Павел Козлов (paul_atrydes) wrote,
Павел Козлов
paul_atrydes

Category:

Потому и не напали, что дезинформировали

По-моему, недостаточно известный момент в работе внешней разведки — дезинформация противника. Например, мне не известно, продолжалась ли работа по дезинформации в 30-е годы или, например, непосредственно перед войной. Но, полагаю, в 37-38-м всем дожившим участникам это припомнили и приобщили к делу.

Доклад начальника Разведуправления Штаба РККА Я.К. Берзина председателю РВС СССР М.В. Фрунзе о мероприятиях по линии военной дезинформации вероятного противника. 21 января 1925 г.

Председателю РВС СССР и Начальнику штаба РККА Тов. ФРУНЗЕ

Совершенно секретно

Лично

ДОКЛАД

О дезинформации.

Вопрос о создании специального органа по разработке ложных документов для дезинформации противника нами был поднят еще в 1921 г. Практическое разрешение он получил лишь осенью 1922 г., когда по постановлению Полит. Бюро ЦК при ОГПУ было создано специальное бюро по дезинформации в составе представителей контрразведывательного отдела ОГПУ, Разведупра и НКИД. Для практической работы по военной линии на первом же заседании дезинфбюро было решено создать при Разведупре небольшой аппарат из 3-х человек, который фактически впоследствии стал рабочим аппаратом этого бюро. Дезинформационные материалы по политической линии должны были разрабатываться аппаратом КРО ОГПУ совместно с НКИД.

На практике жизнеспособным оказался лишь аппарат Разведупра; политическая дезинформация вследствие разногласий по ряду вопросов между НКИД и ОГПУ широкого применения не получила.

Отделение по дезинформации при Разведупре в составе 3-х товарищей приступило к работе 22 декабря 1922 г.

В задачу этого отделения ставилось:

1) вести постоянный учет и изучение сведений об осведомленности противников о Красной армии;
2) разрабатывать для КРО ОГПУ по его заданиям или по своей инициативе ряд ложных документов и сообщений для передачи разведке противника. Общее направление работы должно было определяться РВС СССР и контролироваться с чисто военной точки зрения Помнаштаресп.

На результатах двухлетней работы этого дезинфотделения я хочу остановиться в данном докладе. Как уже было упомянуто выше, работа дезинфотделения строилась на изучении имеющихся у нас сведений относительно осведомленности противника и на общей директиве РВС СССР.

Общая директива пред. РВС СССР тов. ТРОЦКОГО была: в дезинфматериале рисовать численность, состояние и боеспособность Красной армии процентов на 50-60 лучше действительного положения. Эта директива была оставлена в силе весной 1924 г., когда мы подняли вопрос об ее изменении.

Изучение сведений об осведомленности противника (разведсводки французского, польского, американского, итальянского и японского штабов)дали следующие результаты.

Разведку в СССР в том или ином объеме ведут не только непосредственно граничащие с СССР государства, но и ряд других великих и мелких держав независимо от того, производится ли эта разведка их собственными силами или через вторые и третьи лица. Как общее правило, надо отметить обмен разведывательными материалами, в первую очередь между государствами, состоящими в союзных отношениях, — например, Польша, Румыния и Франции, — а затем передачу и обмен разведывательными материалами между государствами, не состоящими официально в союзных отношениях.

Самую деятельную разведку вели и ведут в России Польша и Франция (последняя главным образом через Польшу). Из окраинных государств особенно выделяется Эстония, являющаяся, в общем, посредником для других государств, как-то для Финляндии, Англии, Японии, отчасти Германии и др.

Исходя из этих предпосылок, а также учитывая наших возможных ближайших противников, в первую очередь необходимо было уделить центр внимания Польше и ее покровительнице — Франции, попутно передавая дезинфматериалы и Эстонии в расчете на то, что они попадут и к другим государствам. Основными и постоянными «клиентами» как раз и являлись три, указанные выше, государства, но периодически исполнялись также и задания непосредственно англичан, афганцев, турок и др.

Помимо центра, руководящего всей работой, таковая ведется систематически еще в УВО и ЛВО и периодически в ЗВО и СКВО.

Общая характеристика дезинфматериалов.

Все переданные и передаваемые материалы, по существу, могут быть разделены на 6 групп:

1) Агентурные донесения по заданиям противников.
2) Агентурные донесения составленные по собственной инициативе.
3) Подлинные приказы или копии с них, поскольку таковые уже имелись у противников, или подлинные маловажные приказы, поскольку передача вызывалась «тактическими» соображениями.
4) «Подлинные», но переработанные нами приказы, документы или копии с них.
5) Совершенно ложные приказы и другие документы.
6) Официальные, неофициальные и секретные (устаревшие) военные издания.

Из приведенного краткого перечня можно судить о том, в каком виде передавались те или иные данные, для того, чтобы осуществить цели военной дезинформации.

Останавливаться на статистической стороне количества переданных материалов нахожу излишним.

Характеристика основных принятых материалов, легших в основу военных расчетов противников.

Пехота. 1) По выявлении степени осведомленности противника в начале организации всей данной работы (конец 1922 г.) стало известным, что противник располагает штатами мирного и военного времени пехотной дивизии. Ответом на это явился ложный приказ РВСР со штатами пехотной дивизии на военное время. В основу этих штатов легли: 1) организационные изменения; 2) увеличение технических средств борьбы: пулеметы, автоматы и артиллерия, последняя была показана в составе 2-х полков — 60 орудий; 3) увеличение общей численности дивизии до 24 000 человек.

Штат этот проверялся противником в течение целого года и был принят как французами, так и поляками. На военном совещании в сентябре 1924 г. представителей Франции, Польши и Румынии в отношении этих штатов союзники пришли к следующим выводам: 1) проводя сравнение организации и состава тер. дивизии (старый штат) с вышеуказанным штатом, они пришли к заключению, что ограниченность кадрового состава тер. дивизий, в особенности артиллерии и конницы, весьма затрудняет развертывание. Из этого делается дальнейший вывод, что штат тер. дивизии, как составленный после штата дивизии военного времени, логически предусматривает сокращение стрелковой дивизии военного времени. (Это вполне соответствует нашим предположениям и сейчас заканчивается новый штат пехотной дивизии военного времени, примерно в 18-19 000 человек.) Что же касается артиллерии — 60 орудий на дивизию, то в силу недостатка предметов общего снабжения и обученного персонала таковое не может быть достигнуто. Тем не менее необходимо считаться с возможностью устранения этих недостатков в ближайшие годы.

Примечание: штат этот принят также Японией и САСШ.

2) В отношении непосредственной организации пехотного полка союзниками воспринята мысль, что 37 м/м орудия будут распределены между батальонами, а полковая артиллерия будет состоять из 3» пушек. Идея эта сохранена и в новом штате пех[отной]дивизии военного времени.

3) Благодаря ряду дислокационных данных, общее количество пехоты в организационных объединениях является в представлении Эстонии, Польши и Франции в следующем виде:
            19 арм. корпусов, 41 стр. двз., 20 тер. двз. Всего 61 двз.
Фактически: 15         -"-    36      -"-   26      -"-        62 -"-
Кавалерия.

Общее количество кавалерии в организационных объединениях, до последней реорганизации, воспринято в следующем составе:
            13 кав[алерийских] дивизий, 6 отд[ельных] кав. бригад.
Фактически: 10        -"-               9            -"-
После реорганизации состав определен в 12 кав. дивизий и 9 кав. бригад, из коих две кав. бригады находятся в стадии формирования.

Артиллерия.
Воспринят           состав ТАОНа в 10 групп 3-х дивизион. состава.
Фактически же было:  -"-    -"-     4  -"-  2-х    -"-      -"-
Бронесредства.
Бронепоездов — 117 единиц, фактически же к июню 24 г. — 48 единиц
Танков —       191   -"-    -"-    -"-    -"-         —  1 танковая эскадра
Примечание: в указанные цифры входят как действующие, так и консервированные единицы.

Воздушный флот.

Воспринят наш документ (дислокация), относящийся к 1/IV-1924 г.

Ниже приводится сравнительная сводная таблица как наших, так и действительных данных. Наши позднейшие сведения, которые мы в этой таблице также помещает, не могли быть рассмотрены союзниками, так как были переданы после конференции.



Примечание: эти сведения восприняты САСШ и Италией.

Механические транспортные средства.

На основании нашего документа конца прошлого года количество механических транспортных средств определено в:
4358 грузовых автомобилей,
2009 легковых -"-
4452 мотоцикла.

Военная промышленность.

Данные о военной промышленности передавались в виде документов — ведомостей месячной продукции основных предметов вооружения. Процент увеличения примерно следующий: на винтовки — 40%, на пулеметы — 90%, на авторужья — 120%, на орудие — 150%.

Все переданные ведомости были вполне положительно приняты и явились дополнением к составленной союзниками таблице о состоянии вооружения на 1/1Х-23 г. и 1/1Х-24 г.

Обеспеченность вооружением:

В основу составления союзниками таблицы наличия вооружения Красной армии положен наш документ от декабря 1923 г. плюс продукция военных заводов. Ниже приводится краткая сравнительная таблица ложных и фактических данных на основные предметы вооружения.



Примечание: При составлении нашего основного документа — «Обеспеченность Красной армии» — основной отправной данной было выставление армии в 150 пех. дивизий. В таком соответствии увеличено и число огнеприпасов для артиллерии.

Мобилизация.

В отношении вопросов, соприкасающихся с мобилизацией армии, помимо разных штатов военного времени, был изготовлен ложный график провозоспособности всей железнодорожной сети СССР в военное время. В ложном графике средний процент увеличения по сравнению с фактическими расчетами составлял 35% с отклонениями в ту или иную сторону в отношении отдельных дорог и участков. Относительно этого документа союзники после длительной проверки пришли к заключению:

1) по сравнению со старыми, имеющимися у них данными увеличение провозоспособности должно отразиться на быстроте мобилизации и сосредоточения;
2) цифры эти имеют преимущественно теоретический характер, а потому в дальнейших предположениях их необходимо сократить на 1/3.

Выше мною приведены лишь самые основные и самые важные данные, воспринятые с той или иной оценкой нашими противниками, на которых, следовательно, они строили свои расчеты. В настоящем кратком докладе мною преднамеренно упущен целый ряд мелочей и деталей, по существу, являющихся дополнением или подтверждением переданных противникам сведений.

Вывод.

На основании приведенных в настоящем докладе главных данных и ряда дополняющих их мелочей можно прийти к заключению, что те государства, которые систематически снабжались в течение 2-х лет ложными материалами, восприняли таковые как не подлежащие сомнению и на таковых основывали свои расчеты.

К государствам этим в первую очередь могут быть отнесены Польша, Румыния, Франция, Эстония; на втором месте находятся Италия, Япония, отчасти САСШ.

Отсюда следует:

1) а) Поскольку количество стрелковых и территориальных дивизий не соответствует действительности, то, следовательно, предположения о развертывании, раз таковые основаны на вышеуказанных данных, не могут быть верны, если бы даже противниками был правильно уловлен принцип развертывания;
б) Ложное организационное построение и состав пех. дивизий и ряда других частей военного времени только еще более усугубляет неправильность расчетов о развертывании.

2) То же относится и к кавалерии.

3) В отношении артиллерии и бронесредств у противника создалось совершенно ложное представление, выявляющее при этом нашу сравнительно богатую обеспеченность этими средствами борьбы.

4) В отношении воздушного флота, как это видно из таблицы, увеличение достигает почти 50—60%, не считая бомбометательной авиации, которой у нас, как самостоятельной организации, совершенно не имеется.

5) Что касается военной промышленности, то у противников также создалось совершенно неправильное понятие о ее производственных возможностях на мирное время, а отсюда, следовательно, и на военное время.

6) Обеспеченность Красной армии боевыми средствами также приводит союзные штабы на ложный путь в отношении ее боевой мощи как при развертывании, так и в течение первого года войны.

Суммируя те отдельные частности, о которых речь шла выше, можно прийти к одному общему заключению, а именно что все перечисленные выше данные, из которых некоторые были переданы больше года тому назади проверялись в течение всего истекшего года, логически приводят противников к неверному представлению о Красной армии и ее боевой мощи в целом и, следовательно, их предположения о плане войны на этот год также неверны.

В заключение к сказанному нахожу полезным прибавить, что военный министр Польши ген. Сикорский в своей речи от 2/ХП-24 г. (см. «Польска Збройна» № 331 – 1924 г.), отстаивая перед Сеймом увеличение военного бюджета армии, в доказательство правоты своих цифр оперировал данными, приведенными в настоящем докладе, а также основывался на наших последних дезинформационных материалах.

Небезынтересно также отметить, что официальный труд II отдела польского Генштаба «Красная Армия» 1924 года также в значительной степени основан на наших ложных материалах.

Пользуясь случаем, считаю необходимым отметить еще одну проделанную весьма серьезную работу в отношении принятия и проведения ряда мер по прекращению разглашения военной тайны нашими органами печати. Но в связи с прессой у меня возникает еще один вопрос, который должен получить то или иное разрешение, так как этим до некоторой степени определяются пути и успешность военно-дезинформационной работы. Вопрос этот касается целесообразности дискуссирования нашей печатью организации армии мирного времени. Исходя из того, что наши штаты на мирное время в большинстве случаев являются несекретными, естественно, что дискуссирование таковых до и после утверждения вполне допустимо. Но если это так, то в отношении мирного времени по военной дезинформации ничего не может быть сделано, с одной стороны, а с другой — эта, временами излишняя, откровенность весьма затрудняет работу по вопросам и военного времени, как основанную на тех или иных организационных формах, численности и т. д. армии мирного времени. Дезинформация же, так же как и всякая разведка, должна работать по вопросам как военного, так и мирного времени. Поэтому до изменения установившегося взгляда на организацию мирного времени я просил бы Вашего принципиального разрешения передавать противнику, когда это окажется необходимым и полезным, официальные данные, относящиеся к организации армии мирного времени.

Заключение.

Вышеизложенным были отмечены те основные достижения, которые удалось провести в течение двухгодичной работы и которые сводятся в основном к тому, что наши ближайшие противники на Западе в целом находятся на совершенно ложном пути в оценке технической мощи Красной армии и ее мобилизационных перспектив. Проводимый нами по директиве Председателя РВС СССР курс усиления в ложных документах нашей армии по сравнению с фактическим ее состоянием, кроме положительных, имел и отрицательные результаты в том смысле, что, исходя из преувеличенных данных, противники ставили своей задачей срочное усиление своих армий и увеличение мобзапасов. Быть может, в истекшие годы курс на «усиление» был правильным, но в данное время вряд ли целесообразно пугать противников и побуждать их к усилению своих армий.

Я полагал бы полезным прекратить дальнейшее «раздувание» и взять курс на сокращение и качественное улучшение всей нашей армии и ее техники в целом.

Технически для дезинф[ормационного] отделения это вполне возможно, конечно, соблюдая постепенность в изменении «приказов», донесений и проч. (так, например, можно произвести некоторое сокращение авиации, конницы и т. п.).

Производственные возможности нашей военной промышленности можно было бы сократить в том отношении, что она перешла бы на усиленный ремонт, сокращая новое производство, за исключением тех предметов, в коих мы особенно нуждаемся, например, авторужья, зенитная артиллерия и т. д. Этим одновременно было бы достигнуто и качественное улучшение технических средств армии.

Заканчивая на этом свой доклад и представляя таковой на Ваше усмотрение, прошу Ваших указаний как относительно курса работы, так и по отдельным особо важным вопросам (технические и специальные войска, воздушный флот, военная промышленность в т. п.).

Начразведупра Штаба РККА БЕРЗИН

21 января 1925 г.

РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 99. Л. 489—501. Подлинник.

Глазами разведки. СССР и Европа. 1919—1938 годы. М., 2015.
Tags: 1918-1941, Документы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment