Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Итоги 1914 года на Восточном фронте

Самые нетерпеливые, наверное, уже всё просуммировали, потому, чтобы сохранить какую-то интригу, займёмся не только сложением, но и сравнением с предыдущими подсчётами, официальными и не очень.

Германия

Основным источником данных об оперативных немецких потерях на фронтах долгое время является изданный в 1934—38 гг. официальный трёхтомник Sanitätsbericht über das Deutsche Heer (Deutsches Feld- und Besatzungsheer) im Weltkriege 1914/1918 (Deutscher Kriegssanitätsbericht 1914/18).

«Над этим 3-томником работала военно-санитарная инспекция имперского военного министерства. Подсчеты проводились по ежедневным и 10-дневным рапортам санитарных частей и штабов, а также по отчетам лечебных учреждений и Красного Креста, при этом учитывались года, фронты, категории потерь, виды ранений и болезней. Подсчитаны потери в конкретных операциях, особенно 1914 года, чего нельзя сказать (по Восточному фронту) о потерях, понесенных в результате боевых действий 1916—1918 гг.».

С.Г. Нелипович в статье «Россия держала мертвой хваткой своих врагов. Официальные данные о потерях армий Центральных держав в боях против русской армии в 1914-1918 гг.» (ВИЖ. 2000. № 5) привёл ряд данных по потерям 8-й и 9-й немецким армиям в 1914 году из Sanitätsbericht. Также мною использована статья подполковника Лярше (Larcher) «Некоторые статистические данные войны 1914-1918 гг.» (Военный зарубежник. 1934. № 12). Там приводятся сведения на основе опубликованных к тому времени официальных немецких и австрийских данных.

                          Лярше     Sanitätsbericht      Нелипович

Убитые/умершие                           19 835            48 796

Раненые/контуженные                      99 338           156 595

Пропавшие без вести                      30 195            51 117

ВСЕГО                    223 000        149 368           256 426
Учитывая, что к январю 1915 года в русском плену оказалось ок. 18,5 тыс. немецких военнослужащих, то количество погибших немцев на русском фронте в 1914 году составляет почти 82 тыс. человек (возможно, меньше за счёт дезертиров).

Австро-Венгрия

Относительно двуединой монархии главным официозом является Österreich-Ungarns letzter Krieg 1914—1918 в семи томах, вышедших с 1930 по 1938 годы. Альтернативные официальные данные — статья Лярше.

                          Лярше     letzter Krieg      Нелипович

Убитые/умершие                          87 008           71 729

Раненые/контуженные                    235 604          309 490

Пропавшие без вести      301 761       182 543          359 914

ВСЕГО                    723 000       505 155          741 133
Следует отметить, что за остальные годы Лярше и letzter Krieg практически идентичны. Нелипович в своей книге приводит ещё ряд австрийских подсчётов времён войны, которые отличаются как в большую, так и в меньшую сторону от letzter Krieg.

Россия

Определение русских потерь в Первой мировой войне (как и советских в Великой Отечественной) уже давно является отдельной дисциплиной в «красно-белой» Спецолимпиаде. Одни топят за данные ЦСУ, другие — Головина, третьи — Урланиса, и т.д. Но, как верно отметил Сергей Геннадиевич, «за почти сто лет изучения вопроса о потерях русской армии исследователи так и не ушли дальше парадных отчетов и гаданий о степени их погрешности или непогрешимости».

Использование данных ЦСУ (Россия в мировой войне 1914—1918 года. М., 1925) затрудняется тем, что в них не выделен конкретно 1914 год. К счастью, в 1942(!) году издали сборник документов «Санитарная служба русской армии в войне 1914—1917 гг.». Там приведены выдержки из ежегодных докладов по военному министерству, в том числе и по 1914-му. Этот доклад и будет исполнять роль официоза.
                           Военное       Нелипович
                         министерство
Убитые/умершие              44 194        157 423

Раненые/контуженные        260 178        646 210

Пропавшие без вести        192 009        710 822

ВСЕГО                      496 381      1 519 761
Количество русских пленных в австро-германском плену к началу 1915 года составляло 484 или 464 тыс. человек. Следовательно, оценка погибших находится в интервале 384—404 тыс. человек (за вычетом дезертиров).


Предыдущие серии:

Восточно-Прусская операция
Галицийское сражение
Октябрьская кампания
Ноябрь — декабрь
Tags: ПМВ, Справочные данные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments