войска                   500 000        650 000          5 000      2 000
Прочие (госпитали, отпуска по                                       
болезни, дезертиры, заключённые
и т.д.)                             300 000        140 000          5 000        —
ВВ в Северной Африке                 90 000         70 000        110 000      8 000

Всего                             2 030 000      2 120 000        145 000     65 000

ИТОГО                             5 310 000      4 895 000        340 000    110 000
* - Только Левант.

Видно, что фактически в вооружённых силах, находящихся в метрополии и бассейне Средиземного моря, имелось 3 015 тыс. человек, а также 380 тыс. проходящих подготовку и около 145 тыс. госпитализированных и отпускников по болезни.

Так что херр Фризер слегка смухлевал в своих подсчётах, которые большинство приняло за чистую монету.
Tags: ВМВ, Справочные данные, Франция-1940
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments