Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Categories:

Если собрались метать чугуний со звенящих высот

Инженер-подполковник ПИМЕНОВ

Об эффективности действий авиации по войскам и боевой технике противника

Основными задачами, которые решают бомбардировщики и штурмовики, действуя в интересах наземных войск над полем боя и в ближнем тылу, являются: подавление огневых средств противника, уничтожение его живой силы и техники. Главными целями служат пехота, артиллерия и минометы на огневых позициях и в движении, танки и самоходные орудия на исходных рубежах для атаки, у мест заправки и на подходе к полю боя, мотопехота и, наконец, скопления войск у переправ, на железнодорожных станциях и при выгрузке из эшелонов.

Эффективное поражение этих целей с воздуха зависит от правильного выбора средств и всестороннего учета обстановки. Боевой опыт показал, что результат действия по живой силе зависит от степени укрытия и рассредоточения войск противника. Практикой доказано, что простые ячейки для стрельбы с колена, а также неровности поверхности, используемые в качестве укрытия, во много раз снижают потери в живой силе по сравнению с потерями войск, находящихся вне укрытий.

Живая сила несет потери от авиации на поле боя главным образом в результате поражения осколками авиационных бомб. В этом случае радиус поражающего действия волны значительно меньше радиуса поражения осколков, однако и они легко перехватываются различными естественными преградами и инженерными сооружениями.

Следовательно, живая сила, находящаяся в легких фортификационных укрытиях, поражается только при прямом попадании осколочных бомб или разрыве их около краев брустверов.

Действие фугасных авиабомб по фортификационным сооружениям легкого типа выражается в разрушении сооружений и поражении укрытой в них живой силы. Однако радиус разрушения окопов и других легких фортификационных укрытий не превышает 1½ — 2 радиусов воронки. В отдельных случаях разрушение сооружений и поражение живой силы в них достигаются только тогда, когда край воронки захватывает окоп или другое легкое укрытие.

Более прочные фортификационные сооружения, имеющие одежду крутостей или стены, срубленные из бревен, и другие прочные перекрытия, значительно меньше страдают от действия взрыва.

Поэтому разрушение точечных или узких линейных целей, рассредоточенных на площади, представляет для авиации значительные трудности, так как прицельное бомбометание по отдельным сооружениям дает очень малую вероятность попадания. При бомбометании по группе сооружений, рассредоточенных на площади, вероятность попадания также невелика, поскольку большинство бомб падает между ними.

Прицельное поражение отдельных сооружений малого размера и укрытых в них живой силы и боевой техники требует большого расхода бомб. Здесь создается достаточная площадь разрывов, при которой прямые попадания в укрытия уже не будут являться редкими. В данном случае для нанесения наибольших потерь противнику малыми силами целесообразно действовать по фортификационным сооружениям без противоосколочных перекрытий мелкими осколочными бомбами. Как показал опыт, здесь можно рассчитывать на значительное число прямых попаданий, в результате которых поражаются живая сила и материальная часть.

Так, в первый день наступления немцев на Орловско-Курском направлении, 5 июля 1943 г., наша авиация около 4 часов утра нанесла удар по живой силе и боевой технике противника, сосредоточенным для атаки в окопах и ходах сообщения. Линия обороны состояла из развитой сети стрелковых окопов и ходов сообщения полного профиля, а также из дзотов.

Удар был нанесен группой бомбардировщиков в составе 50 самолетов под прикрытием 15 истребителей. Бомбометание производилось осколочными бомбами с высоты 900 м, с заходом вдоль переднего края обороны. Как показали пленные, бомбометание было очень удачным, так как полоса разрывов бомб накрыла первую траншею немецкой обороны на участке длиной около 2 000 м. Многие из бомб попали в окопы, другие рвались на брустверах, нанося поражение осколками живой силе, укрывшейся в траншеях и ходах сообщения. В результате удара бомбардировщиков только в одном батальоне, занимавшем по фронту около 600—700 м, было убито 23 человека и 57 ранено; не меньшие потери были и в соседних батальонах.

Когда оборона противника состоит из сплошной линии дзотов и более легких фортификационных сооружений, усиленных противоосколочными перекрытиями, то для ее подавления требуется выделять значительно больше сил. В этих случаях осколочные бомбы применять нельзя; при зарядке же самолетов фугасными бомбами, пусть даже малого калибра, число бомб, подвешиваемых на один самолет, невелико, и при небольшом количестве самолетов трудно обеспечить прямые попадания в фортификационные сооружения. Поэтому подавить дзоты и другие прочные фортификационные сооружения с их гарнизонами можно лишь путем сосредоточенных ударов больших групп бомбардировщиков и штурмовиков.

Особо следует остановиться на действиях авиации по войскам противника, обороняющимся в городах. Немцы широко используют в городах каменные здания, приспосабливая их для ведения огня из всех видов оружия, вплоть до среднекалиберной артиллерии. Подвалы ими используются в качестве убежищ для живой силы. Сопротивляемость такой обороны очень высока. Разрушение ее фугасными бомбами малого калибра нецелесообразно даже при массированных ударах.

Наиболее целесообразно в этих случаях использование пикирующих бомбардировщиков. Применяя крупные фугасные бомбы, они могут свободно разрушать отдельные опорные пункты противника. Наряду с уничтожением живой силы и вооружения противника, на ослабление его сопротивления влияет разрушение больших городских зданий, завалы подвалов-убежищ и выходов из них.

Характерным примером действий авиации по войскам противника, укрепившимся в городе, является бомбардировка частями N соединения крепости Великие Луки 15 января 1943 г. непосредственно перед штурмом ее нашими войсками. Удар по крепости был нанесен 12 самолетами, сбросившими с пикирования крупные фугасные бомбы. Вслед за ударом бомбардировщиков наземные войска начали штурм крепости. Ворвавшись в крепость, они овладели рядом узлов обороны противника и принудили остатки вражеского гарнизона сложить оружие.

По показаниям пленных, бомбардировка крепости Великие Луки, помимо значительного материального ущерба, нанесенного врагу, резко повлияла на моральное состояние немцев, снизив их способность к сопротивлению.

Большие потери в результате действий авиации противник несет, находясь вне укрытий: на походе, в местах сосредоточения его резервов, в эшелонах и при выгрузке на железнодорожных станциях, у переправ и, наконец, в местах расквартирования. Эффективность бомбардировочных и штурмовых ударов зависит здесь от того, как противник сумел использовать для укрытия канавы, неровности поверхности, воронки от авиабомб и т. п. Успешные действия авиации в данном случае будут зависеть от внезапности нападения, когда противник не сможет рассредоточиться и использовать укрытия.

Наиболее действенным средством являются мелкие осколочные бомбы, а при налетах на смешанные колонны (группы войск), состоящие из автомашин, артиллерии, спецавтотранспорта, лучше всего применить крупноосколочные бомбы.

Действия авиации по скоплениям войск противника на переправах и около них, помимо дезорганизации движения и создании паники, наносят противнику огромные потерн в живой силе и технике.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Окопавшийся противник несет ничтожно малые потери, тем более если бомбометание по фортификационным сооружениям производится с большой высоты по площади. Причиной незначительных потерь является малый радиус поражения, в том числе и бомбами крупного калибра.

Наибольший эффект действий авиации по окопавшейся живой силе получается от применения мелких осколочных бомб, сбрасывание которых в большом количестве дает большое число прямых попаданий в фортификационные сооружения.

При бомбометании по фортификационным сооружениям с противоосколочными перекрытиями и дзотами наибольший результат дают фугасные бомбы средних калибров с взрывателями, установленными на замедление; при этом разорение сооружений происходит только при прямом попадании или при взрыве в непосредственной близости, т. е. не далее половины радиуса воронки. Здесь реального успеха можно добиться только путем сосредоточенного удара бомбардировщиков и штурмовиков с возможно малых высот по отдельным узлам сопротивления.

Наибольшие потери в результате действий авиации несет живая сила, находящаяся вне укрытий, в местах скопления, на походе, у переправ и т. п. Это достигается применением пулеметно-пушечного огня и осколочных бомб малого калибра. Пусть даже здесь бомбардировщики и штурмовики действуют небольшими группами, но благодаря большому числу очагов поражения они наносят противнику большой ущерб.

Эффективность действий авиации по артиллерии

Ведя борьбу с вражеской артиллерией, авиация обычно стремится подавить ее огонь и уничтожить материальную часть.

Потери артиллерии как в ее личном составе, так и в материальной части в значительной мере зависят от степени ее укрытия, а также и от наличия соответствующих фортификационных сооружений.

Материальная часть хорошо окопавшейся артиллерии от осколков авиабомб несет сравнительно малые потери. Исключение составляют случаи прямых попаданий фугасных авиабомб с мгновенным взрывателем в орудийные ровики, когда орудия полностью уничтожаются. Попадания крупных осколочных или осколочно-фугасных бомб в орудийные ровики также наносят существенные повреждения или чаще всего полностью выводят орудия из строя.

Осколочные бомбы среднего калибра при попадании в орудийные ровики выводят орудия из строя, пробивают осколками цилиндры компрессора, гидравлические тормоза, пружины накатника, стволы и прицельные приспособления.

Мелкие осколочные бомбы, как отмечалось выше, выводят из строя личный состав и наносят поражения прицельным приспособлениям, а в отдельных случаях и противооткатным механизмам орудий.

Радиус действия фугасных авиабомб с нормальным замедлением взрывателя при действии по материальной части артиллерии имеет незначительную величину, так как осколки и взрывная волна бомбы, взорвавшейся в земле, направлены вверх. Поэтому даже взрыв крупных фугасок с замедлением наносит незначительные поражения материальной части артиллерии.

Еще меньше сказывается на материальной части артиллерии действие взрывной волны. Хрупкие артиллерийские приборы в ряде случаев получали только поправимые повреждения, хотя фугасные бомбы взрывались на относительно малом расстоянии от них.

Взрыв бомб в непосредственной близости от укрытий наносит поражение материальной части, выступающей из укрытий (стволы орудий и т. п.), и личному составу, когда он в момент нападения авиации ведет огонь и, таким образом, частично находится вне укрытия. В тех случаях, когда орудийные расчеты стрельбу не ведут и укрываются в ровиках, они несут незначительные поражения, исключая прямые попадания.

Наибольшие потери артиллерия несет, как и живая сила, от осколочных бомб. Вероятность попадания в позицию артиллерийской батареи и в орудийные ровики значительно выше, чем в стрелковые окопы, но все же не столь велика, чтобы обеспечивать поражение артиллерии при малом числе сбрасываемых бомб. Поэтому в практике боевой деятельности авиации нередки случаи, когда бомбометание и обстрел артиллерийских позиций приводят лишь к временному подавлению артиллерийского огня, так как бомбы, падающие на артпозицию или вне ее, не наносят поражения материальной части и заставляют прислугу укрываться в ровиках.

Артиллерия, находящаяся вне укрытий, несет несравненно большие потери. В этом случае она поражается осколками бомб на значительном расстоянии от очага взрыва; кроме того, находясь вне укрытий, артиллерия является уязвимой целью для пулеметно-пушечного огня наших штурмовиков.

Так, 3 августа 1943 г. в 6 час. 30 мин. восемь самолетов «Петляков-2» под командованием капитана Ермак со штурманом группы старшим лейтенантом Гордеевым нанесли удар по артиллерийской батарее противника на ОП и районе хутора Н. Бомбометание производилось с горизонтального полета с высоты 3 000 м фугасными и осколочными бомбами. Батарея не успела окопаться и потому представляла легкоуязвимую цель.

В результате прямого попадания одной бомбы было уничтожено орудие, у которого взрывная волна сорвала ствол и накатник с лафета. Взрывами других бомб было опрокинуто второе орудие и два зарядных ящика, выведены из строя третье и четвертое орудия, разрушен КП противника и уничтожена орудийная прислуга.

Под разрывы бомб попали также отходившие танки противника; один из них был полностью уничтожен в результате прямого попадания бомбы, второй танк опрокинут взрывной волной.

Говоря о действии авиации по вражеской артиллерии, можно сделать следующие выводы:

1. Артиллерия на огневых позициях, нормально оборудованных укрытиями, несет потери от действия авиация в результате попадания бомб в укрытия или в непосредственной близости от них; при этом наиболее часто поражаются приборы управления огнем: дальномеры и прицельные приспособления орудий, которые выводятся из строя не только осколками, но и взрывной волной фугасных бомб.

2. Артиллерийские орудия выходят из строя в результате взрыва фугасных бомб в котловане, в окопе или на его бруствере; при взрыве в тех же условиях, но только осколочных бомб орудия выходят из строя в результате поражения осколками прицельных и противооткатных устройств, а также стволов пушек.

3. Личный состав несет значительные потери только в тех случаях, когда он вынужден вести огонь во время атаки самолетов.

4. Вне укрытия артиллерия представляет хорошую цель и несет большие потери в материальной части и личном составе от осколочных бомб и пулеметно-пушечного огня авиации.

5. Для поражения материальной части окопавшейся на ОП артиллерии наилучший результат дают осколочные бомбы. Более крупные бомбы могут быть эффективно применены только при действии по тяжелой артиллерии, по которой наносится сосредоточенный удар авиации; в других условиях применение крупных калибров нецелесообразно, так как при малом числе вероятность их прямого попадания в орудийные окопы или при взрыве в непосредственной близости от них незначительна и не дает поражения цели.

Эффективность действий авиации по автомашинам

Автомашины всех типов легко поражаются крупноосколочными бомбами, огнем крупнокалиберных пулеметов и пушек, бронебойно-зажигательными пулями пулеметов нормального калибра.

Наиболее уязвимыми местами автомашин являются бензобаки, мотор, радиатор, коробка скоростей, картер карданного вала, валы и полуоси.

Попадание зажигательных пуль или раскаленных осколков в пространство бензобака, наполненное парами бензина, вызывает воспламенение, в результате чего машина сгорает и восстановлению не поддается. Попадания осколков бомб или пуль и снарядов в мотор и другие агрегаты выводят машину из строя на время, продолжительность которого зависит от характера причиненного разрушения. Легкие повреждения, как например, пулевая пробоина в картере мотора, могут быть устранены в течение 15—20 минут путем забивки в пробоину деревянной пробки; более серьезные повреждения, в результате чего нужно заменить деталь или произвести средний ремонт в мастерских, обычно выводят машину из строя на несколько дней.

Спецавтотранспорт (бензоцистерны, бензозаправщики, автомашины с рациями), а также автомашины с горючим и боеприпасами более уязвимы, чем простые грузовые автомашины, так как они представляют большую поражаемую площадь.

Так, 7 сентября 1943 г. в результате налета группы штурмовиков в одном районе была полностью уничтожена вражеская автоколонна (в количестве 20 автомашин) с боеприпасами и другими грузами.

12 сентября 1943 г. на дороге из Т. на хутор Л. штурмовиками была разгромлена автоколонна в составе до 20 автомашин, из которых 6 машин с боеприпасами сгорели полностью.

Авиация наносит поражения автомашинам в колоннах, действуя по коммуникациям врага, а также в местах скопления автотранспорта в населенных пунктах, у переправ, у больших штабов и складов.

Автомашины в колоннах на дорогах при достаточном их рассредоточении (150—200 м) представляют трудно уязвимую цель для бомбардировщиков, действующих с высот 1 500 м и выше. Наибольший успех при действиях бомбардировщиков по автомашинам достигается бомбометанием с относительно малых высот (800—1 200) м) осколочными бомбами. При этом бомбометание осуществляется с углом захода на цель около 10—25°.

Наибольшие потери автомашинам наносят штурмовики путем бомбометания осколочными бомбами с высот от 800 до 400 м и обстрелом пушечно-пулеметным огнем на дальностях 600—200 м Отдельные автомашины отлично поражаются пушечно-пулеметным огнем штурмовиков и истребителей, действующих с малых высот.

Очевидцы-колхозники так описывают действия «Ильюшин-2» по автотранспортным колоннам.

«2 сентября 1943 г. в Б. А. остановилась транспортная колонна противника в составе 50 автомашин. Несмотря на тщательную маскировку деревьями на обочинах дороги и постройками, автоколонна была обнаружена нашими штурмовиками, которые в результате атаки сожгли 25 автомашин, из них 10 нагруженных бочками с горючим. Над деревней штурмовики встали в круг и по одному, делая по нескольку заходов, с высоты 300— 200 м расстреливали машины одну за другой».

Таким образом, наиболее эффективным средством поражения автомашин являются осколочные бомбы и пушечно-пулеметный огонь штурмовиков и истребителей.

Удар бомбардировщиков по автоколоннам и скоплениям автомашин у дорог и в населенных пунктах должен наноситься с возможно малых высот — не более 1 200—1 500 м, так как в противном случае вследствие малой ширины цели вероятность поражения автомашин незначительна.

Наиболее эффективно поражается автотранспорт в результате штурмовых действий самолетов «Ильюшин-2» с высот 400—100 м, обеспечивающих прицельную стрельбу по отдельный машинам и накрытие полосой разрывов бомб скоплений автомашин на дорогах и в населенных пунктах.

* * *

Боевой опыт показывает, что результат действий авиации в значительной мере зависит от правильного выбора средств поражения в соответствии с характером цели.

Наиболее эффективным средством поражения живой силы и боевой техники противника в подавляющем большинстве случаев являются осколочные авиабомбы различных типов. Исключением являются действия по узлам сопротивления противника, состоящим из системы дзотов или дотов полевого типа. Для разрушения их требуется прямое попадание фугасных авиабомб средних и крупных калибров. Успех действия в этих случаях достигается в результате сосредоточенных ударов штурмовиков и бомбардировщиков по отдельным узлам сопротивления и опорным пунктам.

При этом особенно эффективным являются удары специально подготовленных групп пикировщиков, имеющих опыт бомбометания по малоразмерным целям.

Наступательные операции Красной Армии создают благоприятные условия для действий авиации по войскам противника в наиболее уязвимых местах: при отступлении в местах сосредоточения, у переправ, на оборонительных рубежах, слабо оборудованных в инженерном отношении. В результате успешных действий авиации живой силе и боевой технике противника, находящимся вне укрытий, наносится огромный урон, что способствует окончательному разгрому и уничтожению противника.

Вестник воздушного флота. 1944. № 6. С. 16—21.


Виноградов Л.

К вопросу о повышении эффективности ударов бомбардировочной авиации



2. Полноценное применение оружия — правильный выбор средств поражения

Успешное наступление 1943/44 г. обеспечило возможность подвергнуть исследованию самые разнообразные цели и на этой основе сделать обобщенный вывод о том, какие бомбы по каким целям и каким методом следует применять. Установлена огромная зависимость эффективности бомбовых ударов от правильного подбора ассортимента бомб.

В соответствии с этим от командиров частей и соединений бомбардировочной авиации требуется не только безукоризненное знание своего оружия, но и умелая организация работы штабов и технических служб, обеспечивающая своевременное снаряжение самолетов необходимыми боекомплектами.

От штабов соединений зависит своевременность и правильность ориентирования частей в характере предстоящих боевых действий.

Для исключения грубых ошибок в этой работе организуется систематическая разведка и изучение целей, причем в первую очередь изучается насыщенность театра предполагаемой операции различными вероятными целями (эту работу штабы должны вести задолго до начала операции), определяются система, развитость, прочность и скученность фортификационных сооружений переднего края обороны, по фотоснимкам и другим данным устанавливается наличие или отсутствие земляные укрытий (капониров) для самолетов на аэродромах, прочность мостов и т. п., изучается противозенитная оборона цели.

Заблаговременное получение и обобщение перечисленных выше данных позволяют правильно спланировать завоз боеприпасов соответствующего ассортимента бомб. Этот чрезвычайно ответственный период обеспечения операции не должен быть упущен, ибо в противном случае ошибки в завозе необходимых боеприпасов явятся первопричиной недостаточной эффективности бомбовых ударов.

Однако этим не ограничивается, а лишь начинается работа штабов по обеспечению правильного подбора боекомплектов. От обеспечения всей операции штабы по мере ее развития и в соответствии с выдвигающимся объемом воздействия переходят к обеспечению отдельных бомбовых ударов. От общего представления о целях необходимо бывает перейти к детальному знанию конкретной цели, для того чтобы правильно определить, какими бомбами снарядить самолеты на предстоящий вылет.

В большинстве частей бомбардировочной авиации все эти вопросы решаются вполне успешно. В период подготовки к напряженным боевым действиям на аэродромы завозятся боекомплекты различного ассортимента. В зависимости от местных условий (укомплектованность службы вооружения, подготовка специалистов по вооружению и т. д.) определяются опытным путем нормы времени, потребного для подвески и перевески различных боекомплектов, отрабатывается технология снаряжения самолетов. Штабы со своей стороны учитывают время, необходимое вооруженцам, и таким образом обеспечивается наиболее эффективное применение бомб.

Наряду с широким положительным опытом в использовании бомб следует отметить, что в отдельных случаях не всегда предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить применение мелких бомб. Самолеты кассетами не укомплектовываются, заявки на подвоз БАС не даются. Планируя действия, штабы не всегда отводят время службам вооружения для подготовки необходимого боекомплекта. В таких случаях применяется лишь одна стандартная бомбовая зарядка, независимо от целей, по которым собираются действовать. Бывает иногда и так, что фугасные бомбы применяются по таким целям, по которым эффект могут дать только осколочные бомбы, причем предпочтение фугасным бомбам некоторые командиры обосновывают стремлением добиться большей меткости. Между тем во многих случаях значительно выгоднее применить мелкие осколочные бомбы, дающие меньшую меткость (с горизонтального полета), чем крупные фугасные — с пикирования. Поэтому стремление обеспечить наибольшую меткость бомбометания должно сочетаться с правильным выбором бомб.

Метод бомбометания, построение серий, установка замедления взрывателей также являются вопросами, значительно влияющий на эффективность бомбометания, причем основой в выборе их должно быть опять-таки хорошее знание цели.

Например, бомбардирование переднего края с развитой системой окопов полной профили целесообразно выполнять мелкими осколочными бомбами, которые при сбрасывании необходимо равномерно рассеивать по заданной цели. Доказательства этого чрезвычайно просты: прямое попадание в окоп осколочной бомбы в 2,5 кг и фугасной бомбы в 100 кг дает одинаковое поражение живой силы, но вероятность прямого попадания 40 мелких бомб в окоп в 40 раз больше, чем одной фугасной 100-кг бомбы.

При невозможности в силу известных обстоятельств бомбить мелкими осколочными бомбами с пикирования надо применять их с горизонтального полета, обеспечив подвеску как на внутренние, так и на наружные держатели. Результат бомбометания будет значительно лучше, несмотря на некоторое снижение меткости.

При бомбометании с пикирования (так же как и при бомбометании с горизонтального полета) следует внимательно рассчитывать расположение бомб в сериях и подбирать наиболее выгодный интервал. Исследование этого вопроса показывает, что серия бомб, сброшенных с пикирования, особенно тогда, когда их больше 4—5, страдает большой неравномерностью интервалов. Объясняется это непостоянством вектора скорости самолета в период бросания серии как по скорости, так и по направлению, а также возникновением больших ускорений, появляющихся немедленно после начала вывода из пикирования (из-за перегрузки) и действующих на все бомбы, кроме первой. Отрицательное действие этого фактора значительно уменьшается применяемым сейчас модернизированным сбрасывателем, с помощью которого расположение серий, сброшенных с пикирования, улучшается.

Вестник воздушного флота. 1944. № 17. С. 16—18.
Tags: ВВС, ВВФ, ВОВ, журналы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments