Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

О материально-техническом состоянии Советской Армии к 1951 году

Не иначе, делали прикидки в связи идущей войной в Корее. Хотя не понятно, можно ли отнести этот документ к алармистским. Не зря в предисловии написали:

"Необходимо отметить, что личные архивы И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева, а также материалы Политбюро ЦК КПСС имеют свою специфику. Они не освещают многих рутинных процессов, ряд важных вопросов решали сами ведомства. Поэтому публикуемые документы отображают лишь часть явления. Их обязательно надо сопоставлять с другими материалами, чтобы получить сбалансированную картину развития Советских Вооруженных Сил".

Записка А.М. Василевского и С.М. Штеменко И.В. Сталину о состоянии материально-технического обеспечения мобилизационного развертывания Советской Армии

№ 419157/002254 сс/ов

29 ноября 1950 г.

Совершенно секретно
Особой важности

Товарищу СТАЛИНУ

Докладываем о состоянии материально-технического обеспечения мобилизационного развертывания Советской Армии.

По ряду важнейших видов вооружения, боеприпасов и боевой техники это обеспечение является недостаточным, в силу того что поставки из промышленности недостающего для отмобилизования войск и накопления запасов на первый период войны вооружения, боеприпасов, боевой техники и прочего военного имущества производятся в количествах, которые не обеспечивают покрытие некомплекта в короткие сроки.

По артиллерийскому вооружению

1. Потребность зенитной артиллерии в малокалиберных зенитных пушках обеспечивается пушками 37 мм калибра, но для войск ПВО страны требуются 57 мм автоматические зенитные пушки, которые в настоящее время еще не поставляются промышленностью и только находятся в процессе освоения производства.

По среднекалиберным зенитным пушкам при полном использовании всех имеющихся 85 мм зенитных пушек некомплект по штатам военного времени составит 7 042(1) пушки. На пополнение некомплекта поступают 100 мм зенитные пушки, развертывание производства которых ведется явно недостаточными темпами:

за 1949 год — поставлено 300 пушек;
за 1950 год — будет поставлено 750 пушек;
на 1951 год — утверждено к производству 1 200 пушек.
______________
1. Здесь и далее выделенное курсивом вписано от руки.


При таких темпах производства существующая потребность сможет быть обеспечена только к 1957 году, а накопление мобилизационных запасов (в том числе для обеспечения новых формирований) будет закончено лишь в следующем десятилетии.

Некомплект радиолокационных станций для нужд ПВО достигает:

станций обнаружения и наведения
типа «П-3» и «П-8» — 1 196

станций кругового обзора
обр. «Мост-2» — 593

станций орудийной наводки
(комплектно к зенитным батареям
«Зенит», «Луч», «Гром») — 2 110

радиолокационных прожекторных
станций «Стрела» — 1 251

При установленном плане развертывания производства радиолокационных станций указанный некомплект сможет быть покрыт только к 1960 году.

2. Наличие материальной части наземной артиллерии обеспечивает потребность мобилизационного развертывания войск по средним калибрам полностью, но недостает новых систем крупных калибров современной тяжелой артиллерии (корпусной, армейской и тяжелых минометов), разработка образцов которых еще не закончена.

По стрелковому вооружению

1. Потребность мобилизационного развертывания по стрелковому вооружению обеспечивается полностью за счет запасов оружия, оставшихся после войны.

Перевооружение Советской Армии новыми образцами стрелкового оружия под патрон 1943 года (7,62 мм самозарядными карабинами Симонова «СКС», 7,62 мм автоматами Калашникова «АК» и 7,62 мм ручными пулеметами «РПД») в соответствии с планом, представленным в правительство, предусматривается закончить в 1955 году, кроме тыловых частей, перевооружение которых отнесено на последующие годы.

К 1 января 1951 года этим оружием будут перевооружены стрелковые, механизированные, танковые дивизии всех приграничных военных округов (без Дальнего Востока) по штатам и табелям военного времени, а также воздушно-десантные войска и пехотные, частично артиллерийские и танковые училища и курсы.

2. Новыми образцами пехотно-реактивного вооружения ручным противотанковым гранатометом РПГ-2 и станковым гранатометом СГ-82 — потребность в силу незначительного производства гранатомета РПГ-2 и доработки образца гранатомета СГ-82 обеспечена только по ручным гранатометам по штатам мирного времени и станковыми гранатометами только воздушно-десантные войска.

Полное оснащение войск гранатометами может быть закончено лишь к 1954 году.

3. Новые крупнокалиберные 14,5 мм зенитные и пехотные пулеметы еще только ставятся на производство и в войска поступают в ограниченном количестве для изучения и проведения испытаний.

По артиллерийским боеприпасам

О состоянии обеспеченности артиллерийскими боеприпасами представлен особый доклад, в Бюро Президиума Совета Министров СССР.

По артиллерийским тягачам

Современных образцов артиллерийских тягачей (кроме небольшого количества тяжелых тягачей АТ-Т) в армии нет. Частично потребность в легких арттягачах системы АТ-Л покрывается гусеничными тягачами М-2, поставка которых, однако, производится в совершенно недостаточных размерах.

В результате для буксировки современных систем 100 мм зенитных пушек и радиолокаторов приходится использовать в основном устаревшие, совершенно изношенные трактора довоенного выпуска и импортных марок, ненадежные в эксплуатации из-за отсутствия запасных частей.

Но и при таком использовании всех наличных тракторов некомплект в арттягачах достигает:
Арттягачей легких АТ-Л    — недостает 8 930, предусмотрено на
(для корпусной и зенитной             1951 год 510, из них
артиллерии) 	                          500 образца М-2

Арттягачей средних АТ-С   — недостает 16 033, предусмотрено на
(для армейской и тяжелой              1951 год 50 и, кроме
зенартиллерии)                        того, 800 тракторов С-80

Арттягачей тяжелых АТ-Т
(для артиллерии большой
мощности)                 — -"- 952, -"- 250

Арттягачей полубронированных
АТ-П (для истребительной 
противотанковой артиллерии) — -"- 10 885, -"- 0 (не отработан образец)
Необходимо отметить, что трактора, изготовляемые и используемые в настоящее время в народном хозяйстве, из-за своей тихоходности и маломощности не могут обеспечить надежность буксировки орудий и необходимой маневренности артиллерийских частей.

Однако из-за отсутствия специальных арттягачей типа АТ-С Военное Министерство вынуждено использовать трактора сельскохозяйственного типа, несмотря на их тихоходность и маломощность. Но и эти заявки Военного Министерства удовлетворяются в незначительных размерах. На 1951 год в счет потребности в арттягачах предусматривается по контрольным цифрам поставка только 800 тракторов С-80, которые предназначаются для буксировки 100 мм зенитных пушек, рассчитанных для перевозки со скоростями до 40 км в час, в то время как трактор С-80 имеет максимальную скорость 9,7 км в час.

В связи с изложенным необходимо иметь развернутое производство специальных арттягачей. В то же время производство, предусмотренное контрольными цифрами на 1951 год, как это видно из приведенных выше данных, совершенно недостаточно, и поэтому необходимо его пересмотреть и значительно увеличить.

По бронетанковому вооружению

Тяжелых танков требуется на мобилизационное развертывание иметь 4 400 шт.

В наличии имеется всего 4 072, в том числе:

танков ИС-4 — 205
танков ИС-3 — 2 188
танков ИС-2 — 1 626
танков ИС-1 — 53

Несмотря на общий небольшой некомплект по тяжелым танкам (328 шт.), необходимо отметить, что:

— танки ИС-1 и ИС-2 в количестве 1 679 шт. конструктивно устарели, прошли по несколько средних и капитальных ремонтов и нуждаются в замене;
— танки ИС-3 имеют конструктивные дефекты, которые могут быть устранены только путем заводских переделок;
— производство танков ИС-4 прекращено;
— поставка новых тяжелых танков (ИС-5) на 1951 год не определена, так как образец этого танка еще не принят на вооружение.

Положение с укомплектованием средними танками совершенно неудовлетворительное.

Войска не укомплектованы средними танками даже по существующему составу мирного времени, причем некомплект по мирному времени составляет 4 322 средних танка. Это привело к тому, что часть механизированных и танковых дивизий имеет в некомплекте от 30 до 70% средних танков, а часть танковых дивизий и танковых полков стрелковых дивизий укомплектованы взамен средних танков тяжелыми танками ИС-2 (700 шт.).

Потребность мобилизационного развертывания по средним танкам обеспечена только на 61%, требуется 27 611 шт., а в наличии имеется всего — 16 827 шт., в том числе:

Т-54 — 1 754
Т-44 — 1 725
Т-34-85 — 11 562
Т-34-76 — 1 786

Большинство танков Т-34-85 выпуска 1945-1946 гг. переданы по спецпоставкам, а на укомплектовании БТ и МВ остались танки в основном выпуска 1944 и более ранних годов, прошедшие по несколько средних и капитальных ремонтов.

Таким образом, общий некомплект в средних танках составит 10 784 шт.

Кроме того, потребуется 1 786 танков на перевооружение устаревших танков Т-34-76 и около 2 000 танков на обеспечение спецпоставок в 1951 году.

На 1951 год контрольными цифрами предусмотрено производство 1 700 средних танков Т-54, что не может ни в какой степени удовлетворить потребности, так как не покрывает даже расхода по спецпоставкам.

Необходимо в 1950 году изготовить дополнительно 250 танков и установить план производства на 1951 год в количестве 4 000 танков Т-54.

Потребность новых средних самоходных артустановок СУ-122 (на базе танка Т-54) составляет 4 979 машин.

Образец этой самоходной установки еще не закончен отработкой и на обеспечение потребности обращается все наличие самоходных установок СУ-100 (на базе танков Т-34) в количестве 2 557 машин. Таким образом, некомплект в средних самоходных установках даже с учетом всего наличия установок СУ-100 составляет 2 422 машины.

Потребность в бронетранспортерах определена в 22 725 штук. На покрытие потребности обращаются устаревшие импортные бронетранспортеры в количестве 3 500 штук. Новые типы бронетранспортеров БТР-152 и БТР-40 только осваиваются на производстве и поставляются армии в очень небольшом количестве.

По контрольным цифрам на 1951 год потребность в бронетранспортерах будет обеспечена к 1 января 1952 года только на 25%.

По самолетам

Обеспеченность мобилизационного развертывания Военно-Воздушных Сил самолетами характеризуется следующими цифрами:
Наименование           Требуется по штатам    Ожидаемое наличие   Некомплект
                         военного времени     на 1.1.1951 года

Истребители                   12 588                11 837             751
в том числе:
реактивные                    11 974                 3 936           8 038
поршневые                        614                 7 901*        + 7 287*
Штурмовики и
корректировщики                4 952                 3 262           1 690
Бомбардировщики                6 652                 5 005           1 647
в том числе:
реактивные                     5 750                   185           5 565
поршневые                        902                 4 820         + 3 918
Транспортно-
десантные                      2 578                 2 159             419
Учебно-боевые                  3 623                 1 793           1 830
Учебно-тренировочные           4 510                 2 557           1 953
Связи и санитарные             3 939                 2 886           1 053

ВСЕГО самолетов:              38 842                29 499           9 343
в том числе боевых            24 192                20 104           4 088
* В том числе 1 352 самолета подлежит списанию по износу.

Для укомплектования штатной потребности в самолетах требуется, кроме покрытия некомплекта, заменить весь наличный парк самолетов иностранных марок и устаревшие образцы самолетов отечественного производства, для перевооружения которых потребуется:
истребителей (на замену поршневых, кроме Ла-11) —  7 272
штурмовиков и корректировщиков (кроме Ил-10)    —    175
бомбардировщиков (кроме Ту-2, Ту-4 и Ил-28)     —  4 356
транспортно-десантных                           —    279
учебно-боевых                                   —  1 068
учебно-тренировочных                            —    306

ВСЕГО самолетов                                 — 13 456
в том числе боевых                              — 11 803
Таким образом, общая потребность в самолетах на покрытие некомплекта и на перевооружение составит:
истребителей                                    —  8 023
штурмовиков и корректировщиков                  —  1 865
бомбардировщиков                                —  6 003
транспортно-десантных                           —    698
учебно-боевых                                   —  2 898
учебно-тренировочных                            —  2 259
связи и санитарных                              —  1 053

ВСЕГО:                                          — 22 799
в том числе боевых                              — 15 891
План перевооружения и доукомплектования истребительных авиадивизий утвержден Постановлением Совета Министров Союза ССР от 5 ноябре с.г. за № 4547-1940сс, которым предусматривается перевооружить и доукомплектовать к концу 1951 года 65 истребительных авиадивизий по штатам мирного времени из расчета 90 самолетов в дивизии, т.е. будет состоять 5 850 самолетов.

Для окончания перевооружения потребуется в 1952 году перевооружить остальные 17 авиадивизий, для которых потребуется 1 530 самолетов, т.е. всего будет состоять в истребительных авиадивизиях 7 380 истребителей.

Таким образом, в 1952 году программа перевооружения и доукомплектования истребительных авиадивизий по штатам мирного времени будет закончена.

Однако для доведения истребительных авиадивизий до штатов военного времени, по которым дивизия должна иметь 124 истребителя вместо 90 истребителей, предусмотренных по штатам мирного времени, потребуется дополнительно 5 208 истребителей.

Для поставки этого количества самолетов при существующих темпах их производства потребуется еще до 2-х лет, и, таким образом, укомплектование истребительных авиадивизий сможет быть закончено к 1954 году.

Что касается перевооружения и доукомплектования бомбардировочной и штурмовой авиации, то вследствие незначительности производства этих типов самолетов, запроектированного по контрольным цифрам на 1951 год, ожидать в 1951 году серьезного улучшения состояния обеспеченности не приходится, причем если и в дальнейшем будут сохранены существующие темпы развертывания производства этих самолетов, то полное покрытие потребности растянется на весьма длительный срок.

Ввиду этого мы считали бы необходимым усилить темпы развертывания производства бомбардировщиков и штурмовиков, а также истребителей с тем, чтобы добиться полного удовлетворения потребности в самолетах не позже 1954 года.

По авиационным боеприпасам

Потребность в войсковых (бортовых и аэродромных) запасах боеприпасов установлена в размере 3-х боекомплектов (для тяжелых бомбардировщиков — 2-х боекомплектов).

Эти запасы обеспечены по авиапатронам 23 и 37 мм калибра, которых в наличии имеется 3-4 бк, но плохо обеспечены по крупных калибрам авиабомб ФАБ-3000 и ФАБ-1500 образца М-46.

При реализации дополнительного заказа, утвержденного Правительством на 1950 год, по крупным калибрам авиабомб обеспеченность ими будет доведена к 1 января 1951 года до одного боекомплекта.

Для создания неприкосновенных и мобилизационных запасов в 1950 году ресурсов нет.

Производство авиационных боеприпасов предусмотренное контрольными цифрами на 1951 год существенно повысит ресурсы, в том числе по тяжелым авиабомбам. Однако по некоторым видам авиабоеприпасов обеспеченность остается весьма низкой, а именно:
                       Будет в наличии на 1-е января     Будет в наличии в результате
                       1951 г. в войсках и на складах    выполнения контрольных цифр
                               в боекомплектах           по производству на 1951 год
                                                               в боекомплектах

Авиапатронов:
23 мм НР и НС                        3,4                            6,2
37 мм                                4,3                            6,5
Фугасных авиабомб:
ФАБ-3000 М-46                        0,8                            9,0
ФАБ-500 М-46                         1,5                            2,9
Противотанковых ПТАБ-2,5-1,5         9,3                            9,7
Бронебойных авиабомб                 6,0                            6,0
Особенно неблагополучно положение с обеспеченностью 37 мм авиапатронами, ФАБ-500 М-46, противотанковыми и бронебойными авиабомбами.

Мы считали бы необходимым при определении заказов на авиабоеприпасы как на 1951 год, так и на следующий 1952 год исходить из того, чтобы обеспечить накопление неприкосновенных запасов (бортовых, аэродромных, армейских) и мобилизационных запасов (на 3 месяца ведения войны) к концу 1952 года.

Средства аэродромной заправки и обслуживания самолетов

Производство новых образцов средств аэродромной заправки и обслуживания самолетов развертывается крайне медленно.

Обслуживание самолетов базируется в основном на устарелой и изношенной технике, оставшейся от военного периода, причем и в количественном отношении этой техники совершенно недостаточно, что видно из следующих данных:
Наименование                   Требуется на     Ожидаемое   Некомплект   Контрольные цифры
                             мобразвертывание   наличие на                  производства 
                                                1.1.1951 г.                  на 1951 г.

Автобензозаправщики БЗ,            7 759          3 464        4 295           1 200
в т.ч. емкостью 16 000 л.            338             44          294             200
Автоводомаслозаправщики ВМЗ        3 692          1 794        1 898             740
Автобензоцистерны АБЦ             13 777          3 774       10 003             500
Компрессорные станции АКС-8
(АКС-2)                            2 454          1 236        1 218             400
Аккумуляторно-зарядные станции
(АЗС-4)                              961            341          620             250
Кислородно-зарядные станции 
(АКЗС-40)                            775            195          580             150
Кислородно-добывающие станции 
АК-12                                185             86           99              40
Роторные снегоочистители             293             59          234              65
Из числа имеющихся специальных автомашин 6 769 машин смонтировано на шасси старых марок, снятых с производства и не обеспеченных запасными частями.

Для повышения боеготовности Военно-Воздушных Сил необходимо покрыть некомплект средств аэродромного имущества и заменить старые специальные автомашины на новые к концу 1953 года.

По технике ультракоротковолновой радиосвязи, радионавигационным и радиотехническим станциям некомплект составляет:
Наименование          Требуется на   Ожидаемое наличие   Некомплект      Контрольные цифры 
                    мобразвертывание   на 1.1.1951 г.                 производства на 1951 год

Радиостанции 
РАС-УКВ                    371               35              336                180
Радиостанции
РСК-УКВ                    225               35              190                100
Приводные 
радиостанции
типа ПАР-ЗБ              1 155              354              801                210
Радиомаяки
«Колба-Н»                  126               83               43                 20
Станции дальнего
обнаружения
«Перископ»                 984               12              972                 45
Оборудование
командного пункта
«Ясень»                    229                —              229                 30
Подвижные станции 
обеспечения слепой 
посадки «Глобус»           242                2              240                  3
Мы считали бы необходимым при определении заказов на 1951 год по радиолокаторам «Перископ», «Ясень» и «Глобус» увеличить утвержденные контрольные цифры по производству на 1951 год по крайней мере в два раза, с тем чтобы закончить доукомплектование указанными радиолокаторами к 1954 году.

По инженерному имуществу

Несмотря на общее развитие техники, инженерные средства в Советской Армии остались в основном на уровне Великой Отечественной войны.

При этом в количественном отношении наличие инженерных средств даже уменьшилось, так как весьма ограниченная поставка в послевоенные годы инженерных средств не покрывала текущего расхода и выдачи имущества по специальным поставкам.

Особенно плохо армия обеспечена следующим инженерным имуществом:
Наименование           Требуется на     Ожидаемое    Некомплект   Контрольные цифры  
                     мобразвертывание   наличие на                 производства на
                                        1.1.1951 г.                    1951 год

Парки «ТМП» комп.            66             22,5         43,5            12
Парки «НЛП» и
«ДЛП»                       200             74          126              15
Катера буксирно-
моторные «БМК-70»,
«БМК-90»                    731            409          322              70
Десантно-транспортные
плавающие автомобили      3 563            572*       2 991             200
Разведывательно-
плавающие автомобили        445          1 094*           —              25
Гусеничные плавающие
транспортеры                922              —          922              50
Передвижные силовые
электрические станции     1 371            311        1 060             110
Мины противотанковые,
т. шт.                    5 528          1 531,6      3 996,4           100
Колючая проволока, тн    97 580            400       97 180               —
* Включены импортные автомобили-амфибии «Джиемси» и «Форд».

При сохранении темпов заказа, принятых на 1951 год, некомплект средств инженерного вооружения сможет быть покрыт лишь к концу 1956 года, что совершенно неприемлемо.

По средствам связи

Основная масса средств связи, имеющихся в наличии, поступила от промышленности в период Великой Отечественной войны и частично еще до войны, продолжительное время находится в эксплуатации, неоднократно ремонтировалась, и хотя является боеспособной, но имеет пониженное техническое состояние.

Наиболее неудовлетворительно обеспечены войска автомобильными радиостанциями РАФ (сети армия-корпус), радиостанциями РСБ (сети корпус-дивизия), радиоприемниками и полевым телефонным кабелем.

Обеспеченность по этим средствам связи составляет:
Наименование           Требуется на     Ожидаемое    Некомплект   Контрольные цифры  
                     мобразвертывание   наличие на                 производства на
                                        1.1.1951 г.                    1951 год

Радиостанции РАФ, шт.       5 200          3 144         2 155             400
Радиостанции РСБ, -"-       6 900          4 716         2 184             250
Радиоприемники, -"-        15 066          7 280         7 756           2 650
Полевой телефонный и
телеграфный кабель, км    644 721        281 751*      362 970         200 000
Телефонные аппараты, шт.  384 123        413 015*            —          45 000
* В том числе:
импортного телефонного кабеля 165 000 км,
импортных телефонных аппаратов 233 340 шт.

Потребность войск по радиостанциям РБ, РБМ (сети дивизия-полк и полк-батальон) обеспечивается удовлетворительно.

Необходимо отметить, что в наличии средств связи имеется большое количество импортных средств (радиостанции СЦР-399 1 269 шт., или 40% к наличию станций типа РАФ, телефонные аппараты 233 310 шт., или 56% к наличию телефонной аппаратуры).

Техническое состояние импортных радиостанций и телефонных аппаратов пока является удовлетворительным, но отсутствие запасных частей к аппаратуре в значительной мере снижает их работоспособность и ведет к преждевременному выходу из строя.

Качество импортного кабеля (имеется 165 000 км) плохое и подлежит срочной замене, так как кабель не пригоден к длительному хранению.

По автотранспорту

Автомашинами потребность мобразвертывания обеспечена в следующих размерах:
                   Положено по штатам   Ожидаемое наличие   Приписано из    ИТОГО   Некомплект
                    военного времени      на 1.1.1951 г.      народного
                                                              хозяйства

Автомобили:
Легковые                 54 433               29 564            20 005      49 569     4 864
Грузовые                448 792              158 746           199 988     358 734    90 058
Тягачи                   84 839               45 501            26 916      72 417    12 422
Специальные             166 679               60 871            45 299     106 170    60 509

ИТОГО:                  754 743              294 682           292 208     586 890   167 853
Автомобильный парк Советской Армии в настоящее время имеет большое количество иностранных автомобилей 136 181 шт. (46%) и отечественных автомобилей старых марок 93 964 шт. (32%)

Новые отечественные марки машин составляют только 22% от всего автопарка.

Ввиду этого поддержание в исправном состоянии существующего автопарка весьма затруднено, так как запасные части к иностранным автомобилям промышленность не изготовляет, а к старым маркам отечественных машин дает только от 10 до 30% фактической потребности.

В настоящее время исправное состояние автомобилей в войсках обеспечивается лишь жесткими нормами их эксплуатации.

В случае же усиленной нагрузки большинство автомобилей выйдет быстро из строя, и войска окажутся в затруднительном положении.

В целях улучшения состояния автотранспорта необходимо в ближайшие годы произвести полную замену в Советской Армии всех импортных и устаревших отечественных марок автомашин.

По интендантскому снабжению

Вещевым имуществом мобилизационное развертывание обеспечивается только в пределах численного состава мирного времени, так как неприкосновенных запасов вещевого имущества нет и средств на заготовление их до сего времени не предоставлялось.

Следовательно, людские пополнения, поступающие для укомплектования войск при мобилизации, при существующем положении обеспечены обмундированием не будут.

Для обеспечения мобилизационного развертывания войск требуется заложить в неприкосновенный запас около 4 млн комплектов обмундирования. Создание этих запасов должно быть осуществлено в течение 1951 года.

- - - - - - -

Для хранения создаваемых запасов вооружения, боеприпасов и военного имущества Военное Министерство имеет крайне ограниченную складскую емкость.

Необходимо немедленно приступить к строительству складов с тем, чтобы приблизить неприкосновенные запасы к войскам.

- - - - - - -

Просим Ваших указаний Бюро Президиума Совета Министров Союза ССР рассмотреть вопрос о покрытии некомплекта вооружения и военного имущества для отмобилизования Советской Армии.

ВАСИЛЕВСКИЙ
ШТЕМЕНКО

АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 277. Л. 73–87. Подлинник

Вестник Архива Президента Российской Федерации. Советская Армия: годы реформ и испытаний. Т. 1. М., 2018.
Tags: Вестник АП РФ, Документы, Современность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments